Проблемы психологического развития подростков в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 14:47, реферат

Описание

Сфера психологии очень обширна и интересна; и по сей день в ней
содержится множество еще не разрешенных вопросов, загадочных феноменов,
необъяснимых явлений. Почему же меня привлекла именно проблема
психологического развития подростков в современных условиях?

Содержание

Введение
Глава 1. Основные характеристики психологии подростков
1.1. Подростковый возраст
1.2. Особенности социализации в подростковом возрасте
1.3. Особенности развития самосознания в подростковом возрасте
Глава 2. Проблемы психологического развития подростков
2.1. Специфика проблем в подростковом возрасте
2.2. Личная нестабильность и подростковые проблемы
2.3. Линия развития жизненного мира
Заключение
Литература

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 68.66 Кб (Скачать документ)

Оглавление

 

Тема: Проблемы психологического развития подростков в современных  условиях

План

Введение

Глава 1. Основные характеристики психологии подростков

1.1. Подростковый возраст

1.2. Особенности социализации  в подростковом возрасте

1.3. Особенности развития  самосознания в подростковом  возрасте

Глава 2. Проблемы психологического развития подростков

2.1. Специфика проблем  в подростковом возрасте

2.2. Личная нестабильность  и подростковые проблемы 

2.3. Линия развития жизненного  мира

Заключение

Литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

    Сфера психологии  очень обширна и  интересна;  и  по  сей  день  в   ней

содержится множество  еще не разрешенных   вопросов,   загадочных  феноменов,

необъяснимых   явлений.   Почему   же   меня   привлекла   именно   проблема

психологического развития подростков в современных условиях?

     Уместным, на  мой взгляд, будет привести здесь  слова А.Б.  Боссарт: «…на

человека в обществе обращают слишком  мало  внимания.   На  него  это  малое

внимание обращают слишком  поздно.  Когда  он  уже  человек.  Или  не  совсем

человек. Или не человек…когда  он готов, без нас - окончательно произошел  или

не произошел. И мы как  будто не причем…»  [1,3]  .  И  особенно  –  жизненно

необходимо это внимание подростку, так как  он  самый  отверженный  и  самый

одинокий. В силу своего возраста он уже не может  довольствоваться  семейной

и школьной жизнью, вырастая из их представлений и норм, а  подчас  и  вступая

с ними в конфликт – подростка  неудержимо влечет к себе взрослое общество  со

своими законами, со своей, совершенно иной, чем детская  структурой.  И  ему

очень трудно: ему надо приспособиться  к  новым  условиям,  принять  себя  и

добиться, чтобы другие приняли  и оценили- как взрослого,  как личность.  И

оттого, как сегодняшние  подростки решат свои  проблемы,  какие  выберут  для

себя ценности, зависит  наша ближайшее будущее, наше завтрашнее  общество.  И

надо бы  серьезно  задуматься  над  этой  проблемой.  Но  до  подростков  ли

взрослым, когда бешенный ритм жизни и борьба за существование не  оставляют

времени подумать даже о  себе.

                Цель  исследования:  исследовать   особенности  подросткового

возраста, показать сложный  и противоречивый характер  данного  периода,  его

решающее влияние  на развитие личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Психологическая характеристика подросткового возраста    

 

