Проблемы детского темперамента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 15:33, курсовая работа

Описание

Темперамент – это сочетание индивидуально-психологических особенностей личности, характеризующих динамическую и эмоционально-волновую стороны ее поведения и деятельности. Большинство ученых едины в мнении, что темперамент - это врожденная характеристика, а значит его изменить нельзя. И поэтому, очень важно учитывать темперамент ребенка в учебно-воспитательной работе с ним. [6]

Большой психологический словарь дает следующее определение понятия «темперамент» – это закономерное соотношение устойчивых индивидуальных особенностей личности, характеризующих различные стороны динамики психической деятельности и поведения. [2]

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3

Глава I. Исторический экскурс психологического знания по проблеме детского темперамента……………………………………………………………5

Глава II. Темперамент как индивидуальная типологическая характеристика личности………………………………………………………..11

2.1 Понятие о темпераменте. История учений о темпераменте……….11

2.2 Классификация типов темперамента………………………………..21

2.3 Характеристика детей с разными типами темперамента…………..27

2.4 Учет свойств темперамента в воспитательно-образовательной работе с детьми…………………………………………………………………..29

2.5 Методы изучения детского темперамента…………………………..33

Заключение………………………………………………………………..35

Список литературы……………………………………………………….37

Работа состоит из  1 файл

Курс раб ТЕМПЕРАМЕНТ.doc

— 199.50 Кб (Скачать документ)

      - в требованиях и указаниях используется только спокойный, ровный тон, ведь медлительность - свойство темперамента, поэтому малыш действует не назло, а просто иначе не может;

      - любая нагрузка дается на положительном  эмоциональном фоне, включает элемент  игры. [5]

      Повышенная  активность сверхподвижных детей определяется протеканием нервных процессов. Но от воспитания зависит, в какое русло она будет направлена и в какой степени проявится: как дезорганизующая или способствующая успешному развитию личности.

      Возможны  два варианта воспитания такого ребенка:

      1. Малыша одергивают, наказывают за  непоседливость, специально дают  задания, требующие чрезмерной  усидчивости: «Пусть привыкает». Но объективно ребенок выполнить  их не может и, выражая протест,  намеренно игнорирует указания  взрослых. Всевозможными способами малыш стремится избежать выполнения требований. Его нервная система перевозбуждается. А в результате еще больше повышается двигательная активность.

      2. Усиление положительных и ослабление  отрицательных сторон в поведении  ребенка. Воспитателю следует помнить, что нет плохих или хороших свойств темперамента. Например, для меланхолика характерен повышенный уровень тревожности, который связан с высокой чувствительностью к разным раздражителям. Последняя обусловливает излишнюю впечатлительность и ранимость. Такие дети долго и серьезно переживают неудачи, что может приводить к неуверенности. Но в то же время уровень тревожности значим в жизни. Особое место он занимает в структуре эмоциональности. Тревожность может стимулировать активность и саморегуляцию деятельности, а ее отсутствие занижает эффективность работы. От тревожности нельзя избавиться. Робость, неуверенность, эмоциональная скованность успешно преодолеваются при формировании навыков деятельности и стимулировании переживаний успеха. [9]

      В работе с детьми разного темперамента воспитатель может использовать своеобразный способ учета темперамента, когда воздействие на какое-либо свойство осуществляется в знакомых и привлекательных для ребенка  видах деятельности. Например, влияние  на свойства темперамента в учебной деятельности у детей в период адаптации к школе не приносит успеха. Наиболее эффективно оно в общении ребенка со сверстниками.

      В ряде случаев эффективной бывает тактика построения воспитательно-образовательного процесса на основе своеобразия индивидуального стиля деятельности. Рассмотрим эту тактику на примере познания. Здесь индивидуальный стиль деятельности выражается в отношении ориентировочной и исполнительской ее частей. Одни дети сразу приступают к выполнению задания, а другие долго его обдумывают. У одних действия стереотипны, у других разнообразны. Для одних характерна аритмия, для других - размеренность. Такой ребенок затрудняется сразу воспроизвести усвоенный материал, а делает это успешно спустя 20-60 минут. Поэтому педагог может ошибочно предположить, что материал не усвоен. Но если не дать ребенку возможность восстановить материал спустя некоторое время, то он забывается. [16]

