Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 22:45, контрольная работа
Психологическая система деятельности (ДПС) – представляет собой психологическую структуру деятельности, организованную в плане выполнения функций конкретной деятельности (в плане достижения конкретной цели).
Важно подчеркнуть, что в психологической системе деятельности, когда мы говорим о связях между компонентами, мы имеем в виду, прежде всего, функциональные связи, а не морфологические, т. е. связи между компонентами, обеспечивающие взаимодействие компонентов в достижении цели.
Понятие психологической системы деятельности (ДПС)
2. Навыки, умения и процесс их формирования
3. Профессиональная подготовка
4. Психологическая подготовка к профессиональной деятельности
Заключение
Список использованных источников
Установлено, что усвоение знаний происходит в определенной последовательности, которую необходимо учитывать при организации обучения:
1. демонстрация (обнаружение) обучаемых предметов или явлений определенного класса;
2. наблюдение за предметами или явлениями с целью выявления различных свойств и связей;
3. сравнение выявленных свойств с целью выделения существенных и несущественных;
4. закрепление выделенных свойств в термине, описывающем данный предмет или явление;
5. применение термина к различным объектам в ходе упражнений.
Процесс усвоения знаний имеет специфические особенности.
Во-первых, переработка информации начинается не после наблюдения за предметами или явлениями, а в ходе их восприятия. Результаты дальнейшей обработки информации определяются тем, что именно заметил человек в объектах.
Это зависит от:
• строения самого объекта (какие черты в нем наиболее ярко выражены);
• личного опыта (какие черты наиболее значимы для человека, характер его предварительных представлений о данном объекте);
• методики обучения (какие черты выделяются педагогом, другими обучаемыми или соответствующей литературой).
Во-вторых, усвоение знаний связано с определенными приемами умственных действий (анализом, синтезом, абстрагированием и пр.), с помощью которых происходит обнаружение, выделение и обобщение существенных признаков усваиваемой информации. На успешность применения этих приемов могут влиять внутриличностные особенности человека – потребности и установки.
На ход мышления существенно влияют установки, ведущие к шаблонности мышления (информация используется по привычке, на основании предвзятого отношения к действительности) или к некритичности мышления, когда человек принимает любую предложенную ему информацию, не испытывая потребности проверить ее.
Иногда возникает синкретизм мышления, когда изучаемые предметы и явления классифицируются не по существенным признакам, а по случайным чувственным впечатлениям и переживаниям.
Исследования показывают, что эти недостатки связаны с неполным отделением себя от своих мыслей и представлений, а мыслей и представлений – от реальности, неумением анализировать собственные мыслительные процессы в связи с неразвитостью рефлексии, приемов умственной деятельности.
Таким образом, процесс усвоения знаний – сложная целостная психическая деятельность, в которой принимают участие многие психические процессы и свойства личности, требующие специального развития.
На основе знаний и навыков, относящихся к определенному виду профессиональной деятельности, формируются трудовые умения, под которыми понимают способность человека успешно выполнять действия, соответствующие поставленным целям и условиям деятельности.
Выделяют несколько видов обучения умениям:
– проблемное обучение, при котором человеку сообщают необходимую информацию и затем ставят задачи (проблемы) для применения знаний, в процессе самостоятельного решения которых и формируются соответствующие умения;
– алгоритмическое обучение, при котором определяют признаки, позволяющие выявить тип задачи и требуемые для ее решения операции;
– поэтапное обучение, при котором формируют умственную деятель-
ность, необходимую для применения знаний, при этом приемы умственной деятельности постигают поэтапно.
Наиболее перспективным в обучении умениям является системно-структурный подход, при котором учитываются все специфические особенности профессиональной деятельности человека. В рамках данного подхода не только используются все виды обучения, но и развивается целый комплекс новых методов обучения (моделирование, ролевые и деловые игры, различные виды социально-психологического тренинга и др.).
Профессиональное обучение можно считать успешным, когда знания становятся убеждением, их объем – эрудицией, навыки и умения – привычкой, развиваются активность, самостоятельность, ответственность, творческое мышление и другие личностные качества, необходимые настоящему мастеру.
Вопрос о формировании профессионала неотделим, таким образом, от общей проблемы развития личности в процессе трудовой деятельности и обусловливает необходимость сочетания профессиональной и психологической подготовки.
Внимание к духовной стороне профессиональной деятельности и образования находит свое отражение в различении специалистов, владеющих методами, средствами, техниками своего дела, и профессионалов, которые помимо этого обладают высокими нравственными ценностями, идеалами, профессиональной культурой в целом.
4. Психологическая подготовка к профессиональной деятельности
Психологическая подготовка к профессиональной деятельности рассматривается как подготовка к определенной деятельности (а не к труду вообще) и заключается в формировании тех свойств личности, которые обеспечивают достижение успеха именно в этой деятельности.
