Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 19:02, курсовая работа
Цель данной работы: раскрыть сущность профессиональных кризисов у специалистов по социальной работе и причины их возникновения.
Задачи:
1. изучить причины возникновения синдрома профессионального выгорания у специалистов по социальной работе;
2. проанализировать факторы синдрома “профессионального выгорания”
3. выявить профилактические меры по предотвращению синдрома “профессионального выгорания ” у специалистов по социальной работе.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1 научное изучение синдрома эмоционального выгорания …………...5
1.1Причины, стадии, симптомы синдрома “профессионального выгорания”………………………………………………………………..……….8
1.2Факторы синдрома “профессионального выгорания”……………….…….12
Глава 2 профилактические меры по предотвращению возникновения синдрома “профессионального выгорания”…………..…………………….…16
Заключение……………………………………………………………………….26
Библиографический список………………………………………………….….29
- Частые беспричинные головные боли; постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта;
- Резкая потеря или резкое увеличение веса;
- Полная или частичная бессонница;
- Постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение всего дня;
- Одышка или нарушения дыхания при физической или эмоциональной нагрузке;
- Заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания, потеря внутренних, телесных ощущений.
Вторая группа - социально-психологические симптомы
- Безразличие, скука, пассивность и депрессия (пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности);
- Повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события;
- Частые нервные срывы (вспышки немотивированного гнева или отказы от общения, уход в себя);
- Постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет (чувство вины, обиды, стыда, подозрительность, скованность);
- Чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так, как надо»);
- Чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что «не получится» или «я не справлюсь»;
- Общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «как ни старайся, все равно ничего не получится»).
Третья группа - поведенческие симптомы
- Ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее — все труднее и труднее;
- Сотрудник заметно меняет свой рабочий режим (увеличивает или сокращает время работы);
- Постоянно, без необходимости, берет работу домой, но дома ее не делает;
- Руководитель затрудняется в принятии решений;
- Чувство бесполезности, неверие в улучшения, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам;
- Невыполнение важных, приоритетных задач и «застревание» на мелких деталях, не соответствующая служебным требованиям трата большей части рабочего времени на мало осознаваемое или не осознаваемое выполнение автоматических и элементарных действий;
- Дистанцированность от сотрудников и клиентов, повышение неадекватной критичности;
- Злоупотребление алкоголем, резкое возрастание выкуренных за день сигарет, применение наркотических средств.
1.2. ФАКТОРЫ СИНДРОМА “
1. Личностный фактор:
Это, прежде всего, чувство
собственной значимости на рабочем
месте, возможность профессионального
продвижения, автономия и уровень
контроля со стороны руководства (А.
Пане, 1982). Если специалист чувствует
значимость своей деятельности, то
он становится достаточно неуязвимым
по отношению к эмоциональному сгоранию.
Если же работа выглядит в его собственных
глазах незначимой, то синдром развивается
быстрее. Его развитию способствуют
также неудовлетворенность
2. Ролевой фактор:
Исследования показали, что
на развитие выгорания существенно
влияют конфликт ролей и ролевая
неопределенность (Х. Кюйнарпуу), а также
профессиональные ситуации, в которых
совместные действия сотрудников в
значительной степени не согласованы
(отсутствует интеграция усилий, но
при этом присутствует конкуренция
(К. Кондо). А вот слаженная, согласованная
коллективная работа в ситуации распределенной
ответственности как бы предохраняет
работника социально-
3. Организационный фактор:
На развитие синдрома влияет многочасовая работа, но не любая, а неопределенная (нечеткость функциональных обязанностей) либо не получающая должной оценки. При этом негативно сказывается не раз подвергавшийся критике стиль руководства, при котором шеф не позволяет сотруднику проявлять самостоятельность (по принципу «инициатива наказуема») и тем самым лишает его чувства ответственности за свое дело и осознания значимости, важности выполняемой работы.
