Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2011 в 18:50, курсовая работа
Задачи:
- проанализировать специальную литературу
- рассмотреть реакции людей в зависимости от специфических особенностей личности
- рассмотреть типы эмоционального реагирования на болезнь
Объект:
- психологическая реабилитация людей, со смертельным диагнозом
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1.Психологические особенности людей со смертельным диагнозом.
1.1 Психологические особенности ВИЧ-положительных……………….5
1.2 Психологические особенности онко-больных. ………………..……..7
1.3 Возможности психологической реабилитации людей, со смертельным диагнозом……………………………………………………...….12
Глава 2. Методы работы с людьми со смертельным диагнозом……...20
Заключение……………………………………………………………………….25
Список литературы……………………………………………………………....
Параноидный синдром. Наблюдается нечасто и проявляется в определенной бредовой трактовке окружающего с идеями отношения, преследования и даже единичными обманами восприятия. Характерна связь этого синдрома с шизоидными особенностями личности в преморбиде. Однако отдельные элементы «параноидальности» мы могли фмксировать и в дисфорическом синдроме. Общностью этих реакций являлась агрессивность, направленная на окружающих. Однако при «параноидном» типе отмечались «умственность», схематизация, логичность или алогичность предъявляемых жалоб. При «дисфории» были характерны эмоциональная насыщенность синдрома, брутальность переживаний, хаотичность жалоб и обвинений. Клинический наблюдения позволили отнести этот синдром к группе «тяжелых» типов реакций.
Эйфорический синдром. Несколько выбивается из общего ряда, хотя механизм его нетрудно представить: реакция «надежды», «облегчения», «успеха», – «эйфория», - появляется на послеоперационном этапе и в период выписки. Проявляется в повышенном настроении, известного рода переоценке своего состояния и возможностей, кажущейся немотивированной радости. Несомненна его связь с группой циклоидного ряда.
Синдром
самоизоляции. Он выявлен у 64 % больных,
и при его возникновении можно
указать несколько
Надо
отметить тот факт, что в формировании
всех реакций на болезнь, а также
на применяемое лечение, основополагающую
роль играет отношение врача к пациенту
как к субъекту, а не объекту воздействия
и точке приложения врачебного мастерства.
Если этого нет, взаимодействия и взаимодоверия,
больному прибавляется страданий, а врачу
хлопот.
1.3
Возможности психологической реабилитации
людей, со смертельным диагнозом.
Рекомендации А.В. Гнездилова по работе с онкобольными в соответствии с преморбидными особенностями личности
Группа
шизоидов.
Стадия | Проявления | Рекомендации |
Шоковая | Внутренний взрыв. Собственная гибель равнозначна гибели мира, но переживание носит скорее интеллектуальный характер. Короткий период. Остановка времени. | Дать больному возможность выразить информацию так, как он ее понимает. Дать надежду на интеллектуальном уровне, включая в информацию мысль о значимости психологической установки, которая зависит от самого больного. |
Отрицания | Длительный
период нередко до самого конца.
|
Не мешать больному в построении своей собственной версии болезни, но и не включаться в нее. Не торопиться с помощью, если не убедились, что пациент в ней нуждается. |
Агресии | Выражена недолго. Агрессия скорее умозрительная, если не создается паранойяльная идея «околдовывания», «порчи». Возможность суицида с «отмщением раку». Ощущение магического воздействия окружающих, а также утекающего времени, сократившегося пространства. | В случае возникновения паранойяльных реакций отношения, околдовывания, порчи – следует вступать в диалог и пытаться разубедить больного. |
Депресии | Депрессия больше интеллектуальная, нежели эмоциональная. Скорее апатический характер депрессии, стремление к одиночеству. Чувство вины оформлялось идеями мирового зла. Наличие иллюзорных переживаний – вещих сновидений и предчувствий. Чувство времени замедлено, пространство не сужалось. | Поддержка больного, хотя и нет необходимости разделять его переживания. Дать высокую оценку личности пациента и его внутреннему миру. Пациенту необходим собеседник. |
Принятия | Часто совпадал с религиозными представлениями, с верой в бессмертие. Ожидание смерти, замедление времени. Пребывание в своем пространстве. | Принять версию больного, уметь его выслушать, дать эмоциональную поддержку. |
Группа
циклоидов.
Стадия | Проявления | Рекомендации |
Шоковая | Эмоциональный удар. Бурное переживание катастрофы. Ощущение ускорившегося времени и сужение пространства. | Целесообразна дача информации в присутствии близкого пациенту человека. Дать выплеснуться, затем занять пациента отвлекающим делом. Предложить выехать на природу. |
Отрицания | Больные чаще – реалисты, и чувствуют, что знают правду, их отрицание скорее “игра для близких”, которые навязали ее пациенту. Сужение пространства, ускорение времени. | Постараться скорее изгнать недоговоренность и умолчание из взаимоотношений. Больной нуждается в правде. Информацию давать не сразу, а частями. |
Агрессии | Недовольство, основанное на реальных фактах. Обоснование претензий. Агрессия короткая. | Дать выплеснуться больному. Разделить его негодование, если оно справедливо. |
Депресии | Выраженная склонность к тоске, смены настроения. Остановившееся вре мя. | Больной нуждается в сочувствии, но не в убеждении. |
Принятия | Живет настоящим, время исчезает, возникает экзистенциональное состояние | Обогатить
окружающий мир больного (музыка, природа,
близкие) с целью поддержания
в нем положительных эмоций.