   Одним из основных, т.н. критических периодов в жизни любого человека является подростковый период. На него обращают большое внимание родители, воспитатели, педагоги, социальные работники, психологи. Другими словами, все кто так или иначе связаны с работой с подростками. Несмотря на большую или меньшую определенность того с кем мы имеем дело, учеными до сих пор до конца не определены возрастные границы подросткового возраста. Когда ребенок становится подростком, подросток - юношей, юноша - взрослым? На "полюсах" вопрос более или менее ясен: никто не назовет 12-летнего юношей, а 20-летнего - подростком. Но применительно к 14-18-летним употребляются оба эти термина. Грани перехода от детства к юности и от юности к зрелости условны. И не потому, что наука не способна внести определенность в этот вопрос. Неопределенность возрастных групп объясняется объективными факторами. Во-первых, многочисленностью критериев, на основе которых можно определить возраст человека. Когда мы употребляем понятия "возраст", "ранний юношеский возраст", то на уровне здравого смысла не всегда отдаем себе отчет в их неоднозначности. Надо различать хронологический возраст - прожитое данным индивидом число лет, физиологический возраст - степень физического развития человека, психологический возраст - степень психического развития, социальный возраст - степень овладения культурой данного общества. Во-вторых, трудность в определении четких границ возраста зависит от неравномерности развития процессов, заложенных в основу вышеуказанных критериев. Это несовпадение в развитии, в свою очередь, указывает на наличие двух рядов процессов, о которых писал Л.С.Выготский.  
    Возрастные категории всегда обозначают не столько возраст и уровень биологического развития, сколько общественное положение, социальный статус лица. В наше время подростковый (отроческий) период - это возраст от 10-11 до 15-16 лет, который плавно переходит в юношеский, условно ограничиваемый двадцатью годами.  
    Возраст ранней юности не всегда признавался в истории культуры как особый этап развития личности. Не случайно некоторые ученые считают юность довольно поздним приобретением человечества. .  
    Лишь в период появления гражданского общества юношеский возраст приобретает большое значение в процессе завершения подготовки подрастающего поколения к вступлению во взрослое общество.  
    Очевидно, что с развитием общества, производства, культуры роль юношеского возраста будет возрастать, ибо усложняется производство, усложняется социальная жизнь и, чтобы овладеть требованиями общества, необходимо все больше и больше времени. Не случайно растут сроки всеобщего образования, увеличивается возраст, когда людей допускают к участию в общественном производстве.  
    Во-первых, различны темпы физического и психологического развития. Один мальчик в 14-15 лет может выглядеть уже почти взрослым, а другой - еще совсем ребенком. Такие же значительные различия существуют и в психическом развитии, в интересах, в умственной зрелости, уровне самостоятельности детей, причем различия эти не исключение, а правило.  
    Во-вторых, существуют большие внутренние диспропорции: отдельные биологические системы организма могут созревать в разное время.  
    Еще больше вариаций в психике: старший подросток может быть в одних отношениях уже взрослым, а в других - еще совершенно ребенком. Пласты детства в нем причудливо уживаются с пластами взрослости. Детские капризы и отношение к окружающим причудливо уживаются в нем со взрослостью суждений.  
    В-третьих, социальное возмужание по времени нетождественно физическому. Процессы акселерации свидетельствуют о том, что физическое созревание подростка происходит сегодня значительно быстрее и заканчивается раньше, чем в прошлом столетии. С социальным же созреванием дело обстоит гораздо сложнее. Сроки обучения в школе за последнее время заметно удлинились. Современная молодежь учиться значительно дольше, чем ее сверстники в прошлом. Позже начинается и ее трудовая деятельность. Плюс к этому у нас в стране наблюдается отсутствие четких общественных норм и ценностей, механизмов регулирования социальной и трудовой деятельности. Отсутствует единая национальная идея, четко обозначенное направление развития общества. Отсюда и неопределенность нормативных критериев социальной зрелости в общественном и индивидуальном сознании.  
    Несмотря на это, существуют некоторые критерии, определяющие социальное созревание: завершение образования, приобретение стабильной профессии, начало трудовой деятельности, экономическая самостоятельность, политическое и гражданское совершеннолетие, служба в армии, вступление в брак, рождение первого ребенка. Но здесь, как и в сроках физического созревания, существуют большие различия и между разными группами молодежи, и в развитии отдельной личности. Юноша может быть достаточно зрелым в сфере трудовой деятельности, оставаясь в то же время на подростковом уровне в своих отношениях с девушками или культурных запросах и наоборот.  
    Вступление в жизнь - не одномоментное событие, а длительный процесс, биологические, социальные и психологические аспекты которого имеют свой собственный временной ритм, неодинаковую скорость протекания у разных людей и в разных конкретных условиях.  
   Длительность подросткового периода зависит, в частности, от конкретных условий воспитания детей, от того, насколько велик разрыв в нормах и требования, предъявляемых к ребенку и взрослому. От ребенка требуют послушания, от взрослого - инициативы и самостоятельности. Ребенка всячески ограждают от вопросов пола, в жизни же взрослых отношения мужчины и женщины играют важную роль. Контрастность детства и зрелости, между которыми он "находится", затрудняет подростку усвоение взрослых ролей и порождает много внешних и внутренних конфликтов.  
   Переходный возраст (в широком понимании этого слова) всегда считался критическим в смысле перехода, перелома, перемены. Насколько кардинальными и глобальными оказываются перемены в личности в подростковый период? Разные психические качества изменяются по-разному: одни - быстро, другие остаются относительно прежними на протяжении всей жизни. Различна и степень возрастной изменчивости личности в целом: одни люди сильно меняются при переходе от детства к юности, а другие - нет. У одних отрочество и юность протекают бурно и болезненно, у других спокойно и плавно. Характер перехода зависит от той совокупности, той композиции, которая сложится на основе развившихся к тому моменту внутренних факторов и наличных условий окружающей среды.

