Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 14:47, реферат
Сфера психологии очень обширна и интересна; и по сей день в ней
содержится множество еще не разрешенных вопросов, загадочных феноменов,
необъяснимых явлений. Почему же меня привлекла именно проблема
психологического развития подростков в современных условиях?
Введение
Глава 1. Основные характеристики психологии подростков
1.1. Подростковый возраст
1.2. Особенности социализации в подростковом возрасте
1.3. Особенности развития самосознания в подростковом возрасте
Глава 2. Проблемы психологического развития подростков
2.1. Специфика проблем в подростковом возрасте
2.2. Личная нестабильность и подростковые проблемы
2.3. Линия развития жизненного мира
Заключение
Литература
Так, при интимно-личной форме партнёрами по общению у подростков чаще всего выступают товарищи по классу-50,5%, друзья по двору-29%, товарищи по команде, клубу, кружку-14%, более старшие ребята-8,2%. Взрослые, а также младшие дети исключены в качестве партнёров общения, которые, видимо, не представляют для подростков личной значимости в качестве субъектов общения. При стихийно-групповой форме общения иерархия предпочтения партнёров общения иная. В ней ведущее место занимают товарищи по двору (65,5%), более старшие (18,9%) и более младшие (6,7%), ребята, случайные взрослые (2,7%). Товарищи по классу занимают незначительное место в круге общения подростков данной группы. Педагоги и родители вообще не входят в круг общения подростков данной формы. Этот факт не может не настораживать, так как стихийно складывающиеся неформальные группы подростков нередко приобретают противоправную направленность, превращаясь в криминальные объединения /24/. Для подростков, участвующих в социально-ориентированной форме общения, личностно значимыми партнёрами общения являются сверстники.
2.2. Личная нестабильность и подростковые проблемы
После относительно спокойного младшего школьного возраста подростковый кажется бурным и сложным. Развитие на этом этапе, действительно, идет быстрыми темпами, особенно много изменений наблюдается в плане формирования личности. И, пожалуй, главная особенность подростка – личностная нестабильность. Противоположные черты, стремления, тенденции сосуществуют и борются друг с другом, определяя противоречивость характера и поведения взрослеющего ребенка. Основные сложности в общении, конфликты возникают из-за родительского контроля за поведением, учебой подростка, его выбором друзей и т.д. крайние, самые неблагоприятные для развития ребенка случаи – жесткий, тотальный контроль при авторитарном воспитании и почти полное отсутствие контроля, когда подросток оказывается предоставленным самому себе, безнадзорным. Существует много промежуточных вариантов: Родители регулярно указывают детям, что им делать; Ребенок может высказать свое мнение, но родители принимая решение, к его голосу не прислушиваются; Ребенок может принимать отдельные решения сам, но должен получить одобрение родителей, родители и ребенок имеют почти равные права, принимая решение; Решение часто принимает сам ребенок; Ребенок сам решает подчиняться ему родительским решениям или нет. Остановимся на наиболее распространенных стилях семейного воспитания, определяющего особенности отношений подростка с родителями и его личностное развитие. Демократичные родители ценят в поведении подростка и самостоятельность, и дисциплинированность. Они сами предоставляют ему право быть самостоятельным в каких-то областях своей жизни; не ущемляя его прав, одновременно требуют выполнения обязанностей. Контроль, основанный на теплых чувствах и разумной заботе, обычно не слишком раздражает подростка; он часто прислушивается к объяснениям, почему не стоит делать одного и стоит сделать другое. Формирование взрослости при таких отношениях проходит без особых переживаний и конфликтов. Авторитарные родители требуют от подростка беспрекословного подчинения и не считают, что должны ему объяснять причины своих указаний и запретов. Они жестко контролируют все сферы жизни, причем могут это делать и не вполне корректно. Дети в таких семьях обычно замыкаются, и их общение с родителями нарушается. Часть подростков идет на конфликт, но чаще дети авторитарных родителей приспосабливаются к стилю семейных отношений и становятся неуверенными в себе, менее самостоятельными. Ситуация осложняется, если высокая требовательность и контроль сочетаются с эмоционально холодным, отвергающим отношению к ребенку. Здесь неизбежна полная потеря контакта. Еще более тяжелый случай – равнодушные и жестокие родители. Дети из таких семей редко относятся к людям с доверием, испытывают трудности в общении, часто сами жестоки, хотя имеют сильную потребность в любви. Сочетание безразличного родительского отношения с отсутствие контроля – гипоопека – тоже неблагоприятный вариант семейных отношений. Подросткам позволяется делать все, что им вздумается, их делами никто не интересуется. Такая вседозволенность как бы снимает с родителей ответственность за последствия поступков детей. А подростки, как бы они иногда не бунтовали, нуждаются в родителях как в опоре, они должны видеть образец взрослого, ответственного поведения, на который можно было бы ориентироваться. Что касается неконтролируемого поведения детей, то оно становится непредсказуемым, зависимым от других, внешних влияний. Если подросток попадает в асоциальную группу, возможны наркомания и другие формы социально неприемлемого поведения. Родительская любовь – совершенно необходимое, но недостаточное условие благополучного развития подростка. Гиперопека – излишняя забота о ребенке, чрезмерный контроль за всей его жизнью, основанный на тесном эмоциональном контакте, - приводит к пассивности, несамостоятельности, трудностям в общении со сверстниками. Трудности возникают и при высоких ожиданиях родителей, оправдать которые ребенок не в состоянии. С родителями, имеющими неадекватные ожидания, в подростковом возрасте обычно утрачивается духовная близость. Подросток хочет сам решать, что ему нужно, и бунтует, отвергая чуждые ему требования. Если же при этом ему навязывается повышенная моральная ответственность, может развиться невроз. Конфликты возникают при отношении родителей к подростку как к маленькому ребенку и при непоследовательности требований, когда от него ожидается то детское послушание, то взрослая самостоятельность. Вообще противоречивое воспитание поло сказывается на семейных отношениях. Часто источником конфликта становится внешний вид подростка. Родителей не устраивает ни мода, ни цены на вещи, так нужные их ребенку. А подросток, считая себя уникальной личностью, в то же время стремится ничем не отличаться от сверстников. Камнем преткновения во многих семьях может стать вопрос: до которого часа подросток может гулять вечером? Или родители считают, что девочке рано встречаться с мальчиком и т.д. Легкая ранимость этого "взрослого" ребенка требует от родителей терпеливого разъяснения, но ни в коем случае нравоучений и нотаций. Подросток хочет, чтобы взрослые считались с его мнением, уважали его взгляды. Отношение к нему как к маленькому обидит подростка. Вот почему недопустимы со стороны родителей мелочная опека, излишний контроль. Слова убеждения, совета или просьбы, которыми родители на равных обратятся к подростку, воздействуют быстрее.
