Профессиональная подготовка как формирование психологической системы деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 22:45, контрольная работа

Описание

Психологическая система деятельности (ДПС) – представляет собой психологическую структуру деятельности, организованную в плане выполнения функций конкретной деятельности (в плане достижения конкретной цели).
Важно подчеркнуть, что в психологической системе деятельности, когда мы говорим о связях между компонентами, мы имеем в виду, прежде всего, функциональные связи, а не морфологические, т. е. связи между компонентами, обеспечивающие взаимодействие компонентов в достижении цели.

Содержание

Понятие психологической системы деятельности (ДПС)
2. Навыки, умения и процесс их формирования
3. Профессиональная подготовка
4. Психологическая подготовка к профессиональной деятельности
Заключение
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

Контрольная.doc

— 92.50 Кб (Скачать документ)

МОРДОВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ Н.П.ОГАРЕВА 
 
 
 
 

Историко-социологический  институт

Кафедра социальной психологии  
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ  РАБОТА

Профессиональная  подготовка

как формирование психологической 

системы деятельности 
 
 
 

   

                                          Выполнил: студент 4 курса з/о отд,

                                                      402 группы А.С. Никанов                                                                  

                                          Проверил: Ж.Г. Гаранина

                                                                      

                                                                                             Оценка_____    
 
 
 
 
 

Саранск 2011

 

Содержание 

    1. Понятие психологической системы деятельности (ДПС)

    2. Навыки, умения и процесс их формирования

    3. Профессиональная подготовка

    4. Психологическая подготовка к профессиональной деятельности

    Заключение

    Список использованных источников 

 

  1. Понятие психологической  системы деятельности (ДПС)

    Психологическая система деятельности (ДПС) – представляет собой психологическую структуру деятельности, организованную в плане выполнения функций конкретной деятельности (в плане достижения конкретной цели).

    Важно подчеркнуть, что в психологической  системе деятельности, когда мы говорим  о связях между компонентами, мы имеем в виду, прежде всего, функциональные связи, а не морфологические, т. е. связи между компонентами, обеспечивающие взаимодействие компонентов в достижении цели.

    Любая ПСД формируется на базе индивидуальных качеств субъекта деятельности путем  их построения, переструктурирования, исходя из мотивов, целей и условий  деятельности. Человек во всем многообразии его потребностей, интересов, мировоззрений, убеждений и установок жизненного опыта; особенностей отдельных психических функций; нейродинамических качеств; свойств личности является исходной структурой, на основе которой формируется психологическая система деятельности. Одни и те же структуры человека, как субъекта деятельности, могут в разные периоды времени входить в разные ПСД. Для реализации отмеченной полифункциональности отдельные компоненты индивидуальной структуры человека должны при наличии определенных жестких морфологических и физиологических связей обладать относительной функциональной независимостью.

    Системогенез  – процесс формирования системы. В ходе данного процесса определяется компонентный состав системы, устанавливаются функциональные взаимосвязи между компонентами и происходит развитие отдельных компонентов в плане обеспечения достижения цели. 
 
 
 
 
 

 

     2. Профессиональная подготовка

    Эффективность трудовой деятельности профессионала  в современных условиях становится невозможной без непрерывного образования, способствующего формированию профессиональной пригодности в новых, постоянно изменяющихся условиях современного общества.

    В связи с этим, универсальным средством формирования профессиональной пригодности является профессиональная подготовка специалистов, включающая их обучение и тренировку. В процессе обучения той или иной специальности человек овладевает определенной системой знаний, навыков и умений.

    Другой  стороной профессионального образования является формирование личности будущего специалиста, опирающегося на научные знания, умения и навыки. Сама личность при этом определяется через систему смыслов и ценностей, которые и являются стержнем любой, в том числе и профессиональной, деятельности.

        Профессиональное обучение рассматривается как процесс управления деятельностью человека по овладению трудовыми знаниями, умениями, навыками, развитию профессиональных способностей и личности квалифицированного работника в целом.

    Профессиональное  обучение является необходимой предпосылкой становления человека как профессионала – социально компетентной, психологически зрелой личности, отличающейся высоким профессиональным мастерством, определяющим ее способ жизни, особое, профессионально ориентированное, ответственное мировоззрение и чувство присоединения к профессиональной общности.

    Профессиональные знания – это характеризующие особенности конкретной деятельности сведения, которые необходимы для эффективной ее реализации. Знания могут выступать в форме наглядных представлений (образов) и понятий, являющихся абстрактным и обобщенным отражением действительности.

    Становление профессионала предполагает достижение:

    • социальной зрелости (овладения правовыми  нормами, средствами  совмест-

ной профессиональной деятельности, сотрудничества, принятыми в обществе приемами профессионального общения);

    • личностной зрелости (овладение средствами самовыражения, саморазвития, средствами противодействия профессиональным деформациям, эмоциональному выгоранию личности);

    • деятельностной зрелости (овладения  на высоком уровне профессиональной деятельностью, средствами самореализации и саморазвития личности в профессии, способность к творческим проявлениям своей индивидуальности).

