Процесс беседы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 20:22, контрольная работа

Описание

Широкое внедрение психологии в практику закономерно при­водит к развитию тех ее областей, которые традиционно обознача­ются как методы психологического воздействия. Среди них одно из важнейших мест несомненно принадлежит психологическому кон­сультированию.

Содержание

1. Введение 3

2. Процесс беседы 4

2.1. Начало беседы 5

2.2. Расспрос, «исповедь» клиента 8
- первая фаза расспроса клиента 9
- вторая фаза расспроса клиента 11
- оказание психокоррекционного воздействия 13

3. Заключение 18

Работа состоит из  1 файл

Реф. по консультирован..doc

— 108.00 Кб (Скачать документ)


Министерство образования Российской Федерации

Факультет психологии

Кафедра общей психологии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа по дисциплине «Психологическое консультирование» на тему:

«Характеристика консультативной беседы»

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

Студентка гр.

Проверила:

 

 

 

 

 


 

Содержание:

 

1. Введение              3

 

2. Процесс беседы              4

 

2.1. Начало беседы              5

 

2.2. Расспрос, «исповедь» клиента              8

-  первая фаза расспроса клиента              9

- вторая фаза расспроса клиента              11

- оказание психокоррекционного воздействия              13

 

3. Заключение              18


1. ВВЕДЕНИЕ

Широкое внедрение психологии в практику закономерно при­водит к развитию тех ее областей, которые традиционно обознача­ются как методы психологического воздействия. Среди них одно из важнейших мест несомненно принадлежит психологическому кон­сультированию. Трудно дать четкое определение этому виду деятель­ности или однозначно указать сферы его применения, поскольку слово "консультирование" уже давно представляет родовое понятие для различных видов консультативной практики. Так, фактически в любой сфере, в которой используются психологические знания, в той или иной мере применяется консультирование как одна из форм работы. Консультирование включает в себя и профконсультирование, и педагогическое, и промышленное консультирование, и консультирование руководителей, и многое, многое другое.

Но, пожалуй, наиболее широкой сферой применения психоло­гического консультирования на сегодняшний день является помощь тем, кто обращается по поводу своих семейных и личных проблем. Эта область включает в себя множество отдельных направлений, среди которых можно выделить такие, как работа с супружескими па­рами, совместное консультирование детей и родителей, добрачное консультирование, психологическая помощь разводящимся и т.д.


2. ПРОЦЕСС БЕСЕДЫ

Основным методом психологического консультирования явля­ется консультативная беседа. На первый взгляд это выглядит очень просто: психолог-консультант разговаривает со своим клиентом, и ничем особенным эта беседа не отличается от общения в других ситуациях, например с другом или приятелем. Один человек рас­сказывает другому о том, что его волнует, о своих переживаниях, страхах и проблемах. Однако эта кажущаяся поверхностная про­стота. Профессиональная консультативная беседа обладает своими внутренними принципами и законами организации, соблюдение которых делает возможным оказание в ходе беседы психологичес­кой помощи и поддержки. Трудность овладения навыками ведения консультативного диалога заключается в том, что этому нельзя научиться, читая книги или слушая лекции. Только на практике, работая совместно с тренером или супервизором, который помо­жет анализировать ход беседы, будет отслеживать и затем обсуж­дать динамику процесса, указывать и исправлять ошибки, можно достичь успехов в профессиональной подготовке.

Беседа является основным методом не только консультирова­ния, но и психотерапии, однако суть его в разных направлениях оказания психологической помощи разная. Различие проявляется уже на уровне названия, традиционно беседу в психотерапии на­зывают психотерапевтическим интервью, под которым понимают «прежде всего метод воздействия, часто основной набор техноло­гий в психотерапии, главный результат которого состоит в его те­рапевтическом эффекте, в разрешении проблем и улучшении со­стояния пациента». Интервью предполагает учас­тие двух неравных по занимаемым позициям сторон: интервьюера и интервьюируемого, т.е. ведущего и ведомого, в то время как бе­седа — это изначально общение двух равноправных участников, это диалог как универсальный способ познания другого. Наивыс­шим уровнем развития консультативной беседы является создание такой ситуации общения, в которой возможно раскрытие границ внутреннего мира каждого участника.

 

Консультативную беседу можно сравнить с литературным произведением, где есть свой пролог, развитие сюжета, завязка, раз­вязка, кульминация и эпилог. Иначе говоря, беседа консультанта с клиентом далеко не случайный процесс, она организована по определенным правилам, следование которым делает ее эффектив­ной и целенаправленной. Каковы же основные характеристики беседы в психологическом консультировании?

