Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 14:47, реферат
Сфера психологии очень обширна и интересна; и по сей день в ней
содержится множество еще не разрешенных вопросов, загадочных феноменов,
необъяснимых явлений. Почему же меня привлекла именно проблема
психологического развития подростков в современных условиях?
Введение
Глава 1. Основные характеристики психологии подростков
1.1. Подростковый возраст
1.2. Особенности социализации в подростковом возрасте
1.3. Особенности развития самосознания в подростковом возрасте
Глава 2. Проблемы психологического развития подростков
2.1. Специфика проблем в подростковом возрасте
2.2. Личная нестабильность и подростковые проблемы
2.3. Линия развития жизненного мира
Заключение
Литература
Оглавление
Тема: Проблемы психологического развития подростков в современных условиях
План
Введение
Глава 1. Основные характеристики психологии подростков
1.1. Подростковый возраст
1.2. Особенности социализации в подростковом возрасте
1.3. Особенности развития самосознания в подростковом возрасте
Глава 2. Проблемы психологического развития подростков
2.1. Специфика проблем в подростковом возрасте
2.2. Личная нестабильность и подростковые проблемы
2.3. Линия развития жизненного мира
Заключение
Литература
Сфера психологии очень обширна и интересна; и по сей день в ней
содержится множество еще не разрешенных вопросов, загадочных феноменов,
необъяснимых явлений. Почему же меня привлекла именно проблема
психологического развития подростков в современных условиях?
Уместным, на мой взгляд, будет привести здесь слова А.Б. Боссарт: «…на
человека в обществе обращают слишком мало внимания. На него это малое
внимание обращают слишком поздно. Когда он уже человек. Или не совсем
человек. Или не человек…когда он готов, без нас - окончательно произошел или
не произошел. И мы как будто не причем…» [1,3] . И особенно – жизненно
необходимо это внимание подростку, так как он самый отверженный и самый
одинокий. В силу своего возраста он уже не может довольствоваться семейной
и школьной жизнью, вырастая из их представлений и норм, а подчас и вступая
с ними в конфликт – подростка неудержимо влечет к себе взрослое общество со
своими законами, со своей, совершенно иной, чем детская структурой. И ему
очень трудно: ему надо приспособиться к новым условиям, принять себя и
добиться, чтобы другие приняли и оценили- как взрослого, как личность. И
оттого, как сегодняшние подростки решат свои проблемы, какие выберут для
себя ценности, зависит наша ближайшее будущее, наше завтрашнее общество. И
надо бы серьезно задуматься над этой проблемой. Но до подростков ли
взрослым, когда бешенный ритм жизни и борьба за существование не оставляют
времени подумать даже о себе.
Цель исследования: исследовать особенности подросткового
возраста, показать сложный и противоречивый характер данного периода, его
решающее влияние на развитие личности.
Глава 1. Психологическая характеристика подросткового возраста
Одним из основных, т.н.
критических периодов в жизни любого человека
является подростковый период. На него
обращают большое внимание родители, воспитатели,
педагоги, социальные работники, психологи.
Другими словами, все кто так или иначе
связаны с работой с подростками. Несмотря
на большую или меньшую определенность
того с кем мы имеем дело, учеными до сих
пор до конца не определены возрастные
границы подросткового возраста. Когда
ребенок становится подростком, подросток
- юношей, юноша - взрослым? На "полюсах"
вопрос более или менее ясен: никто не
назовет 12-летнего юношей, а 20-летнего
- подростком. Но применительно к 14-18-летним
употребляются оба эти термина. Грани
перехода от детства к юности и от юности
к зрелости условны. И не потому, что наука
не способна внести определенность в этот
вопрос. Неопределенность возрастных
групп объясняется объективными факторами.
Во-первых, многочисленностью критериев,
на основе которых можно определить возраст
человека. Когда мы употребляем понятия
"возраст", "ранний юношеский возраст",
то на уровне здравого смысла не всегда
отдаем себе отчет в их неоднозначности.
Надо различать хронологический возраст
- прожитое данным индивидом число лет,
физиологический возраст - степень физического
развития человека, психологический возраст
- степень психического развития, социальный
возраст - степень овладения культурой
данного общества. Во-вторых, трудность
в определении четких границ возраста
зависит от неравномерности развития
процессов, заложенных в основу вышеуказанных
критериев. Это несовпадение в развитии,
в свою очередь, указывает на наличие двух
рядов процессов, о которых писал Л.С.Выготский.
