Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 00:19, реферат
Социализация выполняет в общество три основных задачи:
1) интегрирует индивида в общество, а также в различные типы социальных общностей через усвоение им элементов культуры, норм и ценностей;
2) способствует взаимодействию людей вследствие принятия ими социальных ролей;
3) сохраняет общество, производит и передает культуру поколений через убеждения и показ соответствующих образцов поведения.
Введение 3
Глава 1. Содержание понятий: человек, индивид, индивидуальность, личность 4
Глава 2. Структура Личности. Социальные типы личности. 8
Глава 3. Социализация и ее формы 13
Заключение 17
Список литературы. 18
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ
НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и
ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
ПОВОЛЖСКИЙ ИНСТИТУТ им.П.А. СТОЛЫПИНА
Кафедра психологии и педагогики профессиональной деятельности
РЕФЕРАТ
по дисциплине: «Социальная психология»
на тему: «Процесс социализации личности»
Выполнил:
Студент
очной формы обучения
факультета Государственного
и муниципального управления
Проверила:
Саратов 2012г
Содержание
Введение 3
Глава 1. Содержание понятий: человек, индивид, индивидуальность, личность 4
Глава 2. Структура Личности. Социальные типы личности. 8
Глава 3. Социализация и ее формы 13
Заключение 17
Список литературы. 18
Введение
Личность и общество взаимодействуют
в процессе социализации: общество
передает социально-исторический опыт,
нормы, символы, а личность усваивает
нормы, символы и социально-
Социализацией называется процесс становления личности, ее обучения, воспитания и усвоения социальных норм, ценностей, установок, образцов поведения, присущих данному обществу.
Социализация выполняет в общество три основных задачи:
1) интегрирует индивида
в общество, а также в различные
типы социальных общностей
2) способствует взаимодействию людей вследствие принятия ими социальных ролей;
3) сохраняет общество, производит
и передает культуру поколений
через убеждения и показ
Глава 1. Содержание понятий: человек, индивид, индивидуальность, личность
Особое место в социальной структуре общества занимает человек как основной, изначальный элемент этой структуры, без которого нет и быть не может ни социальных действий, связей и взаимодействий, ни социальных отношений, общностей и групп, ни социальных институтов и организаций. Человек одновременно и субъект и объект всех общественных отношений. Правильно говорят: каковы люди - таково и общество; но не менее верно и то, что каково общество - таковы и члены этого общества. Как справедливо замечает видный югославский социолог Эр. Лукач: "Человек есть продукт общества и его законов, но и общество является таким, каким оно есть, именно потому, что оно есть общество людей, потому что в нем объединены люди, а не другие существа". Это не значит, отмечает он далее, что общество всецело определяется человеком или даже в первую очередь человеком; но это значит, что человек является одним из факторов, которые определяют общество.
Человек - живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия, и пользоваться ими в процессе общественного труда. С биологической точки зрения, человек - высшая ступень развития животных на земле. В то время как поведение животного полностью определяется инстинктами, поведение человека непосредственно определяется мышлением, чувствами, волей, степенью познания законов природы, общества, самого себя.
Индивид и индивидуальность (от лат. individum - неделимый) - понятия, используемые, как правило, для описания и отображения разнообразных ипостасей бытия личности.
Понятие "индивид" (впервые введено в научный оборот Цицероном как латинский аналог греческого термина "атом") сопряжено с представлением об отдельно взятом представителе человеческого рода, общества, народа, класса социальной группы, как своеобычном социальном атоме, т.е. далее принципиально неразложимом элементе бытия социума. Используется также для введения представления о человеке как носителе какого-либо единичного качества.
Индивид - отдельный представитель
человеческого рода имеет в психологии
подобное название. Индивид является
биологическим организмом, носителем
общих гипотетических наследственных
свойств данного биологического
вида. Индивид, рассматриваемый в
его специфических
Понятие индивидуальности выступает и как биосоциальная данность, и как характеристика личности. Индивидуальность как характеристика личности - это неповторимый, самобытный способ бытия каждой личности, индивидуальная форма общественной жизни человека. Индивидуальность выражает собственный мир индивида, его особый жизненный путь, который по своему содержанию определяется как социальными условиями, так и собственным жизнетворчеством. Знать то, что дано человеку от природы, и быть готовым к долгому и мучительному труду по реализации и развитию этого дара, по констатированию собственной уникальности, - таков путь становления и развития индивидуальности личности.
Каждый человек как
индивидуальность есть неповторимое,
незаменимое событие. В то же время
степень развития этой индивидуальности
выражена у людей по-разному. Именно
этот факт привел В.З. Зеньковского к
выводу, что есть немало серых, неразвитых
людей, у которых индивидуальность
как бы не дана, поэтому у них
нет ничего, что следовало бы развивать,
воспитывать как индивидуальную
силу. В действительности все люди
обладают индивидуальностью, но разной
степенью ее проявления. Человека с
непроявленной, "стертой" индивидуальностью
в какой-то мере можно считать "не
нашедшим себя", "не сделавшим"
свою индивидуальность. Таким образом,
понятие индивидуальности характеризует
личность с точки зрения ее своеобразия
и неповторимости. В самом понятии
личности фиксируется ее самостоятельность,
сознательное - волевое и нравственное
начало. Оно характеризует индивида
с точки зрения социальных качеств,
не просто продукта, но и субъекта общественных
отношений и исторического
Индивидуальность - не просто “атомарность” человека, а скорее характеристика его единичности и своеобразия, выводящего за рамки этой единичности. Как сказал современный немецкий философ Ю. Хабермас, “моя концепция меня самого” имеет смысл лишь тогда, когда человек признается и как вообще личность, и как именно эта индивидуальная личность.
