Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 19:02, курсовая работа
Цель данной работы: раскрыть сущность профессиональных кризисов у специалистов по социальной работе и причины их возникновения.
Задачи:
1. изучить причины возникновения синдрома профессионального выгорания у специалистов по социальной работе;
2. проанализировать факторы синдрома “профессионального выгорания”
3. выявить профилактические меры по предотвращению синдрома “профессионального выгорания ” у специалистов по социальной работе.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1 научное изучение синдрома эмоционального выгорания …………...5
1.1Причины, стадии, симптомы синдрома “профессионального выгорания”………………………………………………………………..……….8
1.2Факторы синдрома “профессионального выгорания”……………….…….12
Глава 2 профилактические меры по предотвращению возникновения синдрома “профессионального выгорания”…………..…………………….…16
Заключение……………………………………………………………………….26
Библиографический список………………………………………………….….29
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Глава 1 научное изучение
синдрома эмоционального выгорания
…………...5
1.1Причины, стадии, симптомы
синдрома “профессионального
1.2Факторы синдрома “
Глава 2 профилактические меры по предотвращению возникновения синдрома “профессионального выгорания”…………..…………………….…16
Заключение……………………………………………………
Библиографический список………………………………………………….….29
ВВЕДЕНИЕ
Традиционно и в общественном сознании, и в научной литературе акцент делается, прежде всего, на позитивных аспектах работы с людьми (врачей, педагогов, социальных работников и т. д.). Вместе с тем совершенно очевидно, что именно работа с людьми в силу предъявляемых ею высоких требований, особой ответственности и эмоциональных нагрузок потенциально содержит в себе опасность тяжелых переживаний, связанных с рабочими ситуациями, и вероятность возникновения профессионального стресса.
Профессиональная деятельность социального работника, независимо от разновидности исполняемой работы, относится к группе профессий с повышенной моральной ответственностью за здоровье и жизнь отдельных людей, групп населения и общества в целом. Постоянные стрессовые ситуации, в которые попадает социальный работник в процессе сложного социального взаимодействия с клиентом, постоянное проникновение в суть социальных проблем клиента, личная незащищенность и другие морально-психологические факторы оказывают негативное воздействие на здоровье социального работника.
Социальным работникам, по роду своей деятельности вовлеченным в длительное напряженное общение с другими людьми, свойственен, как и другим специалистам системы "человек -- человек", так называемый синдром "эмоционального выгорания" или феномен "эмоционального выгорания", проявляется как состояние физического и психического истощения, вызванного интенсивными межличностными взаимодействиями при работе с людьми, сопровождающимися эмоциональной насыщенностью и когнитивной сложностью. Это связано также с тем, что в своей деятельности социальный работник, помимо профессиональных знаний, умений и навыков, в значительной мере использует свою личность, являясь своего рода "эмоциональным донором".
По мнению исследователей, негативные психические переживания и состояния могут затрагивать разные грани трудового процесса -- профессиональную деятельность, личность профессионала, профессиональное общение, в целом отрицательно сказывается на профессиональном развитии личности.
Актуальность
проблемы исследования состоит в том, что одной из
проблем современного специалиста по
социальной работе выступают профессиональные
кризисы работников, психологические
трудности в процессе овладения мастерством.
Сложность и противоречивость
личностно-профессионального развития
конкретного специалиста отмечена во
многих современных исследованиях. Именно
профессиональные кризисы позволяют личности
пересмотреть свое отношение к профессии
и профессионализму, оценить себя как
специалиста, прислушаться к субъективным
оценкам других специалистов. Процесс
преодоления профессиональных кризисов
важен для специалистов по социальной
работе, так как они достаточно часто находятся
в стрессовой ситуации по характеру своей
профессиональной деятельности.
Цель данной работы: раскрыть сущность профессиональных кризисов у специалистов по социальной работе и причины их возникновения.
Задачи:
1. изучить причины возникновения синдрома профессионального выгорания у специалистов по социальной работе;
2. проанализировать факторы синдрома “профессионального выгорания”
3. выявить профилактические меры по предотвращению синдрома “профессионального выгорания ” у специалистов по социальной работе.