Подростковый возраст 
  

Подростковый возраст  занимает важную фазу в общем процессе становления человека как личности, когда в процессе построения нового характера, структуры и состава  деятельности ребенка закладываются  основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок.  
    В подростковом возрасте происходит бурный рост, развитие и перестройка организма ребенка, неравномерность физического развития, когда преимущественно происходит рост костей туловища и конечностей в длину, приводит к угловатости, неуклюжести, потере гармонии в движениях. Осознавая это, подросток стесняется и старается замаскировать свою нескладность, недостаточную координацию движений, принимая порой неестественные позы, пытаясь бравадой и нарочитой грубостью отвлечь внимание от своей наружности. Даже легкая ирония и насмешка в отношении его фигуры, позы или походки вызывают часто бурную реакцию, ибо подростка угнетает мысль, что он смешон и нелеп в глазах окружающих.  
    Подростковый возраст - это возраст жадного стремления к познанию, возраст кипучей энергии, бурной активности, инициативности, жажды деятельности. Заметное развитие в этот период приобретают волевые черты характера - настойчивость, упорство в достижении цели, умение преодолевать препятствия и трудности. В отличие от младшего школьника, подросток способен не только к отдельным волевым действиям, но и к волевой деятельности. Он часто уже сам ставит перед собой цели, сам планирует их осуществление. Но недостаточность воли сказывается, в частности, в том, что проявляя настойчивость в одном виде деятельности, подросток может не обнаруживать ее в других видах. Наряду с этим, подростковый возраст характеризуется известной импульсивностью. Порой подростки сначала сделают, а потом подумают, хотя при этом уже осознают, что следовало бы поступить наоборот.  
    Внимание подростка характеризуется не только большим объемом и устойчивостью, но и специфической избирательностью. В этот период уже может быть произвольное внимание.  
    Избирательным, целенаправленным, анализирующим становится и восприятие. Значительно увеличивается объем памяти, причем не только за счет лучшего запоминания материала, но и его логического осмысления. Память подростка, как и внимание, постепенно приобретает характер организованных, регулируемых и управляемых процессов.  
    Существенные сдвиги происходят в интеллектуальной деятельности подростков. Основной особенностью ее в 10-15 лет является нарастающая с каждым годом способность к абстрактному мышлению, изменение соотношения между конкретно-образным и абстрактным мышлением в пользу последнего. Важная особенность этого возраста - формирование активного, самостоятельного, творческого мышления.  
    Бурно развиваются чувства подростков. Их эмоциональные переживания приобретают большую устойчивость. Под влиянием окружающей среды происходит формирование мировоззрения подростков, их нравственных убеждений и идеалов. Складываются и развиваются моральные чувства патриотизма, интернационализма, ответственности и др. Этот возраст характеризуется и сложными эстетическими чувствами, формированием эстетического отношения к окружающей действительности. При значительной склонности к романтическому у подростков более реалистичным и критичным становится воображение. Детям подросткового возраста присущи, повышенный интерес к своей личности, потребность в осознании и оценке своих личных качеств. Анализируя и оценивая свое поведение, подросток постепенно сравнивает его с поведением окружающих людей, прежде всего своих товарищей. При этом он дорожит мнением не только товарищей, но и взрослых, стремясь выработать в себе также черты, которые позволяли бы ему добиваться успехов в деятельности и улучшать взаимоотношения с другими людьми.  
    Возможность осознать, оценить свои личные качества, удовлетворить свойственное ему стремление к самосовершенствованию подросток получает в системе взаимодействия с "миром людей". И сам этот мир воспринимается им именно через посредство взрослых людей. Подросток ждет от них понимания, доверия. Показательны в этом плане данные опроса большой группы восьмиклассников. На вопрос, уважают ли они взрослых, подростки ответили: "Да, но только тех, кто считается с нами". Если же взрослые не считаются с тем, что подросток уже не маленький ребенок, то с его стороны возникают обиды и разнообразные формы протеста - грубость, упрямство, непослушание, замкнутость, негативизм.  
