Проблемы психологического развития подростков в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 14:47, реферат

Описание

Сфера психологии очень обширна и интересна; и по сей день в ней
содержится множество еще не разрешенных вопросов, загадочных феноменов,
необъяснимых явлений. Почему же меня привлекла именно проблема
психологического развития подростков в современных условиях?

Содержание

Введение
Глава 1. Основные характеристики психологии подростков
1.1. Подростковый возраст
1.2. Особенности социализации в подростковом возрасте
1.3. Особенности развития самосознания в подростковом возрасте
Глава 2. Проблемы психологического развития подростков
2.1. Специфика проблем в подростковом возрасте
2.2. Личная нестабильность и подростковые проблемы
2.3. Линия развития жизненного мира
Заключение
Литература

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 68.66 Кб (Скачать документ)

Так, при интимно-личной форме партнёрами по общению у подростков чаще всего  выступают товарищи по классу-50,5%, друзья по двору-29%, товарищи по команде, клубу, кружку-14%, более старшие ребята-8,2%. Взрослые, а также младшие дети исключены в качестве партнёров общения, которые, видимо, не представляют для подростков личной значимости в качестве субъектов общения. При стихийно-групповой форме общения иерархия предпочтения партнёров общения иная. В ней ведущее место занимают товарищи по двору (65,5%), более старшие (18,9%) и более младшие (6,7%), ребята, случайные взрослые (2,7%). Товарищи по классу занимают незначительное место в круге общения подростков данной группы. Педагоги и родители вообще не входят в круг общения подростков данной формы. Этот факт не может не настораживать, так как стихийно складывающиеся неформальные группы подростков нередко приобретают противоправную направленность, превращаясь в криминальные объединения /24/. Для подростков, участвующих в социально-ориентированной форме общения, личностно значимыми партнёрами общения являются сверстники.

 

