Профессиональные интересы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 14:31, курсовая работа

Описание

За определение понятия «профессиональный интерес» можно взять формулировку Кревневича В.В.: «Под профессиональным интересом, - писал он, - мы понимаем окрашенное положительным эмоциональным тоном отношение человека к определенной профессии, заключающееся в выделении ее из ряда других и стремлении больше узнать о ней»

Содержание

Глава I. Теоретические аспекты изучения профессиональных интересов на выбор профессии………………5
1.1. Подходы к проблеме выбора профессии…………………….….………..5
1.2. Факторы, влияющие на выбор профессии……………………………….8
1.3. Профессиональные интересы как фактор выбора профессии ………..13
1.4. Связь личностных особенностей с профессиональными интересами….17
Глава ΙΙ. Эмпирическое исследование определения профессиональных
интересов учащихся……………………………………………………………..23
2.1. Процедура и методы проведения исследования……………...................23
2.2 Результаты и их анализ……………………………………………………26
2.3 Практические рекомендации учащийся для выбирающих профессию…27
Заключение………………………………………………………………….........29
Список использованной литературы…………………………………………...31
Приложения...……………………………………………………………………33

Работа состоит из  1 файл

Курсовая 2012 по диагностике.docx

— 73.09 Кб (Скачать документ)

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

(НИУ «БелГУ»)

 

 

 

 

 

 

 

ФАКУЛЬТЕТ УПРАВЛЕНИЯ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

КАФЕДРА УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ

 

 

 

 

 

 

 

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ  ИНТЕРЕСЫ КАК ФАКТОР ВЫБОРА ПРОФЕССИИ

 

 

Курсовая  работа

студентки дневного отделения 3 курса группы 110901

Шлютовой Анастасии Михайловны

 

 

 

 

 

 

 

Научный руководитель:

Кандидат психологических наук

доцент А.В. Братишко

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БЕЛГОРОД  2012

Содержание

 Введение……...……………………………………………………………………3

Глава I. Теоретические аспекты  изучения профессиональных интересов на выбор профессии…………………..……………………...………………………5

1.1. Подходы  к проблеме выбора профессии…………………….….………..5

1.2. Факторы,  влияющие на выбор профессии……………………………….8

1.3. Профессиональные интересы как фактор выбора профессии ………..13

1.4. Связь личностных особенностей с профессиональными интересами….17

Глава ΙΙ. Эмпирическое исследование определения профессиональных

интересов учащихся……………………………………………………………..23

2.1. Процедура и методы проведения исследования……………...................23

2.2 Результаты и их анализ……………………………………………………26

2.3 Практические рекомендации учащийся для выбирающих профессию…27

Заключение………………………………………………………………….........29

Список использованной литературы…………………………………………...31

Приложения...……………………………………………………………………33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность  исследования. Каждый год перед выпускниками школ встает задача выбора профессии. От успешного решения этой задачи во многом зависит будущее нынешнего школьника.

От чего же зависит выбор профессии? Это могут быть внутренние и внешние факторы. К внешним факторам можно отнести влияние друзей, учителей, родителей, а также условия труда будущей профессии, ее престижность, перспективность и т.п. К внутренним факторам относят интересы и склонности личности, ее способности, цели, направленность.

Из всего перечня факторов выберем для рассмотрения профессиональные интересы, так как они очень  важны для профессионального  выбора.

Действительно, интерес к  труду – важнейшее условие  выбора профессии. Об этом красноречиво свидетельствуют многие исследования. Так, в исследованиях показано, что  среди молодых рабочих, намеревающихся менять профессию, очень мало таких, кто избрал профессию, руководствуясь осознанным интересом к содержанию труда. Отмечено, что интерес к  содержанию труда является ведущим  мотивом выбора профессии у школьников.

Роль интереса это важнейшее условие выбора профессии. Интерес к профессии – необходимое условие эффективного труда. Наряду с природной одаренностью для эффективного труда решающее значение имеет интерес работника к данной профессии.

Рассмотрим профессиональные интересы в их взаимосвязи с личностными  особенностями учащихся.

Можно предположить, что  такая связь существует. Очевидно, что для того, чтобы человек  выбрал профессию, связанную, например, с техникой, нужно, чтобы он обладал  определенными личностными качествами, к примеру, имел реалистические взгляды на мир, был уверен в себе, эмоционально стабилен.

Объектом исследования является учащиеся 9-х классов средней школы №1 г. Строителя.