    Однако, непослушание, своеволие, негативизм, упрямство отнюдь не представляют собой обязательных черт характера подростка. Лишь как следствие неправильного подхода к подростку, когда не учитываются его психологические особенность, порой возникают конфликты и кризисы, ни в коей мере не являющиеся роковыми и неизбежными. Так, непонимание или игнорирование взрослыми истинных мотивов поведения подростка, реагирование лишь на внешний результат его деятельности или, что еще хуже, приписывание подростку не соответствующих действительности мотивов приводят его к внутреннему сопротивлению воспитательным воздействиям. Он не принимает требований взрослых, потому что эти требования, даже абсолютно правильные, не имеют для него подлинного смысла, а возможно, даже имеют другой, противоположный смысл.  
    Подросток, как уже отмечалось, стремится быть и считаться взрослым. Он всячески протестует, когда его мелочно контролируют, наказывают, требуют послушания, подчинения, не считаясь с его желаниями, интересами. Ошибочное представление, будто подросток еще маленький ребенок, не способный к проявлению собственной инициативы, ставит его в зависимое положение, исключает возможность сотрудничества с ним. Например, в некоторых семьях самостоятельность подростков – понятие, весьма относительное. Матери и отцы, сознавая необходимость изменения отношений с растущими детьми, стараются шире вовлекать их в семейные дела, в разнообразный труд, дают им те или иные поручения. Нои при этом подростки сами не выбирают дела, не участвуют в его планировании, все строго регламентируется взрослыми. Отсутствует принцип добровольности, дети не привлекаются к обсуждению совершаемых дел, что глушит инициативу, творчество ребят. Ошибка в данном случае заключается в том, что взрослые не учитывают психологических особенностей детей разных возрастов, плохо используют их возможности, в том числе активность, энергию подростков, их стремление к самостоятельности. Предоставить детям самостоятельность, свободу в выборе действия мешает мысль "как бы чего не вышло". Родители создают всевозможные ограничения, надзор. Между тем, позиция настоящего воспитателя по отношению к воспитанникам - это прежде всего позиция старшего товарища, авторитетного друга. Только это ведет к обеспечению подлинного единства взрослых и детей, к ликвидации той обособленности родителей и подростков, при которой они живут разными интересами, одни - командуют - другие выполняют команды.  
    Каждый возраст находится в непосредственном отношении с действительностью, каждый возраст важен сам по себе в жизни конкретного человека, независимо от связи с последующими возрастными периодами.  
    Несостоятельными являются все те теории подросткового возраста, которые пытаются объяснить психологию подростка, исходя из каких-либо внешних по отношению к психическому развитию факторов. Ведь факторы и биологического, и социального порядка не определяют развитие прямо: они являются лишь компонентами сложной психологической мозаики процесса развития и становления личности.  
    На основании имеющихся в литературе данных и из анализа собственных наблюдений в практической работе с подростками, мы полагаем, что кризис подросткового возраста связан с возникновением в этот период нового уровня самосознания, характерной чертой которого является появление у подростка способности и потребности познать самого себя как личность, обладающую именно ей, в отличие от всех других людей, присущими качествами. Это порождает у подростка стремление к самоутверждению, самовыражению (т.е. стремление проявлять себя в тех качествах личности, которые он считает ценными) и самовоспитанию. Деривация указанных выше потребностей и составляет основу кризиса подросткового возраста.  
    Попробуем проследить те изменения в психике детей младшего школьного возраста, которые подводят к возникновению в переходный период указанного выше системного новообразования.  
    Учебная деятельность, и главное сам процесс усвоения знаний предъявляющий новые требования к мышлению дошкольника, словом, учебная деятельность в целом становится в младшем школьном возрасте ведущей, т.е. той, в которой формируются основные психологические новообразования этого периода: теоретические формы мышления, познавательные интересы, способность управлять своим поведением, чувство ответственности и многие другие качества ума и характера школьника, отличающие его от детей дошкольного возраста. При этом главную роль играет развитие мышления, происходящее в ходе усвоения научных знаний.  
