Профилактика аддиктивного поведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 15:47, реферат

Описание

Аддиктивное поведение – одна из форм деструктивного поведения, которая выражается в стремлении к уходу от реальности путем изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных предметах или активностях (видах деятельности), что сопровождается развитием интенсивных эмоций. Этот процесс настолько захватывает человека, что начинает управлять его жизнью. Человек становится беспомощным перед своим пристрастием. Волевые усилия ослабевают и не дают возможности противостоять аддикции.

Содержание

1. Понятие об аддикции
2. Виды аддиктивной реализации
3. Деструктивная сущность аддиктивного поведения
4. Этапы формирования аддикции
5. Характерные черты аддиктивной личности
6. Влияние социума на формирование аддиктивных механизмов
7. Направленность профилактической деятельности в связи с проблемой аддиктивного поведения
Литература

Работа состоит из  1 файл

курсовая профилакт.адд.поведения.docx

— 62.05 Кб (Скачать документ)

Другая сторона пищевой  аддикции – голодание. Опасность  кроется в своеобразном способе  самореализации, а именно в преодолении  себя, победе над своей «слабостью». Это специфический способ доказать себе и другим на что ты способен. В период такой «борьбы» с самим  собой появляется повышенное настроение, ощущение лёгкости. Ограничения в еде начинают носить абсурдный характер. Периоды голодания сменяются периодами активного переедания. Отсутствует критика своего поведения. Вместе с этим происходят серьёзные нарушения в восприятии реальности.

 

3. Деструктивная  сущность аддиктивного поведения

 

Разрушительный характер аддикции проявляется в том, что  в этом процессе устанавливаются  эмоциональные отношения, связи  не с другими людьми, а с неодушевленными  предметами или явлениями. Эмоциональные  отношения с людьми теряют свою значимость, становятся поверхностными. Способ аддиктивной  реализации из средства постепенно превращаются в цель. Отвлечение от сомнений и  переживаний в трудных ситуациях  периодически необходимо всем, «но  в случае аддиктивного поведения  оно становится стилем жизни, в процессе которого человек оказывается в  ловушке постоянного ухода от реальной действительности». Формы  аддикции могут сменять одна другую, что делает иллюзию решения проблем  еще устойчивее и сильнее. Это  опасно не только для самого аддикта, но и для тех, кто его окружает. Аддиктивная реализация заменяет дружбу, любовь, другие виды активности. Она  поглощает время, силы, энергию и  эмоции до такой степени, что аддикт «оказывается неспособным поддерживать равновесие в жизни, включаться в  другие формы активности, получать удовольствие от общения с людьми, увлекаться, релаксироваться, развивать  другие стороны личности, проявлять  симпатии, сочувствие, эмоциональную  поддержку даже наиболее близким  людям».

Межличностные отношения  слишком непредсказуемы для аддикта, они требуют больших усилий, немалых  эмоциональных затрат, напряжения мыслительной деятельности и отдачи. Взаимодействие же с неодушевленными веществами, предметами и видами деятельности всегда предсказуемо, эффект достижения комфорта почти всегда гарантирован. Неодушевленными  предметами легко манипулировать, поэтому  растет уверенность в способности  контролировать ситуацию. Страшно то, что манипулятивный стиль переносится  в сферу межличностных контактов. Таким образом, во взаимодействии аддиктивной  личности с миром происходит специфическая  переориентация: «одушевляются» предметные отношения с аддиктивными агентами и «опредмечиваются» межличностные  отношения.

Общечеловеческий опыт, социальные нормы, ценности, знания и способы  деятельности усваиваются, и личность формируется в общении с другими  людьми. Аддикт отгораживает себя от этих процессов, перестает обогащать  свой жизненный опыт, нарушая тем  самым важнейшие функции общения. Возникают взаимные трудности в  процессе совместной деятельности аддикта  с другими людьми. Потребность  в самопознании, самоутверждении  и подтверждении лица с аддиктивными особенностями реализуют прежде всего в своем контакте с аддиктивными агентами, но не в общении. Об аддиктах нельзя сказать, что они «желая утвердиться  в своем существовании и в  своей ценности», ищут «точку опоры  в других людях». Поиск точки опоры  не выходит за границы аддиктивной  реализации. Наряду с дисфункциональными процессами в общении, нарушаются, искажаются и теряют ценность такие значимые механизмы межличностной перцепции  как идентификация, эмпатия, рефлексия. Следовательно, утрачивается способность  ставить себя на место партнера, сопереживать, представлять, каким  воспринимают тебя окружающие.

Аддикт ограничивает в  себе основные потенциалы, характеризующие  личность: коммуникативный, познавательный, морально-нравственный, творческий и  эстетический. Таким образом, стремление уйти от проблем и иллюзия комфорта обрекают аддикта на личностный застой, несостоятельность или полный крах. Окружающие его люди начинают испытывать все возрастающее недовольство по поводу такого поведения, учащаются и усиливаются конфликты. Пытаясь избежать затруднительных конфликтных ситуаций, аддикт напротив все больше расширяет зону конфликта и увеличивает долю нерешенных проблем, в значительной мере осложняя жизнь себе и близким.

