Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 22:45, контрольная работа
Психологическая система деятельности (ДПС) – представляет собой психологическую структуру деятельности, организованную в плане выполнения функций конкретной деятельности (в плане достижения конкретной цели).
Важно подчеркнуть, что в психологической системе деятельности, когда мы говорим о связях между компонентами, мы имеем в виду, прежде всего, функциональные связи, а не морфологические, т. е. связи между компонентами, обеспечивающие взаимодействие компонентов в достижении цели.
Понятие психологической системы деятельности (ДПС)
2. Навыки, умения и процесс их формирования
3. Профессиональная подготовка
4. Психологическая подготовка к профессиональной деятельности
Заключение
Список использованных источников
МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ Н.П.ОГАРЕВА
Историко-социологический институт
Кафедра
социальной психологии
Профессиональная подготовка
как формирование психологической
системы
деятельности
Саранск 2011
Содержание
2. Навыки, умения и процесс их формирования
3. Профессиональная подготовка
4. Психологическая подготовка к профессиональной деятельности
Заключение
Список использованных
источников
Психологическая система деятельности (ДПС) – представляет собой психологическую структуру деятельности, организованную в плане выполнения функций конкретной деятельности (в плане достижения конкретной цели).
Важно подчеркнуть, что в психологической системе деятельности, когда мы говорим о связях между компонентами, мы имеем в виду, прежде всего, функциональные связи, а не морфологические, т. е. связи между компонентами, обеспечивающие взаимодействие компонентов в достижении цели.
Любая ПСД формируется на базе индивидуальных качеств субъекта деятельности путем их построения, переструктурирования, исходя из мотивов, целей и условий деятельности. Человек во всем многообразии его потребностей, интересов, мировоззрений, убеждений и установок жизненного опыта; особенностей отдельных психических функций; нейродинамических качеств; свойств личности является исходной структурой, на основе которой формируется психологическая система деятельности. Одни и те же структуры человека, как субъекта деятельности, могут в разные периоды времени входить в разные ПСД. Для реализации отмеченной полифункциональности отдельные компоненты индивидуальной структуры человека должны при наличии определенных жестких морфологических и физиологических связей обладать относительной функциональной независимостью.
Системогенез
– процесс формирования системы. В ходе
данного процесса определяется компонентный
состав системы, устанавливаются функциональные
взаимосвязи между компонентами и происходит
развитие отдельных компонентов в плане
обеспечения достижения цели.
2. Профессиональная подготовка
Эффективность трудовой деятельности профессионала в современных условиях становится невозможной без непрерывного образования, способствующего формированию профессиональной пригодности в новых, постоянно изменяющихся условиях современного общества.
В связи с этим, универсальным средством формирования профессиональной пригодности является профессиональная подготовка специалистов, включающая их обучение и тренировку. В процессе обучения той или иной специальности человек овладевает определенной системой знаний, навыков и умений.
Другой стороной профессионального образования является формирование личности будущего специалиста, опирающегося на научные знания, умения и навыки. Сама личность при этом определяется через систему смыслов и ценностей, которые и являются стержнем любой, в том числе и профессиональной, деятельности.
Профессиональное обучение рассматривается как процесс управления деятельностью человека по овладению трудовыми знаниями, умениями, навыками, развитию профессиональных способностей и личности квалифицированного работника в целом.
Профессиональное обучение является необходимой предпосылкой становления человека как профессионала – социально компетентной, психологически зрелой личности, отличающейся высоким профессиональным мастерством, определяющим ее способ жизни, особое, профессионально ориентированное, ответственное мировоззрение и чувство присоединения к профессиональной общности.
Профессиональные знания – это характеризующие особенности конкретной деятельности сведения, которые необходимы для эффективной ее реализации. Знания могут выступать в форме наглядных представлений (образов) и понятий, являющихся абстрактным и обобщенным отражением действительности.
Становление профессионала предполагает достижение:
• социальной зрелости (овладения правовыми нормами, средствами совмест-
ной профессиональной деятельности, сотрудничества, принятыми в обществе приемами профессионального общения);
• личностной зрелости (овладение средствами самовыражения, саморазвития, средствами противодействия профессиональным деформациям, эмоциональному выгоранию личности);
• деятельностной зрелости (овладения на высоком уровне профессиональной деятельностью, средствами самореализации и саморазвития личности в профессии, способность к творческим проявлениям своей индивидуальности).
Подобным
образом ориентированное
3. Навыки, умения и процесс
их формирования
Любая
профессиональная деятельность представляет
собой сложный процесс и
Навык – автоматизированный элемент сознательного действия, который вырабатывается в процессе выполнения этого действия.
