Проблемы души человека в психологии Э. Фромма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 11:42, контрольная работа

Описание

Руководители всегда осознавали, что необходимо побуждать людей работать на организацию. Они полагали, что для этого достаточно простого материального вознаграждения. Но в большинстве случаев это не верно.
Исследователи потребителя и менеджеры сталкиваются с проблемой того, что не существует универсального или всеми признанного описания мотивации человека. Были предприняты попытки всесторонне описать силы, питающие и направляющие человеческое поведение, и эти типологии во многом перекликаются друг с другом, отражая общее согласие по поводу статуса некоторых человеческих мотивов.

Содержание

1 Краткая биография Абрахама Маслоу 3
2 Основная часть 4
2.1 Теория иерархии потребностей А.Маслоу 4
2.2 Использование теории А.Маслоу в управлении 10
2.3 Критика теории А.Маслоу 12
3 Краткая биография Э.Фромма 12
4 Основная часть 13
4.1 Человек – волк или овца? 13
4.2 Различные формы насилия 14
4.3 Любовь к мертвому и живому 16
4.4 Инцестуальные связи 18
4.5 Свобода и детерминизм. 19
5 Заключение 20
6 Список литературы

Работа состоит из  1 файл

готовая к р.doc

— 169.00 Кб (Скачать документ)

   Жизнь является структурированным ростом и по своей сути не может быть строго контролируема и предопределена. Жизнь может быть пережита только в ее индивидуальных проявлениях - в одном-единственном человеке, или в одной птице.

   Нарциссизм - психологическое состояние полной сосредоточенности на собственной персоне, в котором все окружающее воспринимается только через призму желаний данной личности. Э. Фромму принадлежит большая заслуга в истолковании феномена нарциссизма. Рассматривая его в историческом аспекте, Фромм предупреждает об опасности доминирования в межличностных отношениях различных форм группового нарциссизма (религиозной, расовой, политической). По мнению Э. Фромма, любое проявление нарциссизма может завершиться фанатизмом и разрушением.

    

4.4 Инцестуальные связи 

  Инцестуальный симбиоз – это чрезмерная зависимость от матери или человека, который ее заменяет. Инцестуальный симбиоз является одной из форм фиксации на матери. Мужчины с таким психическим отклонением нуждаются в женщине, которая будет заботиться о них, создавать им комфорт, восхищаться ими; они могут испытывать страх, тревогу и даже впасть в депрессию, если их желания не исполняются. Подобное состояние не приносит особого вреда и в целом не препятствует нормальному течению повседневной жизни. Однако люди, подверженные инцестуальному симбиозу, настолько зависят от хозяина — человека, который заменяет им мать, что практически теряют свою индивидуальность. Инцестуальный симбиоз возникает у младенца как естественная привязанность к матери, более основательная, нежели сексуальный интерес, развивающийся, как правило, на эдипальной стадии.

   «Нормальные инцестуозные узы — это естественная стадия в развитии индивида, в то время как злокачественные инцестуозные влечения — патологическое явление, которое встречается там, где развитие нормальных инцестуозных связей оказалось каким-то образом нарушено» (Fromm, 1973).

   Фромм больше соглашался с Салливаном, чем с Фрейдом, когда утверждал, что привязанность к матери основана на потребности в безопасности, а не на потребности в сексе. «Сексуальные стремления являются не причиной фиксации на матери, а результатом этой фиксации» (Fromm, 1964).

   Люди, живущие в отношениях инцестуального симбиоза, испытывают сильную тревогу и страх, если этим отношениям что-либо угрожает, — они считают, что не способны жить без человека, заменяющего им мать. Хозяином для таких людей может служить не только другой человек, но и семья, клан, церковь, страна. Инцест отрицательно сказывается на умственных способностях человека, делает его неспособным к настоящей любви и препятствует достижению независимости и личностной целостности.

