Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 11:42, контрольная работа
Руководители всегда осознавали, что необходимо побуждать людей работать на организацию. Они полагали, что для этого достаточно простого материального вознаграждения. Но в большинстве случаев это не верно.
Исследователи потребителя и менеджеры сталкиваются с проблемой того, что не существует универсального или всеми признанного описания мотивации человека. Были предприняты попытки всесторонне описать силы, питающие и направляющие человеческое поведение, и эти типологии во многом перекликаются друг с другом, отражая общее согласие по поводу статуса некоторых человеческих мотивов.
1 Краткая биография Абрахама Маслоу 3
2 Основная часть 4
2.1 Теория иерархии потребностей А.Маслоу 4
2.2 Использование теории А.Маслоу в управлении 10
2.3 Критика теории А.Маслоу 12
3 Краткая биография Э.Фромма 12
4 Основная часть 13
4.1 Человек – волк или овца? 13
4.2 Различные формы насилия 14
4.3 Любовь к мертвому и живому 16
4.4 Инцестуальные связи 18
4.5 Свобода и детерминизм. 19
5 Заключение 20
6 Список литературы
Основная критика теории Маслоу сводилась к тому, что ей не удалось учесть индивидуальные отличия людей. Эдвард Лоулер напротив ввел иерархическую структуру индивидуальных потребностей — предпочтений, которую человек формирует на основании своего прошлого опыта. Так, исходя из своего прошлого опыта, один человек может быть более всего заинтересован в самовыражении, в то время как поведение другого, вроде бы схожего с ним и также работающего, будет в первую очередь определяться потребностью в признании, социальными потребностями и потребностью в безопасности. Некоторые люди, например, были настолько потрясены великой депрессией 30-х г., что потом (хотя им и удалось разбогатеть) всю жизнь доминирующей у них оставалась потребность в безопасности.
В итоге,
как отмечает Митчелл: «Руководителя
должны знать, что предпочитает тот
или иной сотрудник в системе
вознаграждений, и что заставляет
какого-то из ваших подчиненных отказываться
от совместной работы с другими. Разные
люди любят разные вещи, и если руководитель
хочет эффективно мотивировать своих
подчинённых, он должен чувствовать их
индивидуальные потребности».
3 Краткая
биография Э.Фромма
ФРОММ, ЭРИХ (Fromm, Erich) (1900-1980), психоаналитик и философ, родился во Франкфурте-на-Майне 23 марта 1900. Изучая социологию и психологию, получил степень доктора философии в Гейдельбергском университете в 1922, учился также в Мюнхенском университете и Берлинском психоаналитическом институте. В 1934 Фромм уехал в США и преподавал в Колумбийском, Йельском и Мичиганском университетах, а также в Институте психиатрии Уильяма Алансона Уайта. Основной сферой его интересов было приложение психоаналитической теории к проблемам культуры и общества.
Не соглашаясь с фрейдистской теорией
биологической обусловленности человеческой
личности, Фромм утверждал, что человек
— продукт культуры. В книге Бегство от
свободы (Escape from Freedom, 1941) Фромм исследдовал
сложную ситуацию, в которой оказывается
человек западной культуры, где стремление
к индивидуальности в конечном итоге ведет
к одиночеству, ощущению несамоценности
человеческой личности и сомнению в осмысленности
жизни. Этот тезис Фромм развил в таких
работах, как Человек для себя (Man for Himself,
1947), Психоанализ и религия (Psychoanalysis and
Religion, 1950), Разумное общество (The Sane Society,
1955), Искусство любить (The Art of Loving, 1956), Человек
прежде всего (May Man Prevail, 1961), Анатомия человеческой
деструктивности (The Anatomy of Human Destructiveness,
1973). Книга Фромма Забытый язык (The Forgotten
Language, 1951) посвящена анализу снов, мифов
и сказок. Им опубликованы критические
исследования концепций Фрейда и Маркса.
4 Основная
часть
4.1 Человек
– волк или овца?
