Процесс беседы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 20:22, контрольная работа

Описание

Широкое внедрение психологии в практику закономерно при­водит к развитию тех ее областей, которые традиционно обознача­ются как методы психологического воздействия. Среди них одно из важнейших мест несомненно принадлежит психологическому кон­сультированию.

Содержание

1. Введение 3

2. Процесс беседы 4

2.1. Начало беседы 5

2.2. Расспрос, «исповедь» клиента 8
- первая фаза расспроса клиента 9
- вторая фаза расспроса клиента 11
- оказание психокоррекционного воздействия 13

3. Заключение 18

Работа состоит из  1 файл

Реф. по консультирован..doc

— 108.00 Кб (Скачать документ)

На этой фазе беседы часто выясняется: то, как интерпретирует свою ситуацию клиент, в чем и как он видит причины своих про­блем, далеко от действительности, противоречиво, негативно ха­рактеризует других людей, выставляя в положительном свете рас­сказчика. Но работать с этим материалом, не соглашаться с клиентом, указывая на его ошибки, на этом этапе не стоит. Обычно у психолога еще нет достаточной информации, опираясь на кото­рую можно было бы скорректировать точку зрения человека, а воз­ражения, выражения несогласия лишь активизируют сопротивле­ние, разрушая пока только формирующийся положительный контакт. На этом этапе следует придерживаться принципа "приня­тия концепции клиента". Не стоит бояться, что из-за того, что психолог вначале не выражал несогласия с тем, что говорит кли­ент о себе и окружающих людях, высказывание впоследствии про­тивоположного мнения на этапе коррекционного воздействия бу­дет воспринято собеседником более негативно. Наоборот, часто уже в процессе рассказа точка зрения клиента изменяется, он готовит­ся к принятию нового взгляда на себя и окружающих, иной кон­цепции происходящего.

2.           О стимулировании клиента на рассказ уже немного говори­лось выше. К этому можно добавить, что к полезной для психоло­га информации следует отнести прежде всего историю возникнове­ния проблемы (когда и в связи с чем она появилась); отношения клиента со всеми действующими в его рассказе лицами, их отно­шения к проблеме; представление о том, чем именно вызвана про­блема с точки зрения самого человека и окружающих людей; про­исходившие когда-либо ухудшения и улучшения ситуации и с чем они могли быть связаны; чем именно вызвано обращение в консуль­тацию, почему оно происходит именно сейчас, а не раньше или позже. Обо всех упомянутых выше моментах следует специально попросить рассказать. Вопросы, которые можно сформулировать на основании указанных пунктов, должны быть достаточно широки­ми, и они обычно хорошо стимулируют клиента на рассказ.

3.           Структурирование беседы необходимо как самому консультан­ту, так и клиенту. У клиента должно быть логичное представление о том, что и зачем говорится и обсуждается в данный момент. Это, с одной стороны, помогает избежать рецидивов сопротивления, поскольку клиент начинает ощущать, что за все происходящее во время приема ответствен не только консультант, но и он сам. Кроме того, понимание происходящего способствует концентрации вни­мания, повышению эмоциональной и интеллектуальной активно­сти во время разговора. Структурирование беседы полезно и кон­сультанту, поскольку позволяет эффективнее использовать время консультации: ведь если клиент может с легкостью проследить, откуда и как возникают те или иные темы в разговоре, с чем кон­кретно связаны вновь появляющиеся идеи, то, следовательно, нет необходимости что-то дополнительно повторять или объяснять.

4. Осмысление того, что говорит клиент — во многом внутрен­няя работа психолога. Это очень напряженный, сложный процесс. Молчать, но при этом понимать и анализировать все, что говорит собеседник, удается далеко не каждому. Позиция консультанта обязывает к осмыслению рассказа, речи клиента.

Для того чтобы полноценно участвовать в диалоге с клиентом, консультанту следует помнить имена, названия, даты, различные детали, упоминаемые клиентом. Кроме того, прямое "цитирова­ние" сказанного им позволяет быстрее переориентировать клиен­та, продемонстрировать ему возможность другой точки зрения. Для того чтобы не упустить что-то важное, консультант может попро­бовать кое-что записывать во время беседы. Конечно, для этого прежде всего необходимо получить согласие клиента, но обычно это довольно легко. Однако не стоит писать, когда клиент плачет, очень воз­бужден, рассказывает о чем-то сокровенном.

Для того чтобы лучше концентрировать внимание на материале, консультант может вслух или про себя повторять последние перед паузой слова клиента. Такое повторение — хороший способ стиму­лировать на рассказ и поддерживать контакт.

Процесс расспроса как правило за­нимает 25—30 минут, но 15—20 минут спустя после начала беседы консультант должен уже достаточно хорошо разбираться в пробле­мах и ситуации клиента, быть готовым к тому, чтобы перейти ко второй фазе расспроса - формулированию и проверке консульта­тивных гипотез. Здесь уместно более подробно остановиться на том, что такое гипотезы в психологическом консультировании, как имен­но они формулируются и проверяются.