   Фромм писал по этому поводу: «Тенденция оставаться привязанным к матери или человеку, ее заменяющему, а также к семье, племени является врожденной для всех людей. Она контрастирует с другой не менее естественной тенденцией — быть рожденным для того, чтобы развиваться, расти. Если психологическое развитие человека протекает нормально, то вторая тенденция одерживает верх. В противном случае выигрывает ее противоположность — склонность к симбиозным отношениям, рождающая в человеке несостоятельность и ограниченность» (Fromm, 1964).

   У некоторых людей, имеющих особенно тяжелые психические отклонения, — таких как, например, Адольф Гитлер — некрофилия, нарциссизм и инцестуальный симбиоз комбинируются и образуют так называемый синдром упадка (syndrome of decay) Этих людей привлекает смерть, они получают удовольствие от уничтожения тех, кто, по их мнению, находится у них в подчинении. Наиболее распространенная мотивировка, которой они оправдывают свои действия, — это интересы родины, клана, партии. Фромм противопоставлял синдром упадка синдрому роста (syndrome of growth), состоящего из комбинации противоположных качеств, таких как биофилия, любовь и абсолютная свобода.

    

4.5 Свобода и детерминизм.  

  Э. Фромм считает позитивную свободу, "свободу для", главным условием роста и развития человека, связывая ее со спонтанностью, целостностью, креативностью и биофилией – стремлением к утверждению жизни в противовес смерти. Вместе с тем свобода амбивалентна. Она одновременно и дар, и бремя; человек волен принять ее или отказаться от нее. Человек сам решает вопрос о степени своей свободы, делая собственный выбор: либо действовать свободно, т.е. на основе рациональных соображений, либо отказаться от свободы. Многие предпочитают бежать от свободы, выбрав тем самым путь наименьшего сопротивления. Разумеется, все решается не каким-то одним актом выбора, а определяется постепенно складывающейся целостной структурой характера, в которую отдельные выборы вносят свой вклад. В результате одни люди вырастают свободными, а другие – нет.

В этих идеях Фромма заложена двоякая трактовка  понятия свободы. Первое значение свободы  – это изначальная свобода  выбора, свобода решать, принять  свободу во втором значении или отказаться от нее. Свобода во втором значении – это структура характера, выражающаяся в способности действовать на основе разума. Иными словами, чтобы выбрать свободу, человек уже должен обладать исходной свободой и способностью сделать этот выбор разумным образом. Здесь есть некоторый парадокс. Фромм, однако, подчеркивает, что свобода – это не черта или диспозиция, а акт самоосвобождения в процессе принятия решения. Это динамичное, текущее состояние. Объем доступной человеку свободы постоянно меняется.

  Результат выбора больше всего зависит, конечно, от силы конфликтующих тенденций. Но они различаются не только по силе, но и по степени осознанности. Как правило, позитивные, творческие тенденции хорошо осознаны, а темные, деструктивные – плохо. По мнению Фромма, ясное осознание всех аспектов ситуации выбора помогает сделать выбор оптимальным. Он выделяет шесть основных аспектов, требующих осознания: 1) что хорошо, а что плохо; 2) способ действия в данной ситуации, ведущий к поставленной цели; 3) собственные неосознанные желания; 4) реальные возможности, заключенные в ситуации; 5) последствия каждого из возможных решений; 6) недостаточность осознания, необходимо также желание действовать вопреки ожидаемым негативным последствиям. Таким образом, свобода выступает как действие, вытекающее из осознания альтернатив и их последствий, различения реальных и иллюзорных альтернатив.

    

5 Заключение 

   В своих работах Маслоу затронул очень много насущных жизненных проблем, которые интересуют каждого человека: творчество, любовь, нравственные ценности, воспитание личности, совершенствование общества и др. Охватывая различные аспекты функционирования человека в единстве его души и тела А. Маслоу придавал фундаментальное значение совершенствованию личности.

   Влияние теории мотиваций А. Маслоу на различные сферы человеческой деятельности иногда называют незаметной революцией. И этому есть веские основания, так как изменения затронули фундаментальные аспекты воспроизводства человека в обществе, в частности, образование, организацию трудовой деятельности, различные формы групповой терапии, способствующие снятию стресса, а также служащие личностному росту, новый подход к медицине.