Для развития свойств личности, входящих в определенный блок личности (направленность, возможности, особенности поведения), существует специфический вид психологической подготовки:
• формирование позитивного отношения и мотивов профессиональной деятельности, профессиональных интересов и убеждений;
• развитие профессиональных способностей на основе приобретения трудовых знаний, навыков, умений;
• формирование индивидуального стиля деятельности на основе психологических особенностей поведения, определяемых темпераментом и характером.
При этом, как отмечает Г. А. Балл, каждую профессию или группу родственных профессий можно соотнести с ведущим для нее целостным личностным качеством и именно его развитию уделять наибольшее внимание. Ядром такого качества, духовным стержнем личности профессионала является определенная ценностно-мотивационная доминанта, определяющая, в частности, профессиональную направленность. Например, для личности ученого в ее качестве выступает направленность на поиск истины (рационально обоснованным способом, приемлемым для научного сообщества), для личности инженера – стремление найти самый совершенный технический объект (или обеспечить его самое эффективное функционирование);для личности художника – стремление выразить значимые для него смыслы художественных образах и привлечь к этим смыслам людей, воспринимающих его творения.
Вокруг этой доминанты концентрируются инструментальные ценности, необходимые для реализации соответствующей направленности личности.
В целом, приходит к выводу Г. А. Балл, специалист в любой профессии должен подходить к познанию действительности как ученый, к творческому фантазированию как художник, к организации деятельности (своей и других людей) – как менеджер. Значение профессиональных знаний, умений, навыков при этом остается большим, но они рассматриваются прежде всего как средства, инструменты реализации профессиональной направленности. Кроме того, повышается удельный вес тех знаний, умений и навыков, которые смогут обеспечить профессиональное и личностное самосовершенствование, творческую профессиональную деятельность.
В результате психологической подготовки формируется психологическая готовность к профессиональной деятельности как системное качество личности, являющееся важным условием успешной профессиональной адаптации, профессионального становления и развития человека.
"Специалист" – это подготовленный человек, обладающий определенными профессиональными знаниями, умениями и навыками. Процесс его подготовки и формирования представляет собой становление комплекса профессионально важных качеств. Данная трактовка понятия "специалист" задает определенную структуру его действий – воспроизведение полученных, присвоенных умений и способов выполнения деятельности в любых ситуациях.
"Профессионал" – характеристика человека, выражающаяся в его способности выйти за пределы собственной деятельности для ее анализа, оценки и последующей организации. Ведущими понятиями для характеристики человека как профессионала становятся "рефлексия" и "деятельностный способ существования". Профессионал есть результат самоактивности человека.
"Профессионализация" как психологическая категория отражает процесс саморазвития человека в течение жизни, в рамках которого происходит становление специфических видов субъектной активности личности на основе развития и структурирования совокупности профессионально ориентированных ее характеристик, обеспечивающих реализацию функций познания, общения и регуляции в конкретных видах деятельности и на этапах профессионального пути.
Профессионализация субъекта деятельности является процессом динамичным и происходит на протяжении всей профессиональной жизни и не ограничивается каким-либо одним периодом.
Заключение
Правильно выбранная профессия предоставляет человеку возможность реализовать себя как личность. В процессе выбора профессии выделяют несколько периодов: фантазии, пробных выборов, реалистического выбора. Процесс выработки и принятия решения включает следующие этапы: постановка проблемы выбора профессии; определение источников информации, круга компетентных лиц для принятия решения о выборе профессии; сбор необходимой информации; обобщенное представление о ситуации выбора профессии; поиск и оценка вариантов профессионального самоопределения; выбор профессии.
Одним из условий правильного выбора профессии является профессиональная ориентация, представляющая собой комплекс психолого-педагогических и медицинских мероприятий, направленных на оптимизацию трудоустройства в соответствии с желаниями, склонностями, способностями и с учетом потребности общества в специалистах.
Выделяют несколько подходов в решении задач профессиональной ориентации: диагностический, воспитательный и наиболее перспективный, личностно-ориентированный, позволяющий сместить акцент с профессиональной ориентации как системы управления на профессиональную само ориентацию как важную предпосылку личностного и профессионального совершенствования, предотвращения профессиональной деформации личности.
В структуре профессиональной ориентации выделяют следующие компоненты: профинформация, профотбор и профконсультация. В результате их реализации возможно получение объективной информации о мире профессий и требованиях, предъявляемых ими к человеку; прогностическая оценка степени взаимной пригодности человека и конкретной профессии; выявление индивидуализированной структуры личностных качеств, позволяющей объективно проанализировать сложности на каждом этапе выбора профессии, вычленить позитивные и негативные тенденции в подготовке к профессии, пути организации профессионального обучения.
Профессиональное обучение рассматривается как процесс управления деятельностью человека по овладению трудовыми знаниями, умениями, навыками, развитию профессиональных способностей и личности квалифицированного работника в целом. Профессиональное обучение является необходимой предпосылкой становления человека как профессионала, обеспечивая его готовность к достижению социальной, личностной и деятельностной зрелости на основе овладения соответствующими знаниями, умениями, навыками.