Вторая фаза расспроса клиента   

Если в первой фазе расспроса кон­сультант задает широкие вопросы, провоцирующие клиента на монолог, то во второй фазе характер вопросов принципиально ме­няется. Формулировки становятся более тонкими, направленны­ми на уточнение возникших у консультанта идей. Это уже вопро­сы по существу. Консультанту следует стремиться к тому, что­бы ответы клиента соответствовали характеру задаваемых вопросов, то есть были точными и конкретными. Чем точнее ответ клиента, тем более он объективен, тем больше он может быть рассмотрен не только с точки зрения того, как привык воспринимать свою ситу­ацию клиент, но и под углом зрения гипотез и интерпретаций, возникших у консультанта.

Основной и самый надежный для консультанта под­ход к работе на втором этапе расспроса - это анализ конкретных ситуаций из жизни клиента, наглядно демонстрирующих его отношения с людьми, поведение в проблемных ситуациях, особеннос­ти выбираемых паттернов взаимодействия. Работа с конкретными ситуациями - для консультанта один из наиболее надежных спо­собов проверить свои гипотезы. Чем подроб­нее человек говорит о чем-либо, чем больше конкретных деталей в рассказе, тем меньше отпечаток субъективности и одностороннос­ти и больше возможностей для понимания консультантом тех аспек­тов реальности, которые не воспринимаются или не замечаются рассказчиком. Мелкие детали ситуации труднее придумать или исказить, и они становятся своеобразными фильтрами, через ко­торые проходит неосознаваемая или недооцениваемая клиентом информация.

В подробном рассказе должно быть отражено, когда именно и в связи с чем возникла описываемая ситуация, где именно это происходило, кто принимал в ней участие, что конкретно говори­ли и сделали клиент и другие действующие лица, что он думал и чувствовал в то время, когда разворачивались события, что, с точки зрения клиента, в это время думали и чувствовали другие участни­ки ситуации, чем эта ситуация окончилась, какие она имела по­следствия и на что оказала влияние.

Только услышав полный рассказ, консультант может под­твердить или опровергнуть гипотезу. Самостоятельный рассказ клиентов никогда не бывает настолько полным, чтобы сразу же удовлетворить психолога, и обычно вслед за описанием ситуации следует подробный расспрос.

Далеко не всегда клиент с легкостью отвечает на задаваемые психологом вопросы. Часто приходится потратить довольно много сил на то, чтобы ответы были подробными и описывали реальные чувства и переживания, а не были бы рассуждениями на тему. Если на первом этапе расспроса позицию психолога можно охарактери­зовать как пассивную, то здесь она становится, по возможности, активной, консультант предлагает альтернативы, задает детализи­рующие вопросы, стимулируя, по возможности, память клиента. Другая часто встречающаяся трудность для клиента в таком рассказе — описание собственных переживаний и чувств других людей. Именно чувства и переживания должны прежде всего интересовать консультанта, поскольку они обычно глубже отражают действитель­ность, больше говорят о плохо осознаваемых, часто скрытых для самого клиента желаниях и конфликтах, лежащих в основе его про­блем. Большинство людей мало прислушиваются к себе, не уме­ют анализировать свои переживания. Хотелось бы подчеркнуть, что психологу следует проявлять настойчивость, всячески помогая при этом клиенту.

Для того чтобы гипотеза консультанта подтвердилась или была опровергнута, обсуждения одной конкретной ситуации недостаточ­но; необходимы хотя бы два-три таких примера. И только в том случае, если во всех обсуждаемых ситуациях прослеживается один и тот же паттерн поведения и переживания, гипотезу консультан­та можно считать подтвердившейся или опровергнутой.

 

Оказание психокоррекционного воздействия

Этот этап включает в себя выработку альтернативных решений и коррекционное воздействие на клиента, его можно считать наиболее трудным, поскольку оказываемое воздействие не должно и не может носить форму просто совета или рекомендации.

В чем именно состоит психокоррекционное воздействие, с чем связана его эффективность, можно описывать очень долго. Разные школы психотерапии и их авторы подчеркивают значение различ­ных факторов при оказании психокоррекционного воздействия; ведущая роль в этом придается и катарсису, и изменению личнос­тных структур, и приобретению смысла и т.д.). Но в конечном счете эффект психокоррекционного воздействия — это зачастую тонкая интуиция и опыт психолога.

Каковы все же возможности оказания психокоррекционного воздействия, существуют ли какие-либо технические приемы, ис­пользование которых в диалоге может способствовать решению этой задачи? Пожалуй самый простой способ оказания воздействия, который эффективен тогда, когда беседа хорошо организована и логично выстроена консультантом и в ней полностью использова­ны возможности анализа конкретных ситуаций, — это акцентиро­вание противоречий в рассказе клиента, переформулирование и переструктурирование окружающей его реальности при помощи различных наталкивающих высказываний. Поскольку в ходе приема активно работает не только консультант, но и клиент, по-новому осмысляя свою жизнь, то даже такого незначительного толчка может быть достаточно для того, чтобы клиент по-другому увидел происходящее. Таким выс­казыванием, не пытаясь открыть какие-то новые "глубины исти­ны", консультант тем не менее предлагает иное, необычное для клиента видение его жизненной ситуации. Гипотеза консультан­та о реальной ситуации может превращатся в предлагае­мую клиенту интерпретацию.

