Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 15:33, курсовая работа
Темперамент – это сочетание индивидуально-психологических особенностей личности, характеризующих динамическую и эмоционально-волновую стороны ее поведения и деятельности. Большинство ученых едины в мнении, что темперамент - это врожденная характеристика, а значит его изменить нельзя. И поэтому, очень важно учитывать темперамент ребенка в учебно-воспитательной работе с ним. [6]
Большой психологический словарь дает следующее определение понятия «темперамент» – это закономерное соотношение устойчивых индивидуальных особенностей личности, характеризующих различные стороны динамики психической деятельности и поведения. [2]
Введение…………………………………………………………………….3
Глава I. Исторический экскурс психологического знания по проблеме детского темперамента……………………………………………………………5
Глава II. Темперамент как индивидуальная типологическая характеристика личности………………………………………………………..11
2.1 Понятие о темпераменте. История учений о темпераменте……….11
2.2 Классификация типов темперамента………………………………..21
2.3 Характеристика детей с разными типами темперамента…………..27
2.4 Учет свойств темперамента в воспитательно-образовательной работе с детьми…………………………………………………………………..29
2.5 Методы изучения детского темперамента…………………………..33
Заключение………………………………………………………………..35
Список литературы……………………………………………………….37
- в требованиях и указаниях используется только спокойный, ровный тон, ведь медлительность - свойство темперамента, поэтому малыш действует не назло, а просто иначе не может;
-
любая нагрузка дается на
Повышенная активность сверхподвижных детей определяется протеканием нервных процессов. Но от воспитания зависит, в какое русло она будет направлена и в какой степени проявится: как дезорганизующая или способствующая успешному развитию личности.
Возможны два варианта воспитания такого ребенка:
1.
Малыша одергивают, наказывают за
непоседливость, специально дают
задания, требующие чрезмерной
усидчивости: «Пусть привыкает»
2.
Усиление положительных и
В работе с детьми разного темперамента воспитатель может использовать своеобразный способ учета темперамента, когда воздействие на какое-либо свойство осуществляется в знакомых и привлекательных для ребенка видах деятельности. Например, влияние на свойства темперамента в учебной деятельности у детей в период адаптации к школе не приносит успеха. Наиболее эффективно оно в общении ребенка со сверстниками.
В ряде случаев эффективной бывает тактика построения воспитательно-образовательного процесса на основе своеобразия индивидуального стиля деятельности. Рассмотрим эту тактику на примере познания. Здесь индивидуальный стиль деятельности выражается в отношении ориентировочной и исполнительской ее частей. Одни дети сразу приступают к выполнению задания, а другие долго его обдумывают. У одних действия стереотипны, у других разнообразны. Для одних характерна аритмия, для других - размеренность. Такой ребенок затрудняется сразу воспроизвести усвоенный материал, а делает это успешно спустя 20-60 минут. Поэтому педагог может ошибочно предположить, что материал не усвоен. Но если не дать ребенку возможность восстановить материал спустя некоторое время, то он забывается. [16]
Для
взрослого очень важно
Подчеркнем,
что главный принцип учета индивидуально-типологических
особенностей состоит в переходе от «приспособления»
к ним к тактике формирования саморегуляции,
самоуправления динамикой поведения и
деятельности. [24]
2.5 Методы изучения детского темперамента.
В
СНГ (СССР) разработка опросников темперамента
осуществлялась В. М. Русаловым. Строго
говоря, опросники, предназначенные
для измерения свойств
Существуют следующие методики для психодиагностики темперамента:
Реактивности оценочная шкала (The Reactivity Rating Scale) E. Фриденсбергия. Стреляу (1982) – измерение реактивности у детей в возрасте от 3 до 6 лет;
Темперамента оценочная батарея (The Temperament Assessment Battery) P. Мартина (1984) позволяет оценить у детей от 3 до 7 лет такие свойства, как активность, адаптивность, приближение, отвлекаемость, настойчивость;
Измерений темперамента обозрение (Dimensions of Temperament Survey) M. Уиндл и Р. Лернер (1986) дает возможность оценить: общий уровень активности, уровень активности во время сна, приближение, пластичность, настроение, ритмичность сна, ритмичность еды, ритмичность навыков и ориентацию на задачу у детей 5-13 лет;
Гилфорда-Циммермана «Темперамента опросник»;
Стреляу темперамента опросник – предназначен для измерения трех свойств темперамента: силы возбуждения, силы торможения и подвижности.