Становление личности происходит в процессе усвоения людьми опыта и ценностной ориентации данного общества.
Личность - субъект исторического процесса, общественного поведения, познания, общения, труда и творчества. Она развивается, самореализуясь в труде, общении, познании и творчестве. Ее развитие - это, прежде всего, совершенствование ее способностей и возвышение потребностей. Социальное развитие личности ведет за собой ее психическое совершенствование. Но и изменение ее психики оказывает сильнейшее влияние на ее социальное развитие. При этом психологические характеристики оказываются наполненными социально-историческим содержанием. Развитие личности включает в себя переход от зависимого положения ребенка к самостоятельности, от подчиненного положения в семье - к равенству, от беспечности - к пониманию своей ответственности, от примитивных интересов - к сложным. Очень важен переход от неглубокой временной перспективы к масштабу лет и десятилетий, от импульсивных поступков - к поведению, которое определяется долгосрочными и глубоко продуманными задачами. Личность обычно рассматривается как конкретное выражение сущности человека, воплощение и реализация в нем системы социально значимых черт и качеств данного общества. Как отмечал К. Маркс, главное в личности "не ее абстрактная физическая природа, а социальное качество".
Личность является объектом
изучения ряда гуманитарных наук, прежде
всего, философии, психологии, социологии.
Философия рассматривают
Понятие личность показывает, как в каждой личности индивидуально отражаются социально-значимые черты, и проявляется её сущность как совокупность всех общественных отношений. Социология стремится выявить социальные основы формирования личностных качеств, социальное содержание и социальные функции, существующих в обществе типов личностей, то есть изучить личность как источник общественной жизни и её реальный носитель. Личность с точки зрения социологии, обозначает единичного человека, проявляющего социально-значимые черты индивидуальной жизнедеятельности благодаря взаимодействию с другими людьми и тем самым способствующего стабилизации и развитию общественных отношений.
Понятие личность помогает охарактеризовать в человеке социальное начало его жизнедеятельности, то есть свойства и качества, которые человек реализует в социальных связях, культуре, то есть в общественной жизни в процессе взаимодействия с другими людьми.
Личностью человек станет, когда начнёт совершенствовать социальный фактор своей деятельности, то есть ту её сторону, которая направлена на общество. Поэтому фундаментом личности выступают общественные отношения, но только такие, которые реализуются в деятельности.
Осознав себя как личность, определив свое место в обществе и жизненный путь (судьбу), человек становится индивидуальностью, обретает достоинство и свободу, которые позволяют отличить его от любой другой личности, выделить ее среди прочих.
Глава 2. Структура Личности. Социальные типы личности.
Социология выделяет следующие типы личности:
Идеальный - воплощает в себе особенности социального идеала определенного общества;
Нормативный - представляет совокупность качеств личности, необходимых для развития данного общества;
Реально существующий или
Модальный - преобладающий тип личности
на определенном этапе развития общества,
который может существенно
Другая типология личности построена на воображаемой трехкомпонентной структуре: гармоничный, традиционный, технократический и неадагитований тип. Она может быть полезна при анализе современных тенденций развития украинского общества.
Важнейшие компоненты структуры личности - память, культура и деятельность.
Память - система знаний, усвоенных личностью в процессе ее жизнедеятельности.
Она является отображением действительности в форме как определенной системы научного знания, так и повседневных знаний в целях, которые преследует личность.
Культура личности - Совокупность социальных норм и ценностей, которыми она руководствуется в процессе практической деятельности.
Предстает как реализация
потребностей и интересов личности,
определяет особенности, взаимодействия
субъектов социального
Деятельность - целенаправленное воздействие субъекта на объект.
Вне отношениями субъекта
и объекта деятельность не существует.
Она всегда связана с активностью
субъекта, которым во всех случаях
является человек или
Социологи выделяют также такие типы личности:
1. Традиционалисты - ориентированы на ценности долга, порядка, дисциплины, такие качества, как креативность, самостоятельность, стремление к самореализации неразвиты.
2. Идеалисты - сильно выражены:
критическое отношение к
3. Фрустрированный тип личности - характерна низкая самооценка, угнетение, подавленность, ощущение выброшенности из потока жизни.4. Реалисты - сочетают стремление к самореализации с развитым чувством долга и ответственности, скептицизм с самодисциплиной.5. Гедонисты - ориентированы на удовлетворение всех потребительских желаний, это погоняя за "наслаждениями жизни". В социологии также принято выделять модальный, идеальный и базисный типы личности. Модальный тип личности - тот, который реально преобладает в данном обществе. Идеальный тип - не привязан к конкретным условиям, это как "пожелание на будущее". Базисный тип-тот, который наилучшим образом отвечает потребностям современного этапа общественного развития.
Еще выделяют физическую, социальную и духовную личности.
Физическая личность или
физическое Я - это тело, или, телесная
организация человека, самый устойчивый
компонент личности, основанный на
телесных свойствах и самоощущениях.
Тело не только первый "предмет" для
познания, но и обязательный компонент
личностного мира человека, как помогающее,
так и мешающее в процессах
общения. К физической личности можно
также отнести одежду, домашний очаг,
произведения ручного и интеллектуального
труда - украшения его быта, коллекции,
письма, рукописи. По данным элементам
можно много сказать о