2.2. Личная нестабильность  и подростковые проблемы 

После относительно спокойного младшего школьного возраста подростковый кажется бурным и сложным. Развитие на этом этапе, действительно, идет быстрыми темпами, особенно много изменений наблюдается в плане формирования личности. И, пожалуй, главная особенность подростка – личностная нестабильность. Противоположные черты, стремления, тенденции сосуществуют и борются друг с другом, определяя противоречивость характера и поведения взрослеющего ребенка. Основные сложности в общении, конфликты возникают из-за родительского контроля за поведением, учебой подростка, его выбором друзей и т.д. крайние, самые неблагоприятные для развития ребенка случаи – жесткий, тотальный контроль при авторитарном воспитании и почти полное отсутствие контроля, когда подросток оказывается предоставленным самому себе, безнадзорным. Существует много промежуточных вариантов: Родители регулярно указывают детям, что им делать; Ребенок может высказать свое мнение, но родители принимая решение, к его голосу не прислушиваются; Ребенок может принимать отдельные решения сам, но должен получить одобрение родителей, родители и ребенок имеют почти равные права, принимая решение; Решение часто принимает сам ребенок; Ребенок сам решает подчиняться ему родительским решениям или нет. Остановимся на наиболее распространенных стилях семейного воспитания, определяющего особенности отношений подростка с родителями и его личностное развитие. Демократичные родители ценят в поведении подростка и самостоятельность, и дисциплинированность. Они сами предоставляют ему право быть самостоятельным в каких-то областях своей жизни; не ущемляя его прав, одновременно требуют выполнения обязанностей. Контроль, основанный на теплых чувствах и разумной заботе, обычно не слишком раздражает подростка; он часто прислушивается к объяснениям, почему не стоит делать одного и стоит сделать другое. Формирование взрослости при таких отношениях проходит без особых переживаний и конфликтов. Авторитарные родители требуют от подростка беспрекословного подчинения и не считают, что должны ему объяснять причины своих указаний и запретов. Они жестко контролируют все сферы жизни, причем могут это делать и не вполне корректно. Дети в таких семьях обычно замыкаются, и их общение с родителями нарушается. Часть подростков идет на конфликт, но чаще дети авторитарных родителей приспосабливаются к стилю семейных отношений и становятся неуверенными в себе, менее самостоятельными. Ситуация осложняется, если высокая требовательность и контроль сочетаются с эмоционально холодным, отвергающим отношению к ребенку. Здесь неизбежна полная потеря контакта. Еще более тяжелый случай – равнодушные и жестокие родители. Дети из таких семей редко относятся к людям с доверием, испытывают трудности в общении, часто сами жестоки, хотя имеют сильную потребность в любви. Сочетание безразличного родительского отношения с отсутствие контроля – гипоопека – тоже неблагоприятный вариант семейных отношений. Подросткам позволяется делать все, что им вздумается, их делами никто не интересуется. Такая вседозволенность как бы снимает с родителей ответственность за последствия поступков детей. А подростки, как бы они иногда не бунтовали, нуждаются в родителях как в опоре, они должны видеть образец взрослого, ответственного поведения, на который можно было бы ориентироваться. Что касается неконтролируемого поведения детей, то оно становится непредсказуемым, зависимым от других, внешних влияний. Если подросток попадает в асоциальную группу, возможны наркомания и другие формы социально неприемлемого поведения. Родительская любовь – совершенно необходимое, но недостаточное условие благополучного развития подростка. Гиперопека – излишняя забота о ребенке, чрезмерный контроль за всей его жизнью, основанный на тесном эмоциональном контакте, - приводит к пассивности, несамостоятельности, трудностям в общении со сверстниками. Трудности возникают и при высоких ожиданиях родителей, оправдать которые ребенок не в состоянии. С родителями, имеющими неадекватные ожидания, в подростковом возрасте обычно утрачивается духовная близость. Подросток хочет сам решать, что ему нужно, и бунтует, отвергая чуждые ему требования. Если же при этом ему навязывается повышенная моральная ответственность, может развиться невроз. Конфликты возникают при отношении родителей к подростку как к маленькому ребенку и при непоследовательности требований, когда от него ожидается то детское послушание, то взрослая самостоятельность. Вообще противоречивое воспитание поло сказывается на семейных отношениях. Часто источником конфликта становится внешний вид подростка. Родителей не устраивает ни мода, ни цены на вещи, так нужные их ребенку. А подросток, считая себя уникальной личностью, в то же время стремится ничем не отличаться от сверстников. Камнем преткновения во многих семьях может стать вопрос: до которого часа подросток может гулять вечером? Или родители считают, что девочке рано встречаться с мальчиком и т.д. Легкая ранимость этого "взрослого" ребенка требует от родителей терпеливого разъяснения, но ни в коем случае нравоучений и нотаций. Подросток хочет, чтобы взрослые считались с его мнением, уважали его взгляды. Отношение к нему как к маленькому обидит подростка. Вот почему недопустимы со стороны родителей мелочная опека, излишний контроль. Слова убеждения, совета или просьбы, которыми родители на равных обратятся к подростку, воздействуют быстрее.

Существует 4 способа поддержки  конфликтных ситуаций:

1. Уход от проблемы (чисто  деловое общение)

2. Мир любой ценой (для  взрослого отношения с ребенком  дороже всего). Закрывая глаза  на отрицательные поступки, взрослый  не помогает подростку, а наоборот  – поощряет отрицательные формы  поведения ребенка.

3. Победа любой ценой  (взрослый стремиться выиграть, пытаясь  подавить ненужные формы поведения  ребенка). Если подросток проигрывает  в одном, то будет стремиться  выиграть в другом. Эта ситуация  бесконечна.

4. Продуктивный (компромиссный  вариант). Этот вариант предполагает  частичную победу и в одном  и в другом лагере. К этому  обязательно нужно идти вместе, т.е. это должно стать результатом  совместного решения.

В подростковом возрасте очень  важно интимно-личностное общение. Доверие, уважение, понимание, любовь –  то, что должно присутствовать в  отношениях с родителями.

