Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 19:02, курсовая работа
Цель данной работы: раскрыть сущность профессиональных кризисов у специалистов по социальной работе и причины их возникновения.
Задачи:
1. изучить причины возникновения синдрома профессионального выгорания у специалистов по социальной работе;
2. проанализировать факторы синдрома “профессионального выгорания”
3. выявить профилактические меры по предотвращению синдрома “профессионального выгорания ” у специалистов по социальной работе.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1 научное изучение синдрома эмоционального выгорания …………...5
1.1Причины, стадии, симптомы синдрома “профессионального выгорания”………………………………………………………………..……….8
1.2Факторы синдрома “профессионального выгорания”……………….…….12
Глава 2 профилактические меры по предотвращению возникновения синдрома “профессионального выгорания”…………..…………………….…16
Заключение……………………………………………………………………….26
Библиографический список………………………………………………….….29
1. Реализация намеченного
профессионального плана (
2.Преодоление
3.Активная позиция в профессиональной жизни.
4.Готовность к постоянному
самоизменению, лабильность
5.Знание собственной
6. Освоение индивидуальной
системы адекватных средств
7. Противодействие
регулятором профессионализации личности, обобщая ее представления о целях и перспективах профессиональной деятельности, основных этапах, путях и средствах ее достижения, возможных препятствиях и способах их преодоления.
Наличие четкой и осознанной жизненной перспективы дает человеку мощные стимулы к творчеству, рождает оптимистическое мироощущение, формирует интерес к будущему как полю самореализации. В работе по формированию личностно- и социально-значимых стратегий профессиональной деятельности большое значение имеет использование биографического метода, побуждающего человека к анализу своей жизни, деятельности, планов на будущее, позволяющего корректировать
жизненную программу.
Главной профилактической мерой профессиональных деформаций личности должны быть постоянный творческий момент в деятельности, расширение вариантов профессиональных задач, разнообразие круга общения. Во время профессионального обучения необходимо создавать как бы дополнительную степень свободы, не замыкаясь в узких рамках предстоящих профессиональных заданий. Необходимо отметить, что существенные профессиональные деформации отрицательно сказываются не только на других сферах жизни, но и на самой профессиональной деятельности, снижая ее эффективность. Основными способами защиты от деформации являются:
1. рост осознания - через увеличение информации о собственной личности и
стоящих перед ней профессиональных проблемах;
2. переоценка собственной личности и своего профессионального статуса – через оценку того, что социальный работник думает о себе и своей профессии применительно к данной проблемной ситуации;
3. трансформация когнитивных компонентов коммуникативных установок – через информационно-мотивационное осмысление значимости - коммуникаций в системе повышения квалификации и переподготовки кадров в социальной работе;
4. самоосвобождение от когнитивных стереотипов - через презентацию смысла коммуникативной активности;
5. освоение новых навыков коммуникативного действия в роли обучающегося через специальный коммуникативно-игровой тренинг.
Особого внимания требуют молодые работники, у которых наряду с высоким уровнем профессиональных способностей не сформированы некоторые важные для деятельности личностные черты.
Формирование личности — длительный процесс. Поэтому на начальных этапах деятельности, а лучше — профессионального обучения, целесообразно учитывать индивидуальные особенности личности при построении учебно-тренировочного процесса и постановке профессиональных задач. Например, для лиц с тенденцией к слабости нервной системы, с повышенной тревожностью и неадекватно сниженной самооценкой рекомендуется соблюдение следующих правил:
1) короче задания, чаще перерывы;
2) построение учебно-
3) усиление обратной связи
— после каждого задания
4) максимальная определенность внешних оценок с акцентом на положительные стороны результата;
5) использование растянутого алгоритма — каждое рабочее
задание разбить на составные части, подробно разобрать, дать подводящие
упражнения;
6) снижение уровня рабочего
напряжения — избегать критики,
7) избегание ситуации соревнования, предпочтительнее соревнование с самим собой по принципу «сегодня лучше, чем вчера»;
8) организация работы таким образом, чтобы человек периодически добивался успеха, что способствует повышению уверенности в себе;
9) избегание обучения
и работы в группах лиц,
человека по способностям и профессиональному уровню;
10) создание установки
не столько на результат,
11) периодическое предложение
заданий подчеркнуто
Особое внимание нужно обратить на формирование защитных механизмов у каждого социального работника. Как правило, это удается сделать только с помощью серии тренинговых групп, проводимых специалистом в области групповой психотерапии. Основные защитные механизмы формируются при осознании и принятии целей, методов, своей роли (и ее границ), концепции телефонной помощи. Каждый должен ответить на вопрос: "Что я делаю?", "Кто я такой?", "Зачем я помогаю?", "Как?"
Умение справляться с собственными негативными переживаниями, с агрессией, чувством брезгливости, раздражительностью: умение не реагировать эмоционально на открытую провокацию со стороны абонентов, не принимать ее на свой счет – это способности, помогающие предотвратить «выгорание».
Есть еще один важный фактор, провоцирующий „выгорание" - фактор отсутствия положительного подкрепления. Снизить действие этого фактора, наверное, может только общественное признание, выраженное более или менее конкретно - повышение престижа этого рода деятельности, больше статей, передач по радио и телевидению, посвященных сотрудникам социальных служб, специфике их работы, достижениям.