    Конечно, не только развитие мышления определяет возникновение специфической для подростков формы самосознания. Этому способствуют и те новые обстоятельства, которые отличают образ жизни подростка от образа жизни детей младшего школьного возраста. Прежде всего это повышенные требования к подростку со стороны взрослых, товарищей, общественное мнение которых определяется уже не столько успехами школьника в учебе, сколько многими другими чертами его личности, взглядами, способностями, характером, умением соблюдать "кодекс чести", принятый среди подростков. Все это порождает мотивы, побуждающие подростка обратиться к анализу самого себя и к сравнению себя с другими. Так у него постепенно формируются ценностные ориентации, складываются относительно устойчивые образцы поведения, которые в отличие от образцов детей младшего школьного возраста представлены уже не столько в виде образа конкретного человека, сколько в определенных требованиях, которые подросток предъявляет к людям и к самому себе.  
    Материалы исследования показали, что общими для всех подростков независимо от различий в их социализации являются те психологические особенности в основе которых лежит развитие рефлексии, порождающие потребность понять самого себя и быть на уровне собственных к себе требований, т.е. достигнуть избранного образца. А неумение удовлетворить эти потребности определяет целый "букет" психологических особенностей (проблем, с которыми они приходят к психологу), специфичных для подросткового кризиса.  
    В связи с учением, возмужанием, накоплением жизненного опыта и, следовательно продвижением в общем психическом развитии у школьников к началу переходного возраста формируются новые, более широкие интересы, возникают различные увлечения и появляется стремление занять иную, более самостоятельную, более "взрослую" позицию, которая связана с таким поведением и такими качествами личности, которые, как им кажется, не могут найти своей реализации в "обыденной", школьной жизни.  
    Кризис переходного периода протекает значительно легче, если уже в этом возрасте у школьника возникают относительно постоянные личностные интересы или какие-либо другие устойчивые мотивы поведения. Личностные интересы в отличие от эпизодических (ситуативных) характеризуются своей "ненасыщаемостью": чем больше они удовлетворяются, том более устойчивыми и напряженными становятся. Таковыми являются, например, познавательные интерес, эстетические потребности и пр. Удовлетворение таких интересов связано с активным поиском (или созиданием) предмета их удовлетворения. Это толкает подростков к постановке все новых и новых целей, часто выходящих за пределы наличной ситуации и даже за пределы сегодняшнего дня.  
    Таким образом, наличие у подростка устойчивых личностных интересов делает его целеустремленным, а следовательно, внутренне более собранным и организованным. А это, в свою очередь, способствует формированию волевых качеств личности.  
    Переходный критический период завершается возникновением особого личностного новообразования, которое можно обозначить термином "самоопределение". С точки зрения самосознания субъекта оно конкретизируется в новой, общественно значимой позиции. Самоопределение формируется во второй фазе подросткового возраста (16-17 лет), в условиях скорого окончания школы, связанного с необходимостью так или иначе решить проблему своего будущего. От мечтаний подростка, связанных с будущим, самоопределение отличается том, что оно основывается на уже устойчиво сложившихся интересах и стремлениях субъекта; тем, что оно предполагает учет своих возможностей и внешних обстоятельств; опирается на формирующееся мировоззрение подростка и связано с выбором профессии.  
    Главной целью любого гуманного общества является такое раскрытие возможностей растущего человека, при котором он способен творчески проявить себя, самовыразиться. Наблюдаемый сейчас в нашей стране всплеск индивидуализма подростков, вернее ярко выраженное их стремление к индивидуализации, к созданию и утверждению своего уникального "Я", сам по себе совершенно не входит в противоречие с их развитием как общественно ориентированных субъектов. Приводимые в массовой печати данные о растущей потере общесоциальной заинтересованности молодежи, о росте группового эгоизма и пр., не только неполно отражают внутренний мир современного молодого человека, но неправомерно противопоставляют общественное и индивидуальное, не отчленяя индивидуальное от индивидуалистического, т.е. эгоистического. При этом некорректно смешиваются принципиально различные состояния и понятия, во-первых. Во-вторых, забывается элементарная истина - растущий человек в той мере индивидуализируется в обществе, в какой он социализируется. Подростки 90-х годов перспективу своей полезности в обществе видят в обогащении собственной индивидуальности, стремясь выработать черты характера, необходимые для самостоятельной жизни, утверждения своего "Я", завоевания определенной социальной позиции и реализации себя в ней.

