Профессиональные интересы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 14:31, курсовая работа

Описание

За определение понятия «профессиональный интерес» можно взять формулировку Кревневича В.В.: «Под профессиональным интересом, - писал он, - мы понимаем окрашенное положительным эмоциональным тоном отношение человека к определенной профессии, заключающееся в выделении ее из ряда других и стремлении больше узнать о ней»

Содержание

Глава I. Теоретические аспекты изучения профессиональных интересов на выбор профессии………………5
1.1. Подходы к проблеме выбора профессии…………………….….………..5
1.2. Факторы, влияющие на выбор профессии……………………………….8
1.3. Профессиональные интересы как фактор выбора профессии ………..13
1.4. Связь личностных особенностей с профессиональными интересами….17
Глава ΙΙ. Эмпирическое исследование определения профессиональных
интересов учащихся……………………………………………………………..23
2.1. Процедура и методы проведения исследования……………...................23
2.2 Результаты и их анализ……………………………………………………26
2.3 Практические рекомендации учащийся для выбирающих профессию…27
Заключение………………………………………………………………….........29
Список использованной литературы…………………………………………...31
Приложения...……………………………………………………………………33

Работа состоит из  1 файл

Курсовая 2012 по диагностике.docx

— 73.09 Кб (Скачать документ)

Для оценки профессионального  личностного типа была использована методика Голланда. Голланд разработал методику для определения социальной направленности личности. Он выделял 6 типов:

Реалистический  тип – несоциальный, ориентированный на настоящее, эмоционально стабильный, занимающийся конкретными объектами (вещами, инструментами, машинами), отдает предпочтение занятиям, требующим моторной ловкости, конкретности. Рекомендуемые профессии: механик, электрик, инженер, агроном и т.д.

Интеллектуальный  тип – несоциален, аналитичен, рационален, независим, оригинален. Развито абстрактное мышление. Гармонично развиты вербальные и невербальные способности. Предпочитает научные профессии: ботаник, астроном, математик, физик и т.п.

Социальный тип – обладает социальными умениями, нуждается в контактах. Стремятся поучать и воспитывать, психологически настроены на человека, гуманны. Проблемы решают, опираясь на эмоции, чувства, умение общаться. Обладают хорошими вербальными способностями. Рекомендуемые занятия: обучение и лечение (учителя, врачи, психологи и т.п.).

Конвенциальный  тип – предпочитает четко структурированную деятельность. Стереотипны, конкретны, практичны. Слабо развиты организаторские способности, преобладают математические. Предпочтительны профессии, связанные с канцелярией и расчетом.

Предприимчивый  тип – избирает цели, которые позволяют проявить энергию, энтузиазм, импульсивность, любит приключения. Доминантны, любят признание, любят руководить. Обладают хорошими вербальными способностями. Предпочтительна следующая деятельность: журналист, артист, телеоператор, директор, дипломат и т.п.

Артистический тип – опирается на эмоции, воображение, интуицию; имеет сложный взгляд на жизнь. Независим в решениях, оригинален. Развиты моторные и вербальные способности. Характерен высокий жизненный идеал с утверждением своего «я». Предпочитает творческие занятия; музыку, рисование, литературное творчество и т.п..

Тест Голланда содержит 42 пары профессий, из каждой пары нужно  указать одну, предпочитаемую (см. приложение 2).

На  исследование самооценки была использована методика Дембо-Рубинштейна  в модификации  А.М. Прихожан

Данная методика основана на  непосредственном оценивании (шкалировании) ряда личностных качеств, таких как  здоровье, способности, характер, авторитет  у сверстников, внешность, уверенность  в себе, умение многое делать своими руками. На основании соотношения  уровня развития этих качеств (показатель самооценки) у испытуемого и уровня притязаний, т.е. уровня развития этих качеств, который бы удовлетворял его, мы сделаем выводы о высоте самооценки.

 

2.2. Результаты и их анализ

1. В ходе исследования  по методике  Климова получены следующие результаты: из 20 испытуемых 40% относят себя к типу профессий «человек – человек», следовательно, они умеют поддерживать контакты с людьми, понимать их; 30% – «человек – техника», а значит, они обладают высокой исполнительской дисциплиной; 20% – «человек – природа», эти люди инициативны и самостоятельны в решении конкретных трудовых задач, заботливы; 10% – «человек – художественный образ», обладают изобразительными, музыкальными способностями и креативностью.

В ходе беседы выяснилось, что 4 испытуемых, относящиеся к типу «человек – человек» планируют получить образование по специальности психолог (2 человека) и юрист (2 человека); 1 человек (относящийся к типу «человек – художественный образ») продолжит обучение по профессии дизайнер, также 2 человека (по типу «человек – природа») планируют в будущем стать ветеринаром и геологом и 3 испытуемых (по типу «человек – техника») планируют получить образование по специальности программист (1 человек) и бухгалтер (2 человека). Таким образом, при соотношении результатов диагностики по данной методике и беседе с испытуемыми, можно сделать вывод, что у них есть интерес и способности к получению выбранных ими профессий.