   Иерархия потребностей Маслоу - это единственная сжатая, общая теория мотивации человека, годная для понимания не только человеческой личности, но и текущего состояния общества, и для его прошлого и будущего. Ее достоинства в том, что она пригодна для формирования, развития и функционирования не только индивида, но и крупных социальных групп и социальных институтов, анализа и прогноза ментальности и изменения ментальности различных сообществ и народов.

Оценивая  теорию Маслоу, необходимо отметить, что  он был едва ли не первым психологом, обратившим внимание не только на отклонения, трудности и негативные стороны  личности. Одним из первых он исследовал достижения личного опыта, раскрыл пути для саморазвития и самосовершенствования любого человека. 

  Философская мысль 20 века, которую выражает Фромм, его предшественники и последователи, подразумевает под бытием способ существования человека, противопоставляя ему обладание (как небытие) и определяет существование по принципу бытия как труд, творческая активность, отказ от отчужденного существования. Эта идея, являясь одним из последних звеньев в цепи развития понятия бытия, истоки которой прослеживаются от Аристотеля до наших дней, в то же время не является и совершенно новой. В том или ином виде она составляет основу учений Платона, Канта, Шеллинга, учений Дао, буддизма, христианства и др.

   Отличительной особенностью концепции Фромма является то, что он в

своих рассуждениях опирается на данные современной  науки, в частности

психологии, и предлагает путь к переустройству общества. Этот путь -

человеческий  разум, который необходимо пробудить  в каждом человеке:

"Нельзя  создать подводную лодку, только читая Жюля Верна; невозможно

создать и гумманистическое общество, лишь читая книги пророков." 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

6 Список литературы 

1. Абрахам  Маслоу и психология самоактуализации [Текст] // Дж. Фейдимен Личность и  личностный рост / Дж. Фейдимен, Р. Фрейгер. - М. , 1994.

2. Большой  психологический словарь [Текст] / под ред.: Б. Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006.

3. Вахромов  Е.Е. Психологические концепции  развития человека: теория самоактуализации [Текст] / Е.Е. Вахромов. - М.: Международная педагогическая академия, 2001.

4. Гобл  Ф. Третья сила: Психология Абрахама  Маслоу [Текст] / Ф. Гобл // Новые рубежи  человеческой природы А. Маслоу. - М.: Смысл, 1999.

5. Леонтьев  Д.А. Развитие идеи самоактуализации в работах А. Маслоу [Текст] / Д.А. Леонтьев // Вопросы психологии. - 1987.

6. Маслоу  А. Дальние пределы человеческой  психики [Текст] / А. Маслоу. - СПб., 2003.

7. Маслоу  А. Мотивация и личность [Текст] / А. Маслоу. - СПб., 2002.

8. Четвертаков  С.А. Иерархия потребностей по Маслоу - общая теория мотивации для социологии [Электронный ресурс] / С.А. Четвертаков. - Загл. экрана: http://sergeychet.narod.ru/motiv.html

9. Ярошевский  М.Г. История психологии от  античности до середины ХХ  в. [Текст] : учеб. пособие / М.Г. Ярошевский. - М.: [б. и.], 1996.

10. Фромм Э. Иметь или быть ?, М.,"Прогресс", 1990;

11. Фромм Э. Психоанализ и религия , М.,"Прогресс", 1990;

12. Велихов Е.П.,Зинченко В.П.,Лекторский В.А.,

Сознание: опыт междисциплинарного подхода, "ВФ",1988, N11;

13. Доброхотов А.Л. Категория бытия в классической

западно-европейской  философии, М., 1986;

14. Добреньков В.И.,В поисках свободы и справедливости, М.,1990;

15. Добреньков В.И.,Неофрейдизм в поисках "истины"

(Иллюзии  и заблуждения Эриха Ф.), М.,1974.

Информация о работе Проблемы души человека в психологии Э. Фромма