Для достижения воспитательных целей в семье родители обращаются к разнообразным средствам воздействия: поощряют и наказывают ребенка, стремятся  стать для него образцом. В результате разумного применения поощрений  развитие детей как личности можно  ускорить, сделать более успешным, чем при использовании запретов и наказаний. Если все же возникает  нужда в наказаниях, то для усиления воспитательного эффекта наказания  по возможности должны следовать  непосредственно за заслуживающим  их проступком. Наказание должно быть справедливым, но не жестоким. Очень  суровое наказание может вызвать  у ребенка страх или озлобленность. Наказание более эффективно в  том случае, если проступок, за который  он наказан, разумно ему объяснен. Любое физическое воздействие формирует  у ребенка убеждение, что он тоже сможет действовать силой, когда его что-то не устроит. С появлением второго ребенка привилегии старшего брата или сестры обычно ограничиваются. Старший ребенок теперь вынужден, причем часто безуспешно, вновь завоевывать родительское внимание, которое в большей степени обычно обращено на младших детей. Специфические условия для воспитания складываются в так называемой неполной семье, где отсутствует один из родителей. Мальчики гораздо острее, чем девочки, воспринимают отсутствие в семье отца; без отцов они часто бывают задиристыми и беспокойными. Распад семьи отрицательно влияет на отношение между родителями и детьми, особенно между матерями и сыновьями. В связи с тем, что родители сами испытывают нарушение душевного равновесия, им обычно недостает сил, чтобы помочь детям справится с возникшими проблемами как раз в тот момент жизни, когда те особенно нуждаются в их любви и поддержке. После развода родителей мальчики нередко становятся неуправляемыми, теряют самоконтроль, проявляя одновременно завышенную тревожность. Эти характерные черты поведения особенно заметны в течение первых месяцев жизни после развода, а к двум годам после него сглаживаются. Такая же закономерность, но с менее выраженными отрицательными симптомами наблюдается в поведении девочек после развода родителей. Таким образом, для того, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребенка необходимо помнить внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение:

- Принимать активное участие  в жизни семьи;

- Всегда находить время,  чтобы поговорить с ребенком;

- Интересоваться проблемами  ребенка, вникать во все возникающие  в его жизни сложности и  помогать развивать свои умения  и таланты;

- Не оказывать на ребенка  никакого нажима, помогая ему  тем самым самостоятельно принимать  решения;

- Иметь представление  о различных этапах в жизни  ребенка;

- Уважать право ребенка  на собственное мнение;

- Уметь сдерживать собственнические  инстинкты и относиться к ребенку  как к равноправному партнеру, который просто пока что обладает  меньшим жизненным опытом;

- С уважением относиться  к стремлению всех остальных  членов семьи делать карьеру  и самосовершенствоваться.

 

