Процесс социализации личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 00:19, реферат

Описание

Социализация выполняет в общество три основных задачи:
1) интегрирует индивида в общество, а также в различные типы социальных общностей через усвоение им элементов культуры, норм и ценностей;
2) способствует взаимодействию людей вследствие принятия ими социальных ролей;
3) сохраняет общество, производит и передает культуру поколений через убеждения и показ соответствующих образцов поведения.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Содержание понятий: человек, индивид, индивидуальность, личность 4
Глава 2. Структура Личности. Социальные типы личности. 8
Глава 3. Социализация и ее формы 13
Заключение 17
Список литературы. 18

Работа состоит из  1 файл

Саша.реферат.СП.docx

— 44.15 Кб (Скачать документ)

Социальная личность складывается в общении с людьми, начиная  с первичных форм общения матери с ребенком. По сути дела она предстает  как система социальных ролей  человека, в разных группах, мнением  которым он дорожит. Все формы  самоутверждения в профессии, общественной деятельности, дружбе, любви, соперничестве  и т.д. формируют социальную структуру  личности. Психологи отмечают, что  довольство или недовольство собой  всецело определяется дробью, в которой  числитель выражает наш действительный успех, а знаменатель - наши притязания.

При увеличении числителя  и уменьшении знаменателя, дробь  будет возрастать. По этому поводу Т. Карлейль говорил: "Приравняй твои притязания к нулю и целый мир будет у ног твоих".

И, наконец, духовная личность составляет тот невидимый стержень, ядро нашего "Я", на котором все  и держится. Это внутренние духовные состояния, отражающие стремление к  определенным духовным ценностям и  идеалам. Рано или поздно каждый человек, хотя бы в отдельные моменты жизни  начинает задумываться над смыслом  своего существования и духовного  развития. Духовность человека не является чем-то внешним, она не приобретается  путем образования или подражания даже лучшим примером.

Зачастую духовность не только "держит" личность, но и является высшим благом, верховной целостностью, во имя которой иногда жертвуют своей  жизнью. В знаменитом выражении Б. Паскаля о человеке, как "мыслящем тростнике" подчеркивается сила духа, даже при самых суровых условиях бытия. Более того, история дает массу  примеров, когда интенсивная духовная жизнь была залогом не только физического  выживания, но и активного долголетия. Люди, сохраняющие свой духовный мир, как правило, выживали и в условиях каторг и концлагерей.

Выделение физической, социальной и духовной личности носит достаточно условный характер. Все эти стороны  личности образуют систему, каждый из элементов которой может на разных этапах жизни человека приобретать  доминирующее значение. Известны периоды  усиленной заботы о своем теле и его функциях, этапы расширения и обогащения социальных связей, пики мощной духовной активности. Вместе с  тем, болезни, тяжелые испытания, возраст  и прочее могут изменить структуру  личности, привести к своеобразному  её "расщеплению" или деградации.

Также, выделяют несколько  крупных социальных типов личности:

Первый тип - "деятели". К ним относятся: рыболовы, охотники, ремесленники, воины, земледельцы, рабочие, инженеры, геологи, медики, педагоги, менеджеры  и т.д. Для них главное - активное действие, изменение мира и других людей, а также самого себя. Они  живут работой, находя в этом высшее удовлетворение, даже если её плоды  и не столь заметны. Потребность  в таких личностях была всегда - эти люди активны, знают себе цену, обладают чувством собственного достоинства, осознают меру своей ответственности  за себя, за свою семью, за свой народ. Ещё  Евангелист Лука приводил слова Христа: "Жатвы много, а делателей мало".

Второй тип - мыслители. Эти  люди, по словам Пифагора, приходят в  мир не для того чтобы соревноваться  и торговать, а смотреть и размышлять. Образ мудреца, мыслителя, воплощавшего в себя традиции рода и его историческую память, всегда пользовался огромным авторитетом. Будда и Заратустра, Моисей и Пифагор, Соломон и Лао-Цзы, Конфуций и Махавира Джина, Христос и Мухамед считались либо посланцами богов, либо обожествлялись сами. Размышления о мире, о его происхождении, о человеке, о личности, о свободе и т.д. требуют много сил и, в какой-то мере, мужества. Поэтому судьбы многих выдающихся мыслителей прошлого и настоящего трагичны, т.к. "никакой пророк не принимается в своем Отечестве".