Виды факторов |
содержание |
проявление |
личностные |
Личностные качества: - интровертированность - повышенный уровень - низкий порог толерантности к фрустациям - ригидность - авторитарность - трудоголизм - низкая самооценка - завышенный уровень притязаний (преувеличенное осознание важности себя в профессии, преувеличенное осознание важности своей профессии в общем) |
Изменение психологического состояния: - астенизация – состояние
хронической усталости, - сниженный фон настроения
с легко возникающей -чувство незавершенности контакта, виновности - нарушение режима сна и бодрствования - психосоматические реакции - кратковременные психогенные реакции - негативные эмоциональные
реакции по отношению к |
Рабочие |
Специфика трудовой деятельности: - постоянная встреча с негативными сторонами жизни - эмоциональная вовлеченность
в негативные переживания - работа с немотивированными клиентами - невозможность выбора клиента - дискомфортные условия труда
|
Изменение характера трудовой деятельности: - стандартизация формализация общения - применение в работе
стереотипных навыков, - подмена творческой - снижение общей продуктивности деятельности |
Профессиональные |
Становление в профессии: - трудности в становлении профидентичности - трудности в адаптационном периоде - отсутствие или несовершенство системы и условий повышения квалификации - длительное нахождение в профессии - отсутствие поддержки со стороны профессионального соообщества |
изменение отношения к профессиональной деятельности: - разочарование в себе как в специалисте - переживание профессиональной несостоятельности - сомнения в необходимости и полезности своей профессии для общества - профессиональная деформация личности |
Организационные |
Связанные с учреждением и администрированием: - неопределенность функций
и нечеткое распределение - недстаток полномочий
в сочетании с повышенной - нерациональная система стимулирования труда - отсутствие творческой автономии - неблагоприятный |
Изменение мотивации деятельности: - ощущение бессмысленности своего труда - негативизм относительно служебных обязанностей, отстраненность и неучастие - тенденция к избеганию
и снятию с себя |
ГЛАВА 2 ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ МЕРЫ ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КРИЗИСОВ
Известно что, социальные
работники крайне подвержены
синдрому эмоционального
Психогигиена — это отрасль психологии и гигиены, изучающая факторы и
условия окружающей сил образ жизни, благотворно влияющие на психическое развитие психическое состояние человека, и разрабатывающая рекомендации по сохранению и укреплению психического здоровья.
Психическое
здоровье предполагает
Предупреждение болезненных
психических реакций
Важное значение имеют такие психоаналитические качества, как самоконтроль, самооценка, а также стрессоустойчивые качества, физическая тренированность, самовнушаемость, умение переключаться и управлять своими эмоциями.
Чрезвычайно важным для социального работника является навык самообладания, который рассматривается в психологии как показатель социальной и эмоциональной зрелости личности. Следует подчеркнуть, что самообладание это не столько качество личности, сколько процесс управления своим поведением в экстремальной ситуации. В связи с тем, что социальному работнику часто приходится бывать именно в таких ситуациях, ему необходимо специально развивать в себе способности и навыки самообладания.
Роль социального работника как профессионала более сложна, чем, например, роль врача или психолога, так как она еще не имеет такого же
профессионального статуса. Социальному работнику в своей деятельности часто приходится сталкиваться с негативным «обратным трансфертом».
Понятие «обратный трансферт» (перенос эмоционального отношения клиента к значимым для него ценностям, людям, явлениям) было выдвинуто З.Фрейдом в 1910 г. «Обратный трансферт» может быть как позитивным, так и негативным.
Существует много различных типов проявлений «обратных трансфертов». Так, социальному работнику часто приходится испытывать чувство вины в случае, например, суицида клиента. Ещё одним типом «обратного трансферта» является агрессивность, которая может возникнуть в ходе работы. Ярость клиента может спровоцировать ответную ярость социального работника, вызвать у него чувство раздраженности, оскорбленности, желание отмщения, напряженность и беспокойство. Отрицательно сказывается на психике социального работника психологический дискомфорт, конфликты и эмоциональное напряжение. Ключ к предупреждению таких ситуаций — повышение культуры общения, взаимопомощь и взаимопонимание, доброжелательность, самовоспитание и контроль. Важно своевременно снимать последствия негативного «обратного трансферта», находить правильный выход из кризисной ситуации.