2.3. Линия развития  жизненного мира

Линии развития жизненного мира, дифференцировавшись в дошкольном детстве, закрепились, как было показано в предыдущей главе, в младшем  школьном возрасте. Главным фактором формирования жизненного мира младших  школьников были мотивы, связанные  с учебой. В подростковом возрасте главной стороной жизни становится общение, В первую очередь для  подростка важно общение со сверстниками, но весьма значимо также и общение  со взрослыми. Помимо мотивов общения большое значение приобретает реакция увлечения; кроме того, по-прежнему велика роль мотивов учения. Продолжают также развиваться такие сущностные мотивы, как привязанности, любовь к природе, чувство родины и др. Выделившиеся ранее линии онтогенеза жизненного мира в подростковом возрасте в основных своих чертах оформляются как сложившиеся, развитые типы. Этому способствуют развитие личностной рефлексии (связанный с потребностью подростка разобраться в самом себе более детальный анализ своих мотивов, переживаний и черт), новый уровень развития мышления и окончательное становление типов характера1. Можно сказать, что основные черты того или иного типа жизненного мира окончательно развиваются феноменологически: во всей полноте переживаются свои связи с окружающим миром, в том числе сущностные, а также сложность внутреннего мира, внутренние конфликты и противоречия; развитие высших форм теоретического мышления позволяет осознать нравственные и духовно-нравственные ценности; становление типов характера способствует осознанию направленности личности. Соответствующая линия онтогенеза жизненного мира проявляется как в подростковых реакциях (в общении и увлечениях), так и в других сторонах жизни. Подростки е формирующимися духовно-нравственной и сущностной направленностями личности, соответствующими сложному и "как бы легкому" и сущностному жизненному миру, отличаются преданностью в дружбе со сверстниками. Их отношения с родителями не сопровождаются острыми конфликтами, оставаясь в целом спокойными. Эмоциональные контакты со значимыми взрослыми сохраняются. Реакция эмансипации обычно выражена весьма умеренно. Из увлечений наиболее часты интеллектуально-эстетические; в других видах увлечений также привлекает сам процесс, содержание занятий. В учебе, как и в младшем школьном возрасте, преобладают мотивация достижения успеха и познавательные мотивы. Таким образом, и в общении, и в увлечениях, и в учебе этим подросткам свойственно развитие сущностных связей с миром. Для указанных линий онтогенеза характерны привязанности к близким людям, психосоциальная тождественность на уровне малых групп (прежде всего в школьном классе; и чувство общности с большими группами, чувство родины в узком и широком его проявлении, разнообразие других сущностных жизненных отношений. Сущностные мотивы составляют основную часть жизненного мира, определяя либо общую ориентацию на духовно-нравственные ценности, либо (при сущностной линии развития) жизнь в целом. В обоих случаях подростков отличает относительная независимость от отрицательных внешних воздействий, они не подвержены влиянию асоциальных групп и сверстников с делинквентным поведением. В классах, которые можно назвать коллективом, где складываются отношения школьной дружбы, ядром, определяющим эти отношения, становятся именно такие подростки. Линия развития, связанная с духовно-нравственной направленностью личности, свойственна для сравнительно мягко проявленных сензитивного (тревожного), психастенического (осторожного) и дистимного типов характера и, в особенности, для сочетаний первых двух с гипертимным, а также для этих сочетаний с включением в них застревающего (шизоидного) типа. Кроме того, она может иметь место при замене во всех указанных сочетаниях гипертимной тенденции на лабильную и при мягко проявленном лабильном типе характера. Линия развития, формирующая сущностный жизненный мир, обязательно связана с наличием (либо развитием) в вышеназванных сочетаниях гипертимной тенденции. Напомним, что в отличие от акцентуаций, более мягко выраженным тенденциям характера свойственно проявление в большей степени не отрицательных, а положительных черт соответствующих типов. У подростков с линией онтогенеза сложного и трудного жизненного мира (эгоистической направленности личности) развитие идет намного сложнее. У них обычно непросто складываются отношения со сверстниками: требования к другу всегда выше, чем к себе, важнее больше получить, чем дать самому. Именно для них характерна частая смена друзей. В подростковой группе они часто стремятся к лидерству. Обычно желание продемонстрировать перед сверстниками те или иные престижные качества: силу, ловкость, храбрость, ум, эрудицию и т.п. Отношения с родителями нередко остроконфликтны, характерна резкая выраженность реакции эмансипации. Наиболее типичными увлечениями являются эгоцентрические, накопительские и телесно-мануальные, причем в двух последних видах, как и в первом, обычно тоже главным образом интересует результат. Среди мотивов учения преобладают престижная мотивация, мотивы статуса и другие эгоистические мотивы. Линия развития, формирующая эгоистическую направленность личности, характерна для демонстративного (истероидного), возбудимого (эпилептоидного), отчасти гипертимного типов характера. Она присуща также их сочетаниям: эпилептоидно-истероидному, гипертимно-истероидному, лабильно-истероидному и др. Можно ли оптимизировать линию онтогенеза жизненного мира в подростковом и более позднем возрасте? Положительный ответ на этот вопрос дает многолетняя клиническая практика М.Е. Бурно, разработавшего методику "терапии творческим самовыражением" лиц с различными типами психопатий. М.Е. Бурно фактически формировал у пациентов те или иные сущностные мотивы (увлечения, глубокие интересы, любимые занятия), устранявшие патологические искажения характера и снимавшие соответствующие болезненные синдромы. Особое внимание уделялось максимальному учету типа характера, формированию именно тех сущностных проявлений" которые ему свойственны. Развитие соответствующих мотивов осуществлялось чаще всего посредством продолжительных занятий в группах, где создавались условия мотивационного заражения или сдвига мотива на содержание деятельности, а также для обретения психосоциальной тождественности с участниками группы. Можно полагать, что начиная с подросткового возраста положительное влияние на линию онтогенеза жизненного мира возможно только на основе учета конкретных особенностей типов характера, которые окончательно формируются именно в этом периоде. В случае сензитивного, психастенического, шизоидного, дистимного и отчасти лабильного типов, а также сочетаний первых трех с гипертимным или лабильным применим принцип формирования тех сущностных мотивов, которые наиболее свойственны данному типу или сочетанию. Всем перечисленным типам и сочетаниям типов характера присуща способность к образованию того или иного круга стойких (непреходящих) сущностных отношений. При этом с каждым новым обретенным сущностным мотивом линия онтогенеза оптимизируется, повышается роль духовно-нравственного начала в общей структуре личности.

