Проблемы детского темперамента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 15:33, курсовая работа

Описание

Темперамент – это сочетание индивидуально-психологических особенностей личности, характеризующих динамическую и эмоционально-волновую стороны ее поведения и деятельности. Большинство ученых едины в мнении, что темперамент - это врожденная характеристика, а значит его изменить нельзя. И поэтому, очень важно учитывать темперамент ребенка в учебно-воспитательной работе с ним. [6]

Большой психологический словарь дает следующее определение понятия «темперамент» – это закономерное соотношение устойчивых индивидуальных особенностей личности, характеризующих различные стороны динамики психической деятельности и поведения. [2]

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3

Глава I. Исторический экскурс психологического знания по проблеме детского темперамента……………………………………………………………5

Глава II. Темперамент как индивидуальная типологическая характеристика личности………………………………………………………..11

2.1 Понятие о темпераменте. История учений о темпераменте……….11

2.2 Классификация типов темперамента………………………………..21

2.3 Характеристика детей с разными типами темперамента…………..27

2.4 Учет свойств темперамента в воспитательно-образовательной работе с детьми…………………………………………………………………..29

2.5 Методы изучения детского темперамента…………………………..33

Заключение………………………………………………………………..35

Список литературы……………………………………………………….37

Работа состоит из  1 файл

Курс раб ТЕМПЕРАМЕНТ.doc

— 199.50 Кб (Скачать документ)

      ПРИДНЕСТРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ ИМ. Т.Г. ШЕВЧЕНКО 

      ФАКУЛЬТЕТ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ 

      КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ 
 

      КУРСОВАЯ  РАБОТА

      ПО  ПСИХОЛОГИИ.

      НА  ТЕМУ:

      Проблема

        детского темперамента. 
 
 

      Выполнила:

      студентка

      36 гр. ПМДО з/о

      факультета 

      педагогики и психологии

      Чебан О.

      Проверил:

      Преп. Старовойт Е.Н. 
 
 

      Тирасполь, 2011 

      Содержание

      Введение…………………………………………………………………….3

      Глава I. Исторический экскурс психологического знания по проблеме детского темперамента……………………………………………………………5

      Глава II. Темперамент как индивидуальная типологическая характеристика личности………………………………………………………..11

      2.1 Понятие о темпераменте. История учений о темпераменте……….11

      2.2  Классификация типов темперамента………………………………..21

      2.3 Характеристика детей с разными типами темперамента…………..27

      2.4 Учет свойств темперамента в  воспитательно-образовательной работе  с детьми…………………………………………………………………..29

      2.5 Методы изучения детского темперамента…………………………..33

      Заключение………………………………………………………………..35

      Список  литературы……………………………………………………….37 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

       Введение.

      Темперамент – это сочетание индивидуально-психологических особенностей личности, характеризующих динамическую и эмоционально-волновую стороны ее поведения и деятельности. Большинство ученых едины в мнении, что темперамент - это врожденная характеристика, а значит его изменить нельзя. И поэтому, очень важно учитывать темперамент ребенка в учебно-воспитательной работе с ним. [6]

      Большой психологический словарь дает следующее  определение понятия «темперамент» – это закономерное соотношение устойчивых индивидуальных особенностей личности, характеризующих различные стороны динамики психической деятельности и поведения. [2]

      Ребенка можно уподобить цветку, которому для того, чтобы расцвести, нужно создать необходимые условия, учитывающие особенности этого цветка. Если не учитывать темперамент ребенка в учебно-воспитательном процессе, то ребенку будет сложнее расцвести, труднее раскрыть особенности таланты своей личности. Вот почему, тема изучения особенностей темперамента старших дошкольников очень важна для воспитателей и методистов детских садов. Конечно, учебно-воспитательный процесс в таких учреждениях построен таким образом, что у воспитателя нет возможности заниматься с каждым в отдельности, но выделять среди воспитанников представителей четырех типов темперамента и учитывать это при: распределении заданий, при определении объема и времени выполнения заданий, при оценке детских игр и т.д. он может. Такой подход существенно повысит эффективность учебно-воспитательного процесса с младшими школьниками.

      Цель  работы: раскрыть значение понятия  «тепмперамент», рассмотреть классификацию  типов темперамента, изучить основные подходы исследования проблемы детского темперамента в психологии.

      Для реализации поставленной цели будут  решены следующие задачи:

      1) Рассмотреть общепсихологическое представление о темпераменте.

      2) Рассмотреть общую характеристику  типов темпераментов.

      3) Рассмотреть особенности проявления детского темперамента в процессе обучения и воспитания. 
 

 

       Глава I. Исторический экскурс психологического знания по проблеме детского темперамента. 

      Слово "темперамент" происходит от латинского "temperamentum", являющегося переводом  греческого слова "krasis", и означает "надлежащее соотношение частей". В Древней Греции предполагали, что  определенное соотношение жидкостей организма, которых тогда было известно только четыре: кровь (отсюда - сангвиник), желчь (холерик), черная желчь (меланхолик) и слизь (флегматик), является основной причиной различий в психике и поведении человека. В настоящее время эти представления имеют чисто исторический интерес. [7].

      Темпераментом называют совокупность свойств, характеризующих  динамические особенности протекания психических процессов и поведения  человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение и изменение.

      Выделяют три сферы проявления темперамента: общую активность, особенности моторной сферы и свойства эмоциональности.

      Темперамент представляет собой наиболее общую  формально-динамическую характеристику индивидуального поведения человека.