«Одни полагают, что люди – это овцы, другие считают их хищными волками.» (Э.Фромм, Душа человека. Ее способность к добру и злу, стр2). Тот кто считает людей овцами, может указать на то, то они с легкостью выполняют приказы других людей даже в ущерб себе. Люди снова и снова следуют за своими вождями на войну, которая ни дает им ничего, кроме разрушения. Большинство людей легко поддается внушению и готово безвольно следовать за любым, кто, угрожая, достаточно упорно их уговаривает. Человек пренебрегающий воздействием толпы, скорее исключение, чем правило. История человечества написанная кровью – это история никогда не прекращающегося насилия. Мы повсюду сталкиваемся с бесчеловечностью человека – в случае беззастенчивой эксплуатации слабых более сильными. Как часто стоны истязаемого и страдающего существа наталкиваются на глухие уши и ожесточенные сердца! Сегодня многие из нас приходят к заключению, что человек от природы является существом злым и деструктивным, что он напоминает убийцу, которого от любимого занятия может удержать только страх перед более сильным убийцей.
Волки хотят убивать, овцы хотят делать то, что им приказывают. Волки заставляют овец убивать и душить, а те поступают так не потому, что это доставляет им радость, а потому, что они хотят подчиняться. Кроме того, чтобы побудить большинство овец действовать, как волки, убийцы должны придумать истории о правоте своего дела, о защите свободы, которая якобы находится в опасности, о мести за детей, заколотых штыками, об изнасилованных женщинах и поруганной чести. Не означает ли это, что существует как бы две человеческие расы – волки и овцы? Так же возникает вопрос: если это е свойственно их природе, то почему овцы с такой легкость соблазняются поведением волков, когда насилие представлено в качестве их священной обязанности?
Если мы будем убеждены, что человек от
природы склонен к разрушению, что потребность
применять насилие коренится глубоко
в его существе, то может ослабнуть наше
сопротивление все возрастающей жестокости.
Почему нужно сопротивляться волкам, если
все мы в той или иной степени волки? Вопрос
о том, является ли человек волком или
овцой, - это лишь заостренная формулировка
вопроса. Если человек творит зло, то он
и сам становится хуже.
4.2 Различные
формы насилия
Наиболее нормальной и наименее патологической формой насилия является игровое насилие. Оно используется в целях демонстрации своей ловкости, а не в целях разрушения, где оно не мотивировано ненавистью или деструктивностью. Можно привести многочисленные примеры игрового насилия, начиная с военных игрищ примитивных племен и кончая искусством борьбы на мечах в дзен-буддизме. Во всех этих военных играх речь не идет об убийстве противника; даже если он при этом погибает, то это как бы его ошибка, поскольку он "стоял не на том месте". Конечно, когда мы утверждаем, что при игровом насилии не может иметь места воля к разрушению, то имеем в виду только идеальный тип подобных игрищ. На практике за четко установленными правилами игры зачастую можно обнаружить неосознанную агрессию и деструктивность. Но даже и в этом случае основной мотивацией является то, что человек демонстрирует свою ловкость, а не то, что он хочет что-то разрушить.
Реактивное насилие. Под ним я понимаю насилие, которое проявляется при защите жизни, свободы, достоинства, а так же собственного или чужого имущества. Оно корениться в страхе и, вероятно, именно поэтому является наиболее часто встречающей формой насилия; этот страх может быть реальным или надуманным, осознанным или бессознательным. Данный тип насилия стоит на службе жизни, а не смерти ; и его целью является сохранение, а не разрушение. Люди чувствуют угрозу себе и готовы убивать и разрушать для собственной защиты. Другой тип реактивного насилия возникает через фрустрацию *. Агрессивное поведение наблюдается у животных, детей и взрослых, когда остается неудовлетворенным их желание или потребность. Агрессии, вытекающей из фрустрации, сродни враждебность, возникающая из зависти и ревности. Как ревность, так и зависть являются специфическими видами фрустрации.