Возрастные категории всегда обозначают
не столько возраст и уровень биологического
развития, сколько общественное положение,
социальный статус лица. В наше время подростковый
(отроческий) период - это возраст от 10-11
до 15-16 лет, который плавно переходит в
юношеский, условно ограничиваемый двадцатью
годами.
Возраст ранней юности не всегда признавался
в истории культуры как особый этап развития
личности. Не случайно некоторые ученые
считают юность довольно поздним приобретением
человечества. .
Лишь в период появления гражданского
общества юношеский возраст приобретает
большое значение в процессе завершения
подготовки подрастающего поколения к
вступлению во взрослое общество.
Очевидно, что с развитием общества, производства,
культуры роль юношеского возраста будет
возрастать, ибо усложняется производство,
усложняется социальная жизнь и, чтобы
овладеть требованиями общества, необходимо
все больше и больше времени. Не случайно
растут сроки всеобщего образования, увеличивается
возраст, когда людей допускают к участию
в общественном производстве.
Во-первых, различны темпы физического
и психологического развития. Один мальчик
в 14-15 лет может выглядеть уже почти взрослым,
а другой - еще совсем ребенком. Такие же
значительные различия существуют и в
психическом развитии, в интересах, в умственной
зрелости, уровне самостоятельности детей,
причем различия эти не исключение, а правило.
Во-вторых, существуют большие внутренние
диспропорции: отдельные биологические
системы организма могут созревать в разное
время.
Еще больше вариаций в психике: старший
подросток может быть в одних отношениях
уже взрослым, а в других - еще совершенно
ребенком. Пласты детства в нем причудливо
уживаются с пластами взрослости. Детские
капризы и отношение к окружающим причудливо
уживаются в нем со взрослостью суждений.
В-третьих, социальное возмужание по времени
нетождественно физическому. Процессы
акселерации свидетельствуют о том, что
физическое созревание подростка происходит
сегодня значительно быстрее и заканчивается
раньше, чем в прошлом столетии. С социальным
же созреванием дело обстоит гораздо сложнее.
Сроки обучения в школе за последнее время
заметно удлинились. Современная молодежь
учиться значительно дольше, чем ее сверстники
в прошлом. Позже начинается и ее трудовая
деятельность. Плюс к этому у нас в стране
наблюдается отсутствие четких общественных
норм и ценностей, механизмов регулирования
социальной и трудовой деятельности. Отсутствует
единая национальная идея, четко обозначенное
направление развития общества. Отсюда
и неопределенность нормативных критериев
социальной зрелости в общественном и
индивидуальном сознании.
Несмотря на это, существуют некоторые
критерии, определяющие социальное созревание:
завершение образования, приобретение
стабильной профессии, начало трудовой
деятельности, экономическая самостоятельность,
политическое и гражданское совершеннолетие,
служба в армии, вступление в брак, рождение
первого ребенка. Но здесь, как и в сроках
физического созревания, существуют большие
различия и между разными группами молодежи,
и в развитии отдельной личности. Юноша
может быть достаточно зрелым в сфере
трудовой деятельности, оставаясь в то
же время на подростковом уровне в своих
отношениях с девушками или культурных
запросах и наоборот.
Вступление в жизнь - не одномоментное
событие, а длительный процесс, биологические,
социальные и психологические аспекты
которого имеют свой собственный временной
ритм, неодинаковую скорость протекания
у разных людей и в разных конкретных условиях.
Длительность подросткового периода зависит,
в частности, от конкретных условий воспитания
детей, от того, насколько велик разрыв
в нормах и требования, предъявляемых
к ребенку и взрослому. От ребенка требуют
послушания, от взрослого - инициативы
и самостоятельности. Ребенка всячески
ограждают от вопросов пола, в жизни же
взрослых отношения мужчины и женщины
играют важную роль. Контрастность детства
и зрелости, между которыми он "находится",
затрудняет подростку усвоение взрослых
ролей и порождает много внешних и внутренних
конфликтов.
Переходный возраст (в широком понимании
этого слова) всегда считался критическим
в смысле перехода, перелома, перемены.
