Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 15:47, реферат
Аддиктивное поведение – одна из форм деструктивного поведения, которая выражается в стремлении к уходу от реальности путем изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных предметах или активностях (видах деятельности), что сопровождается развитием интенсивных эмоций. Этот процесс настолько захватывает человека, что начинает управлять его жизнью. Человек становится беспомощным перед своим пристрастием. Волевые усилия ослабевают и не дают возможности противостоять аддикции.
1. Понятие об аддикции
2. Виды аддиктивной реализации
3. Деструктивная сущность аддиктивного поведения
4. Этапы формирования аддикции
5. Характерные черты аддиктивной личности
6. Влияние социума на формирование аддиктивных механизмов
7. Направленность профилактической деятельности в связи с проблемой аддиктивного поведения
Литература
Телевидение в большей степени разобщает людей. Они разучиваются общаться. Члены семьи могут вечерами после работы и учебы собираться у экрана на несколько часов, перебрасываясь лишь репликами по поводу просмотренного, но не уделив внимания проблемам и интересам друг друга. Многие находят в телевидении эффективное, на их взгляд, средство ухода от проблем. Порой экранные персонажи говорят о том, что реальность скучна, сложна, непредсказуема, и поэтому надо отвлечься, расслабиться, отдохнуть. Некоторые люди могут принять это как формулу выживания и сделать для себя вывод, что предпринимать какие-то действия, переорганизовать свой жизненный план – это все большие затраты, что лучше просто отстраниться. Эмоциональная подача материала может способствовать быстрому и прочному усвоению подобных формул.
Религия играет важную роль в истории, культуре и нравственном кодексе общества. В трудное для человека время он обращается к религии, и она дает ему веру, надежду и силы для противостояния тяжелым испытаниям. Говоря о религиозных представлениях, З. Фрейд пишет, что «сокровищница» этих представлений рождена «из потребности сделать беспомощность человека переносимой…», «жизнь в этом мире служит некой высшей цели, которую, правда, нелегко угадать, но которая, несомненно, означает совершенствование человеческого существа». Религия может стать большой силой, помогающей пройти жизненный путь со всеми его лишениями, надежной опорой в трудные дни. Но, вместе с тем, религия может стать и силой, уводящей от действительности. Поиски себя, стремления к самосовершенствованию приводят в мир религиозных иллюзий. Порой, незаметно для себя человек оказывается втянутым в одну из религиозных сект, деструктивных по своей сути. Под прикрытием благородной цели «стремления к духовности» происходит насильственный (со стороны руководителей секты или гуру) отрыв от действительности. По исследованиям Полищук Ю.И. молодых людей, вовлеченных в деструктивные секты отличают:
Отчуждение от близких, иногда с выраженной враждебностью. Может сопровождаться уходом из дома.
Отказ от учебы или работы с полным погружением в деятельность секты.
Прекращение чтения художественной литературы, газет, журналов, но чтение религиозных изданий, раскрывающих разные учения.
Отказ от пользования радио и телевидением.
Изменение режима питания
с систематическим недоеданием,
исключением продуктов с
Резкое ограничение сна до 3–4 часов в сутки. (Полное истощение).
Замкнутость, потеря друзей, утрата прежних интересов, интереса к противоположному полу.
Полная убежденность в правильности выбора своего духовного учения и в сути самого учения.
Появление амимии, отрешенного взгляда, ровного холодного тона голоса, безразличия к внешности.
Наличие сверхценных идей.
Часто у таких людей
возникают серьезные
Общество. «Отдавая должное неповторимой
индивидуальности каждой конкретной личности,
следует заметить, что любое общество
в реальный исторический отрезок времени
приобретает некие общие ментальные параметры,
позволяющие говорить о психическом здоровье
нации». «Современный период исторического
развития России характеризуется с одной
стороны такими позитивными явлениями,
как восстановление свободы и демократии,
разрушение тоталитарного режима, возвращение
русского национального менталитета,
деидеологизация общества, обретение
личностью своих прав, свобод, религиозных
убеждений. С другой стороны, столь радикальные
и стремительные перемены во всех сферах
жизни общества, при их безусловной положительной
стратегической оценке, не могут не оказывать
мощного стрессирующего воздействия на
психику большинства людей». Стремительно
меняется привычная среда и формируется
новая обстановка, не имеющая четких ориентиров,
способствующая развитию и усилению экзистенциальных стра
Неумение и нежелание
жить в настоящем проявляется
в сверхценном отношении к
прошлому, когда люди живут постоянными
воспоминаниями о прошлом. Они погружаются
в ностальгию, если прошлое было
светлым пятном в их жизни, или
в глубокую вселенскую скорбь, если
прошлое принесло много боли и
разочарования. В противоположность
этому явлению наблюдается
Чрезмерное увлечение романтикой тоже вносит свою лепту в отрыв человека от реальности. В своих романтических порывах люди становятся заядлыми любителями природы. Это не относится к тем, кто иногда оставляет суету городов и отправляется в первозданный мир природной красоты и гармонии, чтобы отдохнуть и набраться сил. Опасность в том, что некоторые делают это своим стилем жизни. Презирая неустроенность и непредсказуемость действительности, не решая проблем, они постоянно уходят в лес, в горы, в море, на рыбалку, на охоту, зная, что там они получат те ощущения, благодаря которым воцарится гармония. Но эти люди впадают в зависимость от такой гармонии. В семьях они часто наталкиваются на непонимание и упреки, потому что, оказывается, надо решать реальные проблемы – воспитывать детей, обустраивать жилье, зарабатывать деньги, уделять внимание супругам и т.д.