Предметом исследования являются профессиональные интересы учащихся 9-х классов.

Целью данной работы является выявление взаимосвязи между личностными особенностями учащихся и их профессиональными интересами.

Для этого необходимо решение  следующих задач:

1) Изучить литературу по данному вопросу;

2) Подобрать методики, позволяющих выделить предмет исследования;

3) Провести экспериментальное исследование, результаты которого могли бы установить наличие (или отсутствие) данной связи.

4) разработать рекомендации для выбирающих профессию.

Методы исследования:

-                     дифференциально-диагностический опросник  Климова;

-                     опросник Голланда;

-                      методика Дембо-Рубинштейна  в модификации  А.М. Прихожан

Структурно  работа составлена из двух глав, заключения, приложений, списка использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Теоретические аспекты изучения профессиональных интересов на выбор профессии

  1. 1. Подходы к проблеме выбора профессии

Существуют различные  варианты  определения понятия "выбора профессии", однако все они содержат мысль, что профессиональное самоопределение  представляет собой выбор, осуществляемый в результате анализа внутренних ресурсов субъекта и соотнесения  их с требованиями профессии. Содержание определения высвечивает двусторонность явлений выбора профессии: с одной  стороны, тот, кто выбирает (субъект  выбора), с другой стороны - то, что  выбирают (объект выбора). И субъект  и объект обладают огромным выбором  характеристик, чем объясняется  неоднозначность явления выбора профессии. «Жизнь прожить – не поле перейти», - говорит народная мудрость. И это, можно понять, как обычное, «не лишнее» указание на особую сложность  и трудность задачи выбора профессии, построение жизненного пути, неполную предсказуемость возможных событий.

В целом по итогам развития  ребенка в школе результатом  педагогического руководства его  профессиональным самоопределением  должна быть готовность к выбору  профессии, обдумывание, придумыванию, проектированию вариантов профессиональных жизненных путей. Результатом заключительного  цикла профессионального самоопределения  школьникам (как деятельности его  самого) является его личный профессиональный жизненный план (или, что ближе  к реальности, план профессионального  «старта» и ближайших вслед за ним шагов).

Всё это обрамлено юношескими  мечтаниями, фантазиями о будущем,  что естественно и полезно.  Важным и необходимым результатом  деятельности самоопределения является  и отчетливое сознание того, что  «я сам» выбрал профессию (а  не так, что «меня заставили»).

 

Среди этапов профессионального  развития, этап выбора профессии  имеет  наибольшее значение. Существует  много  психологических исследований, посвященных  ситуации выбора  профессии:

1) Чебышева В.В. и Галкина  О.И.  выделяют 2 возможные ситуации  выбора профессии:

- выбор профессии как  осуществление  в плане решения  достаточно  сформированных способностей  и  интересов;

- выбор профессии как  возможность  проверить свои  силы, накопить  трудовой опыт, чтобы  потом сделать  более профессиональный  выбор.

2) Аналогичный подход  реализован  в исследованиях В.Джайде, он выделяет  следующие типы  профессионального  выбора:

- характеризуется повышенной  зависимостью  подростка от обстоятельств  жизни,  неопределенностью собственных   желаний и их непостоянством, в целом – пассивностью;

- при достаточной решительности   и самостоятельности имеются   лишь мало дифференцированные  склонности;

- подросток в состоянии  сам  сделать выбор профессии,  который  соответствовал бы  достаточно  выраженным склонностям  и способностям.

3) Достаточно синтетический  характер имеет типология проблемных  ситуаций профессионального выбора, предложенная Е.А. Климовым, где  выделяются следующие типы:

- низкая самооценка, слабые  склонности, затруднения в построении  профессионально  значимых качеств;

- заниженная самооценка, слабые склонности, затруднения  в построении профессионального плана;

- заниженная самооценка, яркие интересы, затруднения в  построении профессионального плана, высокая требовательность к  себе;

- завышенная самооценка, слабые склонности, затруднения  в построении профессионального плана, ориентация на материальный статус;

 

- завышенная самооценка, выраженные  склонности, затруднения  в построении  профессионального  плана, конфликт  между желаемой  профессией и  возможностью  ей овладеть.

Практически все теории профессионального  развития имеют своей целью предсказание следующего: направление профессионального  выбора, построение карьерных планов и др. Рассмотрим некоторые направления.