Насколько кардинальными и глобальными
оказываются перемены в личности в подростковый
период? Разные психические качества изменяются
по-разному: одни - быстро, другие остаются
относительно прежними на протяжении
всей жизни. Различна и степень возрастной
изменчивости личности в целом: одни люди
сильно меняются при переходе от детства
к юности, а другие - нет. У одних отрочество
и юность протекают бурно и болезненно,
у других спокойно и плавно. Характер перехода
зависит от той совокупности, той композиции,
которая сложится на основе развившихся
к тому моменту внутренних факторов и
наличных условий окружающей среды.
Подростковый возраст
занимает важную фазу в общем процессе
становления человека как личности,
когда в процессе построения нового
характера, структуры и состава
деятельности ребенка закладываются
основы сознательного поведения, вырисовывается
общая направленность в формировании
нравственных представлений и социальных
установок.
В подростковом возрасте происходит бурный
рост, развитие и перестройка организма
ребенка, неравномерность физического
развития, когда преимущественно происходит
рост костей туловища и конечностей в
длину, приводит к угловатости, неуклюжести,
потере гармонии в движениях. Осознавая
это, подросток стесняется и старается
замаскировать свою нескладность, недостаточную
координацию движений, принимая порой
неестественные позы, пытаясь бравадой
и нарочитой грубостью отвлечь внимание
от своей наружности. Даже легкая ирония
и насмешка в отношении его фигуры, позы
или походки вызывают часто бурную реакцию,
ибо подростка угнетает мысль, что он смешон
и нелеп в глазах окружающих.
Подростковый возраст - это возраст жадного
стремления к познанию, возраст кипучей
энергии, бурной активности, инициативности,
жажды деятельности. Заметное развитие
в этот период приобретают волевые черты
характера - настойчивость, упорство в
достижении цели, умение преодолевать
препятствия и трудности. В отличие от
младшего школьника, подросток способен
не только к отдельным волевым действиям,
но и к волевой деятельности. Он часто
уже сам ставит перед собой цели, сам планирует
их осуществление. Но недостаточность
воли сказывается, в частности, в том, что
проявляя настойчивость в одном виде деятельности,
подросток может не обнаруживать ее в
других видах. Наряду с этим, подростковый
возраст характеризуется известной импульсивностью.
Порой подростки сначала сделают, а потом
подумают, хотя при этом уже осознают,
что следовало бы поступить наоборот.
Внимание подростка характеризуется
не только большим объемом и устойчивостью,
но и специфической избирательностью.
В этот период уже может быть произвольное
внимание.
Избирательным, целенаправленным, анализирующим
становится и восприятие. Значительно
увеличивается объем памяти, причем не
только за счет лучшего запоминания материала,
но и его логического осмысления. Память
подростка, как и внимание, постепенно
приобретает характер организованных,
регулируемых и управляемых процессов.
Существенные сдвиги происходят в интеллектуальной
деятельности подростков. Основной особенностью
ее в 10-15 лет является нарастающая с каждым
годом способность к абстрактному мышлению,
изменение соотношения между конкретно-образным
и абстрактным мышлением в пользу последнего.
Важная особенность этого возраста - формирование
активного, самостоятельного, творческого
мышления.
Бурно развиваются чувства подростков.
Их эмоциональные переживания приобретают
большую устойчивость. Под влиянием окружающей
среды происходит формирование мировоззрения
подростков, их нравственных убеждений
и идеалов. Складываются и развиваются
моральные чувства патриотизма, интернационализма,
ответственности и др. Этот возраст характеризуется
и сложными эстетическими чувствами, формированием
эстетического отношения к окружающей
действительности. При значительной склонности
к романтическому у подростков более реалистичным
и критичным становится воображение. Детям
подросткового возраста присущи, повышенный
интерес к своей личности, потребность
в осознании и оценке своих личных качеств.
Анализируя и оценивая свое поведение,
подросток постепенно сравнивает его
с поведением окружающих людей, прежде
всего своих товарищей. При этом он дорожит
мнением не только товарищей, но и взрослых,
стремясь выработать в себе также черты,
которые позволяли бы ему добиваться успехов
в деятельности и улучшать взаимоотношения
с другими людьми.
Возможность осознать, оценить свои личные
качества, удовлетворить свойственное
ему стремление к самосовершенствованию
подросток получает в системе взаимодействия
с "миром людей". И сам этот мир воспринимается
им именно через посредство взрослых людей.
