Профессиональные кризисы у специалистов по социальной работе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 19:02, курсовая работа

Описание

Цель данной работы: раскрыть сущность профессиональных кризисов у специалистов по социальной работе и причины их возникновения.
Задачи:
1. изучить причины возникновения синдрома профессионального выгорания у специалистов по социальной работе;
2. проанализировать факторы синдрома “профессионального выгорания”
3. выявить профилактические меры по предотвращению синдрома “профессионального выгорания ” у специалистов по социальной работе.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1 научное изучение синдрома эмоционального выгорания …………...5
1.1Причины, стадии, симптомы синдрома “профессионального выгорания”………………………………………………………………..……….8
1.2Факторы синдрома “профессионального выгорания”……………….…….12
Глава 2 профилактические меры по предотвращению возникновения синдрома “профессионального выгорания”…………..…………………….…16
Заключение……………………………………………………………………….26
Библиографический список………………………………………………….….29

Работа состоит из  1 файл

ОСНОВНОЙ.docx

— 64.60 Кб (Скачать документ)

1. Реализация намеченного  профессионального плана (сценария  профессиональной жизни).

2.Преодоление дезинтегрированного  сознания (то есть вытеснение  так называемых "мотивов ложной самоактуализации", которые порождают несбыточные цели, мечты в ущерб стабильной целостности человека).

3.Активная позиция в  профессиональной жизни.

4.Готовность к постоянному  самоизменению, лабильность установок.

5.Знание собственной индивидуальности  и использование ее в профессиональной жизни.

6. Освоение индивидуальной  системы адекватных средств преодоления  негативных состояний.

7. Противодействие профессиональному  старению. Особое внимание уделяется приему самосохранения, обозначенному как реализация намеченного профессионального плана. Личный профессиональный план является важным

регулятором профессионализации личности, обобщая ее представления  о целях и перспективах профессиональной деятельности, основных этапах, путях и средствах ее достижения, возможных препятствиях и способах их преодоления.

    Наличие четкой и осознанной жизненной перспективы дает человеку мощные стимулы к творчеству, рождает оптимистическое мироощущение, формирует интерес к будущему как полю самореализации. В работе по формированию личностно- и социально-значимых стратегий профессиональной деятельности большое значение имеет использование биографического метода, побуждающего человека к анализу своей жизни, деятельности, планов на будущее, позволяющего корректировать

жизненную программу.

   Главной профилактической мерой профессиональных деформаций личности должны быть постоянный творческий момент в деятельности, расширение вариантов профессиональных задач, разнообразие круга общения. Во время профессионального обучения необходимо создавать как бы дополнительную степень свободы, не замыкаясь в узких рамках предстоящих профессиональных заданий. Необходимо отметить, что существенные профессиональные деформации отрицательно сказываются не только на других сферах жизни, но и на самой профессиональной деятельности, снижая  ее эффективность. Основными способами защиты от деформации являются:

1. рост осознания - через увеличение информации о собственной личности и

стоящих перед ней профессиональных проблемах;

2. переоценка собственной личности и своего профессионального статуса – через оценку того, что социальный работник думает о себе и своей профессии применительно к данной проблемной ситуации;

3. трансформация когнитивных компонентов коммуникативных установок – через информационно-мотивационное осмысление значимости - коммуникаций в системе повышения квалификации и переподготовки кадров в социальной работе;

4. самоосвобождение от когнитивных стереотипов - через презентацию смысла коммуникативной активности;

5. освоение новых навыков коммуникативного действия в роли обучающегося через специальный коммуникативно-игровой тренинг.

   Особого внимания требуют молодые работники, у которых наряду с высоким уровнем профессиональных способностей не сформированы некоторые важные для деятельности личностные черты.

