Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 20:22, контрольная работа
Широкое внедрение психологии в практику закономерно приводит к развитию тех ее областей, которые традиционно обозначаются как методы психологического воздействия. Среди них одно из важнейших мест несомненно принадлежит психологическому консультированию.
1. Введение 3
2. Процесс беседы 4
2.1. Начало беседы 5
2.2. Расспрос, «исповедь» клиента 8
- первая фаза расспроса клиента 9
- вторая фаза расспроса клиента 11
- оказание психокоррекционного воздействия 13
3. Заключение 18
Нередко в ходе приема выясняется, что есть необходимость в помещении для получения помощи специалистов другого профиля либо у самого клиента, либо у кого-то из близких. Круг специалистов, потребность в которых чаще всего возникает после приема в психологической консультации, невелик — в основном это психиатры и юристы. Поскольку консультанту достаточно регулярно приходится рекомендовать обратиться к ним, лучше, если он не просто посоветует клиенту, к кому именно стоит еще пойти, но и назовет адрес и время приема.
Для того чтобы повысить вероятность повторного прихода клиента и успешной работы с ним, консультант должен в конце первой встречи достаточно четко сформулировать, какие именно задачи будут решаться в ходе последующих встреч и сколько конкретно встреч может для этого понадобиться. В дальнейшем эта договоренность может меняться, но лучше, если клиент хорошо представляет, что именно его ждет. Это поможет ему работать более эффективно и целенаправленно, более конструктивно строить взаимоотношения с психологом, не боясь попасть в зависимость от него.
В случае договоренности о повторной встрече бывает полезно обменяться с клиентом телефонами.
3) Прощание консультанта с клиентом.
Прощание с клиентом — во многом ритуальный акт, но оно не должно выглядеть формальным, и у человека не должно возникнуть ощущение, что как только он выйдет за дверь, его образ полностью исчезнет из сознания консультанта. Клиента следует проводить хотя бы до двери, по возможности сказать несколько теплых слов на прощание. Обращение по имени при прощании укрепляет ощущение того, что работа с психологом прошла успешно, что возникшие на приеме отношения не просто формальность.
Может случиться, что прием прошел не слишком удачно: клиент недоволен, выражает претензии. Не стоит бояться обсудить это с ним, сформулировать еще раз, с чем, с точки зрения психолога, связана неудовлетворенность, порекомендовать ему что-то, пусть даже на данном этапе для клиента это звучит нереально или невыполнимо. Но особенно важно, чтобы и в этом случае психолог оставался профессионалом до конца — был готов признать возможные ограничения своей компетенции, не вступал в излишние споры и пререкания и вежливо и достойно сумел завершить беседу. Бывает, что неудовлетворенный приемом человек некоторое время спустя приходит к другому выводу, начинает с благодарностью вспоминать свой визит в консультацию.
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, в работе рассмотрены наиболее важные принципы (техники) ведения консультативной беседы и поведения консультанта с клиентом во время приема, усвоение которых может сделать процесс психологического воздействия эффективным. Однако, следует отметить, что реально овладеть умением вести консультативную беседу можно только через длительную супервизорскую практику, именно в этом случае формируется необходимая для полноценной и продуктивной работы профессиональная рефлексия. Работать по-настоящему в данной области может только тот, кто прошел школу работы под руководством более опытных коллег.
Библиографический список:
1. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. – Изд. 2-е. – М.: Независимая фирма «Класс», 2000. – 208 с.
2. Болотова А.К., Макарова И.В. Прикладная психология: Учебник для ВУЗов. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 383 с.
3. Коттлер Дж., Браун Р. Психотерапевтическое консультирование. – СПб.: Питер, 2001. – 464 с.
4. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. М.: Академический проект, 2000. – 240 стр.
5. Меновщиков В.Ю. Введение в психологическое консультирование. М.: Смысл, 2000. – 109 стр.
6. Мэй Р. Искусство психологического консультирования. / Пер. с английского Т.К. Кругловой. – М.:Независимая фирма «Класс», 1994. – 144 с.