Весьма условно беседу консультанта с клиентом можно разделить на четыре этапа:

1) знакомство с клиентом и начало беседы;

2) рас­спрос клиента, формулирование и проверка консультативных ги­потез;

3) коррекционное воздействие;

4) завершение беседы.

Дли­тельность приема, во время которого собственно и происходит беседа, значительно варьирует в зависимости от целей и задач кон­сультирования, организационных форм, в рамках которых оно про­водится, а также теоретических ориентации консультанта. Но все же в большинстве случаев время приема составляет один час (как у нас, так и за рубежом). Ориентировочно этот час можно распре­делить по выделенным выше этапам беседы следующим образом:

1) начало беседы —5—10 минут;

2) расспрос клиента —25—35 ми­нут;

3) коррекционное воздействие —10—15 минут;

4) завершение беседы —5—10 минут.

Остановимся подробнее на том, что пред­ставляет собой каждый из этих этапов, каких целей достичь и ка­кие задачи должен успеть решить консультант в отведенное для этого время, каковы простейшие приемы организации процесса беседы.

2.1. Начало беседы

Первое, что необходимо сделать консультанту во время приема — это встретить и усадить клиента. Успех беседы во многом зависит от того, насколько уже с первых минут психолог сумеет проявить себя доброжелательным и заинтересованным собеседником. Кон­сультант может продемонстрировать свою заинтересованность и доброжелательность с самых первых минут встречи, поднявшись навстречу клиенту, а то и встретив его в дверях кабинета; при не­обходимости можно помочь снять верхнюю одежду, показать, куда удобнее поставить сумки, а затем предложить сесть. Лучше, если консультант с самого начала подбадривает клиента репликами типа: "Проходите, пожалуйста", "Усаживайтесь поудобнее" и т.п.

Однако, консультанту не следует слишком суетиться, заигрывать с клиентом, с пер­вых минут пытаться вступить с ним в активный контакт, предла­гать и обещать свою помощь. Ситуация начала беседы для челове­ка, пришедшего к психологу впервые, полна дискомфорта, ему необходимо дать время оглядеться, прийти в себя. Хорошо, если консультант не слишком многословен; непосредственно перед тем как начать беседу, лучше сделать паузу (не слишком большую —45— 60 секунд, иначе у клиента может возникнуть состояние напряжен­ности и растерянности, но достаточную для того, чтобы он успел собраться с мыслями и оглядеться).

Очень важный момент начала беседы - знакомство с клиентом по имени (о возможностях использования имени клиента для орга­низации беседы подробно будет говориться в следующей главе). В принципе, клиент может отказаться назвать себя, но забывать или не предложить ему представиться - значит во многом обречь консультацию на неудачу. Опти­мальная позиция консультанта по отношению к клиенту — это по­зиция равенства, одним из проявлений которого является равенство имен. Это означает, что лучше, если психолог представляется так же, как клиент — по имени-отчеству, просто по имени и т.д. (хотя здесь могут быть исключения, связанные с возрас­том собеседника, а также со спецификой условий, в которых про­ходит консультация). Трудно предугадать, как именно представится клиент, поэтому лучше, если консультант даст ему возможность назвать себя первым.

В начале беседы консультант может столкнуться с ситуа­цией, когда клиенту необходимо объяснить, что такое психологи­ческое консультирование, на что он может рассчитывать, обраща­ясь за помощью. Такой вопрос может задать даже человек, пришедший на консультацию по собственной инициативе, но чаще необходимость в объяснении целей консультирования возникает в ситуации, когда психологу приходится вести прием вне стен кон­сультационного центра - на предприятии, в школе, в больнице.

Следующим шагом консультативной беседы является пе­реход непосредственно к процессу консультирования. Вначале необходимо, чтобы клиент рассказал о себе и своих проблемах. Этот ход настолько логичен, что нередко клиенты сами начинают рассказ о себе без специального приглаше­ния, иногда настолько торопясь, что забывают представиться. В такой ситуации лучше прервать собеседника и предложить вначале познакомиться, хотя бы для того, чтобы он немного отошел от заготовленного заранее рассказа, огляделся, больше настроился на совместную работу с консультантом, а не на монолог.

Если клиент молчит, ждет, что скажет консультант, ему мож­но помочь начать рассказывать о себе репликами типа: "Слушаю вас внимательно" или "Расскажите, что вас сюда привело". Когда клиент выражает неуверенность, о чем и как следует говорить, с чего начать, психологу следует подтолкнуть его наводящими вопросами.