Подросток ждет от них понимания, доверия.
Показательны в этом плане данные опроса
большой группы восьмиклассников. На вопрос,
уважают ли они взрослых, подростки ответили:
"Да, но только тех, кто считается с нами".
Если же взрослые не считаются с тем, что
подросток уже не маленький ребенок, то
с его стороны возникают обиды и разнообразные
формы протеста - грубость, упрямство,
непослушание, замкнутость, негативизм.
Однако, непослушание, своеволие, негативизм,
упрямство отнюдь не представляют собой
обязательных черт характера подростка.
Лишь как следствие неправильного подхода
к подростку, когда не учитываются его
психологические особенность, порой возникают
конфликты и кризисы, ни в коей мере не
являющиеся роковыми и неизбежными. Так,
непонимание или игнорирование взрослыми
истинных мотивов поведения подростка,
реагирование лишь на внешний результат
его деятельности или, что еще хуже, приписывание
подростку не соответствующих действительности
мотивов приводят его к внутреннему сопротивлению
воспитательным воздействиям. Он не принимает
требований взрослых, потому что эти требования,
даже абсолютно правильные, не имеют для
него подлинного смысла, а возможно, даже
имеют другой, противоположный смысл.
Подросток, как уже отмечалось, стремится
быть и считаться взрослым. Он всячески
протестует, когда его мелочно контролируют,
наказывают, требуют послушания, подчинения,
не считаясь с его желаниями, интересами.
Ошибочное представление, будто подросток
еще маленький ребенок, не способный к
проявлению собственной инициативы, ставит
его в зависимое положение, исключает
возможность сотрудничества с ним. Например,
в некоторых семьях самостоятельность
подростков – понятие, весьма относительное.
Матери и отцы, сознавая необходимость
изменения отношений с растущими детьми,
стараются шире вовлекать их в семейные
дела, в разнообразный труд, дают им те
или иные поручения. Нои при этом подростки
сами не выбирают дела, не участвуют в
его планировании, все строго регламентируется
взрослыми. Отсутствует принцип добровольности,
дети не привлекаются к обсуждению совершаемых
дел, что глушит инициативу, творчество
ребят. Ошибка в данном случае заключается
в том, что взрослые не учитывают психологических
особенностей детей разных возрастов,
плохо используют их возможности, в том
числе активность, энергию подростков,
их стремление к самостоятельности. Предоставить
детям самостоятельность, свободу в выборе
действия мешает мысль "как бы чего
не вышло". Родители создают всевозможные
ограничения, надзор. Между тем, позиция
настоящего воспитателя по отношению
к воспитанникам - это прежде всего позиция
старшего товарища, авторитетного друга.
Только это ведет к обеспечению подлинного
единства взрослых и детей, к ликвидации
той обособленности родителей и подростков,
при которой они живут разными интересами,
одни - командуют - другие выполняют команды.
Каждый возраст находится в непосредственном
отношении с действительностью, каждый
возраст важен сам по себе в жизни конкретного
человека, независимо от связи с последующими
возрастными периодами.
Несостоятельными являются все те теории
подросткового возраста, которые пытаются
объяснить психологию подростка, исходя
из каких-либо внешних по отношению к психическому
развитию факторов. Ведь факторы и биологического,
и социального порядка не определяют развитие
прямо: они являются лишь компонентами
сложной психологической мозаики процесса
развития и становления личности.
На основании имеющихся в литературе
данных и из анализа собственных наблюдений
в практической работе с подростками,
мы полагаем, что кризис подросткового
возраста связан с возникновением в этот
период нового уровня самосознания, характерной
чертой которого является появление у
подростка способности и потребности
познать самого себя как личность, обладающую
именно ей, в отличие от всех других людей,
присущими качествами. Это порождает у
подростка стремление к самоутверждению,
самовыражению (т.е. стремление проявлять
себя в тех качествах личности, которые
он считает ценными) и самовоспитанию.
Деривация указанных выше потребностей
и составляет основу кризиса подросткового
возраста.
Попробуем проследить те изменения в
психике детей младшего школьного возраста,
которые подводят к возникновению в переходный
период указанного выше системного новообразования.