Третий тип - люди чувств и эмоций, которые остро чувствуют, как "трещина мира" (Г. Гейне) проходит через их сердца. Прежде всего, это  деятели литературы и искусства, гениальные прозрения которых зачастую опережают самые смелые научные  прогнозы и прорицания мудрецов. Известно, например, что поэт А. Белый, ещё в 1921 году написал стихи, где упоминалась  атомная бомба, а его велики современник  А, Блок слышал "музыку" революции  задолго до её начала. Таких примеров немало и они говорят о том, что мощь интуиции великих поэтов и художников граничит с чудом.

Возможно, многие люди видят  красоту природы, но описать её так, как это делает поэт очень трудно. Поэт, словно волшебник описывает, например, кленовый лист, как живого человека, чувствующего и живущего.

А как художник, подбирая палитру красок, творит чудеса на холсте, и показывает, что как, например, море живет, радуется, грустит. Действительно, этот тип личности творит чудеса.

Четвертый тип - гуманисты  и подвижники, отличающиеся обостренным  чувством ощущения душевного состояния  другого человека, как бы "вчувствуются" в него, облегчая душевное и телесное страдание. Их сила - в вере в свое предназначение, в любви к людям  и всему живому, в активном деянии. Они сделали делом своей жизни  милосердие. А. Швейцер, Ф.П. Гааз, А. Дюнон, Мать Тереза, Иисус Христос и тысячи их последователей в истории и нашей действительности - живые примеры служения людям, независимо от их расы, нации, возраста, пола, состояния, происхождения, вероисповедания и других признаков.

Каждый знает, что Иисус  Христос, не знал всех людей, но знал, что  они веруют, был распят во имя  человечества, жертвуя собой.

Евангельская заповедь: "Возлюби  ближнего своего, как самого себя", находит в их деятельности непосредственное воплощение. "Спешите делать добро", - этот жизненный девиз русского врача - гуманиста XI века Ф.П. Гааза символизирует степень таких личностей.

В современном обществе встречаются  все четыре типа личности либо с  определенной ярко выраженной характеристикой, либо включая в себя какую-то частичку от других типов личности. Нельзя утверждать, что определенный человек не относится  ни к одному из типов, это неправильно, ведь, возможно в каждом человеке есть деятель, мыслитель, эмоциональный, чувственный, гуманист и подвижник. 

 

Глава 3. Социализация и ее формы

 

Под социализацией понимается процесс вхождения индивида в  социум, что порождает изменения  в социальной структуре общества и в структуре личности. Последнее  обстоятельство обусловлено фактом социальной активности человека, а  следовательно, его способностью при  взаимодействии со средой не просто усваивать  ее требования, но и изменять эту  среду, влиять на нее.

Социализация - процесс, посредством  которого индивидом усваиваются  нормы его группы таким образом, что через формирование собственного "Я" проявляется уникальность данного индивида как личности, процесс  усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых  для его успешного функционирования в данном обществе.

Социализация включает: воспитание, обучение и информацию (личный жизненный  опыт объекта социализации). Она  может проходить в двух режимах:

1) адаптации, когда индивид  пассивно приспосабливается к  социальной среде и ее требованиям;

2) интеграции, когда он  активно взаимодействует с социальной  средой, изменяется сам и изменяет  в соответствии со своими взглядами  социальное окружение.

Существует три взгляда  на соотношение адаптации и интеграции в процессе социализации. Один исходит  из того, что есть два типа обществ: открытые (демократические) и закрытые (традиционные общества авторитарного  типа). Первые ориентируют своих  членов на активную интеграцию в общество, как важное условие динамичного  общественного развития. Вторые стремятся  к сохранению существующего положения  вещей и поэтому поощряют адаптацию. Другой взгляд основан на представлении  о двух этапах социализации в жизни  каждого человека. Первый этап - адаптация, когда индивид пассивно приобретает знания и опыт социальной жизни в данном обществе (от рождения до наступления зрелости), второй - интеграция, когда он начинает изменять свое социальное окружение в соответствии со своими интересами и целями (с момента достижения социальной зрелости и до конца жизни). Третий взгляд предполагает, что вообще все люди делятся на две неравные группы: представители одной (их подавляющее большинство) способны лишь к пассивной адаптации, представители второй (их сравнительно немного) имеют природную склонность к творчеству, инновациям, они активно интегрируются в общество, стремясь изменить его. При этом первые обеспечивают стабильность, устойчивость общества, а вторые способствуют его изменению.

Исследователи также выделяют первичную социализацию - непосредственное усвоение индивидом социального  опыта его ближайшего окружения (в первичных группах) и вторичную - социализацию во вторичных группах, происходящую как правило опосредованно (при участии формальных структур: школы, СМИ и т.д.). Следует различать  социализацию в известном Вам  значении, а также ресоциализацию (процесс усвоения новых норм, ценностей, мировоззрения и моделей поведения, например, в связи с изменением места жительства, места работы, социального статуса) и десоциализацию (процесс утраты социальных связей, например, в связи с уходом на пенсию, тяжелой болезнью или тюремным заключением).