   Формирование личности — длительный процесс. Поэтому на начальных этапах деятельности, а лучше — профессионального обучения, целесообразно учитывать индивидуальные особенности личности при построении учебно-тренировочного процесса и постановке профессиональных задач. Например, для лиц с тенденцией к слабости нервной системы, с повышенной тревожностью и неадекватно сниженной самооценкой рекомендуется соблюдение следующих правил:

1) короче задания, чаще  перерывы;

2) построение учебно-тренировочного  процесса от простого к сложному, только закрепив успех переходить к более сложным задачам;

3) усиление обратной связи  — после каждого задания сообщать о результатах его выполнения;

4) максимальная определенность  внешних оценок с акцентом на положительные стороны результата;

5) использование растянутого  алгоритма — каждое рабочее

задание разбить на составные  части, подробно разобрать, дать подводящие

упражнения;

6) снижение уровня рабочего  напряжения — избегать критики,  порицания, но и чрезмерного положительного эмоционального подкрепления деятельности;

7) избегание ситуации  соревнования, предпочтительнее соревнование с самим собой по принципу «сегодня лучше, чем вчера»;

8) организация работы  таким образом, чтобы человек  периодически добивался успеха, что способствует повышению уверенности в себе;

9) избегание обучения  и работы в группах лиц, существенно  превосходящих

человека по способностям и профессиональному уровню;

10) создание установки  не столько на результат, сколько  на процесс, способы и средства выполнения задания;

11) периодическое предложение  заданий подчеркнуто гипотетического характера, в которых нет неверных решений.

   Особое внимание нужно обратить на формирование защитных механизмов у каждого социального работника. Как правило, это удается сделать только с помощью серии тренинговых групп, проводимых специалистом в области групповой психотерапии. Основные защитные механизмы формируются при осознании и принятии целей, методов, своей роли (и ее границ), концепции телефонной помощи. Каждый должен ответить на вопрос: "Что я делаю?", "Кто я такой?", "Зачем я помогаю?", "Как?"

   Умение справляться с собственными негативными переживаниями, с агрессией, чувством брезгливости, раздражительностью: умение не реагировать эмоционально на открытую провокацию со стороны абонентов, не принимать ее на свой счет – это способности, помогающие предотвратить «выгорание».

   Есть еще один важный фактор, провоцирующий „выгорание" - фактор отсутствия положительного подкрепления. Снизить действие этого фактора, наверное, может только общественное признание, выраженное более или менее конкретно - повышение престижа этого рода деятельности, больше статей, передач по радио и телевидению, посвященных сотрудникам социальных служб, специфике их работы, достижениям.

   Изучив, различные подходы  к методам профилактики эмоционального «выгорания», мы можем сделать следующие выводы:

   Психогигиена социального работника обеспечивается его толерантностью к

синдрому «сгорания». Социальный работник должен обладать эмоциональной устойчивостью, быть готовым к психическим перегрузкам, избегать возможных отклонений в собственных оценках и действиях.

   Поэтому важнейшей задачей органов управления, в ведении которых находятся социальные службы и учебные центры, осуществляющих подготовку и переподготовку социальных работников, является сохранение здоровья социальных работников, профилактика их профессиональных заболеваний, проведение консультаций относительно профессиональных рисков в социальной работе.     

      Важно повышать психологическую культуру социальных работников и проводить психологические тренинги, консультации с ними. Социальные работники должны хорошо представлять себе профессиональные возможности и ограничения, постоянно учитывать свой психофизиологический и трудовой потенциал. В любом случае формирование личностных качеств целесообразно начинать на ранних этапах профессионального обучения. Методами, используемыми при этом, могут быть физические упражнения, рационализация задач в беседах или лекциях, консультации психолога, психотренировка, социально-психологический тренинг, деловые игры применение длительных психолого-педагогических рекомендации по организации учебного и рабочего процесса.

   Главными направлениями, предотвращающими «выгорание» специалистов по социальной работе:

– развития знаний, навыков  и умений.

– улучшения условий труда  и отдыха.

– развития содержания труда.

– развития средств труда.

– развития мотивации.

– изменения оплаты труда.

–социальная защиты самих  «защищающих».

– развитие системы психологической  разгрузки, снятия напряжения

после рабочего дня.