      Для взрослого очень важно учитывать  индивидуально-типологические особенности  саморегуляции деятельности и поведения детей. Свойства темперамента, присущие ребенку, влияют на отбор малышом соответствующих раздражителей. Одни ребята стремятся к новым впечатлениям, усиливают стимуляцию, другие избегают ее. Так, одни дети любят озвученные игрушки, другие отказываются от них. Одни с удовольствием включаются в подвижные игры, другие предпочитают спокойные, настольно-печатные. Задача воспитателя увидеть первоначальный уровень саморегуляции ребенка, вычленить ее положительные стороны, поощряя их проявления, усложняя деятельность, способствовать осознанию ребенком этих положительных сторон, то есть формировать у него произвольную саморегуляцию. Она позволит малышу самому преодолевать недостатки и усиливать положительные стороны свойств своего темперамента.

      Подчеркнем, что главный принцип учета индивидуально-типологических особенностей состоит в переходе от «приспособления» к ним к тактике формирования саморегуляции, самоуправления динамикой поведения и деятельности. [24] 

      2.5 Методы изучения детского темперамента.

      В СНГ (СССР) разработка опросников темперамента осуществлялась В. М. Русаловым. Строго говоря, опросники, предназначенные  для измерения свойств темперамента, к таковым могут быть отнесены условно. В большинстве случаев  речь идет об опросниках личностных, при разработке которых теоретический конструкт, называемый темпераментом, раскрывается через его свойства, экспериментально обнаруженные в психофизиологических исследованиях. Перенесение показателей (а точнее, их названий), которые выделены с помощью физиологических аппаратурных методик, в описание конструкта, положенного в основу создания тестов карандаша и бумаги, некорректно. В этой связи не вызывает удивления отсутствие при описании многих тестов темперамента сведений об их валидности. К тому же следует помнить и о том, что в работах многих западных психологов понятия «темперамент» и «личность» нередко рассматриваются как синонимы. [11]

      Существуют  следующие методики для психодиагностики темперамента:

      Реактивности  оценочная шкала (The Reactivity Rating Scale) E. Фриденсбергия. Стреляу (1982) – измерение реактивности у детей в возрасте от 3 до 6 лет;

      Темперамента  оценочная батарея (The Temperament Assessment Battery) P. Мартина (1984) позволяет оценить у детей от 3 до 7 лет такие свойства, как активность, адаптивность, приближение, отвлекаемость, настойчивость;

      Измерений темперамента обозрение (Dimensions of Temperament Survey) M. Уиндл и Р. Лернер (1986) дает возможность оценить: общий уровень активности, уровень активности во время сна, приближение, пластичность, настроение, ритмичность сна, ритмичность еды, ритмичность навыков и ориентацию на задачу у детей 5-13 лет;

      Гилфорда-Циммермана «Темперамента опросник»;

      Стреляу темперамента опросник – предназначен для измерения трех свойств темперамента: силы возбуждения, силы торможения и подвижности.

      Важное  место отводится изучению психологических  особенностей темперамента и разработке психометрически корректных методов  оценки темперамента – Опросника структуры темперамента (ОСТ), который состоит из 105 вопросов, позволяющих получить значения по восьми темпераментальным шкалам – эргичности, пластичности, скорости, эмоциональности в соответствии с двумя аспектами (предметным и социальным миром), и Опросника формально динамических свойств индивидуальности (ОФДСИ), состоящего из 150 вопросов. Последний опросник оценивает эргичность, пластичность, скорость и эмоциональность в трех сферах поведения: психомоторной, интеллектуальной и коммуникативной. Правдивость ответов контролируется с помощью шкалы лжи. [3] 
 
 

      Заключение.

      Как отмечалось ранее, темперамент отражает динамические аспекты протекания психических процессов и поведения человека, преимущественно врожденного характера, т.е. свойства личности, которые мало подвержены изменениям под влиянием условий жизни. Однако это не означает, что свойства темперамента не изменяются вообще. Психологические исследования и педагогическая практика показывают, что темперамент несколько изменяется под влиянием условий жизни и воспитания. [22]