Т. Парсонс (структурный функционализм) особое значение придавал семейной социализации индивида. По его мнению, семейная социализация определяется структурой семьи, которая различается:

1) по распределению власти  и 2) по инструментальным (направленным  на внешние отношения) и экспрессивным  (ориентированным на внутренние  отношения) функциям. Распространенная  в современном обществе нуклеарная семья (включает роль отца (характеризуется большой властью и инструментальной функцией), роль матери (большая власть и экспрессивная функция), роль сына (небольшая власть и инструментальная функция), роль дочери (небольшая власть и экспрессивная функция).

В процессе социализации человек  интернализует (усваивает) не только воспроизводимые образцы поведения (роли отца, матери, сына или дочери), но и обучается различению между "Ты - Я", "Мы - Не-мы". Условием социализации личности является то, что удовлетворение ее потребностей происходит не просто посредством объектов, а предполагает ценности, нормы и символы, которые усвоены личностью (это то самое "Сверх-Я" З. Фрейда, которое Т. Парсонс определил как различение культуры как объект Различаются две основные формы социализации - направленная и ненаправленная. Ненаправленная, или стихийная форма социализации - это автоматическое формирование и развитие определенных социальных качеств в процессе и в результате пребывания индивида в непосредственном социальном окружении (в кругу семьи, коллег по работе, друзей, сверстников). Человек сам как "губка" сознательно и несознательно впитывает все, что происходит вокруг. Стихийная социализация сочетается с направленной. Направленная форма социализации - это специально разработанная обществом или его определенными институтами и организациями система средств воздействия на развивающуюся личность с целью сформировать ее в соответствии с главенствующими в данном обществе ценностями и идеалами. Первичная социализация охватывает период детства. Вторичная социализация занимает более длительный временной промежуток и включает в себя также зрелый и преклонный возраст. Основной канал социализации на этапе младенчества - общение с родителями. Ведущие каналы социализации в детстве:

1) игра, в первую очередь,  ролевая игра, которая представляет  собой эмоционально-образное воссоздание  поведения и действий взрослых, осуществляющееся в игровой форме;

2) обучение и познание  мира, которое происходит в основном  с помощью учителей и учебников.  В юности доминирующая роль  в социализации личности принадлежит сверстникам. Приобретение знаний и жизненного опыта из этого источника иногда происходит в конфликте с родителями, образованием. Кроме того, юность характеризуется тем, что на этом этапе социальный опыт не только усваивается, но активно воспроизводится, происходит освоение соотношений между людьми, профессиональных и трудовых умений и навыков. Как правило, уже в юности человек формулирует свои основные цели жизни. Человеческая зрелость характеризуется стремлением достигнуть целей жизни и самоутвердиться в различных сферах общества. Происходит самообразование и самосовершенство личности благодаря ее включенности в культуру общества в целом. Старость основывается на подведении человеком итогов своей прошлой жизни и осознании ее как единого целого, в котором уже ничего, практически, нельзя изменить. В повседневной жизни, нередко можно встретить такие явления, которые можно обозначить понятиями "опережающая" и "запаздывающая" социализация. Об опережающей социализации можно говорить в случае более раннего усвоения социального опыта по сравнению с ровесниками, ускоренного формирования важных базовых способностей (например, вундеркинды). Запаздывающая социализация характеризуется более поздним усвоением социального опыта по сравнению с ровесниками (например, солдаты, проходящие срочную службу в армии). Процесс социализации никогда не кончается. Наиболее интенсивно социализация осуществляется в детстве и юности, но развитие личности и освоение социального опыта активно продолжается и в среднем и в пожилом возрасте. Выделяются следующие различия между социализацией детей и взрослых:

1) социализация взрослых  выражается главным образом в  изменении их внешнего поведения,  в то время как детская социализация  корректирует базовые ценностные  ориентации;

2) взрослые могут оценивать  нормы; дети способны только  усваивать их;

3) социализация взрослых  часто предполагает более гибкое, освоение социального опыта, т.е.  у взрослых есть понимание  того, что между черным и белым  существует множество "оттенков  серого цвета";

4) социализация взрослых  направлена на то, чтобы помочь  человеку овладеть определенными  навыками; социализация детей формирует  главным образом мотивацию их  поведения.

Информация о работе Процесс социализации личности