Сценарная теория Э.Берна

Сценарная теория, развиваемая  с середины 50-х годов американским психотерапевтом Э.Берном, объясняет  процесс выбора профессии и профессионального  поведения тем сценарием, который  формируется в раннем детстве. В  сценарной теории утверждается, что  сравнительно малое число людей  достигает полной автономии в  жизни; в важнейших аспектах жизни (выбор профессии, брак, воспитание детей и т.д.) люди руководствуются  сценарием, т.е. программой поступательного  развития, своеобразным жизненным планом, выработанным в детстве (до 6-летнего  возраста) под влиянием родителей  и определенным поведением человека. Сценарная теория обращает внимание на то, что человек, руководствующийся неосознанно сценарием, не является субъектом выбора профессии.

Теория профессионального  развития Д.Сьюпера

По мнению Д.Сьюпера, индивидуальные предпочтения и типы карьер можно  рассматривать, как попытки человека осуществлять Я-концепцию. Я-концепция  представлена всеми теми утверждениями, которые личность желает сказать  о себе. Все те утверждения, которые  субъект может сказать относительно профессии, определяют его профессиональную Я-концепцию. Профессиональная Я-концепция  может быть также получена путем  ранжирования профессий по степени  их привлекательности или путем  принятия действительной профессии  испытуемого за утверждение его  Я-концепции. Таким образом многочисленные профессиональные выборы могут быть в разной степени совместимы с  личностными Я-концепциями. Субъект выбирает профессию, требования которой обеспечат ему выполнение согласующейся с его Я-концепцией роли.

Типологическая  теория Дж.Холланда

Теория профессионального  выбора  американского исследователя  Холланда, развиваемая с начала 70-х  годов,  выдвигает положение, что  профессиональный  выбор обусловлен тем, какой  тип личности сформировался.

В западной культуре можно  выделить 6 типов личности: реалистический, исследовательский, артистический, социальный, предпринимательский, конвенциальный. Каждый тип – продукт типичного  взаимодействия между многообразием  культурных и личностных факторов, включая родителей, социальный класс, физическое окружение, наследственность. Из этого опыта личность выучивается  предпочитать некоторые виды деятельности, которые могут стать сильными увлечениями, приведут к формированию определенных способностей, обусловят  внутренний выбор определенной профессии.

Теория компромисса  с реальностью Э.Гинзберга

В своей теории Гинзберг обращает  особое внимание на тот  факт, что выбор профессии –  это  развивающийся процесс, все  происходит  не мгновенно, а в  течение  длительного периода. Этот процесс включает в себя серию  «промежуточных решений», совокупность которых и приводит к окончательному решению. Каждое промежуточное решение  важно, т.к. оно в дальнейшем ограничивает свободу выбора и возможность  достижения новых целей.

 

    1. Факторы,  влияющие на выбор профессии

При выборе будущей профессии,  в ходе профессионального обучения  и в дальнейшем процессе становления  профессионала в условиях выполнения  им трудовой деятельности, повышения  квалификации, постдипломного обучения, построения карьеры и достижения профессиональных успехов, – на всех этапах развития человека как профессионала он действует в условиях двух групп факторов: объективных и субъективных.

Объективные факторы –  это требования, нормы  и ограничения, выдвигаемые со стороны профессии  к его труду и наличию у  него определенных свойств и особенностей (профессиональных знаний, умений и  навыков, профессионально значимых качеств).

Субъективные  факторы  – это имеющиеся у  данного, конкретного работника  задатки  и способности, индивидуально-психологические  свойства и особенности, его мотивация  и уровень притязаний, самооценка и психологическая защита от ошибок и неудач.

Теоретически  необходимо, чтобы система объективных  профессиональных требований находилась в соответствии, взаимной сообразности с субъективными  особенностями и возможностями  человека-профессионала. Таковыми являются профессиональная пригодность и  пригодность профессии. Так, довольно часто в ходе профессионального  обучения и набирания профессионального  опыта человек как бы «подстраивается» к профессиональным требованиям, изменяет, преобразует и развивает самого себя до уровня заданных в профессии  требований. Реализуется и другой «путь» в профессии: когда человек  «подстраивает», точнее, перестраивает  систему профессиональных требований под собственную индивидуальность и тем самым создает, в принципе, новую профессию. Термин «профессиональная  пригодность» отражает взаимодействие профессиональных требований и субъективных особенностей человека со стороны «приспособления» его к объективным профессиональным требованиям.

Информация о работе Профессиональные интересы