Проективные методики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 19:40, контрольная работа

Описание

Число имеющихся проективных методик достаточно велико и продолжает расти. Проективные методики являют пример любопытного расхождения теоретического исследования и практики: оцениваемые как психометрические инструменты, они в подавляющем большинстве выглядят жалко, но такая оценка, тем не менее, никак не сказывается на их популярности в клиническом использовании.

Содержание

1.Проективные методики
2.Метод чернильных пятен Г. Роршаха
3.Описание методики и схема эксперимента
4.Опрос
5. Определение пределов чувствительности
6. Основные приемы шифровки ответов
7. Основные детерминанты ответов
8. Шифровка содержания ответов
9. Популярность— оригинальность ответов
10. Психологический смысл локализационных показателей
11. Кинестетические показатели (М. FM, m)
12.Содержание
13. Интерпретация результатов тестов
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

проективные методики.docx

— 40.94 Кб (Скачать документ)

    Содержание

1.Проективные  методики

2.Метод чернильных  пятен Г. Роршаха

3.Описание методики  и схема эксперимента

4.Опрос

5. Определение  пределов чувствительности

6. Основные приемы  шифровки ответов

7. Основные детерминанты  ответов

8. Шифровка содержания  ответов

9. Популярность—  оригинальность ответов

10. Психологический  смысл локализационных показателей

11. Кинестетические  показатели (М. FM, m)

12.Содержание

13. Интерпретация  результатов тестов

Заключение

Список использованной литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1.Проективные  методики

       Число имеющихся проективных методик достаточно велико и продолжает расти. Проективные методики являют пример любопытного расхождения теоретического исследования и практики: оцениваемые как психометрические инструменты, они в подавляющем большинстве выглядят жалко, но такая оценка, тем не менее, никак не сказывается на их популярности в клиническом использовании.

          Главную особенность  проективных методик можно обозначить как относительно неструктурированная задача, т. е. задача, допускающая почти неограниченное разнообразие возможных ответов. Для того чтобы фантазия индивида могла свободно разыграться, даются только краткие, общие инструкции. По этой же причине тестовые стимулы обычно расплывчаты или неоднозначны. Гипотеза, на которой строятся подобные задания, состоит в том, что способ восприятия и интерпретации индивидом тестового материала или «структур» ситуации должен отражать фундаментальные аспекты функционирования его психики. Другими словами, предполагается, что тестовый материал должен сработать как некоторого рода экран, на котором отвечающий «проецирует» характерные для него мыслительные процессы, потребности, тревожность и конфликты.

       Обычно проективные методики являются также методиками замаскированного тестирования, поскольку обследуемый редко подозревает о типе психологической интерпретации, которая будет дана его ответам.

       Проективные методики характеризуются также глобальным подходом к оценке личности. Внимание фокусируется на общей картине личности как таковой, а не на измерении отдельных ее свойств. Наконец, проективные методики рассматриваются их сторонниками как наиболее эффективные процедуры для обнаружения скрытых, завуалированных или неосознаваемых сторон личности. Более того, утверждается, что чем менее структурирован тест, тем более он чувствителен к подобному завуалированному материалу. Это следует из предположения, что чем менее структурированы и однозначны стимулы, тем менее вероятно, что они вызовут у воспринимающего защитные реакции.

       Проективные методы возникли в клинических условиях и остаются в основном инструментом клинициста. Некоторые из них развились из терапевтических методов (например, лечение с помощью произведений искусства), применявшихся к психически больным. На теоретических построениях проективных методик сказывается влияние психоаналитических концепций. Существуют также разрозненные попытки положить в основу проективных методик теорию восприятия и перцептивные теории личности.  В соответствии со свойственным проективным методикам глобальным подходом затрагиваются не только эмоциональные, мотивационные и межличностные характеристики личности, но также и некоторые интеллектуальные аспекты поведения, К последним можно отнести общий интеллектуальный уровень, оригинальность и стиль решения проблемных ситуаций.