Следующий тип, который хотя и родствен реактивному насилию, все же на один шаг ближе к патологическому, - это насилие из мести. При мстительном насилии, напротив, ущерб уже нанесен, так что применение силы не является больше функцией защиты. Иррациональный характер этого типа насилия. Мотив мести обратно пропорционален силе и продуктивности группы или отдельного индивида. Психоаналитический материал показывает, что зрелый, продуктивный человек в меньшей степени мотивирован жаждой мести, чем невротик, которому тяжело вести полную, независимую жизнь и который часто склоняется к тому, чтобы поставить на карту все свое существование ради мести. При тяжелых психических заболеваниях месть становиться господствующей целью жизни, поскольку без мести не только самоуважение, чувство собственного достоинства, но и переживание идентичности находится под угрозой разрушения Месть в примитивных обществах. Решающую роль могут играть два фактора. Первый довольно точно соответствует упомянутому выше - это атмосфера психической бедности, которая господствует в примитивной группе, что делает месть необходимым средством для компенсации потери. Второй фактор - это нарциссизм, явление, о котором я буду подробно говорить в четвертой главе. Следующий вид деструктивности, который можно объяснить потрясением веры, что нередко имеет место в жизни ребенка. Происходит потрясение этой первоначальной веры в любовь, в правдивость и справедливость родителей. Один, возможно , реагирует таким образом, что теряет свою независимость от лица, разочаровавшего его, он становиться тем самым более независимым и потому бывает в состоянии искать себе новых друзей, учителей и возлюбленных, которым он доверяет и в которых он верит. В контексте насилия следует упомянуть еще одну важную реакцию. Глубоко разочарованный человек, который чувствует себя обманутым, может начать ненавидеть жизнь. Жизнь зла, люди злы и сам ты зол. Разочарование в вере и любви к жизни делают человека циником и разрушителем. Речь, таким образом, идет о деструктивности отчаяния; разочарование в жизни ведет к ненависти к жизни.
Под компенсаторным насилием я понимаю насилие, служащее импотентному человеку в качестве замены продуктивной деятельности. Решающим при этом является не сила его воли и размеры свободы, а тот факт, что человек не выносит абсолютной пассивности. Это заставляет его преобразовывать мир, а не только самому становиться преобразованным. Вся эта деятельность возникает из способности человека направлять свою волю на определенную цель и работать до тех пор, пока цель не будет достигнута. Его способность применять свои силы подобным образом является потенцией. Если человек из-за слабости, страха, некомпетентности или чего-то подобного не в состоянии действовать, если он импотентен., то он страдает. Это страдание от импотенции приводит к разрушению внутреннего равновесия, и человек не может принять состояния полной беспомощности без того, чтобы не попытаться восстановить свою способность к действию. Другая возможность - это когда человек использует свою способность разрушать. Он мстит жизни за то, что она его обделила. Человек, который не может создавать, хочет разрушать. В близком родстве с компенсаторным насилием находиться побуждение полностью и абсолютно поставить под свой контроль живое существо, будь то животное или человек. Это побуждение составляет сущность садизма. Цель садизма заключается в том, чтобы сделать человека вещью, превратив живое в нечто неживое, поскольку живое через полное и абсолютное подчинение теряет существенное свойство - свободу. Компенсаторное насилие является результатом непрожитой искалеченной жизни, причем ее неизбежном результатом. Единственное лекарство против этого - увеличение творческого потенциала, развитие способности человека перестать быть калекой, садистом и разрушителем, и только отношения, способствующие приобретению человеком интереса к жизни, могут привести к исчезновению импульсов. Компенсаторное насилие является патологической заменой жизни.
Последний тип насилия - архаической жажды крови. При этом речь идет не о насилии психопата, а о жажде крови человека. Пролитие крови означает себя живым, сильным, неповторимым, превосходящим всех остальных.