Изучив, различные подходы к методам профилактики эмоционального «выгорания», мы можем сделать следующие выводы:
Психогигиена социального работника обеспечивается его толерантностью к
синдрому «сгорания». Социальный работник должен обладать эмоциональной устойчивостью, быть готовым к психическим перегрузкам, избегать возможных отклонений в собственных оценках и действиях.
Поэтому важнейшей задачей органов управления, в ведении которых находятся социальные службы и учебные центры, осуществляющих подготовку и переподготовку социальных работников, является сохранение здоровья социальных работников, профилактика их профессиональных заболеваний, проведение консультаций относительно профессиональных рисков в социальной работе.
Важно повышать психологическую культуру социальных работников и проводить психологические тренинги, консультации с ними. Социальные работники должны хорошо представлять себе профессиональные возможности и ограничения, постоянно учитывать свой психофизиологический и трудовой потенциал. В любом случае формирование личностных качеств целесообразно начинать на ранних этапах профессионального обучения. Методами, используемыми при этом, могут быть физические упражнения, рационализация задач в беседах или лекциях, консультации психолога, психотренировка, социально-психологический тренинг, деловые игры применение длительных психолого-педагогических рекомендации по организации учебного и рабочего процесса.
Главными направлениями, предотвращающими «выгорание» специалистов по социальной работе:
– развития знаний, навыков и умений.
– улучшения условий труда и отдыха.
– развития содержания труда.
– развития средств труда.
– развития мотивации.
– изменения оплаты труда.
–социальная защиты самих «защищающих».
– развитие системы психологической разгрузки, снятия напряжения
после рабочего дня.
–система улучшения
На карьеру оказывают влияние, прежде всего внутренние факторы — мотивы, уровень притязаний, самооценка, здоровье и т.д., которые могут усиливаться и формироваться самим человеком. Роль внутренних факторов в карьере тем более значима, чем более зрелым является человек как профессионал и как личность. В связи с этим необходимо изучать специфику деятельности социального работника, личностно-профессиональные особенности специалиста социальной сферы и
факторы, влияющие на развитие синдрома «выгорания» и других рисков, связанных с его профессиональной деятельностью, с тем, чтобы целенаправленно формировать значимые для деятельности свойства личности, а при необходимости одновременно проводить психологическую работу по предотвращению профессиональных стрессов.
Таким образом, профилактика нарушений в профессиональной деятельности связана с прояснением мотивации специалиста, способов сохранения и защиты его Эго и пониманием его нереалистических ожиданий.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Профессиональное выгорание – это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека. Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей "разрядки" или "освобождения" от них.
Е.Махер в своем обзоре обобщил перечень симптомов «эмоционального выгорания»: усталость, утомление, истощение; психосоматические недомогания, бессонница, негативное отношение к клиентам; негативное отношение к самой работе; скудность репертуара рабочих действий; злоупотребления химическими агентами: табаком, кофе, алкоголем, наркотиками; отсутствие аппетита или, наоборот, переедание, негативная «Я-концепция»; агрессивные чувства (раздражительность, напряженность, тревожность, беспокойство, взволнованность до перевозбуждения, гнев); упадническое настроение и связанные с ним эмоции (цинизм, пессимизм, чувство безнадежности, апатия, депрессия, ощущение бессмысленности); переживание чувства вины.
Можно выделить следующие
причины “профессионального выгорания”:
- монотонность работы, особенно если ее
смысл является сомнительным,
- строгая регламентированность деятельности,
- отсутствие условий
- вкладывание в работу больших личностных ресурсов при недостаточном признании и оценке,
- работа с немотивированными
клиентами, постоянно
- неразрешимые конфликты
самого специалиста и его
Выделяются следующие факторы синдрома “профессионального выгорания”:
1. Личностный фактор:
Это, прежде всего, чувство собственной значимости на рабочем месте, возможность профессионального продвижения, автономия и уровень контроля со стороны руководства. Если собственная работа кажется специалисту незначимой, то синдром развивается быстрее. Его развитию способствуют также неудовлетворенность своим профессиональным ростом, излишняя зависимость от мнения окружающих и недостаток автономности, самостоятельности.
2. Ролевой фактор:
Исследования показали, что на развитие выгорания существенно влияют конфликт ролей и ролевая неопределенность, а также профессиональные ситуации, в которых совместные действия сотрудников в значительной степени не согласованы (отсутствует интеграция усилий, но при этом присутствует конкуренция).
3. Организационный фактор:
На развитие синдрома влияет многочасовая работа, но не любая, а неопределенная (нечеткость функциональных обязанностей) либо не получающая должной оценки.
Одним из существенных факторов профилактики развития данного синдрома является принятие личной ответственности за результаты своей работы. Если специалист выбирает пассивно-оборонительную позицию, начиная обвинять окружающих, то чувство бессилия и безнадежности лишь усиливается. Специалист может переносить ответственность вовне различными способами, реализуя такие установки:
- мне не везет, потому
что клиенты сопротивляются
- во всем виновата организация труда,
- у меня слишком много клиентов и мало времени на них.
Таким образом, реализация этих
установок способствует формированию
синдрома профессионального выгорания.
Способы профилактики синдрома профессионального
выгорания:
Информация о работе Профессиональные кризисы у специалистов по социальной работе