Порой, в качестве рекламы разных видов аддиктивного поведения, может выступить такое близкое и необходимое всем нам чувство, как чувство юмора. Несомненно, это чувство помогает легче идти по жизни, но слишком уж смешными в шутках и анекдотах выглядят алкоголики, наркоманы или токсикоманы. У некоторых людей, в силу их личностных особенностей, это может закрепить их линию поведения, т. к. возможность выглядеть смешным для некоторых является одним из способов самовыражения, самопрезентаци или защиты.
Хотелось бы упомянуть и такое явление как социальная поддержка. Многие нуждающиеся в поддержке не обращаются за помощью или отказываются от нее из-за боязни расстаться со своим привычным способом ухода от реальности или в силу низкого уровня восприятия социальной поддержки. Другая сторона этого явления в том, что чаще всего, люди, окружающие аддикта, не знают, что он нуждается в поддержке или не знают, какую поддержку ему нужно оказать, потому что алкоголиков или наркоманов в обществе принято высмеивать или презирать. Конечно, сами аддикты часто делают жизнь своих близких невыносимой, но, возможно, если бы для людей была понятна и доступна информация об общих аддиктивных механизмах, о природе их происхождения, многих осложнений, связанных с аддиктивным поведением можно было бы избежать.
7. Направленность
профилактической деятельности
в связи с проблемой
Аддиктивная стратегия взаимодействия
с действительностью
Профилактика аддиктивного поведения особую значимость приобретает в подростковом возрасте. Во-первых, это нелегкий кризисный период развития, отражающий не только субъективные явления процесса становления, но и кризисные явления общества. А во-вторых, именно в подростковом возрасте начинают формироваться очень важные качества личности, обращение к которым могло бы стать одной из важнейших составляющих профилактики аддикции. Это такие качества как стремление к развитию и самосознанию, интерес к своей личности и ее потенциалам, способность к самонаблюдению. Важными особенностями этого периода являются появление рефлексии и формирование нравственных убеждений. Подростки начинают осознавать себя частью общества и обретают новые общественно значимые позиции; делают попытки в самоопределении.
Этапами профилактической деятельности
могут стать следующие
Диагностический, включающий в себя диагностику личностных особенностей, которые могут оказать влияние на формирование аддиктивного поведения (повышенная тревожность, низкая стрессоустойчивость, неустойчивая я-концепция, низкий уровень интернальности, неспособность к эмпатии, некомуникабельность, повышенный эгоцентризм, низкое восприятие социальной поддержки, стратегия избегания при преодолении стрессовых ситуаций, направленность на поиск ощущений и др.), а также получение информации о положении ребенка в семье, о характере семейных взаимоотношений, о составе семьи, о его увлечениях и способностях, о его друзьях и других возможных референтных группах.
Информационно-
Тренинги личностного роста с элементами коррекции отдельных личностных особенностей и форм поведения, включающие формирование и развитие навыков работы над собой.
Профилактика аддиктивного поведения должна коснуться всех сфер жизни подростка: семьи, образовательной среды, общественной жизни в целом.
В семье для подростка значимыми факторами являются эмоциональная стабильность и защищенность, взаимное доверие членов семьи. Подросток нуждается в умеренном контроле его действий и умеренной опеке с тенденцией к развитию самостоятельности и умения принимать ответственность за свою собственную жизнь. Роберт Т. и Джина Байярд в связи с этим пишут: «…поражает контраст между теми детьми, которые сопротивляются» чрезмерному «контролю родителей, и теми, кто не делает этого. Иногда способный ребенок оказывается настолько зависимым от решений, принимаемых родителями, что достигает зрелости совершенно неготовым к самостоятельной жизни».
В сфере образования необходим
пересмотр некоторых подходов в
воспитании и преподавании учебных
предметов. В связи с проблемой
аддиктивного поведения актуальны
такие стороны школьной жизни, как
адекватная учебная нагрузка детей,
придание особой значимости личностному
аспекту, касающемуся и детского,
и педагогического контингента.
Целесообразно включение в
Полноценная профилактика аддиктивного
поведения невозможна без участия
в ней средств массовой информации
– авторитетного и популярного
пропагандистского органа. На представителей
этой мощной индустрии должна быть
возложена моральная