 

4. Этапы формирования  аддикции

 

«Начало формирования аддиктивного процесса происходит всегда на эмоциональном  уровне». «Исходная точка – переживание  интенсивного острого изменения  психического состояния в виде повышенного  настроения, чувства радости, экстаза, необычного подъема, ощущение драматизма, риска в связи с определенными  действиями (прием вещества, изменяющего  психическое состояние, переживание  в связи с ситуацией риска  в азартной игре, чувство необычного волнения при знакомстве с какой  либо коллекцией и др.) и фиксация в сознании этой связи». У человека, испытавшего подобные эмоции, появляется понимание того, что, оказывается, существуют доступные способы достаточно быстро и без особых усилий изменить свое психическое состояние. Группой  риска становятся люди с низкими  адаптивными возможностями, неустойчивые перед разного рода стрессорами, проявляющие постоянное недовольство собой, жизнью и окружением, в котором  в трудную минуту не находится  поддержка.

Следующий этап аддиктивного поведения «характеризуется формированием  определенной последовательности прибегания к средствам аддикции. Устанавливается  определенная частота реализации аддиктивного поведения. Она зависит от многих факторов: особенностей личности до возникновения  аддикции, предшествующих аддикции установок, особенностей воспитания, культурного  уровня, окружающей социальной среды, значимых событий в жизни, изменений  привычного стереотипа» и др. Прослеживается корреляция ритма аддикции с жизненными затруднениями, и чем ниже порог  переносимости фрустраций, тем быстрее  ритм. С учащением случаев прибегания к аддиктивной реализации межличностные  отношения постепенно отступают  на второй план. Провоцировать аддикцию начинают любые события, вызывающие душевное беспокойство, тревогу, чувство  психологического дискомфорта.

На третьем этапе аддиктивный  ритм становится «стереотипным, привычным  типом реагирования, методом выбора при встрече с требованиями реальной жизни», «интегральной частью личности». Это делает аддиктов «невосприимчивыми  к попыткам их критики, разубеждению на уровне здравого смысла. Формально-логические умозаключения аддикта подчинены  эмоциональному состоянию и являются по сути дела оформлением в логической форме «мышления по желанию», направленного  в данном случае на вытеснение из сознания реальной ситуации, на блокирование возможности  критического отношения к себе. Мотивация  искусственного изменения своего психического состояния становится настолько  интенсивной, что отношение к  проблемам окружающих людей, включая  наиболее близких, теряет какое-либо значение».

Четвертый этап – полная доминация аддиктивного поведения. Происходит полное погружение в аддиктивный  процесс, окончательное отчуждение и изоляция от общества. Аддикт ничего не оставляет от своего внутреннего  мира. «Остается только внешняя оболочка. Сами аддиктивные реализации не приносят прежнего удовлетворения, контакты с  людьми крайне затруднены уже не только на глубинно-психологическом, но и на социальном уровне. Теряется даже способность  к манипуляции другими людьми. На этой стадии доверие к аддиктам уже потеряно, их начинают воспринимать как «конченных», ни на что хорошее не способных людей».

Пятый этап носит уже характер катастрофы. Аддиктивное поведение  разрушает и психику, и биологические  процессы. Очень тяжелые последствия  развиваются у лиц с наркотической  зависимостью: интоксикация поражает органы и системы в целом, вызывает истощение всех жизненно важных ресурсов. «Нефармакологические аддикции также  нарушают физическое состояние в  связи с постоянным стрессом», что  влечет за собой заболевания сердечно-сосудистой и нервной систем.

Поскольку аддиктивная реализация уже не приносит прежнего удовлетворения и не происходит желаемого изменения  настроения, состояние аддикта в  целом отличается апатией и подавленностью. Прежнее доаддиктивное «Я» разрушено, возврат к нему невозможен, с такими людьми почти не удается наладить эмоциональный контакт. Наступает  период общего кризиса, духовного опустошения, что в значительной мере может  осложнить коррекцию или сделать  ее полностью бессильной.

 

5. Характерные  черты аддиктивной личности

 

Поведение аддиктов в межличностных  отношениях характеризует ряд основных общих особенностей:

Сниженная переносимость  трудностей обуславливается наличием гедонистической установки (стремлением к немедленному получению удовольствия, удовлетворению своих желаний). Если желания аддиктов не удовлетворяются, они реагируют либо вспышками негативных эмоций, либо уходом от появившихся проблем. Аддикту не подходит формула Г. Селье: «Стресс – это аромат и вкус жизни». Для него это угроза и повод к бегству. Это сочетается с повышенной обидчивостью, подозрительностью, что влечет за собой частые конфликты.

