Профессиональные кризисы у специалистов по социальной работе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 19:02, курсовая работа

Описание

Цель данной работы: раскрыть сущность профессиональных кризисов у специалистов по социальной работе и причины их возникновения.
Задачи:
1. изучить причины возникновения синдрома профессионального выгорания у специалистов по социальной работе;
2. проанализировать факторы синдрома “профессионального выгорания”
3. выявить профилактические меры по предотвращению синдрома “профессионального выгорания ” у специалистов по социальной работе.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1 научное изучение синдрома эмоционального выгорания …………...5
1.1Причины, стадии, симптомы синдрома “профессионального выгорания”………………………………………………………………..……….8
1.2Факторы синдрома “профессионального выгорания”……………….…….12
Глава 2 профилактические меры по предотвращению возникновения синдрома “профессионального выгорания”…………..…………………….…16
Заключение……………………………………………………………………….26
Библиографический список………………………………………………….….29

Работа состоит из  1 файл

ОСНОВНОЙ.docx

— 64.60 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1  научное изучение синдрома эмоционального выгорания  …………...5                                               

1.1Причины, стадии,  симптомы  синдрома “профессионального               выгорания”………………………………………………………………..……….8

1.2Факторы синдрома “профессионального  выгорания”……………….…….12

Глава  2 профилактические меры по предотвращению возникновения синдрома “профессионального выгорания”…………..…………………….…16

Заключение……………………………………………………………………….26

Библиографический список………………………………………………….….29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

   Традиционно и в общественном сознании, и в научной литературе акцент делается, прежде всего, на позитивных аспектах работы с людьми (врачей, педагогов, социальных работников и т. д.). Вместе с тем совершенно очевидно, что именно работа с людьми в силу предъявляемых ею высоких требований, особой ответственности и эмоциональных нагрузок потенциально содержит в себе опасность тяжелых переживаний, связанных с рабочими ситуациями, и вероятность возникновения профессионального стресса.

   Профессиональная деятельность социального работника, независимо от разновидности исполняемой работы, относится к группе профессий с повышенной моральной ответственностью за здоровье и жизнь отдельных людей, групп населения и общества в целом. Постоянные стрессовые ситуации, в которые попадает социальный работник в процессе сложного социального взаимодействия с клиентом, постоянное проникновение в суть социальных проблем клиента, личная незащищенность и другие морально-психологические факторы оказывают негативное воздействие на здоровье социального работника.

   Социальным работникам, по роду своей деятельности вовлеченным в длительное напряженное общение с другими людьми, свойственен, как и другим специалистам системы "человек -- человек", так называемый синдром "эмоционального выгорания" или феномен "эмоционального выгорания", проявляется как состояние физического и психического истощения, вызванного интенсивными межличностными взаимодействиями при работе с людьми, сопровождающимися эмоциональной насыщенностью и когнитивной сложностью. Это связано также с тем, что в своей деятельности социальный работник, помимо профессиональных знаний, умений и навыков, в значительной мере использует свою личность, являясь своего рода "эмоциональным донором".

   По мнению исследователей, негативные психические переживания и состояния могут затрагивать разные грани трудового процесса -- профессиональную деятельность, личность профессионала, профессиональное общение, в целом отрицательно сказывается на профессиональном развитии личности.

Актуальность  проблемы исследования состоит в том, что одной из проблем современного специалиста по социальной работе выступают профессиональные кризисы работников, психологические трудности в процессе овладения мастерством. 
   Сложность и противоречивость личностно-профессионального развития конкретного специалиста отмечена во многих современных исследованиях. Именно профессиональные кризисы позволяют личности пересмотреть свое отношение к профессии и профессионализму, оценить себя как специалиста, прислушаться к субъективным оценкам других специалистов. Процесс преодоления профессиональных кризисов важен для специалистов по социальной работе, так как они достаточно часто находятся в стрессовой ситуации по характеру своей профессиональной деятельности.

   Цель   данной работы:  раскрыть сущность профессиональных кризисов у специалистов по социальной работе и причины их возникновения.

   Задачи:

1. изучить причины возникновения синдрома профессионального выгорания у специалистов по социальной работе;

2. проанализировать факторы синдрома “профессионального выгорания”

3. выявить профилактические меры по предотвращению синдрома “профессионального выгорания ” у специалистов по социальной работе.