4.3 Любовь
к мертвому и живому
Существует три различных вида ориентирования: некрофилия, нарциссизм и психологический симбиоз с матерью. В этих трех тенденциях имеются доброкачественные формы, которые могут быть столь слабо выражены, что их не следует рассматривать в качестве патологических. Основное внимаение уделяется злокачественным формам этих трех ориентирований, которые сближаются в своих наиболее тяжелых проявлениях и в конечном итоге образуют «синдром распада», который одновременно является наиболее тяжелым патологическим состоянием и основой самой злокачественной деструктивности и бесчеловечности.
С психологической и моральной точек зрения нет более резкой противоположности, чем между людьми, которые любят смерть, и теми, кто любит жизнь: между некрофилами и биофилами. Это вовсе не означает, что кто-то должен быть совершенно некрофильным или абсолютно биофильным. Есть люди, которые обращены полностью к мертвому; о них говорят как о душевнобольных. Есть другие, кто полностью отдается живому; создается впечатление, что они достигли высшей цели, доступной человеку. У многих имеются как биофильные, так и некрофильные тенденции в различном сочетании. Здесь, однако, как и в большинстве жизненных феноменов, очень важно определить, какая тенденция превалирует и обусловливает поведение, причем вовсе не имеется в виду, что отсутствует или присутствует исключительно одна из обеих установок.
“Некрофилия” дословно переводится как “любовь к мертвому”(“биофилия”- “любовь к живому”, или “ любовь к жизни”). Обычно эти понятия используются для обозначения сексуальной перверсии, а именно желания обладать мертвых телом (женщины) для полового акта или болезненного стремления находиться вблизи трупа. Но, как часто бывает, эта сексуальная перверсия лишь опосредует иную, более отчетливо выраженную картину ориентирования, которое у многих людей не имеет примеси сексуальности. Удивительно, но некрофилия еще никогда не была описана в психоаналитической литературе как общее ориентирование, хотя она родственна фрейдовскому анально-садитскому характеру и инстинкту смерти. Человек с некрофильным ориентированием чувствует влечение ко всему не-живому, ко всему мертвому: к трупу, гниению, нечистотам и грязи. Этим описанием некрофильного ориентирования я могу создать впечатление, что все приведенные здесь признаки должны непременно присутствовать у некрофила. И все же это верно, что столь различные признаки, такие, как потребность убивать, поклонение силе, влечение к мертвому и грязному, садизм, желание превратить органическое в неорганическое посредством “порядка”, в равной мере относятся к основным установкам. Некрофилия является наиболее болезненным и опасным среди всех жизненных ориентирований, на которое способен человек.
Противоположностью некрофильному ориентированию является биофильное ориентирование, которое по сути своей есть к любовь к живому. Как и некрофилия, биофилия не состоит из одной-единственной существенной черты, но представляет собой тотальное ориентирование, полностью определяющее образ жизни человека. Тенденция к сохранению жизни и борьбе против смерти является элементарнейшей формой биофильного ориентирования и присуща любой живой материи. Садизм, мазохизм, некрофагия и копрофагия являются перверсиями не только потому, что они отклоняются от обычных норм сексуального поведения, но еще и потому, что они представляют собой именно фундаментальные перверсии, то есть смешение живого и мертвого. Биофильная совесть мотивирована жизнью и радостью; цель моральных усилий состоит в том, чтобы укрепить жизнеутверждающую сторону в человеке. Рафинированный некрофил - душевнобольной; рафинированный биофил - святой. У большинства людей некрофильная и биофильная тенденции смешаны, и речь идет о том, какая из них доминирует. Важной социальной предпосылкой для развития биофилии является устранение несправедливости, где один социальный класс лишает другой признанного достойным образа жизни. Свобода то же является важной предпосылкой для развития биофилии. Подводя итоги, следует отметить что любовь к жизни будет развиваться наилучшем образом, если в обществе будут иметься следующие предпосылки: безопасность, справедливость, свобода.
Информация о работе Проблемы души человека в психологии Э. Фромма