2.Метод  чернильных пятен  Г. Роршаха

       Тест чернильных пятен — одна из наиболее популярных проективных методик — создан швейцарским психиатром Германом Роршахом в 1921 г. Есть сведения, что чернильные пятна использовались еще Леонардо да Винчи и Ботичелли для «возбуждения фантазии»; в психологию их ввел А. Вине, исследуя с их помощью некоторые особенности интеллекта. Роршах одним из первых отметил связь между фантазио-подобной продукцией и типом личности. В ходе клинического и экспериментального исследования групп здоровых и психически больных испытуемых, путем сопоставления клинических характеристик и особенностей ответов Роршах выделил два  типа восприятия: «В-тип» и «Fb-тип», т. е.  «двигательный» и «цветовой» тип. Оказалось, что одни испытуемые склонны воспринимать пятна в движении, в продуцируемых ими образах людей, животных или предметов акцентируется прежде всего динамический аспект; другие испытуемые, напротив, фиксируют в своих ответах цветовой аспект. Тип восприятия или тип переживания, по Роршаху, характеризует преимущественно интраверсивные или экстратенсивные тенденции личности. Согласно его воззрениям, экстра - и интраверсия — не  противоположные и взаимоисключающие свойства личности, а тенденции, в большей или меньшей степени присущие любому человеку. Они указывают не столько на степень эффективности адаптации, сколько на реализующие ее индивидуальные механизмы. Неправомерно также противопоставление интра - и экстраверта как «мыслительного» и «чувствующего» типа личности,  поскольку адекватная адаптация предполагает участие как аффективных, так и  познавательных процессов. Если нормально интраверсивный тип характеризуется лишь преобладанием кинестических ответов над цветовыми, то патологически интраверсивный тип — полным отсутствием цветовых. Точно так же различают нормально и патологически экстратенсивный тип. Кроме перечисленных двух типов личности Роршах выделяет еще «суженный», для которого характерно малое количество ответов, связанных с движением и цветом или полное их отсутствие, и «амбиэквальный», связанный с большим, но равным количеством и цветовых и кинестетических ответов.

       Роршах разработал основные принципы анализа и интерпретации ответов, в последующие годы работа велась главным образом в направлении уточнения значения тех или иных показателей, разработки все более тонких способов шифровки, поиска патогномоничных показателей, а также попыток теоретического обоснования методики. В настоящее время наиболее популярным является подход, сформировавшийся под влиянием исследований «Эгопсихологии» и экспериментов Мелу Look. Перцептивный ответ рассматривается как продукт взаимодействия двух факторов: объективных свойств пятна и субъективных потребностей, конфликтов и механизмов их регуляции. В свете этого подхода тест Роршаха направлен на диагностику, главным образом, экспрессивного аспекта поведения или присущего личности индивидуального стиля.

    3.Описание  методики и схема  эксперимента

          Материал теста  состоит из 10 стандартных таблиц, выполненных в черно-белых, черно-красных  и пастельных тонах. Каждая таблица  представляет собой копию с оригинала, полученного при складывании  пополам листа бумаги с нанесенным на нее чернильным пятном. Хотя рисунок  пятна произволен и не поддается  однозначной интерпретации, опыт работы с методикой показывает, что отдельные  таблицы неравнозначны в отношении  эмоционального воздействия на человека. Например, таблицы 1, 4, 6 чаще всего ассоциируются  со страхом и тревогой, а таблицы 9, 10, напротив, вызывают ощущения радости, праздника. Красные плоскости таблиц, напоминая кровь или огонь, вызывают беспокойство; это относится и  к восприятию мелких деталей, расположенных  вокруг вертикальной оси, часто ассоциирующихся  с образами сексуального содержания.

       Никаких предварительных сведений о цели эксперимента сообщать не рекомендуется, вместе с тем важно, чтобы испытуемый чувствовал себя как можно более непринужденно. Иногда это достигается рассказом о том, как получено изображение таблиц; можно связать это объяснение с известной детской игрой «в кляксы» и тем самым несколько разрядить обстановку. Целесообразно также подчеркнуть, что при выполнении задания испытуемый может давать любые ответы, ни один из которых не будет оцениваться как правильный или ошибочный. Таблицы предъявляются последовательно с 1 по 10 в стандартном положении, указанном на обороте таблицы. Предъявление первой таблицы сопровождается инструкцией: «Что это такое, на что это может быть похоже? В дальнейшем инструкция не повторяется, и испытуемому предоставляется полная самостоятельность. После окончания спонтанных высказываний испытуемому можно задавать стимулирующие вопросы типа «Что Вы можете добавить?», «Это все?» и т. д. У робких испытуемых и невротиков возможны значительные расхождения между объемом спонтанной и дополнительной продукции. Ответы, полученные во время опроса, не включаются в расчетные формулы или подсчитываются с учетом коэффициентов.

