Проблемы психологического развития подростков в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 14:47, реферат

Описание

Сфера психологии очень обширна и интересна; и по сей день в ней
содержится множество еще не разрешенных вопросов, загадочных феноменов,
необъяснимых явлений. Почему же меня привлекла именно проблема
психологического развития подростков в современных условиях?

Содержание

Введение
Глава 1. Основные характеристики психологии подростков
1.1. Подростковый возраст
1.2. Особенности социализации в подростковом возрасте
1.3. Особенности развития самосознания в подростковом возрасте
Глава 2. Проблемы психологического развития подростков
2.1. Специфика проблем в подростковом возрасте
2.2. Личная нестабильность и подростковые проблемы
2.3. Линия развития жизненного мира
Заключение
Литература

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 68.66 Кб (Скачать документ)
xt-align:justify">меньшем объеме прав  и  обязанностей  по  сравнению  со  взрослыми.  Обладая

меньшими  возможностями,  подростки   сталкиваются   с   таким   глобальными

мировоззренческими и  нравственными проблемами,  которые  в  зрелом  возрасте

решены. Недостаток жизненного опыта вынуждает их  совершать  гораздо  больше

ошибок, чем  это  делает  взрослые,  дети  или  старики.  Но  главное  не  в

количестве, а в качестве ошибок, серьезности их  последствий:  преступность,

употребление наркотиков,  алкоголизм,  половая  распущенность,  насилие  над

личностью.  Многие  подростки  бросают  школу,   в   результате   нарушается

естественный процесс  социализации. Недополучение  знаний  сразу сказывается

на экономическом положении, подростки на экономическом положении,  подростки

и юноши оказываются в  худшей ситуации на рынке  труда.  В  развитых  странах

уровень безработицы среди 18-летних в 3 раза выше, чем у взрослых.

      Социологи  полагают,  что  сексуальная   распущенность,  злоупотребление

алкоголем и лихачество –  не что иное,  как  попытка  играть  роль  взрослых.

Возможно, что та же самая  причина побуждает  многих  бросать  школу.  Статус

школьника считается «невзрослым». Он не способствует  достижению  жизненного

успеха, а вмести с ним  и признанию  в  группе  сверстников.  Подростки  ищут

признания своей психологической  взрослости  за  рамками  школы  и  семьи  –

институтов, где их продолжают считать детьми.

      Итак,  мы  рассмотрели  трудности  социализации  в  период  юности   и

установили, что главной  среди них является  ролевой  конфликт,  или  ролевое

бесправие подростков.

1.3. Особенности развития самосознания  в подростковом возрасте

Развитие  самосознания в подростковом и раннем юношеском возрасте настолько ярко и наглядно, что его характеристика и оценка значения для формирования личности в эти периоды практически  едина у исследователей разных школ и направлений. авторы достаточно единодушны в описании того, как протекает процесс развития самосознания в этот период : примерно в 11 лет у подростка возникает интерес к собственному внутреннему миру, затем отмечается постепенное усложнение и углубление самопознания, одновременно происходит усиление его дифференцированности и обобщенности, что приводит в раннем юношеском возрасте (15-16 лет) к становлению относительно устойчивого представления о самом себе, Я - Концепции; к 16-17 годам возникает особое личностное новообразование, которое в психологической литературе обозначается термином “самоопределение”. С точки зрения самосознания субъекта оно характеризуется осознанием себя в качестве члена общества и конкретизируется в новой, общественно значимой позиции.

Рост  самосознания и интереса к собственному “я” у подростков вытекает непосредственно  из процессов полового созревания, физического развития, которое является одновременно социальными символам, знаками повзросления и возмужания, на которые обращают внимание и за которыми пристально следят другие, взрослые и сверстники. Противоречивость положения подростка и юноши, изменение структуры его социальных ролей и уровня притязаний - эти факторы актуализируют вопрос: “ Кто я? ”

Постановка  этого вопроса - закономерный результат  всего предшествующего развития психики. Рост самостоятельности означает ни что иное как переход от системы  внешнего управления к самоуправлению. Но всякое самоуправление требует информации об объекте. При самоуправлении это  должна быть информация объекта о  самом себе, т.е самосознание .