Даже если ответ клиента действительно свидетельствует о новом видении ситуации, это совсем не означает, что работа психолога окончена. Обычно это всего лишь набросок, первый шажок, и для того чтобы изменения приобрели устойчивые очертания, необхо­дима дальнейшая работа специалиста. Задача консультанта на этом этапе состоит в том, чтобы еще раз внимательно проанализировать особенности поведения клиента, лежащие в основе проблем, не упустив при этом основополагающего вопроса: чего именно стре­мится добиться клиент своим поведением, какие его потребности удовлетворяются конфликтом. Любое неадекватное невротическое поведение всегда на каком-то уровне выгодно клиенту, поскольку тем или иным образом оно удовлетворяет те неосознаваемые потреб­ности, которые по каким-либо причинам невозможно удовлетво­рить по-другому.

Задачи психокоррекционного воздействия можно считать реали­зованными только в том случае, когда не только в сознании кон­сультанта, но и в сознании клиента выстроена своеобразная цепочка событий. Чувство или переживание клиента, длительно существу­ющее или периодически возникающее в связи с логикой развития отношений, толкающее его на то, чтобы добиваться достижения своих целей и потребностей (любви, власти, понимания и т.д.) — неадекватные средства, избираемые для реализации этих целей, приводящие к сложности во взаимоотношениях: негативная реак­ция партнера, часто усугубляющая проблемы клиента.

Обычно на этапе психокоррекционного воздействия клиент до­статочно хорошо представляет себе, как его поведение и способы реагирования способствуют дестабилизации взаимоотношений. Но существуют ли позитивные варианты поведения в подобных ситуа­циях и каковы они, решить ему самостоятельно бывает трудно, большую помощь в этом может оказать консультант, но, естествен­но, не предлагая конкретные советы и рекомендации. Только сам человек может понять и оценить, что действительно будет работать. Роль психолога при решении этой задачи состоит прежде всего в том, чтобы помочь клиенту сформулировать возможные альтерна­тивы поведения, а затем, критически оценивая их, выбрать наи­более подходящий вариант.

2.3. Завершение беседы

Казалось бы, что после того как психокоррекционное воздей­ствие осуществлено, беседа может завершиться. Формально это, бесспорно, так, но в беседе необходим еще один этап, в ходе которого психолог должен осу­ществить целый ряд мероприятий, без реализации которых эффек­тивность даже самого успешного воздействия может быть значитель­но снижена. К их числу можно отнести следующее:

1) Подведение итогов беседы (краткое обобщение всего происшедшего за время приема). В консультировании важно, чтобы психолог и клиент не про­сто пришли к некоему совместному выводу или решению, но и то, как этот вывод или точка зрения были достигнуты в ходе беседы, то есть на каких конкретных фактах из жизни клиента он основан. Забывание, непонимание клиентом этого важнейшего момента яв­ляется одним из основных механизмов сопротивления психологи­ческому воздействию, когда казавшиеся замечательными идея или путь изменения взаимоотношений вдруг начинают воспринимать­ся клиентом как необоснованное, непонятное откуда возникшее решение.

В конце бе­седы консультанту стоит подвести ее итог, обобщить, о чем и зачем говори­лось во время приема, выстроить основную логику сеанса. Пересказ содержания беседы должен быть действительно очень коротким: клиент не запомнит его и только запутается, если он будет длин­нее трех-четырех предложений. Важно, чтобы все, что назвал консультант, действительно обсуждалось во время приема и имен­но теми словами, которые используются для подведения итога, иначе в конце приема может вдруг возникнуть неожиданный спор с клиентом о терминах.

Если у клиента есть вопросы, какие-то не высказанные идеи и соображения, то краткое подведение итогов беседы поможет ему их сформулировать, поэтому целесообразно предоставить клиенту воз­можность отреагировать на окончание беседы, выдержав хотя бы некоторую паузу после того, как итог подведен.

2) Обсуждение вопросов, касающихся дальнейших отно­шений клиента с консультантом или другими необходимыми спе­циалистами.

Подавляющее большинство клиентов, впервые обращающих­ся за психологической помощью, ориентированы на разовый при­ем. Безусловно, в реальности за один консультативный час можно сделать очень мало, но, во всяком случае, можно попытаться привить человеку вкус к размышлениям о себе и окружающих людях, веру в то, что работа с профессионалом может действительно помочь в решении личных проблем. Если нет каких-либо особых оснований, консультанту не следует настаивать на последующих встречах, достаточно, чтобы клиент знал о том, что возможность обращения за помощью суще­ствует, и даже в том случае, если серьезных проблем не возникает, всегда найдется нечто, о чем можно будет поговорить с психо­логом. Приглашение обращаться в случае необходимости выглядит более весомо, если консультант назовет клиенту свои регулярные дни и часы приема (или какие-то другие необходимые координа­ты) и даст понять, что какой-то шаг в развитии отношений уже сделан.

Информация о работе Процесс беседы