Существует 4 способа поддержки конфликтных ситуаций:
1. Уход от проблемы (чисто деловое общение)
2. Мир любой ценой (для
взрослого отношения с
3. Победа любой ценой
(взрослый стремиться выиграть, пытаясь
подавить ненужные формы
4. Продуктивный (компромиссный
вариант). Этот вариант предполагает
частичную победу и в одном
и в другом лагере. К этому
обязательно нужно идти вместе,
т.е. это должно стать
В подростковом возрасте очень важно интимно-личностное общение. Доверие, уважение, понимание, любовь – то, что должно присутствовать в отношениях с родителями.
Для достижения воспитательных
целей в семье родители обращаются
к разнообразным средствам
- Принимать активное участие в жизни семьи;
- Всегда находить время, чтобы поговорить с ребенком;
- Интересоваться проблемами
ребенка, вникать во все
- Не оказывать на ребенка
никакого нажима, помогая ему
тем самым самостоятельно
- Иметь представление о различных этапах в жизни ребенка;
- Уважать право ребенка на собственное мнение;
- Уметь сдерживать
- С уважением относиться к стремлению всех остальных членов семьи делать карьеру и самосовершенствоваться.
2.3. Линия развития жизненного мира
Линии развития жизненного
мира, дифференцировавшись в
Способность вживаться в
образ даже при чисто "физическом"
исполнении роли используется в "методе
физических действий" К.С. Станиславского.
Можно полагать, что в основе ее
лежит отмечавшаяся выше сопряженность
внешней и внутренней сторон деятельности,
внешней активности и сопровождающих
ее психических процессов. Таким
образом, вживание в исполняемую
в повседневной жизненной практике
роль можно рассматривать как
вариант мотивационной
Подростковый возраст — трудный период полового созревания и психологического взросления. В самосознании происходят значительные изменения: появляется чувство взрослости, ощущение себя взрослым человеком; оно становится центральным новообразованием младшего подросткового возраста. Возникает страстное желание если не быть, то хотя бы казаться и считаться взрослым. Отстаивая свои новые права, подросток ограждает многие сферы своей жизни от контроля родителей и часто идет на конфликты с ними. Кроме стремления к эмансипации подростку присуща сильная потребность в общении со сверстниками. Ведущей деятельностью в этот период становится интимно-личностное общение. Появляются подростковая дружба и объединение в неформальные группы. Возникают и яркие, но обычно сменяющие друг друга увлечения. Развитие личностной рефлексии, новый уровень мышления и становление типов характера обусловливают новый этап в развитии мотивации. Выделившиеся ранее линии онтогенеза жизненного мира оформляются в основных своих чертах как сложившиеся, развитые типы.
Заключение
Переходный самый трудный возраст. За достаточно короткий период
примерно с 12 до 15 (девочки чуть раньше, мальчики чуть позже) – человек
из ребенка превращается во взрослого.
Трудности
подросткового возраста
становится тяжелым и травматичным периодом. Многое зависит от того,
насколько благополучным был предшествующий опыт человека, какая у него
группа поддержки – друзья, семья, учителя, круг его общения. Но многое
зависит и от самого подростка, от пути который он выбрал сам для себя.
В современных научных представлениях подтверждается существование
подросткового кризиса как необходимого этапа развития личности, признается
его важность.
Несмотря на значительные научные достижения, сами подростки и их
родители плохо осведомлены в этой области, что приводит к значительным
трудностям и болезненности в протекании данного периода.
Хотя основные
психологические
постоянны, но некоторые его черты изменяются в зависимости от исторических,
социальных, культурных, образовательных и других условий.
Результаты нашей опытно-экспериментальной работы подтверждают
предыдущее положение и в очередной раз показывает, что практика идет
впереди теории, не всегда ей соответствуя , но постоянно поставляет
материалы для дальнейшего изучения.
Таким образом, подводя итог нашей работе мы еще раз отмечаем важность
подросткового возраста для всего развития личности, считаем необходимым
продолжение глубокого всестороннего исследования данной проблемы,
постоянного поддерживания связи теории с практикой, и, наконец,
подчеркиваем важность применения этих знаний в реальной жизни. группы
подростков на предмет их отношения к себе и к другим людям.
Информация о работе Проблемы психологического развития подростков в современных условиях