Ценнейшее психологическое приобретение ранней юности - открытие своего внутреннего  мира. Для ребенка единственной сознаваемой  реальностью является внешний мир, куда он проецирует и свою фантазию. Вполне сознавая свои поступки, ребенок  обычно еще не осознает собственных  психических состояний Напротив, для подростка и юноши, внешний, физический мир только одна из возможностей субъективного опыта, сосредоточением которого является он сам. Обретая способность погружаться в себя и наслаждаться своими переживаниями, подросток открывает целый мир новых чувств, красоту природы, звуки музыки, ощущение собственного тела. Юноша 14-15 лет начинает воспринимать и осмысливать свои эмоции уже не как производные от каких-то внешних событий, а как состояния своего собственного “я”. Даже объективная, безличная информация нередко стимулирует молодого человека к интроспекции, размышлению о себе и своих проблемах.

Юность  особенно чувствительна к “внутренним” , психологическим проблемам. Чем старше (не по возрасту только, а по уровню развития) подросток, тем больше его волнует психологическое содержание происходящего действия, действительность и тем меньше для него значит “внешний” событийный контекст.

Открытие  своего внутреннего мира очень важное, радостное и волнующее событие, но оно вызывает также много тревожных и драматических переживаний. Вместе с сознанием своей уникальности, неповторимости, непохожести на других приходит чувство одиночества.. Юношеское “я” еще не определено, расплывчато, диффузно, оно нередко переживается как смутное беспокойство или ощущение внутренней пустоты, которую чем-то необходимо заполнить. Отсюда растет потребность в общении и одновременно повышается избирательность общения, потребность в уединении.

До  подросткового возраста свои отличия  от других привлекали внимание ребенка  только в исключительных, конфликтных  обстоятельствах. Его “я” практически  сводится к сумме его идентификаций  с разными значимыми другими  людьми. У подростка и юноши  положение меняется. Ориентация одновременно на нескольких значимых других делает его психологическую ситуацию неопределенной, внутренне конфликтной. Бессознательное желание избавиться от прежних идентификаций делает его активным в рефлексии, а также активизирует чувство своей особенности, непохожести на других, что

вызывает  весьма характерное для ранней юности чувство одиночества или страх  одиночества. Развитие самосознания как и любого сложного психического новообразования, проходит ряд сменяющих друг друга стадий. С этой точки зрения ранний юношеский возраст можно охарактеризовать как начало формирования нового уровня самосознания, как период развития и углубления интегративных качеств. Интенсивное развитие того уровня самосознания будет осуществляться в юношеском возрасте. Его специфические черты - повышение значимости для формирования Я-концепции системы собственных ценностей и усиление личностного, психологического, динамического аспекта восприятия - позволяют оценивать его как уровень, характерный для зрелой личности. Одним из основных механизмов самопознания подростком или юношей самого себя , своего внутреннего мира является личностная рефлексия, которая, в отличие от логической рефлексии, направленной на решение задач, понимается как деятельность личного самопознания, как особый исследовательский акт, при котором человек не просто исследует свой внутренний мир, но при этом еще исследует и себя как исследователя. Феноменом личностной рефлексии являются рефлексивные ожидания, которые понимаются как представления человека о том, что о нем думают люди, составляющие круг его общения. другие люди.

 

Глава 2. Проблемы психологического развития подростков

 

2.1. Специфика проблем  в подростковом возрасте

Одним из важнейших факторов формирования личности является общение. Идеи о том, что общение играет важную роль в  формировании личности, получили свое дальнейшее развитие в трудах отечественных  психологов: Ананьева В.Г., Бодалева А.А., Выготского Л.С., Леонтьева А.Н., Ломова Б.Ф., Лурии А.Р., Мясищева В.Н., Петровского А.В. и др. Проблема слова, речи, выступления, искусства воздействия говорящего на слушателей давнюю, насчитывающую более двадцати столетий истории. Многие важные вопросы этой проблемы были в самом общем виде поставлены и рассмотрены еще Цицероном. Зимняя И.А. считает, что общение – совсем молодая проблема 20 столетия, ибо, если в Древней Греции и в Древнем Риме ораторское искусство изучалось в рамках риторики, эвристики и диалектики, то на современном этапе проблема общения изучается уже с точки зрения целого ряда наук: философии, социологии, социолингвистики, психолингвистики, социальной психологии, общей психологии, педагогики, педагогической психологии. Речевое общение широко исследуется во всем мире. Созданы специальные центры изучения общения (например, Центр Карнеги). При этом до сих пор не достигнуто единства в толковании самого понятия “общения”, его форм, механизмов.