1.2.Особенности социализации подростка.

Юность завершает активный период социализации. К юношам обычно относят

подростков и молодых  людей в возрасте от  13  до  19  лет  В  этом  возрасте

происходят важные физиологические  изменения (  одно  из  них  –  наступление

половой зрелости), которые  влекут  за  собой  определенные  психологические

сдвиги:  появление  влечения  к  противоположному  полу,  агрессивность,  за

частую немотивированная, проявляются  склонность  к  необдуманному  риску  и

неумение  оценить  степень  его   опасности,   подчеркнутое   стремление   к

независимости и самостоятельности.

      Психофизиологические  изменения  не  могут  не  повлиять  на   ход   и

содержание социализации. Склонность к инноватике и творчеству,  непризнание

всех и  всяких  авторитетов,  с  одной  стороны,  подчеркнутая  автономия  и

независимость – с  другой,  порождают  особое  явление,  которое  называется

молодежной субкультурой. Она  ассоциируется  с  тремя  главными  негативными

чертами, явлениями-символами: наркотиками, сексом и  насилием.  Подростковый

период называют «трудным возрастом», «переломным периодом».  Его  содержание

заключается  в  изменении  поведенческих  характеристик:  от  почти  полного

послушания,  свойственного  малым  детям,  юноши  переходят  к   сдержанному

послушанию – скрытому не повиновению родителям. Если раньше, будучи  детьми,

они смотрели на мир глазами  своих родителей, то  теперь  они  ведут  как  бы

двойной счет: у  подростков  и  юношей  выстраивается  параллельная  система

ценностей  и  взглядов  на  мир,  которая  частично  пересекается   позицией

родителей,  а  частично  –  с   взглядами   сверстников.   В   этот   период

заканчивается формирование фундамента личности, достраиваются  ее  верхние  –

мировоззренческие – этажи. Осознанием своего «Я» происходит  как  осмысления

своего места в жизни  родителей, друзей,  окружающего  социума.  Одновременно

наблюдается  постоянный   поиск   нравственных   ориентиров,   связанных   с

переоценкой   смысла  жизни.  Подростки  и  юноши   более   восприимчивы   к

негативным оценкам окружающих, особенно если они касаются  одежды,  внешнего

вида, манер поведения, круга  знакомств, то есть всего того,  что  составляет

социальную   среду   и   социальную   символику   «Я».    Гипертрофированная

самостоятельность находит  выражение  в  подчеркнутой  резкости  собственных

оценок: для многих подростков «хорошо»  и  «правильно»  только  то,  что  им

нравится.

      Трудности   социализации  в  этот  период  связаны  с  тремя   главными

обстоятельствами:

      - несовпадением между высоким уровнем притязаний  (стремление  стать

        героем, прославиться) и низким социальном статусом,  который задан

        их  возрастом;

      - несовпадением  старого стиля родительства, ориентированного  на  то,

        что  для матери  сын  и  дочь  всегда  остается  ребенком,  и   новых

        потенциальных     возможностей     подростков,     заданных      их

        психофизиологическим  повзрослением;

      - противоречие  между усилившейся ориентацией  на  самостоятельность  и

        усиливающуюся  зависимость от мнения и поведения  сверстников.

      Психофизиологическое  повзросление  практически ничего  не  меняет  в

социально-экономическом  положении подростков. Социальный  статусы родителей

и юношей по-прежнему несовместимы: родители  зарабатывают  на  жизнь,  несут

моральную  и  правовую  ответственность  за   детей   и   неприкосновенность

имущества, участвуют в  общественной и  производственной  жизни.  Взрослые  –

собственники,   распорядители,   опекуны,    производители,    законодатели,

потребители, защитники и  т.д.  А  подростки  экономически  несамостоятельны,

они  все  еще  требуют  социальной  защиты  и   не   выступают   участниками

правонарушений. Их  ролевой  диапазон  крайне  ограничен.  Они  не  являются

собственниками,  распорядителями,  производителями,  законодателями.  Они  –

лишь потребители. Хотя  в  правовом  смысле  они  могут  принимать  жизненно

важные решения, в  психологическом  плане  подростки  созрели  для  них.  Но

родители ограничивают их. В этом и заключается противоречие.

      В связи  с этим социологи говорят   о  ролевом  бесправии   подростков  –

Информация о работе Проблемы психологического развития подростков в современных условиях