 

 

 

 

 

Глава 1  НАУЧНОЕ ИЗУЧЕНИЕ СИНДРОМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ

   Впервые на эту проблему обратили внимание американские специалисты в связи с созданием и массовым распространением социальных служб, работники которых, имеющие профессиональное образование или получившие специальную подготовку в области психологии или социологии, по долгу службы вступали в постоянные контакты с посетителями, приходившими к ним со своими разнообразными и, как правило, довольно тяжелыми проблемами. Часто их единственной обязанностью в подобных случаях было оказание психологической поддержки — выслушать, поддержать, если возможно, что-то посоветовать. Несмотря на специальную

подготовку и подбор персонала, руководство служб через некоторое время их работы нередко сталкивалось с фактами неудовлетворительной работы сотрудников, прежде всего с жалобами посетителей на их невнимание, равнодушие и даже грубость. Проведенные исследования привели к обнаружению своеобразного профессионального стресса — «стресса общения», который в сочетании с другими профессиональными стрессами, приводит к возникновению так называемого  феномена “эмоционального сгорания”.

    Впервые этот  термин был введен американским психиатром Х. Дж.

Фрейденбергером в 1974 г. для  характеристики психологического состояния

здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами, пациентами в эмоционально нагруженной атмосфере при оказании профессиональной помощи. Сначала этот термин обозначал состояние изнеможения, истощения, сопряженное с ощущением собственной бесполезности.

   Понятие выгорания обычно используется для обозначения переживаемого человеком состояния физического, эмоционального и психического истощения, вызываемого длительной включенностью в ситуации, содержащие высокие эмоциональные требования, которые в свою очередь наиболее часто являются следствием сочетания чрезмерно высоких эмоциональных затрат с хроническими ситуационными стрессами.

   Профессиональное сгорание – это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергических и личностных ресурсов работающего человека. Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей "разрядки" или "освобождения" от них.

   К. Кондо определяет синдром «эмоционального сгорания» как дезадаптированность к рабочему месту из-за чрезмерной рабочей нагрузки и неадекватных  межличностных отношении. Этому определению соответствует и данное им толкование понятия «сгорание», которому подвержены прежде всего те, кто альтруистически и интенсивно работает с людьми. Такая эмоционально напряженная работа сопровождается чрезмерной тратой психической энергии, приводит к психосоматической усталости (изнурение) и эмоциональному истощению (исчерпывание) в результате появляются беспокойство (тревога), раздражение, гнев, пониженная самооценка на фоне учащенного сердцебиения, одышка, желудочно-кишечные расстройства, головные боли, пониженное давление, нарушение сна; как правило, возникают и семейные проблемы.

   Первоначальные исследования этого явления носили в основном описательный и эпизодический характер. Но в 1981 г.  Маслач, одна из ведущих специалистов по изучению «эмоционального сгорания», детализировала этот феномен как особое

состояние, включающее чувство  эмоционального истощения, изнеможения; симптомы дегуманизации, деперсонализации; негативное самовосприятие, а в профессиональном плане — утрату профессионального мастерства .

   В 1983 г. Е.Махер в своем обзоре обобщает перечень симптомов «эмоционального сгорания»: усталость, утомление, истощение; психосоматические недомогания, бессонница, негативное отношение к клиентам; негативное отношение к самой работе; скудность репертуара рабочих действий; злоупотребления химическими агентами: табаком, кофе, алкоголем, наркотиками; отсутствие аппетита или, наоборот, переедание, негативная «Я-концепция»; агрессивные чувства (раздражительность, напряженность, тревожность, беспокойство, взволнованность до перевозбуждения, гнев); упадническое настроение и связанные с ним эмоции (цинизм, пессимизм, чувство безнадежности, апатия, депрессия, ощущение бессмысленности); переживание чувства вины.

   После того как учеными была определена сущность основные признаки синдрома эмоционального сгорания, и этот феномен стал общепризнанным, закономерно встал вопрос о выявлении и классификации факторов, тормозящих развитие этой  болезни или способствующих ей.

   В своем профессиональном  развитии специалист проходит  ряд критических этапов - кризисов, в эти периоды меняется его поведение, мотивация труда, отношение к работе, эмоциональное состояние.

Факторы профессиональных кризисов:

- неудовлетворенность своим положением, статусом.

- неудовлетворенность социально-экономическими условиями жизнедеятельности организации (сокращение рабочих мест, ликвидация, переезд).

- психофизиологические и возрастные изменения (ухудшение здоровья, снижение трудоспособности, синдром «эмоционального выгорания»).