Исследователи по разному, с разных точек зрения интерпретируют этот процесс, создавая его различные модели, предлагая  разные подходы к её изучению: коммуникативно-информационные, интерактивные, деятельностные и д.р.С позиции деятельностного подхода исследователи Леонтьев А.Н., Андреева Г.М. считают, что общение – это сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека. Утверждение единства общения и деятельности в то же время не предполагает однозначности трактовки, то есть общение рассматривают как вид деятельности (Щедровинский Г.П., Леонтьев А.Н., Рыжов В.В., Гусев Г.И.). Общение, во-первых, - это особый тип деятельности (коммуникативная деятельность), во-вторых, условие осуществления любой деятельности, в третьих, результат специальной задаваемой деятельности. В качестве основного определения используется следующее: общение – это взаимодействие людей, содержание которого является взаимный обмен представлениями и т.п. с целью установления определенных взаимоотношений. Развитие взаимоотношений выступает в качестве ведущей деятельности в младенчестве, дошкольном и подростковом возрастах. При этом в разные периоды развития личности она имеет свои особенности: в младенчестве – это непосредственное эмоциональное общение /17/, в дошкольном периоде – это игровая деятельность, в ходе которой ребенок осваивает отношения между людьми /35/, в подростковом возрасте – дальнейшее освоение взаимоотношений между людьми, но уже на более высоком уровне по сравнению с дошкольным периодом. Следует отметить, что по вопросу определения конкретного типа ведущей деятельности для подросткового периода существуют две точки зрения:

1. Общение принимает статус ведущего  типа деятельности и имеет  интимно-личностный характер, предметом  общения выступает другой человек  – сверстник, а содержание  и является построением и поддержанием  личных отношений с ним /4/. Этой  точки зрения придерживаются  Элькенин Д.Б., Драгунова Т.В., Каган М.С. /36/

2. В качестве ведущего типа деятельности  подростка выступает общественно  полезная деятельность, в процессе  которой происходит дальнейшее  освоение различных форм взаимоотношений  со сверстниками, со взрослыми и развертываются, как считает Фельдштейн Д.И., новые формы общения "как приобщение подростков к обществу" /24,31,32/

Все исследователи психологии подросткового  возраста так или иначе сходятся в признании того огромного значения, которое имеет для подростков общения со сверстниками, поэтому  одной из главных тенденций подросткового  возраста является переориентация общения  с родителей, учителей и вообще старших  на ровесников, более или менее  равных по положению. Мудрик А.В. отмечает, что потребность в общении  со сверстниками, которых не могут  заменить родители, возникает у детей  очень рано и с возрастом усиливается. /22/ Поведение подростков, считает  Мудрик А.В., по своей специфике, является коллективно-групповым /22/. Такую специфику  поведения подростков он объясняет  так: Во-первых, общение со сверстниками – очень важный канал информации, по нему подростки узнают многие вещи, которых по тем или иным причинам им не сообщают взрослые. Во-вторых, Это  специфический вид механических отношений. Групповая игра и другие виды совместной деятельности вырабатывают необходимые навыки социального  взаимодействия, умение подчиняться  коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права. В-третьих, это специфический вид эмоционального контакта. Сознание групповой принадлежности, солидарности, товарищеской взаимопомощи даёт подростку чувство благополучия и устойчивости. / 22/