В психологии трудового
• сенсорно-перцептивные (навыки восприятия – различение формы букв при чтении, фонем при слушании речи, определения расстояния и скорости движения на глаз);
• моторные (двигательные);
• интеллектуальные (приемы решения задач).
Процесс формирования любого навыка обладает некоторыми общими чертами.
Первая – объединение ряда элементарных движений (или других элементов действия, например, умственных актов) в единое целое. В основе объединения элементов действия в целостное образование лежит закон формирования временных нервных связей, открытый И. П. Павловым, исходя из которого, навык означает образование и функционирование в коре больших полушарий устойчивой системы временных нервных связей, называемой динамическим стереотипом. Выработка динамического стереотипа создает условия, при которых одновременно с автоматизированным актом может осуществляться и более сложная аналитико-синтетическая деятельность.
Вторая черта – постепенное устранение лишних движений (или элементов действия) и уменьшение напряженности.
Третья черта – перемещение внимания с процесса на результат труда. Так, например, овладев навыком письма, человек перемещает внимание с того, как писать, на то, что необходимо зафиксировать на бумаге.
Четвертая черта – формирование ритма выполняемых действий.
Благодаря ритмичности человек, владеющий навыком, может работать длительное время без утомления.
Пятая черта состоит в приобретении широких возможностей произвольно изменять темп работы, осознанно ускорять или замедлять его.
Процесс формирования трудового навыка включает следующие основные этапы:
1. предварительный этап, на котором человек получает знания о составе действия, орудиях и условиях труда, образуется ориентировочная основа действий);
2. аналитический этап – этап овладения отдельными элементами действия;
3. синтетический этап, на котором элементы объединяются в единое целое;
4. этап закрепления и автоматизации действия, на котором создается возможность переключения внимания с процесса на результат труда и произвольного регулирования темпа работы.
Навыки образуются в результате упражнений – целенаправленных и систематических повторений действий. Различают упражнения: учебные, направленные на углубление понимания принципа образования навыка, программы действия; тренировочные, обеспечивающие автоматизацию действий и проводящиеся в постепенно усложняющихся условиях.
Результаты упражнений могут быть выражены графически, в виде кривой количественных показателей успешности выполнения осваиваемого действия – кривой упражнений, позволяющей контролировать не только результат, но и сам процесс усвоения трудового навыка. При построении кривых упражнений по горизонтальной оси откладывают порядковые номера упражнений, а по вертикальной оси – какие-либо из количественных показателей (количество работы, выполненной в единицу времени; количество ошибок, допущенных при выполнении упражнений; количество времени, затраченное на каждое упражнение). Если в качестве показателя успешности выбрано количество работы, выполненной в единицу времени, кривая должна повышаться, поскольку продуктивность работы при правильной организации упражнений возрастает. В других случаях (количество ошибок и времени) кривая должна снижаться.
На основе данных о трудностях в освоении навыка выбирают соответствующий прием их снятия:
– учебные упражнения, применяемые при недостаточно четком выполнении или пропуске элементарных действий;
– тренировочные упражнения, к которым прибегают в случае затруднений в освоении темпа, ритма деятельности;
– ввод срочной информации, применяемый в случае недостаточно четкого анализа сигналов обратной связи, поступающих во время выполнения трудовых действий;
– психологически обоснованный инструктаж:, заключающийся в активном воспроизведении словесного содержания полученных инструкций с одновременным выполнением заданных действий; применяется в случае затрудненности объединения в единый образ усвоенных представлении о навыке и непосредственных ощущении, возникающих входе работы;
– письменный инструктаж, к которому прибегают при затруднении в планировании необходимых сложных умственных действий.
При формировании навыков следует учитывать факторы и условия их успешного освоения (число и темп упражнений, распределение во времени).
Факторы, влияющие на успешность усвоения навыка: объективные, субъективные, физиологические, психические.
Важное значение для сознательного овладения навыком имеет знание результатов деятельности, их оценка.
Выработанные у человека навыки неизбежно вступают во взаимодействие. В одних случаях старые навыки способствуют овладению новыми, при этом говорят о положительном переносе навыков.
В других случаях старые навыки тормозят образование новых, происходит их интерференция.
Проблема переноса навыков является одной из центральных в психологии
профессионального обучения. Основу правильного и успешного переноса действий на новые объекты и задачи составляют полученные человеком новые знания. В самом общем виде знания определяют как совокупность воспринятой и усвоенной личностью информации в виде понятий, представлений, суждений о фактах, которая хранится в долговременной памяти и при определенных условиях может быть воспроизведена в устной или письменной форме.