- чрезмерная поглощенность профессиональной деятельностью, трудоголизм.

- изменение жизненной ситуации (переезд, перерыв в работе, служебный роман).

Выделяются следующие  факторы профессионального кризиса:

1. Предкритическая — проблемы не всегда осознаются, но проявляются в психологическом дискомфорте на работе, раздражительности, недовольстве организацией, оплатой труда, руководителем.

2. Критическая - осознанная неудовлетворенность работника. Поиск вариантов изменения ситуации, рассмотрение альтернатив дальнейшей профессиональной деятельности. Усиление психической напряженности, усиление противоречий, увеличение конфликтов.

На этой фазе выделяют три типа конфликтов: мотивационный, обусловленный потерей интереса к работе, потерей профессиональных перспектив, когнитивно-деятельностный, обусловленный неудовлетворенностью способом осуществления профессиональной деятельности, поведенческий, обусловленный неудовлетворенностью в межличностных отношениях, социально-профессиональным статусом, положением в группе, уровнем заработной платы.

3. Посткритическая — разрешение кризиса, который имеет три типа последствий: конструктивные, профессионально-нейтральные и деструктивные.

 

1.1 ПРИЧИНЫ, СТАДИИ, СИМПТОМЫ СИНДРОМА “ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО   ВЫГОРАНИЯ”

 

Выделяются следующие  причины эмоционального выгорания: 
1.  Монотонность работы, особенно если ее смысл является сомнительным, 
2. Строгая регламентированность деятельности, 
3. Отсутствие условий самовыражения, 
4. вкладывание в работу значительных личностных ресурсов при отсутствии (недостаточности) признания и положительной оценки со стороны руководства, коллег, общества: 
5. Работа с немотивированными клиентами, постоянно сопротивляющихся усилиям социального работника помочь им, 
6. Напряженность и конфликтность в профессиональной среде, отсутствие поддержки со стороны коллег и наличие постоянной критики;

7. Недостаточность условий  для самовыражения личности на  работе, особенно в случаях, когда  такие попытки не поощряются, а завуалированно или открыто  ограничиваются;

8.  Недопущение проведения  экспериментов и инновационной  деятельности;

9. Отсутствие возможности  дальнейшего обучения и профессионального  усовершенствования;

10. Наличие нерешенных  конфликтов в личной жизни.

Синдром профессионального  выгорания развивается постепенно. Он проходит три стадии (Маслач, 1982) — три лестничных пролета в глубины профессиональной непригодности:

Первая стадия:

- начинается приглушением эмоций, сглаживанием остроты чувств и свежести переживаний; специалист неожиданно замечает: вроде бы все пока нормально, но... скучно и пусто на душе;

- исчезают положительные эмоции, появляется некоторая отстраненность в отношениях с членами семьи;

- возникает состояние тревожности, неудовлетворенности; возвращаясь домой, все чаще хочется сказать: «Не лезьте ко мне, оставьте в покое!»

Вторая стадия:

- возникают недоразумения с клиентами, профессионал в кругу своих коллег начинает с пренебрежением говорить о некоторых из них;

- неприязнь начинает постепенно проявляться в присутствии клиентов — вначале это с трудом сдерживаемая антипатия, а затем и вспышки раздражения. Подобное поведение профессионала — это неосознаваемое им самим проявление чувства самосохранения при общении, превышающем безопасный для организма уровень.

Третья стадия:

- притупляются представления о ценностях жизни, эмоциональное отношение к миру «уплощается», человек становится опасно равнодушным ко всему, даже к собственной жизни;

- такой человек по привычке может еще сохранять внешнюю респектабельность и некоторый апломб, но его глаза теряют блеск интереса к чему бы то ни было, и почти физически ощутимый холод безразличия поселяется в его душе.

Симптомы профессионального  выгорания подразделяются на три  группы.

Первая группа  - психофизические симптомы:

- Чувство постоянной усталости не только по вечерам, но и по утрам, сразу после сна (симптом хронической усталости);

- Ощущение эмоционального и физического истощения;

- Снижение восприимчивости и реактивности в связи с изменениями внешней среды (отсутствие реакции любопытства на фактор новизны или реакции страха на опасную ситуацию);

- Общая астенизация (слабость, снижение активности и энергии, ухудшение биохимии крови и гормональных показателей);

Информация о работе Профессиональные кризисы у специалистов по социальной работе