Учебная деятельность, и главное сам процесс
усвоения знаний предъявляющий новые
требования к мышлению дошкольника, словом,
учебная деятельность в целом становится
в младшем школьном возрасте ведущей,
т.е. той, в которой формируются основные
психологические новообразования этого
периода: теоретические формы мышления,
познавательные интересы, способность
управлять своим поведением, чувство ответственности
и многие другие качества ума и характера
школьника, отличающие его от детей дошкольного
возраста. При этом главную роль играет
развитие мышления, происходящее в ходе
усвоения научных знаний.
Конечно, не только развитие мышления
определяет возникновение специфической
для подростков формы самосознания. Этому
способствуют и те новые обстоятельства,
которые отличают образ жизни подростка
от образа жизни детей младшего школьного
возраста. Прежде всего это повышенные
требования к подростку со стороны взрослых,
товарищей, общественное мнение которых
определяется уже не столько успехами
школьника в учебе, сколько многими другими
чертами его личности, взглядами, способностями,
характером, умением соблюдать "кодекс
чести", принятый среди подростков.
Все это порождает мотивы, побуждающие
подростка обратиться к анализу самого
себя и к сравнению себя с другими. Так
у него постепенно формируются ценностные
ориентации, складываются относительно
устойчивые образцы поведения, которые
в отличие от образцов детей младшего
школьного возраста представлены уже
не столько в виде образа конкретного
человека, сколько в определенных требованиях,
которые подросток предъявляет к людям
и к самому себе.
Материалы исследования показали, что
общими для всех подростков независимо
от различий в их социализации являются
те психологические особенности в основе
которых лежит развитие рефлексии, порождающие
потребность понять самого себя и быть
на уровне собственных к себе требований,
т.е. достигнуть избранного образца. А
неумение удовлетворить эти потребности
определяет целый "букет" психологических
особенностей (проблем, с которыми они
приходят к психологу), специфичных для
подросткового кризиса.
В связи с учением, возмужанием, накоплением
жизненного опыта и, следовательно продвижением
в общем психическом развитии у школьников
к началу переходного возраста формируются
новые, более широкие интересы, возникают
различные увлечения и появляется стремление
занять иную, более самостоятельную, более
"взрослую" позицию, которая связана
с таким поведением и такими качествами
личности, которые, как им кажется, не могут
найти своей реализации в "обыденной",
школьной жизни.
Кризис переходного периода протекает
значительно легче, если уже в этом возрасте
у школьника возникают относительно постоянные
личностные интересы или какие-либо другие
устойчивые мотивы поведения. Личностные
интересы в отличие от эпизодических (ситуативных)
характеризуются своей "ненасыщаемостью":
чем больше они удовлетворяются, том более
устойчивыми и напряженными становятся.
Таковыми являются, например, познавательные
интерес, эстетические потребности и пр.
Удовлетворение таких интересов связано
с активным поиском (или созиданием) предмета
их удовлетворения. Это толкает подростков
к постановке все новых и новых целей,
часто выходящих за пределы наличной ситуации
и даже за пределы сегодняшнего дня.
Таким образом, наличие у подростка устойчивых
личностных интересов делает его целеустремленным,
а следовательно, внутренне более собранным
и организованным. А это, в свою очередь,
способствует формированию волевых качеств
личности.
Переходный критический период завершается
возникновением особого личностного новообразования,
которое можно обозначить термином "самоопределение".
С точки зрения самосознания субъекта
оно конкретизируется в новой, общественно
значимой позиции. Самоопределение формируется
во второй фазе подросткового возраста
(16-17 лет), в условиях скорого окончания
школы, связанного с необходимостью так
или иначе решить проблему своего будущего.
От мечтаний подростка, связанных с будущим,
самоопределение отличается том, что оно
основывается на уже устойчиво сложившихся
интересах и стремлениях субъекта; тем,
что оно предполагает учет своих возможностей
и внешних обстоятельств; опирается на
формирующееся мировоззрение подростка
и связано с выбором профессии.
Главной целью любого гуманного общества
является такое раскрытие возможностей
растущего человека, при котором он способен
творчески проявить себя, самовыразиться.