Подобным  образом ориентированное профессиональное обучение предполагает создание условий для усвоения соответствующих знаний, умений и навыков. 
3. Навыки, умения и процесс их формирования

    Любая профессиональная деятельность представляет собой сложный процесс и требует  переработки большого объема информации. Для эффективной работы необходимо часть информации вывести из поля сознания и осуществлять ряд действий автоматически. Эту функцию и выполняет навык.               

    Навык автоматизированный элемент сознательного действия, который вырабатывается в процессе выполнения этого действия.

      В психологии трудового обучения  различают следующие виды навыков:

    • сенсорно-перцептивные (навыки восприятия – различение формы букв при чтении, фонем при слушании речи, определения расстояния и скорости движения на глаз);

    • моторные (двигательные);

    • интеллектуальные (приемы решения задач).

    Процесс формирования любого навыка обладает некоторыми общими чертами.

    Первая объединение ряда элементарных движений (или других элементов действия, например, умственных актов) в единое целое. В основе объединения элементов действия в целостное образование лежит закон формирования временных нервных связей, открытый И. П. Павловым, исходя из которого, навык означает образование и функционирование в коре больших полушарий устойчивой системы временных нервных связей, называемой динамическим стереотипом. Выработка динамического стереотипа создает условия, при которых одновременно с автоматизированным актом может осуществляться и более сложная аналитико-синтетическая деятельность.

    Вторая  черта постепенное устранение лишних движений (или элементов действия) и уменьшение напряженности.

    Третья  черта перемещение внимания с процесса на результат труда. Так, например, овладев навыком письма, человек перемещает внимание с того, как писать, на то, что необходимо зафиксировать на бумаге.

    Четвертая черта формирование ритма выполняемых действий.

    Благодаря ритмичности человек, владеющий  навыком, может работать длительное время без утомления.

    Пятая черта состоит в приобретении широких возможностей произвольно изменять темп работы, осознанно ускорять или замедлять его.

    Процесс формирования трудового навыка включает следующие основные этапы:

    1. предварительный этап, на котором человек получает знания о составе действия, орудиях и условиях труда, образуется ориентировочная основа действий);

    2. аналитический этап этап овладения отдельными элементами действия;

    3. синтетический этап, на котором элементы объединяются в единое целое;

    4. этап закрепления и автоматизации действия, на котором создается возможность переключения внимания с процесса на результат труда и произвольного регулирования темпа работы.

    Навыки  образуются в результате упражнений целенаправленных и систематических повторений действий. Различают упражнения: учебные, направленные на углубление понимания принципа образования навыка, программы действия; тренировочные, обеспечивающие автоматизацию действий и проводящиеся в постепенно усложняющихся условиях.

    Результаты  упражнений могут быть выражены графически, в виде кривой количественных показателей успешности выполнения осваиваемого действия кривой упражнений, позволяющей контролировать не только результат, но и сам процесс усвоения трудового навыка. При построении кривых упражнений по горизонтальной оси откладывают порядковые номера упражнений, а по вертикальной оси какие-либо из количественных показателей (количество  работы, выполненной в единицу времени; количество ошибок, допущенных при выполнении упражнений; количество времени, затраченное на каждое упражнение). Если в качестве показателя успешности выбрано количество работы, выполненной в единицу времени, кривая должна повышаться, поскольку продуктивность работы при правильной организации упражнений возрастает. В других случаях (количество ошибок и времени) кривая должна снижаться.

    На  основе данных о трудностях в освоении навыка выбирают соответствующий прием их снятия:

         учебные упражнения, применяемые при недостаточно четком выполнении или пропуске элементарных действий;

         тренировочные упражнения, к которым прибегают в случае затруднений в освоении темпа, ритма деятельности;

         ввод срочной информации, применяемый в случае недостаточно четкого анализа сигналов обратной связи, поступающих во время выполнения трудовых действий;

         психологически обоснованный инструктаж:, заключающийся в активном воспроизведении словесного содержания полученных инструкций с одновременным выполнением заданных действий; применяется в случае затрудненности объединения в единый образ усвоенных представлении о навыке и непосредственных ощущении, возникающих входе работы;

         письменный инструктаж, к которому прибегают при затруднении в планировании необходимых сложных умственных действий.

    При формировании навыков следует учитывать  факторы и условия их успешного освоения (число и темп упражнений, распределение во времени).

    Факторы, влияющие на успешность усвоения навыка: объективные, субъективные, физиологические, психические.

    Важное  значение для сознательного овладения  навыком имеет знание результатов деятельности, их оценка.

    Выработанные  у человека навыки неизбежно вступают во взаимодействие. В одних случаях старые навыки способствуют овладению новыми, при этом говорят о положительном переносе навыков.

         В других случаях старые навыки тормозят образование новых, происходит их интерференция.

         Проблема переноса навыков является одной из центральных в психологии

профессионального обучения. Основу правильного и успешного  переноса действий на новые объекты  и задачи составляют полученные человеком новые знания. В самом общем виде знания определяют как совокупность воспринятой и усвоенной личностью информации в виде понятий, представлений, суждений о фактах, которая хранится в долговременной памяти и при определенных условиях может быть воспроизведена в устной или письменной форме.

Информация о работе Профессиональная подготовка как формирование психологической системы деятельности