2. Результаты исследования по методике  Д. Голланда таковы: 60% человек по  социальной направленности относятся  к социальному типу личности, они ориентированы на работу  в группе и готовы оказывать  помощь нуждающимся; 20% – к интеллектуальному, им привычно выполнение сложных или абстрактных заданий; 10% – к артистическому, им присущи независимость, самостоятельность, креативность;  10% – к предприимчивому типу, они предпочитают участвовать в соревновательной деятельности, продажах, покупках, коммерции, предпринимательстве.

      3. При исследовании  самооценки  испытуемых оказалось,  что у  90% человек самооценка  реалистическая (адекватная) и у  10% - завышенная, что  может подтверждать  его личностную  незрелость, неумение  правильно  оценивать результаты  своей деятельности, сравнивать  себя с другими; такая самооценка  может указывать на существенные  искажения в формировании личности  – «закрытости для опыта», нечувственности  к своим ошибкам, неудачам, замечаниям  окружающих.

 

2.3. Практические рекомендации для выбирающих профессию

Самооценка как феномен  самопознания  не дается человеку от природы.  Она формируется в  процессе  развития личности. Формирование самооценки, ее полноты и адекватности – одна из важнейших задач людей, выбирающих профессию. Для старшеклассников – выпускников выбор профессии  – серьезный шаг. Но проблема в  том, что они слабо ориентируются  в научных основах профессионального  самоопределения, прежде всего, психологических.   Большинству юношей и девушек не хватает общих знаний психологии личности, им трудно разобраться в своих интересах, способностях, качествах и чертах характера. Их представления о личности остаются на уровне житейских, бытовых суждений. Все это свидетельствует о том, что психологическое образование как условие формирования объективной самооценки, как условие правильного выбора профессии очень нужно старшеклассникам. Выбирающие профессию слабо аппелируют к самооценке, то есть они не осознают должным образом ее роли в выборе профессии. Большинство из них выбирают профессию, не прибегая к самооценке, а если и делают это, то весьма поверхностно. Это неправильно, т.к. выявление неадекватной самооценки (завышенной либо заниженной) на ранних этапах и  последующая работа по ее формированию приводит к положительным результатам.

Прежде всего, выбирающие профессию  должны быть сами заинтересованы  в правильном выборе профессии,  т.к. сеть профконсультаций в нашем  городе развита слабо. Психологическое  просвещение и помощь в выборе профессии – важнейшая задача  работы психолога в школе.

Общие рекомендации при выборе профессии:

-   учитывать не её престижность, а востребованность;

- учитывать наличие способностей к тому или иному виду деятельности;

- помнить,  что  по  выбранной  специальности,  возможно   придется работать всю жизнь   и  учитывать  наличие   интереса  к  выбираемой профессии;

- ознакомиться с перечнем  обязанностей;

- проанализировать перечень  трудовых обязанностей и попытаться  дать ответ на вопрос: «А смогу  ли я все это делать?»;

- выяснить ограничения  по состоянию здоровья;

- выяснить требования  предъявляемые профессией к личности.

 

Заключение

Анализ литературы по вопросам профессиональных интересов, а также  проведенное экспериментальное  исследование подтвердили то, что личностные особенности оказывают влияние на профессиональные интересы учащихся 9-х классов.

В ряду основных факторов выбора  профессии психологи обычно называют  следующие: интересы (познавательный, профессиональный, интерес к профессии,  склонности); способности (как психологические  механизмы, необходимые для успеха в определённом виде деятельности); темперамент; характер. Эти факторы  часто относятся к субъективным. Следующая группа факторов (их можно  назвать объективными) включает в  себя: уровень подготовки (успеваемости), состояние здоровья,  информированность  о мире профессий. Выделяют также  социальные характеристики: социальное окружение, домашние условия, образовательный  уровень родителей. Особое место  занимают такие факторы, как способности.

    Во II главе мы экспериментально  изучали профессиональные интересы в их взаимосвязи с личностными особенностями учащихся, в том числе и самооценку, как ведущий фактор выбора профессии и можем сделать ряд выводов:

  1. Юность – пора самоанализа  и самооценок. Самооценка осуществляется путем сравнения идеального «Я» с реальным. Но идеальное «Я» еще не выверено и может быть случайным, а реальное еще  всесторонне не оценено самой личностью. Это объективное противоречие в развитии личности может вызвать неуверенность в себе, а как следствие неправильный выбор профессии.
  2. Для того чтобы сделать объективные  выводы по нашему исследованию  мы использовали такие метода  исследования, как беседа, опрос,  тест. В результате мы получили  полное подтверждение того, что испытуемые, которым  присуща адекватная самооценка, сделали правильный выбор, т.к. у них присутствуют качества для работы по выбранной специальности.
  3. Т.к. мы выяснили, что самооценка  существенно влияет на выбор профессии, то  формирование самооценки, ее полноты  и адекватности – одна из важнейших задач выбирающих профессию.