Наблюдаемый сейчас в нашей стране всплеск
индивидуализма подростков, вернее ярко
выраженное их стремление к индивидуализации,
к созданию и утверждению своего уникального
"Я", сам по себе совершенно не входит
в противоречие с их развитием как общественно
ориентированных субъектов. Приводимые
в массовой печати данные о растущей потере
общесоциальной заинтересованности молодежи,
о росте группового эгоизма и пр., не только
неполно отражают внутренний мир современного
молодого человека, но неправомерно противопоставляют
общественное и индивидуальное, не отчленяя
индивидуальное от индивидуалистического,
т.е. эгоистического. При этом некорректно
смешиваются принципиально различные
состояния и понятия, во-первых. Во-вторых,
забывается элементарная истина - растущий
человек в той мере индивидуализируется
в обществе, в какой он социализируется.
Подростки 90-х годов перспективу своей
полезности в обществе видят в обогащении
собственной индивидуальности, стремясь
выработать черты характера, необходимые
для самостоятельной жизни, утверждения
своего "Я", завоевания определенной
социальной позиции и реализации себя
в ней.
Юность завершает активный период социализации. К юношам обычно относят
подростков и молодых людей в возрасте от 13 до 19 лет В этом возрасте
происходят важные физиологические изменения ( одно из них – наступление
половой зрелости), которые влекут за собой определенные психологические
сдвиги: появление влечения к противоположному полу, агрессивность, за
частую немотивированная, проявляются склонность к необдуманному риску и
неумение оценить степень его опасности, подчеркнутое стремление к
независимости и самостоятельности.
Психофизиологические изменения не могут не повлиять на ход и
содержание социализации. Склонность к инноватике и творчеству, непризнание
всех и всяких авторитетов, с одной стороны, подчеркнутая автономия и
независимость – с другой, порождают особое явление, которое называется
молодежной субкультурой. Она ассоциируется с тремя главными негативными
чертами, явлениями-символами: наркотиками, сексом и насилием. Подростковый
период называют «трудным возрастом», «переломным периодом». Его содержание
заключается в изменении поведенческих характеристик: от почти полного
послушания, свойственного малым детям, юноши переходят к сдержанному
послушанию – скрытому не повиновению родителям. Если раньше, будучи детьми,
они смотрели на мир глазами своих родителей, то теперь они ведут как бы
двойной счет: у подростков и юношей выстраивается параллельная система
ценностей и взглядов на мир, которая частично пересекается позицией
родителей, а частично – с взглядами сверстников. В этот период
заканчивается формирование фундамента личности, достраиваются ее верхние –
мировоззренческие – этажи. Осознанием своего «Я» происходит как осмысления
своего места в жизни родителей, друзей, окружающего социума. Одновременно
наблюдается постоянный поиск нравственных ориентиров, связанных с
переоценкой смысла жизни. Подростки и юноши более восприимчивы к
негативным оценкам окружающих, особенно если они касаются одежды, внешнего
вида, манер поведения, круга знакомств, то есть всего того, что составляет
социальную среду и социальную символику «Я». Гипертрофированная
самостоятельность находит выражение в подчеркнутой резкости собственных
оценок: для многих подростков «хорошо» и «правильно» только то, что им
нравится.
Трудности социализации в этот период связаны с тремя главными
обстоятельствами:
- несовпадением между высоким уровнем притязаний (стремление стать
героем, прославиться) и низким социальном статусом, который задан
их возрастом;
- несовпадением старого стиля родительства, ориентированного на то,
что для матери сын и дочь всегда остается ребенком, и новых
потенциальных возможностей подростков, заданных их
психофизиологическим повзрослением;
- противоречие между усилившейся ориентацией на самостоятельность и
усиливающуюся
зависимость от мнения и
Психофизиологическое повзросление практически ничего не меняет в
социально-экономическом положении подростков. Социальный статусы родителей
и юношей по-прежнему несовместимы: родители зарабатывают на жизнь, несут
моральную и правовую ответственность за детей и неприкосновенность
имущества, участвуют в общественной и производственной жизни. Взрослые –
собственники, распорядители, опекуны, производители, законодатели,
потребители, защитники и т.д. А подростки экономически несамостоятельны,
они все еще требуют социальной защиты и не выступают участниками
правонарушений. Их ролевой диапазон крайне ограничен. Они не являются
собственниками, распорядителями, производителями, законодателями. Они –
лишь потребители. Хотя в правовом смысле они могут принимать жизненно
важные решения, в психологическом плане подростки созрели для них. Но
родители ограничивают их. В этом и заключается противоречие.
В связи с этим социологи говорят о ролевом бесправии подростков –
Информация о работе Проблемы психологического развития подростков в современных условиях