Отношения с товарищами находятся в центре жизни подростка во многом определяя все остальные сторона его поведения и деятельности. Божович Л.И. отмечает, что если в младшем школьном возрасте основой для объединения детей чаще всего является совместная деятельность, то у подростков, наоборот, привлекательность занятий и интересы в основном определяются возможностью широкого общения со сверстниками. /3/ К началу подросткового возраста дети приходят с разным опытом общения с товарищами: у одних ребят оно уже занимает немалое место в жизни, у других -ограничивается только школой. Со временем общение с товарищами всё больше выходит за пределы учения и школы, включает новые интересы, занятия, увлечения и превращается в самостоятельную и очень важную для подростков сферу жизни. Общение с товарищами становится настолько притягательным и важным, что учение отодвигается на второй план, возможность общения с родителями выглядит уже не такой привлекательной. Следует отметить, что коммуникативные черты и стиль общения мальчиков и девочек не совсем одинаковы. На первый взгляд, мальчики во всех возрастах общительнее девочек. С самого раннего возраста они активнее девочек вступают в контакты с другими детьми, затевают совместные игры и так далее. Однако различие между полами в уровне общительности не столько количественные, сколько качественные. Хотя возня и силовые игры приносят мальчикам громадное эмоциональное удовлетворение, в них обычно присутствует дух соревнования, нередко игра переходит в драку. Содержание совместной деятельности и собственный успех в ней значат для мальчиков больше, чем наличие индивидуальной симпатии к другим участникам игры. Общение девочек выглядит более пассивным, зато более дружественным и избирательным. Судя по данным психологических исследований, мальчики сначала вступают в контакты друг с другом и лишь потом, в ходе игрового или делового взаимодействия, у них складывается положительная установка, появляется тяга друг к другу. Девочки, наоборот, вступают в контакт главным образом с теми, кто им нравится, содержание совместной деятельности для них сравнительно второстепенно. С раннего возрасте мальчики тяготеют к более экстенсивному, а девочки к интенсивному общению, мальчики чаще играют большими группами, а девочки - по двое или по трое. Социометрическое лонгитюдное исследование (Д. Эдер и М. Халлинен, 1978) нескольких школьных классов (возраст детей от 9 до 12 лет) показало, что диады девочек являются более закрытыми для посторонних, нежели мальчишеские компании, но в то же время более тесно связанными с родительской семьей. Зато мальчишеские компании имеют более строгий и устойчивый порядок, систему лидерства, более автономны от взрослых. Кон И.О. считает, что психология общения в подростковом возрасте и юношеском возрасте строится на основе противоречивого переплетения двух потребностей: обособления (приватизации) и афорилиации, т.е. потребности в принадлежности, включённости в какую-то группу или общность. Обособление чаще всего проявляется в эмансипации от контроля взрослых. /14/ Чувство одиночества и неприкаянности, связанное с возрастными трудностями становления личности, порождает у подростков неутомимую жажду общения и группирования со сверстниками, в обществе которых они находятся или надеются найти то, в чем им отказывают взрослые: спонтанность, спасение от скуки и признание собственной значимости. Для подростка важно не только быть вместе со сверстниками, но, и, главное, занимать среди них удовлетворяющее его положение. Для некоторых это стремление может выражаться в желании занять в группе позицию лидера, для других - быть признанным, любимым товарищем, для третьих - непререкаемым авторитетом в каком-то деле, но в любом случае оно является ведущим мотивом поведения подростков, особенно младших подростков. Внешние проявления коммуникативного поведения младших подростков весьма противоречивы /34/.С одной стороны, стремление во что бы то ни стало быть такими же, как все, с другой - желание выделиться, отличиться любой ценой; с одной стороны, стремление заслужить уважение и авторитет товарищей, с другой - бравирование собственными недостатками. Интимно- личностное общение – взаимодействие, основанное на личных симпатиях, - "я" и "ты". Содержанием такого общения выступает соучастие собеседников в проблемах друг друга. Интимно-личностное общение возникает при условии общности ценностей партнеров, а соучастие обеспечивается пониманием мыслей, чувств и намерений друг друга, эмпатией /34/. Высшими формами интимно-личностного общения являются дружба и любовь. Стихийно-групповое общение - взаимодействие, основанное на случайных контактах - "я" и "они". Стихийно-групповой характер общения подростков доминирует в том случае, если не организована общественно-полезная деятельность, подростков/11/. Такой вид общения приводит к появлению разного рода подростковых компаний, неформальных групп. В процессе стихийно-группового общения устойчивый характер приобретают агрессивность, жестокость, повышенная тревожность, замкнутость и т.д. Социально-ориентированное общение – взаимодействие, основанное на совместном выполнении общественно-важных дел – "я" и "общество". Социально-ориентированное общение обслуживает общественные потребности людей и является фактором, способствующим развитию форм общественной жизни групп, коллективов, организаций и т.д./23/

Информация о работе Проблемы психологического развития подростков в современных условиях