Социальному работнику необходимо учитывать неоднозначное влияние среды на свою карьеру и вырабатывать собственные критерии своего роста и
сверять собственную самооценку с мнениями и оценками своих коллег-
профессионалов.
Основные задачи психогигиены профессиональной деятельности – разработка и осуществление совокупности мероприятий, обеспечивающих сохранение и укрепление психического здоровья профессионала.
Для кадров соцработы, как и для персонала других сфер деятельности,
важнейшими «требуемыми свойствами» являются здоровье (физическое и
психическое), компетентность и профессионализм.
Требование здоровья обусловлено тем, что социальная работа была и остается одной из трудных в физическом и психологическом отношении. Здесь сталкиваются с самыми печальными сторонами человеческой жизни — старостью, инвалидностью, одиночеством, сиротством, немощностью, беззащитностью, болезнями, причудами, жестокостью, бедами и др.
Следует учесть, что большинство работников составляют женщины, обладающие более высокой степенью восприимчивости, сопереживания, эмоциональности по сравнению с мужчинами.
Поэтому на практике для поддержания и укрепления здоровья персонала
используются (хотя и не в достаточной мере) индивидуальные, групповые, коллективные системы. Например, психологические приемы самозащиты в ситуациях «негативного общения»; комнаты и методики релаксации, психологической разгрузки; индивидуальная и групповая психотерапия; периодические медицинские осмотры и оказание врачебной помощи; предоставление путевок по льготным ценам в санатории, дома отдыха, пансионаты; занятия физкультурой и др.
Компетентность специалиста, умение быстро и эффективно решать проблемы клиента – фактор профессионального самосохранения. Поэтому важно повышать свое мастерство и квалификацию посредством самообразования в ходе практической деятельности, заимствования опыта у коллег, различными формами краткосрочной учебы — курсы, семинары, разовые программы и др. Одним из решающих факторов в повышении компетентности является индивидуальная познавательная мотивация —
завтра знать и уметь лучше, чем сегодня.
Главными направлениями, предотвращающими «выгорание» специалистов по социальной работе являются:
– развития знаний, навыков и умений.
– улучшения условий труда и отдыха.
– развития содержания труда.
– развития средств труда.
– развития мотивации.
– изменения оплаты труда.
–социальная защиты самих «защищающих».
–система психологической разгрузки, снятия напряжения после рабочего дня.
–система улучшения
Конкретные способы
1. Культивирование других интересов, не связанных с консультированием,
наилучшее решение этой проблемы состоит в том, чтобы сочетать работу с
учебой, исследованиями, написанием научных статей,
2. Внесение разнообразия в свою работу, создание новых проектов и их
реализация без ожидания санкционирования со стороны официальных инстанций;
3. Поддержание своего здоровья, соблюдение режима сна и питания, овладение
техникой медитации;
4. Удовлетворяющая социальная жизнь; наличие нескольких друзей (желательно других профессий), во взаимоотношениях с которыми существует баланс,
5. Стремление к тому, чего хочется, без надежды стать победителем во всех
случаях и умение проигрывать без ненужных самоуничижения и агрессивности,
6. Способность к самооценке без упования только на уважение окружающих,
7. Открытость новому опыту,
8. Умение не спешить и давать себе достаточно времени для достижения
позитивных результатов в работе и жизни,
9. Обдуманные обязательства (например, не следует брать на себя большую
ответственность за клиента, чем делает он сам);
10. Чтение не только профессиональной, но и другой хорошей литературы, просто для своего удовольствия без ориентации на какую-то пользу;
11. Участие в семинарах, конференциях, где предоставляется возможность
встретиться с новыми людьми и обменяться опытом;
12. Периодическая совместная работа с коллегами, значительно отличающимися профессионально и личностно;
13. Участие в работе профессиональной группы, дающее возможность обсудить возникшие личные проблемы, связанные с консультативной работой;
14. Хобби, доставляющее удовольствие.
В работах исследователей по созданию программ профессионального
самосохранения, ориентирующихся на гуманистический подход в психологии, опираются на теорию самоактуализации и самореализации личности А. Маслоу, предложены следующие приемы профессиональною самосохранения :
Информация о работе Профессиональные кризисы у специалистов по социальной работе