Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 15:33, курсовая работа
Темперамент – это сочетание индивидуально-психологических особенностей личности, характеризующих динамическую и эмоционально-волновую стороны ее поведения и деятельности. Большинство ученых едины в мнении, что темперамент - это врожденная характеристика, а значит его изменить нельзя. И поэтому, очень важно учитывать темперамент ребенка в учебно-воспитательной работе с ним. [6]
Большой психологический словарь дает следующее определение понятия «темперамент» – это закономерное соотношение устойчивых индивидуальных особенностей личности, характеризующих различные стороны динамики психической деятельности и поведения. [2]
Введение…………………………………………………………………….3
Глава I. Исторический экскурс психологического знания по проблеме детского темперамента……………………………………………………………5
Глава II. Темперамент как индивидуальная типологическая характеристика личности………………………………………………………..11
2.1 Понятие о темпераменте. История учений о темпераменте……….11
2.2 Классификация типов темперамента………………………………..21
2.3 Характеристика детей с разными типами темперамента…………..27
2.4 Учет свойств темперамента в воспитательно-образовательной работе с детьми…………………………………………………………………..29
2.5 Методы изучения детского темперамента…………………………..33
Заключение………………………………………………………………..35
Список литературы……………………………………………………….37
ПРИДНЕСТРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ИМ. Т.Г. ШЕВЧЕНКО
ФАКУЛЬТЕТ
ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ
КАФЕДРА
ПСИХОЛОГИИ
КУРСОВАЯ РАБОТА
ПО ПСИХОЛОГИИ.
НА ТЕМУ:
Проблема
детского темперамента.
Выполнила:
студентка
36 гр. ПМДО з/о
факультета
педагогики и психологии
Чебан О.
Проверил:
Преп.
Старовойт Е.Н.
Тирасполь,
2011
Содержание
Введение…………………………………………
Глава
I. Исторический экскурс психологического
знания по проблеме детского темперамента………………………………………………
Глава
II. Темперамент как индивидуальная типологическая
характеристика личности……………………………………………………….
2.1 Понятие о темпераменте. История учений о темпераменте……….11
2.2
Классификация типов
2.3 Характеристика детей с разными типами темперамента…………..27
2.4
Учет свойств темперамента в
воспитательно-образовательной
2.5
Методы изучения детского
Заключение……………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Введение.
Темперамент – это сочетание индивидуально-психологических особенностей личности, характеризующих динамическую и эмоционально-волновую стороны ее поведения и деятельности. Большинство ученых едины в мнении, что темперамент - это врожденная характеристика, а значит его изменить нельзя. И поэтому, очень важно учитывать темперамент ребенка в учебно-воспитательной работе с ним. [6]
Большой психологический словарь дает следующее определение понятия «темперамент» – это закономерное соотношение устойчивых индивидуальных особенностей личности, характеризующих различные стороны динамики психической деятельности и поведения. [2]
Ребенка можно уподобить цветку, которому для того, чтобы расцвести, нужно создать необходимые условия, учитывающие особенности этого цветка. Если не учитывать темперамент ребенка в учебно-воспитательном процессе, то ребенку будет сложнее расцвести, труднее раскрыть особенности таланты своей личности. Вот почему, тема изучения особенностей темперамента старших дошкольников очень важна для воспитателей и методистов детских садов. Конечно, учебно-воспитательный процесс в таких учреждениях построен таким образом, что у воспитателя нет возможности заниматься с каждым в отдельности, но выделять среди воспитанников представителей четырех типов темперамента и учитывать это при: распределении заданий, при определении объема и времени выполнения заданий, при оценке детских игр и т.д. он может. Такой подход существенно повысит эффективность учебно-воспитательного процесса с младшими школьниками.
Цель работы: раскрыть значение понятия «тепмперамент», рассмотреть классификацию типов темперамента, изучить основные подходы исследования проблемы детского темперамента в психологии.
Для реализации поставленной цели будут решены следующие задачи:
1) Рассмотреть общепсихологическое представление о темпераменте.
2)
Рассмотреть общую
3)
Рассмотреть особенности проявления детского
темперамента в процессе обучения и воспитания.
Глава I. Исторический
экскурс психологического
знания по проблеме
детского темперамента.
Слово "темперамент" происходит от латинского "temperamentum", являющегося переводом греческого слова "krasis", и означает "надлежащее соотношение частей". В Древней Греции предполагали, что определенное соотношение жидкостей организма, которых тогда было известно только четыре: кровь (отсюда - сангвиник), желчь (холерик), черная желчь (меланхолик) и слизь (флегматик), является основной причиной различий в психике и поведении человека. В настоящее время эти представления имеют чисто исторический интерес. [7].
Темпераментом
называют совокупность свойств, характеризующих
динамические особенности протекания
психических процессов и
Выделяют три сферы проявления темперамента: общую активность, особенности моторной сферы и свойства эмоциональности.