Глава 1 НАУЧНОЕ ИЗУЧЕНИЕ СИНДРОМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ
Впервые на эту проблему обратили внимание американские специалисты в связи с созданием и массовым распространением социальных служб, работники которых, имеющие профессиональное образование или получившие специальную подготовку в области психологии или социологии, по долгу службы вступали в постоянные контакты с посетителями, приходившими к ним со своими разнообразными и, как правило, довольно тяжелыми проблемами. Часто их единственной обязанностью в подобных случаях было оказание психологической поддержки — выслушать, поддержать, если возможно, что-то посоветовать. Несмотря на специальную
подготовку и подбор персонала, руководство служб через некоторое время их работы нередко сталкивалось с фактами неудовлетворительной работы сотрудников, прежде всего с жалобами посетителей на их невнимание, равнодушие и даже грубость. Проведенные исследования привели к обнаружению своеобразного профессионального стресса — «стресса общения», который в сочетании с другими профессиональными стрессами, приводит к возникновению так называемого феномена “эмоционального сгорания”.
Впервые этот термин был введен американским психиатром Х. Дж.
Фрейденбергером в 1974 г. для характеристики психологического состояния
здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами, пациентами в эмоционально нагруженной атмосфере при оказании профессиональной помощи. Сначала этот термин обозначал состояние изнеможения, истощения, сопряженное с ощущением собственной бесполезности.
Понятие выгорания обычно используется для обозначения переживаемого человеком состояния физического, эмоционального и психического истощения, вызываемого длительной включенностью в ситуации, содержащие высокие эмоциональные требования, которые в свою очередь наиболее часто являются следствием сочетания чрезмерно высоких эмоциональных затрат с хроническими ситуационными стрессами.
Профессиональное сгорание – это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергических и личностных ресурсов работающего человека. Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей "разрядки" или "освобождения" от них.
К. Кондо определяет синдром «эмоционального сгорания» как дезадаптированность к рабочему месту из-за чрезмерной рабочей нагрузки и неадекватных межличностных отношении. Этому определению соответствует и данное им толкование понятия «сгорание», которому подвержены прежде всего те, кто альтруистически и интенсивно работает с людьми. Такая эмоционально напряженная работа сопровождается чрезмерной тратой психической энергии, приводит к психосоматической усталости (изнурение) и эмоциональному истощению (исчерпывание) в результате появляются беспокойство (тревога), раздражение, гнев, пониженная самооценка на фоне учащенного сердцебиения, одышка, желудочно-кишечные расстройства, головные боли, пониженное давление, нарушение сна; как правило, возникают и семейные проблемы.
Первоначальные исследования этого явления носили в основном описательный и эпизодический характер. Но в 1981 г. Маслач, одна из ведущих специалистов по изучению «эмоционального сгорания», детализировала этот феномен как особое
состояние, включающее чувство эмоционального истощения, изнеможения; симптомы дегуманизации, деперсонализации; негативное самовосприятие, а в профессиональном плане — утрату профессионального мастерства .
В 1983 г. Е.Махер в своем обзоре обобщает перечень симптомов «эмоционального сгорания»: усталость, утомление, истощение; психосоматические недомогания, бессонница, негативное отношение к клиентам; негативное отношение к самой работе; скудность репертуара рабочих действий; злоупотребления химическими агентами: табаком, кофе, алкоголем, наркотиками; отсутствие аппетита или, наоборот, переедание, негативная «Я-концепция»; агрессивные чувства (раздражительность, напряженность, тревожность, беспокойство, взволнованность до перевозбуждения, гнев); упадническое настроение и связанные с ним эмоции (цинизм, пессимизм, чувство безнадежности, апатия, депрессия, ощущение бессмысленности); переживание чувства вины.
После того как учеными была определена сущность основные признаки синдрома эмоционального сгорания, и этот феномен стал общепризнанным, закономерно встал вопрос о выявлении и классификации факторов, тормозящих развитие этой болезни или способствующих ей.
В своем профессиональном развитии специалист проходит ряд критических этапов - кризисов, в эти периоды меняется его поведение, мотивация труда, отношение к работе, эмоциональное состояние.
Факторы профессиональных кризисов:
- неудовлетворенность своим положением, статусом.
- неудовлетворенность социально-экономическими условиями жизнедеятельности организации (сокращение рабочих мест, ликвидация, переезд).