Организовать пространство больного. Среди всего прочего наиболее значимо для пациента –общение. |
Группа
эпилептоидов.
Стадия | Проявления | Рекомендации |
Шоковая | Реакция часто бывает отставленной. Возможен взрывной эффект. Реакция страха может мгновенно переходить в агрессию. | Необходимо
присутствие близких или |
Отрицания | Больной
пытается отрицать заболевание и
убедить собеседника |
Выслушивать больного, но путем контрвопросов уходить от ответа на его “провокационные” вопросы. Никогда не поддерживать больного во лжи самому себе, тем более, что в стадии агрессии больной может за это отомстить. |
Агрессии | Негодование больного. Сильная аффективная реакция. | Дать выплеснуться, сохраняя управление реакцией, так как больной готов к безудержности. Не противоречить и не разубеждать. Отвлечь пациента какой-либо деятельностью, - хотя бы предложить ему написать свои жалобы на бумаге. Дать возможность физического выплеска, какую-то нагрузку. |
Депрессии | Тревожная депрессия. Время ускоряется и больной мучительно пытается его замедлить. Возможность суицида. Пространство сужается. | Нужны поддержка, отвлечения: просмотр программ телевидения, радио, музыка |
Принятия | Нуждается в собеседнике. | Верит
себе, если заставит поверить в свою”правду”
другого. |
Группа
психастеников
Стадия | Проявления | Рекомендации |
Шоковая | Ужас при получении негативной информации. Время ускоряется, пространство сужается. | Необходимо
давать информацию не прямо, а косвенно
и частями.
Важно присутствие близкого человека, чтобы смягчить переживания. Дав информацию, не уходить от больного, а побыть с ним, столько, сколько ему нужно. |
Отрицания | Поиск позитивных референтов. Растерянность, неуверенность. Пространство расширено, время ускорено. | Слушать пациента, не выражая каких либо знаков согласия или отрицания. Необходима эмоциональная поддержка и волевое внушение. Дать отвлекающие задания. |
Агресии | Выражена слабо, чаще обращена на себя. | Не давать выплескиваться, так как угрызая себя, пациент часто теряет душевные силы. |
Депресии | Нередко тревога и деперсонализация. Больной живет тревожными фантазиями насчет будущего. | Переориентировать на настоящее. |
Принятия | Непостоянство успокоения. Время ускорено. | Поддержать этот период. Обязательно быть рядом. Одиночество непереносимо. Самый страшный враг для пациента он сам и его фантазии. |
Группа истероидов.
Стадия | Проявления | Рекомендации |
Шоковая | Демонстративный выплеск эмоций. Время то ускоряется, то замедляется, пространство также непостоянно. | Дать больному выплеснуться, не бояться оставить его одного. Быстрее успокоится |
Отрицания | Эйфория. Пространство сужается, меняет места проживания. Торопится насытить время и себя новыми эмоциями. | Не мешать больному, но изредка напоминать ему о реальности. |
Агресии | Демонстративные угрозы, проклятия. | Не вовлекаться в игру больного, в которую он и сам верит лишь отчасти. Возможно оставить его одного. |
Депресии | Говорят о смерти. Репетиция смерти. Преувеличение страдания. | Сочувствие. Дать выплеснуться, погладить, успокоить больного. |
Принятия | Демонстрация гармоничного примирения. | Поддержка. Требуются зрители (и чем больше, тем лучше). |
Предлагая
качественную характеристику психогенных
реакций, тесно связанных с
Легкая степень купировалась чаще одними психотерапевтическими средствами. С больными (с достаточно развитым интеллектом), ищущими контакта, проводились индивидуальные и групповые рациональные беседы. Купирование таких реакций не всегда требовало участия врача-психотерапевта, и нередко справиться с переживаниями больных мог средний персонал, владеющий психотерапевтическими методами. Возникновение этих реакций порой можно предвидеть: они обычны, когда в состоянии больного возникает критический момент; также во время визита родственников, с которыми имеются те или иные сложности во взаимоотношениях. Больные, фиксирующиеся на своих переживаниях, плохо поддающиеся убеждениям, нередко обучались тренировке или получали суггестивную терапию в форме модификаций гипнотических воздействий.
При средней степени переживаний одного психотерапевтического метода оказывается недостаточно, и для купирования возникающих расстройств нам требовалось применение малых транквилизаторов типа триоксазина, элениума, седуксена.
Тяжелая
степень психотическтх
Гл.2 Методы работы с людьми со смертельным диагнозом.
1.Информационные и дискуссионные встречи.
Организация информационных встреч является одним из способов предоставления информации для людей, живущих со смертельным диагнозом. Подобные встречи посвящены определенной теме и проводятся в лекционной форме с возможностью диалога с лектором. СПИД-сервисная организация или группа взаимопомощи оноко-больных приглашает на встречу в качестве докладчика специалиста из своей или партнерской организации, который может поделиться информацией с группой. Докладчиком может выступать врач инфекционист, гепатолог, юрист, психотерапевт, священник или человек- активист, с той же болезнью,что и у группы.
Информационные
встречи позволяют людям
Информация о работе Проблемы психологической реабилитации людей, со смертельным диагнозом