      Живость, переходящая в игривую резвость или развязанность, и размеренность, даже медлительность движений, принимающая характер степенности или величавости в мимике, в пантомимике, в осанке, походке, повадке человека, обусловлены многообразнейшими причинами, вплоть до нравов той общественной среды, в которой живет человек, и общественного положения, которое он занимает. Стиль эпохи, образ жизни определенных слоев обуславливает в известной мере и темпы, вообще динамические особенности поведения представителей этой эпохи и соответствующих слоев. Идущие от эпохи, от общественных условий динамические особенности поведения не снимают, конечно, индивидуальных различий в темпераменте различных людей и не упраздняют значения их органических особенностей. Но, отражаясь в психике, в сознании людей, общественные моменты сами включаются во внутренние индивидуальные их особенности и вступают во внутреннюю взаимосвязь со всеми прочими их индивидуальными особенностями. В реальном образе жизни конкретного человека, в динамических особенностях его индивидуального поведения тонус его жизнедеятельности и регуляции указанных особенностей, которая исходит из общественных условий (темпов общественно – производственной жизни, нравов, быта, приличий и т.п.), образуют неразложимое единство иногда противоположных, но всегда взаимосвязанных моментов. Регуляция динамики поведения, исходящая из общественных условий жизни и деятельности человека, может, конечно, иногда затронуть лишь внешнее поведение, не затрагивая еще саму личность, ее темперамент; при этом внутренние особенности темперамента человека могут находиться и в противоречии с динамическими особенностями поведения, которого он внешне придерживается. Но, в конечном счете, особенности поведения, которого длительно придерживается человек, не могут не наложить раньше или позже своего отпечатка – хотя и не механического, не зеркального, а иногда даже компенсаторно-антагонистического – на внутренний строй личности, на ее темперамент.

      Таким образом, во всех своих проявлениях темперамент опосредован и обусловлен реальными условиями и конкретным содержание жизни человека. [24]

      Следует помнить, что деление людей на четыре вида темперамента очень условно. Существуют переходные, смешанные, промежуточные типы темперамента; часто в темпераменте человека соединяются черты разных темпераментов. Темперамент может также изменяться и в результате самовоспитания. Даже взрослый человек может изменить в определенную сторону свой темперамент.

      Поэтому «чистые» типы темперамента встречаются  относительно редко. [10] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Список  литературы.

  1. Аверьянов М.Д. Детская психология. – М., 1998.
  2. Большой психологический словарь. – 4-е изд., расширенное/ сост. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. – М., 2009.
  3. Бурлачук Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике. – СПб., 2008.
  4. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. – М., 1996.
  5. Запорожец А.В., Эльконин Д.Б. Психология детей дошкольного возраста. – М., 1964.
  6. Ковалев А. Г. Психология личности, изд. 3. – М., 2000.
  7. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей дошкольного возраста. – М., 1988.
  8. Кречмер Э. Теория темпераментов. // Психология индивидуальных различий. – М., 1996.
  9. Лебеденко Е. Н. Развитие самосознания и индивидуальности. Выпуск 1. Какой Я? Методическое руководство. – М., 2003.
  10. Маклаков А.Г. Общая психология. С-Пб., 2000.
  11. Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. – М., 1997.
  12. Мерлин В.С. Очерк теории темперамента. – М., 2001.
  13. Небылицын В.Д. Актуальные проблемы дифференциальной психофизиологии. // Психология индивидуальных различий. Хрестоматия. – М., 2000.
  14. Немов Р.С. Психология. Учебник. Т.1. – М., 1995.
  15. Петровский А.В. Введение в психологию. М., 1995.
  16. Петровский А.В., Виноградова А.М., Кларина Л.М. и др. Учимся общаться с ребенком. – М., 1993.
  17. Психология индивидуальных различий /под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я.Романова. – М., 2002.
  18. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – М., 1989.
  19. Русалов В.М. Биологические основы индивидуально-психологических различий. – М., 1979.
  20. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. – М., 1982.
  21. Теплов Б.М. Современное состояние вопроса о типах высшей нервной деятельности человека и методика их определения. // Психология индивидуальных различий. Хрестоматия. – М., 2000.
  22. Томас А., Чесс С. Значение темперамента для психологической практики // Детство идеальное и настоящее /Под ред. Е.Р.Слободской. – Новосибирск, 1994.
  23. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. – М., 1995.
  24. Хобсон К. Ф. Мир входящему: развитие ребёнка и его отношений с окружающими. – М., 1992.
  25. Хрестоматия. – М., 2000.
  26. Широкова Г.А.Справочник дошкольного психолога. – Р-н-Д, 2004.
  27. Эльконин Д.Б. Детская психология. – М., 1980.
  28. Яковлева Н. Г. Психологическая помощь дошкольнику. – СПб., 2002.

Информация о работе Проблемы детского темперамента