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

1. Абрамова  Г.С. Возрастная  психология: учебник  для студентов  Вузов. – Москва, 2001.

2. Айзенк, Ганс. Проверьте  свои способности. – М.: Педагогика, 1992.

3. Байхер  В.М, Бурлачук  Л.Ф. Психологическая  диагностика  интеллекта и личности. – Киев, 1978.

4. Битянова  М.Р. Организация  психологической  работы в  школе. – М.: Совершенство, 1998.

5. Божович  Л.И. Избранные  психологические труды. Проблемы  формирования личности. - М.: Международная  педагогическая академия, 1995.

6. Гинзбург  М.Р. Путь  к себе. – М.: Педагогика, 1991.

7. Гуревич  К.М. Профессиональная  пригодность  и основные свойства  нервной  системы. – М.: «Наука», 1970.

8. Митина  Л.М. Психология  развития конкурентоспособной   личности. М.: МПСИ; Воронеж: НПО “МОДЭК”, 2002.

9. Петровский  А.В. Психология  о каждом и  каждому о  психологии. – 2-е  изд., испр. и  доп. – М.: РОУ, 1996.

10. Практическая  психология  образования: Учебник для студентов  высших и средних специальных  учебных заведений. / Под ред. И.  В. Дубровиной. 2-е издание –  М.: ТЦ “Сфера”, 1998.

11. Пряжников  Н.С. Методы  активизации профессионального   и личностного самоопределения.  – М.: НПО: «Модэк», 2002.

12. Пряжников  Н.С. Пряжникова  Е.Ю. Игры и  методики для  профессионального  самоопределения  старшеклассников. – М.: Издательство  “Первое сентября”,2004.

13. Психологические  основы  формирования личности  в педагогическом  процессе. / Под  ред. А. Коссаковски.  – М.: Педагогика, 1981.

14. Психологическое  обеспечение  профессиональной деятельности. / Под  ред. Г.С. Никифоровой.  – СПб, 1991.

15. Психологическое  сопровождение  выбора профессии. / Под ред. Л.  М. Митиной. –  М.: Московский  психолого-социальный  институт: Флинта, 2003.

16. Психология  индивидуальных  различий: тексты. / Под ред. Ю.Б.  Гиппенрейтера,  В.Я. Романовой.  – М.: 1982.

17. Пустовая  Е.Н. Профориентация: проблемы, опыт, перспективы // Информационно-методический, дидактический журнал «Имидж»-№2-март-2002.

18. Резапкина Г.В. Секреты  выбора профессии – М.: Генезис, 2002.

19. Резапкина  Г.В. Я  и моя профессия: Программа   профессионального самоопределения   для подростков: Учебно-методическое  пособие для школьных психологов  и педагогов. – М.: Генезис, 2000.

20. Сазонов А. Д., Калугин  Н. И., Меньшиков А. П. и др. Профессиональная ориентация молодежи. – М.: Высшая школа, 1989.

21. Самоукина  Н.В. Психология  и педагогика  профессиональной  деятельности. –  СПб.: Питер, 2004.

22. Тутубалина  Н.В. Твоя  будущая профессия:  сборник тестов  по профессиональной ориентации./Н.В.  Тутубалина – Изд. 2-е – Ростов  н/Д: «Феникс», 2006. – 288с. – (Библиотека  выпускника).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

«Дифференциально - диагностический опросник» (ДДО)

1) а. Ухаживать за животными

     б. Обслуживать какие-нибудь приборы, следить за ними, регулировать их

2) а. Помогать больным людям, лечить их

    б. Составлять таблицы, чертить схемы, разрабатывать компьютерные   программы

3) а. Рассматривать книжных иллюстрации, художественные открытки, конверты грампластинок

      б. Следить за состоянием и развитием растений.

4) а. Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл, пластмассу и т.п.)

    б. Доводить товары до потребителя, рекламировать, продавать

5) а. Обсуждать научно-популярные книги, статьи

    б. Обсуждать художественные книги (или пьесы, концерты)

6) а. Выращивать молодняк (животных какой-либо породы)

    б. Тренировать товарищей (или младших) в выполнении каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных)

7) а. Копировать рисунки, изображения или настраивать музыкальные инструменты.

      б. Управлять каким-либо грузовым (подъемным или транспортным) средством (подъемным краном, трактором, телевизором и др.)

8) а. Сообщать, разъяснять людям нужные им сведения (в справочном бюро, на экскурсии и т.д.)

    б. Оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов)

9) а. Ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику, жилище)

    б. Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках

10) а. Лечить животных

      б. Выполнять вычисления, расчеты.

11) а. Выводить новые сорта растений

       б. Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий          (машины, одежду, дома, продукты питания и т.п.)

12) а. Разбирать споры, ссоры между людьми: убеждать, разъяснять, наказывать, поощрять

        б. Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок)

Информация о работе Профессиональные интересы