Темперамент
представляет собой наиболее общую
формально-динамическую характеристику
индивидуального поведения
Гиппократом была разработана гуморальная теория темперамента, Э. Кречмер и У. Шелдон исследовали связь соматических и темпераментальных характеристик человека, в 20-х г. ХХ в. И.П. Павлов совершил поворот в сторону изучения свойств и типа нервной системы и сопоставил их с типологией, предложенной Гиппократом (сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик). [6]
Дальнейшие исследования, проведенные в школе Б.М. Теплова, В.Д. Небылицина показали, что необходим принципиально другой подход к изучению биологических основ темперамента. По их мнению, следовало бы сосредоточиваться не на изучении типов, как предлагал Павлов, а на исследовании отдельных свойств нервной системы.
Анализ собственно психологических свойств темперамента велся не так активно и успешно. Но тем не менее разные суждения о психологических компонентах темперамента все же были. С.Л. Рубинштейн утверждал, что таковыми являются импульсивность и впечатлительность. В.Д. Небылицын относил к темпераменту общую психическую активность, моторику и эмоциональность. У В.М. Русалова темперамент рассматривался как совокупность формально-динамических характеристик: эргичности, скорости, пластичности и эмоциональности. [18]
Общая активность определяется интенсивностью объемом взаимодействия человека с окружающей средой - физической и социальной. По этому параметру человек может быть инертным, пассивным, спокойным, инициативным, активным, стремительным. Проявления темперамента в моторной сфере можно рассматривать как частные выражения общей активности. К ним относятся темп, быстрота, ритм и общее количество движений.
Когда говорят об эмоциональности как проявлении темперамента, то имеют в виду впечатлительность, чувствительность, импульсивность и т.п.
Гуморальная (жидкостная) теория темперамента отразила некоторые элементы истинного знания и стала своего рода прообразом, моделью современных, более развитых представлений о природных предпосылках индивидуальных различий. Древние греки не знали и не могли знать всего богатства природных характеристик человека: строения его мозга, свойств нервной системы и т.д. Однако, исходя из представлений о целостности и единстве организма, они гениально предвидели возможную связь между свойствами организма и свойствами психики. Отсюда исторически сложилось понимание темперамента как такого аспекта индивидуально-психологических различий, который обусловлен преимущественно биологическими свойствами человеческого организма. [17]
В
истории развития учения о темпераменте
четко выделяются два аспекта: первый
связан с трансформацией представлений
о биологических основах
До конца XIX в. считалось, что в детерминации темперамента особую роль играют телесные жидкости, в частности свойства крови. И только в начале нашего века произошли резкие изменения в интерпретации биологических основ темперамента. В этом огромную роль сыграли работы Э. Кречмера, который попытался "увязать" особенности темперамента уже не с гуморальными системами, а с особенностями строения тела человека. Он утверждал, что каждому типу телосложения соответствует определенный психологический склад темперамента, или, согласно его терминологии, характера, а также определенная склонность к тому или иному психическому заболеванию. Астеникам свойственна замкнутость, эмоциональная ранимость, быстрая утомляемость, пикники - люди разговорчивые, общительные, любители хорошо поесть, легко заводят друзей. Атлеты - агрессивны, властолюбивы. [12]
Свойства темперамента зависят от свойств организма в целом. В современной психологии обще признано, что свойства темперамента, могут изменяться в зависимости от условий развития. Так, например, Вундт считал, что у одного и того же человека в разное время могут проявляться все четыре типа, темперамента. Разница между свойствами темперамента и другими индивидуально-психологическими особенностями может заключаться только в том, как, на основе взаимосвязей, условий жизни и деятельности складывается та или иная группа индивидуальных психологических особенностей. [4].
Одно из современных течений в научном исследовании темперамента представлено Пермской школой (Пермский педагогический институт). Основателем этой школы был В.С. Мерлин. Он рассматривал темперамент как особый психодинамический уровень в структуре интегральной индивидуальности. Темперамент, по Мерлину, не может изучаться только как генотипическое явление. Он является средством, которым можно управлять, и которое до определенных пределов можно компенсировать. Концепцию В.С. Мерлина относят к психологическим теориям темперамента. Темперамент представляет собой отдельный уровень в общей системе интегральной индивидуальности. Последняя состоит из следующих уровней: биохимического, соматического, нейродинамического, психодинамического (собственно темперамента), уровня свойств личности, уровня социальных ролей. [21]
В структуре темперамента различаются:
экстраверсия как зависимость психической деятельности от наличной объективной ситуации;
психодинамическая
тревожность как
реактивность как интенсивность реакции в ответ на поступающую стимуляцию;
импульсивность как скорость, с которой эмоция становится побудительной силой действия;
эмоциональная устойчивость как способность к контролю эмоций;
эмоциональная возбудимость как интенсивность эмоциональных переживаний;
активность как целенаправленная деятельность;
ригидность
как неспособность
Другое
направление связано с поиском
признаков наследуемости
В
лаборатории