- психофизиологические и возрастные изменения (ухудшение здоровья, снижение трудоспособности, синдром «эмоционального выгорания»).
- чрезмерная поглощенность профессиональной деятельностью, трудоголизм.
- изменение жизненной ситуации (переезд, перерыв в работе, служебный роман).
Выделяются следующие
факторы профессионального
1. Предкритическая — проблемы не всегда осознаются, но проявляются в психологическом дискомфорте на работе, раздражительности, недовольстве организацией, оплатой труда, руководителем.
2. Критическая - осознанная неудовлетворенность работника. Поиск вариантов изменения ситуации, рассмотрение альтернатив дальнейшей профессиональной деятельности. Усиление психической напряженности, усиление противоречий, увеличение конфликтов.
На этой фазе выделяют три типа конфликтов: мотивационный, обусловленный потерей интереса к работе, потерей профессиональных перспектив, когнитивно-деятельностный, обусловленный неудовлетворенностью способом осуществления профессиональной деятельности, поведенческий, обусловленный неудовлетворенностью в межличностных отношениях, социально-профессиональным статусом, положением в группе, уровнем заработной платы.
3. Посткритическая — разрешение кризиса, который имеет три типа последствий: конструктивные, профессионально-нейтральные и деструктивные.
1.1 ПРИЧИНЫ, СТАДИИ, СИМПТОМЫ СИНДРОМА “ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ”
Выделяются следующие
причины эмоционального выгорания:
1. Монотонность работы, особенно если
ее смысл является сомнительным,
2. Строгая регламентированность деятельности,
3. Отсутствие условий самовыражения,
4. вкладывание в работу значительных личностных
ресурсов при отсутствии (недостаточности)
признания и положительной оценки со стороны
руководства, коллег, общества:
5. Работа с немотивированными клиентами,
постоянно сопротивляющихся усилиям социального
работника помочь им,
6. Напряженность и конфликтность в профессиональной
среде, отсутствие поддержки со стороны
коллег и наличие постоянной критики;
7. Недостаточность условий для самовыражения личности на работе, особенно в случаях, когда такие попытки не поощряются, а завуалированно или открыто ограничиваются;
8. Недопущение проведения экспериментов и инновационной деятельности;
9. Отсутствие возможности
дальнейшего обучения и
10. Наличие нерешенных конфликтов в личной жизни.
Синдром профессионального
выгорания развивается
Первая стадия:
- начинается приглушением эмоций, сглаживанием остроты чувств и свежести переживаний; специалист неожиданно замечает: вроде бы все пока нормально, но... скучно и пусто на душе;
- исчезают положительные эмоции, появляется некоторая отстраненность в отношениях с членами семьи;
- возникает состояние тревожности, неудовлетворенности; возвращаясь домой, все чаще хочется сказать: «Не лезьте ко мне, оставьте в покое!»
Вторая стадия:
- возникают недоразумения с клиентами, профессионал в кругу своих коллег начинает с пренебрежением говорить о некоторых из них;
- неприязнь начинает постепенно проявляться в присутствии клиентов — вначале это с трудом сдерживаемая антипатия, а затем и вспышки раздражения. Подобное поведение профессионала — это неосознаваемое им самим проявление чувства самосохранения при общении, превышающем безопасный для организма уровень.
Третья стадия:
- притупляются представления о ценностях жизни, эмоциональное отношение к миру «уплощается», человек становится опасно равнодушным ко всему, даже к собственной жизни;
- такой человек по привычке может еще сохранять внешнюю респектабельность и некоторый апломб, но его глаза теряют блеск интереса к чему бы то ни было, и почти физически ощутимый холод безразличия поселяется в его душе.
Симптомы профессионального выгорания подразделяются на три группы.
Первая группа - психофизические симптомы:
- Чувство постоянной усталости не только по вечерам, но и по утрам, сразу после сна (симптом хронической усталости);
- Ощущение эмоционального и физического истощения;
- Снижение восприимчивости и реактивности в связи с изменениями внешней среды (отсутствие реакции любопытства на фактор новизны или реакции страха на опасную ситуацию);
- Общая астенизация (слабость, снижение активности и энергии, ухудшение биохимии крови и гормональных показателей);
Информация о работе Профессиональные кризисы у специалистов по социальной работе