–система улучшения психологического климата в коллективе.

   На карьеру оказывают влияние, прежде всего внутренние факторы — мотивы, уровень притязаний, самооценка, здоровье и т.д., которые могут усиливаться и формироваться самим человеком. Роль внутренних факторов в карьере тем более значима, чем более зрелым является человек как профессионал и как личность. В связи с этим необходимо изучать специфику деятельности социального работника, личностно-профессиональные особенности специалиста социальной сферы и

факторы, влияющие на развитие синдрома «выгорания» и других рисков, связанных с его профессиональной деятельностью, с тем, чтобы целенаправленно формировать значимые для деятельности свойства личности, а при необходимости одновременно проводить психологическую работу по предотвращению профессиональных стрессов.

   Таким образом, профилактика нарушений в профессиональной деятельности связана с прояснением мотивации специалиста, способов сохранения и защиты его Эго и пониманием его нереалистических ожиданий.

  

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

   Профессиональное выгорание – это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека. Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей "разрядки" или "освобождения" от них.

Е.Махер в своем обзоре обобщил перечень симптомов «эмоционального выгорания»: усталость, утомление, истощение; психосоматические недомогания, бессонница, негативное отношение к клиентам; негативное отношение к самой работе; скудность репертуара рабочих действий; злоупотребления химическими агентами: табаком, кофе, алкоголем, наркотиками; отсутствие аппетита или, наоборот, переедание, негативная «Я-концепция»; агрессивные чувства (раздражительность, напряженность, тревожность, беспокойство, взволнованность до перевозбуждения, гнев); упадническое настроение и связанные с ним эмоции (цинизм, пессимизм, чувство безнадежности, апатия, депрессия, ощущение бессмысленности); переживание чувства вины.

Можно выделить следующие  причины  “профессионального выгорания”: 
- монотонность работы, особенно если ее смысл является сомнительным,

- строгая регламентированность  деятельности,

- отсутствие условий самовыражения,

- вкладывание в работу  больших личностных ресурсов  при недостаточном признании  и оценке,

- работа с немотивированными  клиентами, постоянно сопротивляющихся  усилиям социального работника  помочь им,

- неразрешимые конфликты  самого специалиста и его личная  незрелость, отягощение личными  проблемами.

Выделяются следующие  факторы синдрома “профессионального выгорания”:

1. Личностный фактор:

Это, прежде всего, чувство  собственной значимости на рабочем  месте, возможность профессионального  продвижения, автономия и уровень  контроля со стороны руководства. Если собственная работа кажется специалисту незначимой, то синдром развивается быстрее. Его развитию способствуют также неудовлетворенность своим профессиональным ростом, излишняя зависимость от мнения окружающих и недостаток автономности, самостоятельности.

     2.  Ролевой фактор:

Исследования показали, что  на развитие выгорания существенно  влияют конфликт ролей и ролевая неопределенность, а также профессиональные ситуации, в которых совместные действия сотрудников в значительной степени не согласованы (отсутствует интеграция усилий, но при этом присутствует конкуренция). 

     3. Организационный фактор:

На развитие синдрома влияет многочасовая работа, но не любая, а  неопределенная (нечеткость функциональных обязанностей) либо не получающая должной  оценки.

   Одним из существенных факторов профилактики развития данного синдрома является принятие личной ответственности за результаты своей работы. Если специалист выбирает пассивно-оборонительную позицию, начиная обвинять окружающих, то чувство бессилия и безнадежности лишь усиливается. Специалист может переносить ответственность вовне различными способами, реализуя такие установки:

- мне не везет, потому  что клиенты сопротивляются консультированию  и не хотят ничего изменять,

- во всем виновата  организация труда, 

- у меня слишком много  клиентов и мало времени на  них. 

Таким образом, реализация этих установок способствует формированию синдрома профессионального выгорания.  
Способы профилактики синдрома профессионального выгорания:

Информация о работе Профессиональные кризисы у специалистов по социальной работе