Одной из наиболее часто встречающихся ошибок консультан­тов является излишняя фиксация внимания клиента на особенностях си­туации консультирования репликами типа: "Не бойтесь", "Не на­прягайтесь", "Даже если вам будет стыдно говорить о чем-то, вы...". В какой бы форме подобные реплики ни прозвучали, из них сле­дует, что здесь можно чего-то бояться, стыдиться, в связи с чем-то напрягаться и т.д.

Иногда кажется, что все предостережения, связанные с нача­лом беседы, излишни - "раз клиент пришел к психологу, никуда он от него уже не денется". Но это далеко не так. Устано­вить хороший контакт с клиентом, правильно организовать беседу с самого начала - это значит во многом обеспечить гарантию эф­фективности консультирования. Несложившийся контакт с чело­веком или вопросы, не решенные в начале беседы, могут стать препятствием в развитии беседы как раз тогда, когда это будет осо­бенно нежелательно. Чаще всего именно они служат благодатной почвой для формирования сопротивления клиента психологическо­му воздействию, которое может проявиться как нежелание продол­жать беседу, претензии к консультанту, ощущение бессмысленно­сти происходящего и т.д.

Сопротивление консультированию — распространенное явление в начале беседы, когда клиент, уже находясь в кабинете психоло­га, все еще задает для себя вопрос, стоило ему сюда приходить или нет. Прежде всего в таких ситуациях психологу не стоит слишком сильно настаивать на том, что раз клиент попал именно к нему, то и работать он должен именно с ним в качестве консультанта. Лучше всего предложить продолжать беседу, пообе­щав, что если у человека действительно возникнет в этом необхо­димость, он сможет обратиться к другому специалисту.

Бывает, что обратившийся за помощью человек начинает раз­говор с общих тем и вопросов, которые лично к нему не имеют никакого отношения. Конечно, полностью игнорировать вопросы клиента не стоит, но интерес к "судьбам бытия" практически ни­когда не бывает основанием для обращения за консультацией. К тому же время консультанта ограничено, а разговор на общие темы может израсходовать ценные минуты, которых потом, когда человек начнет говорить о себе, не хватит. Необходимо помнить, что подобная дискуссия чаще всего представляет собой одно из проявлений со­противления, страха перед началом беседы и ее возможными по­следствиями, поэтому лучше воспользоваться удобным случаем и помочь клиенту преодолеть эту ситуацию.

Когда все проблемы начала беседы решены, контакт с клиентом установлен можно переходить к следующему этапу.

2.2. Расспрос, «исповедь» клиента

Клиент уже начинает рассказ о себе, переводя, таким образом, беседу на следующий этап, где главная задача консультанта — как можно лучше разобраться в его проблемах, понять, с чем связаны основ­ные конфликты и тревоги. Условно можно разделить этот этап беседы на два подэтапа, на первом из которых психолог еще ничего не знает о клиенте и поэтому больше всего заинтересован в том, чтобы пос­ледний максимально полно рассказывал о себе и о своей ситуации. Второй же этап начинается тогда, когда консультант уже имеет достаточно информации для того, чтобы сформулировать психокоррекционные гипотезы и начать их проверку.


Первая фаза расспроса клиента

На этой фазе основная цель консультанта— "разгово­рить" клиента, ее реализации лучше всего будут помогать вопросы и реплики, максимально стимулирующие его на рассказ. Это "от­крытые" реплики типа: "Расскажите мне о ваших отношениях...", "Какая у вас семья?", "Когда и как это началось?" и т.д. Ответ на подобные вопросы и реплики проективен, каждый может говорить то, что важно для него, в каком-то смысле это просто предложе­ние клиенту высказаться.

Пока клиент говорит, психолог не просто слуша­ет, а работает. Условно можно выделить несколько направлений работы на этом этапе консультирования. Консультант 1) поддер­живает контакт с клиентом; 2) стимулирует его на дальнейший рассказ; 3) способствует целенаправленному развитию беседы; 4) осмысливает то, что говорит клиент.

Наиболее эффективный способ поддержания контакта с кли­ентом в то время, как он говорит о себе, — внимательное, эмпатическое слушание. Для того чтобы клиент чувствовал, что его вни­мательно слушают, обычно достаточно того, чтобы консультант подбадривал и одобрял его, кивая или выражая свое согласие короткими словесными встав­ками.

Информация о работе Процесс беседы