Важное
место отводится изучению психологических
особенностей темперамента и разработке
психометрически корректных методов
оценки темперамента – Опросника
структуры темперамента (ОСТ), который
состоит из 105 вопросов, позволяющих получить
значения по восьми темпераментальным
шкалам – эргичности, пластичности, скорости,
эмоциональности в соответствии с двумя
аспектами (предметным и социальным миром),
и Опросника формально
динамических свойств
индивидуальности (ОФДСИ), состоящего
из 150 вопросов. Последний опросник оценивает
эргичность, пластичность, скорость и
эмоциональность в трех сферах поведения:
психомоторной, интеллектуальной и коммуникативной.
Правдивость ответов контролируется с
помощью шкалы лжи. [3]
Заключение.
Как отмечалось ранее, темперамент отражает динамические аспекты протекания психических процессов и поведения человека, преимущественно врожденного характера, т.е. свойства личности, которые мало подвержены изменениям под влиянием условий жизни. Однако это не означает, что свойства темперамента не изменяются вообще. Психологические исследования и педагогическая практика показывают, что темперамент несколько изменяется под влиянием условий жизни и воспитания. [22]
Живость,
переходящая в игривую резвость
или развязанность, и размеренность, даже
медлительность движений, принимающая
характер степенности или величавости
в мимике, в пантомимике, в осанке, походке,
повадке человека, обусловлены многообразнейшими
причинами, вплоть до нравов той общественной
среды, в которой живет человек, и общественного
положения, которое он занимает. Стиль
эпохи, образ жизни определенных слоев
обуславливает в известной мере и темпы,
вообще динамические особенности поведения
представителей этой эпохи и соответствующих
слоев. Идущие от эпохи, от общественных
условий динамические особенности поведения
не снимают, конечно, индивидуальных различий
в темпераменте различных людей и не упраздняют
значения их органических особенностей.
Но, отражаясь в психике, в сознании людей,
общественные моменты сами включаются
во внутренние индивидуальные их особенности
и вступают во внутреннюю взаимосвязь
со всеми прочими их индивидуальными особенностями.
В реальном образе жизни конкретного человека,
в динамических особенностях его индивидуального
поведения тонус его жизнедеятельности
и регуляции указанных особенностей, которая
исходит из общественных условий (темпов
общественно – производственной жизни,
нравов, быта, приличий и т.п.), образуют
неразложимое единство иногда противоположных,
но всегда взаимосвязанных моментов. Регуляция
динамики поведения, исходящая из общественных
условий жизни и деятельности человека,
может, конечно, иногда затронуть лишь
внешнее поведение, не затрагивая еще
саму личность, ее темперамент; при этом
внутренние особенности темперамента
человека могут находиться и в противоречии
с динамическими особенностями поведения,
которого он внешне придерживается. Но,
в конечном счете, особенности поведения,
которого длительно придерживается человек,
не могут не наложить раньше или позже
своего отпечатка – хотя и не механического,
не зеркального, а иногда даже компенсаторно-
Таким образом, во всех своих проявлениях темперамент опосредован и обусловлен реальными условиями и конкретным содержание жизни человека. [24]
Следует помнить, что деление людей на четыре вида темперамента очень условно. Существуют переходные, смешанные, промежуточные типы темперамента; часто в темпераменте человека соединяются черты разных темпераментов. Темперамент может также изменяться и в результате самовоспитания. Даже взрослый человек может изменить в определенную сторону свой темперамент.
Поэтому
«чистые» типы темперамента встречаются
относительно редко. [10]
Список литературы.