       Как правило, исследование включает собственно выполнение теста и опрос; Клопфер считает необходимым в ряде случаев дополнять процедуру эксперимента фазой «определения границ чувствительности».

4.Опрос

       В этой фазе исследования выясняется, как субъект пришел к формулировке того или иного ответа, т. е. опрос всегда ориентирован на уточнение локализации образа и его детерминант. Экспериментатор обязан избегать прямых или наводящих вопросов и вместе с тем его задача — получить подробные сведения, облегчающие последующую шифровку ответов. Для выявления локализации ответа на таблице можно задать вопросы типа: «Где находится...?» или «Покажите мне...». Во многих руководствах по тесту Роршаха для облегчения этой части опроса используют специальные карты, с нанесенными на них и обозначенными наиболее часто интерпретируемыми участками пятна. В отдельных случаях испытуемому предлагают сделать зарисовку фигуры на отдельном листе бумаги. Для уточнения детерминант ответа иногда бывает достаточно простых вопросов: «Что Вас заставляет думать и...?», «Опишите подробнее то, как Вы видите...» и т. д. Полезно использовать следующий методический прием: субъекту предлагается альтернативный образ, отличающийся от фактически выбранного по одной или нескольким невыясненным детерминантам. Например, если испытуемый видит бабочку, но указывает лишь на характеристики, связанные с формой (усы, крылья), то можно спросить, может ли он это место пятна интерпретировать как мотылек. Если испытуемый действительно не ориентировался на цвет, то он не увидит никакой разницы между этими ответами. 
 

5. Определение пределов чувствительности

       В отличие от предыдущих фаз здесь экспериментатор сознательно оказывает давление на испытуемого, чтобы вызвать те реакции, которых тот избегает. С этой целого обычно используют различные приемы  просят выбрать самую приятную таблицу, затем самую неприятную: привлекают внимание испытуемого к тем особенностям пятна, которые игнорировались им при спонтанных высказываниях, наконец, предлагают образцы возможных интерпретаций, отличных от тех, которые дает сам испытуемый, и т. д.

6. Основные приемы шифровки ответов

       Шифровкой называют обозначение и классификацию ответов с учетом пяти основных категорий: локализации, детерминанты, содержания, популярности/оригинальности, качества формы.

       Основная цель шифровки — установление связи между ответом и элементом пятна, а также формализация ответа для последующих операций анализа и интерпретации.

       Ответом считают высказывание, соответствующее целой кляксе или ее частям. Различают основные ответы (спонтанные) и дополнительные (полученные во время опроса); последние подсчитываются отдельно и в расчетных формулах учитываются со специальными коэффициентами.

7. Основные детерминанты ответов

       Детерминантами называют такие характеристики ответа, как форма, движение, цвет, оттенки. Одни из них обусловлены свойствами пятна, другие (движение) являются сугубо субъективным дополнением, проекцией испытуемого. Детерминанты, так же как и локализация, раскрывают способ «видения» человека, его избирательность в отношении тех или иных аспектов окружающей среды и собственного внутреннего мира. 
 
 

8. Шифровка содержания ответов

       Этот этап работы с экспериментальным материалом не представляет особых трудностей и заключается в отнесении ответа к одной из категорий классификации. Наиболее распространенные категории:

Н —  человеческие целые или почти целые фигуры,

(Н) — человеческие фигуры, которые истолковываются в рисунках, карикатурах или фантастические фигуры духов, ведьм и прочее;

Нd—детали  человеческой фигуры;

(Нd) —летали  человеческой фигуры, изображенной  на рисунке, в скульптуре, или  детали фантастических фигур;

А —  целые или почти целые фигуры животных;

(А)— мифологические звери, чудовища, карикатуры, нарисованные звери;

(А) —  антропоморфные животные;

Ас1—детали  тела животных;

(Ас1) —детали  тела антропоморфного или фантастического  животного;

Аt—анатомические органы человека;

ААt—анатомические органы животного;

Sех  — половые органы;

ОЬj —  предметы;

N—пейзаж,  ландшафт, реки, вид с высоты полета  и т. д.

9. Популярность— оригинальность ответов

       Эта часть анализа экспериментального материала представляет некоторые трудности ввиду отсутствия статистически значимых данных для разных популяций Руководства по тесту Роршаха, как правило, содержат списки популярных ответов, полученных наиболее компетентными исследователями в области Роршах-техники. Не все ответы могут быть зашифрованы.

Информация о работе Проективные методики