      Гиппократом была разработана гуморальная теория темперамента, Э. Кречмер и У. Шелдон исследовали связь соматических и темпераментальных характеристик человека, в 20-х г. ХХ в. И.П. Павлов совершил поворот в сторону изучения свойств и типа нервной системы и сопоставил их с типологией, предложенной Гиппократом (сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик). [6]

      Дальнейшие  исследования, проведенные в школе  Б.М. Теплова, В.Д. Небылицина показали, что необходим принципиально  другой подход к изучению биологических  основ темперамента. По их мнению, следовало  бы сосредоточиваться не на изучении типов, как предлагал Павлов, а на исследовании отдельных свойств нервной системы.

      Анализ  собственно психологических свойств  темперамента велся не так активно  и успешно. Но тем не менее разные суждения о психологических компонентах  темперамента все же были. С.Л. Рубинштейн утверждал, что таковыми являются импульсивность и впечатлительность. В.Д. Небылицын относил к темпераменту общую психическую активность, моторику и эмоциональность. У В.М. Русалова темперамент рассматривался как совокупность формально-динамических характеристик: эргичности, скорости, пластичности и эмоциональности. [18]

      Общая активность определяется интенсивностью объемом взаимодействия человека с  окружающей средой - физической и социальной. По этому параметру человек может  быть инертным, пассивным, спокойным, инициативным, активным, стремительным. Проявления темперамента в моторной сфере можно рассматривать как частные выражения общей активности. К ним относятся темп, быстрота, ритм и общее количество движений.

      Когда говорят об эмоциональности как  проявлении темперамента, то имеют в виду впечатлительность, чувствительность, импульсивность и т.п.

      Гуморальная (жидкостная) теория темперамента отразила некоторые элементы истинного знания и стала своего рода прообразом, моделью современных, более развитых представлений о природных предпосылках индивидуальных различий. Древние греки не знали и не могли знать всего богатства природных характеристик человека: строения его мозга, свойств нервной системы и т.д. Однако, исходя из представлений о целостности и единстве организма, они гениально предвидели возможную связь между свойствами организма и свойствами психики. Отсюда исторически сложилось понимание темперамента как такого аспекта индивидуально-психологических различий, который обусловлен преимущественно биологическими свойствами человеческого организма. [17]

      В истории развития учения о темпераменте четко выделяются два аспекта: первый связан с трансформацией представлений  о биологических основах темперамента, второй - с изменением понимания  самих психологических составляющих темперамента.

      До  конца XIX в. считалось, что в детерминации темперамента особую роль играют телесные жидкости, в частности свойства крови. И только в начале нашего века произошли резкие изменения в интерпретации биологических основ темперамента. В этом огромную роль сыграли работы Э. Кречмера, который попытался "увязать" особенности темперамента уже не с гуморальными системами, а с особенностями строения тела человека. Он утверждал, что каждому типу телосложения соответствует определенный психологический склад темперамента, или, согласно его терминологии, характера, а также определенная склонность к тому или иному психическому заболеванию. Астеникам свойственна замкнутость, эмоциональная ранимость, быстрая утомляемость, пикники - люди разговорчивые, общительные, любители хорошо поесть, легко заводят друзей. Атлеты - агрессивны, властолюбивы. [12]

      Свойства  темперамента зависят от свойств  организма в целом. В современной  психологии обще признано, что свойства темперамента, могут изменяться в  зависимости от условий развития. Так, например, Вундт  считал, что у одного и того же человека в разное время могут проявляться все четыре типа, темперамента. Разница между свойствами темперамента и другими индивидуально-психологическими особенностями может заключаться только в том, как, на основе взаимосвязей, условий жизни и деятельности складывается та или иная группа индивидуальных психологических особенностей. [4].

      Одно  из современных течений в научном исследовании темперамента представлено Пермской школой (Пермский педагогический институт). Основателем этой школы был В.С. Мерлин. Он рассматривал темперамент как особый психодинамический уровень в структуре интегральной индивидуальности. Темперамент, по Мерлину, не может изучаться только как генотипическое явление. Он является средством, которым можно управлять, и которое до определенных пределов можно компенсировать. Концепцию В.С. Мерлина относят к психологическим теориям темперамента. Темперамент представляет собой отдельный уровень в общей системе интегральной индивидуальности. Последняя состоит из следующих уровней: биохимического, соматического, нейродинамического, психодинамического (собственно темперамента), уровня свойств личности, уровня социальных ролей. [21]

      В структуре темперамента различаются:

      экстраверсия  как зависимость психической  деятельности от наличной объективной  ситуации;

      психодинамическая тревожность как предрасположенность  к реакции избегания в ожидании угрожающей ситуации;

      реактивность  как интенсивность реакции в  ответ на поступающую стимуляцию;

      импульсивность  как скорость, с которой эмоция становится побудительной силой  действия;

      эмоциональная устойчивость как способность к  контролю эмоций;

      эмоциональная возбудимость как интенсивность  эмоциональных переживаний;

      активность  как целенаправленная деятельность;

      ригидность  как неспособность корректировать программу деятельности в соответствии с требованиями ситуации.

      Другое  направление связано с поиском  признаков наследуемости темперамента. В одной из лабораторий Психологического института РАО - в лаборатории психогенетики индивидуальности (рук. И.В. Равич-Щербо) с помощью близнецового метода исследуется динамика генетических и средовых факторов, которые влияют на развитие индивидуально-психологических особенностей у детей различного возраста. Показатель наследуемости выступает как основной индикатор принадлежности той или иной характеристики к темпераменту. [8]

      В лаборатории психофизиологических способностей того же института (рук. Э.А. Голубева) исследуются природные предпосылки способностей. Полученные данные имеют непосредственное отношение к темпераменту. Голубева считает, что общие способности связаны со свойствами темперамента на уровне биологических основ и их психических проявлений. Ею выделены следующие общие способности: общая работоспособность, непосредственный и опосредованный типы активности, непроизвольный и произвольный типы саморегуляции.

Информация о работе Проблемы детского темперамента