Скрытый комплекс неполноценности находит свое отражение «в частых сменах настроения, неуверенности, избегании ситуаций, в которых их способности могут быть объективно проверенными».

Поверхностный характер социабельности и ее ограниченность во времени сочетаются с обостренным стремлением произвести на окружающих положительное впечатление. Алкогольные аддикты, например, производят иногда впечатление своим специфическим юмором на алкогольную тематику, рассказами о своих похождениях, приукрашивая свои рассказы деталями, не имеющими никакого отношения к действительности. Особенно хорошо это проявляется при групповом принятии алкоголя. «В то же время общение на «длинную» дистанцию с ними затруднено, неинтересно. Аддикты – скучные, однообразные люди в повседневной жизни. Отношения с ними поверхностны, к глубоким положительным эмоциональным отношениям они не способны и избегают ситуаций, связанных с ними».

Стремление говорить неправду. Аддикты часто не сдерживают своих обещаний, отличаются необязательностью, несоблюдением договоров.

Стремление обвинять невиновных, (даже если известно, что человек на самом деле не виноват).

Уход от ответственности в принятии решений и взваливание ее на других, поиск оправдательных аргументов в нужный момент.

Стереотипность, повторяемость  поведения. Сложивший стереотип поведения легко предсказуем, но его трудно изменить.

Зависимость проявляется в виде подчинения влиянию других людей с аддиктивной направленностью. Иногда наблюдается пассивность, отсутствие самостоятельности, стремление к получению поддержки.

Тревожность у аддиктов тесно связана с комплексом неполноценности, зависимости. Особенность состоит в том, что в кризисных ситуациях тревожность может отступать на второй план, в то время как в обычной жизни она может возникать без видимых причин или при событиях, не являющихся действительным поводом для переживаний.

 

6. Влияние социума  на формирование аддиктивных  механизмов

 

Семья – это самый первый институт социализации ребёнка. «В семье… дети овладевают азбукой человеческого общения, через которую постигают алгебру взаимоотношений». Функциональное назначение семьи складывается из важных составляющих. Чем больше функций у каждой отдельной семьи, тем богаче внутрисемейные отношения. Дисфункциональные семьи разрушают не только отношения, но и личностные свойства. Паттерны поведения, усвоенные в таких семьях не могут способствовать укреплению целостности личности ребенка и адекватному восприятию себя и других людей. Для детей из дисфункциональных семей осложнены такие значимые для личности процессы как принятие объективной сложности окружающего мира, полноценная адаптации к изменяющимся условиям, умение принимать на себя ответственность и делать выбор.

Функции семьи – это  «сферы жизнедеятельности семьи, непосредственно  связанные с удовлетворением  определенных потребностей ее членов». Н.И. Шевандрин выделяет следующие функции: воспитательная, хозяйственная, эмоциональная, функция духовного общения, функция первичного социального контроля, сексуально-эротическая функция.

Функции семьи могут менять свое содержание и значимость вместе с изменением социальных условий. Нарушению  реализации функций способствуют разные факторы: личностные особенности членов семьи, низкий уровень доверия и  взаимопонимания, условия жизни, неполный состав семьи, недостаточный уровень  знаний и навыков в культуре взаимоотношений  и воспитании детей и др. В связи  с проблемой аддиктивного поведения  особую значимость приобретает эмоциональная  функция, которая реализуется в  удовлетворении потребностей членов семьи  в симпатии, уважении, признании, эмоциональной  поддержке, психологической защите. С нарушением эмоциональной стабильности могут развиться и укрепиться такие явления как повышенная тревожность, страх перед действительностью, потеря чувства безопасности и недоверие  к окружающим.

Уже в пренатальном периоде  ребенок способен воспринимать изменения  эмоционального состояния матери. Ершова Т.И. и Микиртумов Б.Е. отмечают, что эмоциональные расстройства матери могут оказывать патогенное влияние на развитие ребенка, степень устойчивости адаптационных процессов к моменту рождения и последующего взаимодействия с окружающей средой. Дестабилизации эмоционального состояния способствуют разные факторы: повышенная тревожность матери во время беременности, продолжительные стрессы, переживания по поводу нежелательной беременности и др. Необходимой основой является первая привязанность матери и ребенка. Она играет детерминирующую роль в развитии ребенка и формировании его взаимоотношений как в семье, так и в социуме вообще. Педиатры полагают, что первые полтора часа после рождения – самый критический период для успешного выстраивания отношений привязанности и доверия между родителями и детьми. Это тот промежуток времени, когда младенцы находятся в состоянии максимальной восприимчивости, что в значительной мере определяет глубину и силу привязанности между матерью и ребенком. Ребенок появляется на свет с чувством базальной тревоги. Если во время первых контактов родители не удовлетворяют потребность в безопасности, то реальность для ребенка может всегда оставаться фрустрирующим фактором.

Информация о работе Профилактика аддиктивного поведения