Способность вживаться в  образ даже при чисто "физическом" исполнении роли используется в "методе физических действий" К.С. Станиславского. Можно полагать, что в основе ее лежит отмечавшаяся выше сопряженность  внешней и внутренней сторон деятельности, внешней активности и сопровождающих ее психических процессов. Таким  образом, вживание в исполняемую  в повседневной жизненной практике роль можно рассматривать как  вариант мотивационной фиксации, наиболее свойственный лицам с демонстративным  типом характера. Это хорошо согласуется  с тем фактом, что артистическая  среда, состоящая из личностей демонстративного типа, всегда выдвигала из своих  рядов людей духовно богатых и высоконравственных. Стратегия приобщения лиц с демонстративным типом характера к сущностным связям с миром состоит, следовательно, в том, чтобы заинтересовать их вживанием в повседневной жизненной практике в такие роли, которые предполагают проявление собственно сущностных черт (бескорыстия, альтруизма, постоянства привязанностей, ис кренности и т.д.) и могут привести к формированию сущностных мотивов. К. Леонгард полагает, что помимо артистической деятельности демонстративные личности могут плодотворно проявить себя и в других областях искусства благодаря способности "отдаваться творческому порыву без остатка" (Связанной с даром перевоплощения) и обладанию "повышенной фантазией". Итак, даже при самых неблагоприятных вариантах структуры характера есть возможность отыскания путей к оптимизации онтогенеза жизненного мира.

Подростковый возраст  — трудный период полового созревания и психологического взросления. В  самосознании происходят значительные изменения: появляется чувство взрослости, ощущение себя взрослым человеком; оно  становится центральным новообразованием младшего подросткового возраста. Возникает  страстное желание если не быть, то хотя бы казаться и считаться  взрослым. Отстаивая свои новые права, подросток ограждает многие сферы своей жизни от контроля родителей и часто идет на конфликты с ними. Кроме стремления к эмансипации подростку присуща сильная потребность в общении со сверстниками. Ведущей деятельностью в этот период становится интимно-личностное общение. Появляются подростковая дружба и объединение в неформальные группы. Возникают и яркие, но обычно сменяющие друг друга увлечения. Развитие личностной рефлексии, новый уровень мышления и становление типов характера обусловливают новый этап в развитии мотивации. Выделившиеся ранее линии онтогенеза жизненного мира оформляются в основных своих чертах как сложившиеся, развитые типы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

     Переходный  самый  трудный  возраст.  За  достаточно  короткий   период

примерно с 12 до 15 (девочки  чуть раньше, мальчики чуть  позже)   –  человек

из ребенка превращается во взрослого.

      Трудности  подросткового возраста неизбежны.  Но далеко не для  всех  он

становится  тяжелым  и  травматичным  периодом.  Многое  зависит от   того,

насколько благополучным  был  предшествующий  опыт  человека,  какая  у него

группа поддержки –  друзья, семья,  учителя,  круг  его  общения.  Но  многое

зависит и от самого подростка, от пути который он выбрал сам  для  себя.

     В  современных   научных  представлениях  подтверждается   существование

подросткового кризиса как  необходимого этапа развития  личности,  признается

его важность.

     Несмотря на  значительные  научные  достижения,  сами  подростки  и  их

родители плохо осведомлены  в  этой  области,  что  приводит  к  значительным

трудностям и болезненности  в протекании данного периода.

     Хотя основные  психологические  характеристики  подросткового  возраста

постоянны, но некоторые  его черты изменяются в зависимости  от  исторических,

социальных, культурных, образовательных  и других условий.

     Результаты   нашей   опытно-экспериментальной    работы    подтверждают

предыдущее положение  и  в  очередной  раз  показывает,  что  практика  идет

впереди  теории,  не  всегда  ей  соответствуя  ,  но  постоянно поставляет

материалы для дальнейшего  изучения.

     Таким образом,  подводя итог нашей работе мы еще раз  отмечаем  важность

подросткового возраста   для всего развития  личности,  считаем  необходимым

продолжение   глубокого   всестороннего   исследования   данной    проблемы,

постоянного  поддерживания   связи   теории   с   практикой,   и,   наконец,

подчеркиваем важность  применения  этих  знаний  в  реальной  жизни.  группы

подростков на предмет  их отношения к себе и к  другим людям.

 

 

Информация о работе Проблемы психологического развития подростков в современных условиях