Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 15:47, реферат
Аддиктивное поведение – одна из форм деструктивного поведения, которая выражается в стремлении к уходу от реальности путем изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных предметах или активностях (видах деятельности), что сопровождается развитием интенсивных эмоций. Этот процесс настолько захватывает человека, что начинает управлять его жизнью. Человек становится беспомощным перед своим пристрастием. Волевые усилия ослабевают и не дают возможности противостоять аддикции.
1. Понятие об аддикции
2. Виды аддиктивной реализации
3. Деструктивная сущность аддиктивного поведения
4. Этапы формирования аддикции
5. Характерные черты аддиктивной личности
6. Влияние социума на формирование аддиктивных механизмов
7. Направленность профилактической деятельности в связи с проблемой аддиктивного поведения
Литература
Проявление родителями безразличия,
отвержения, враждебности, неуважения,
предъявление завышенных требований,
подвержение ребенка
В формировании аддиктивных
механизмов родительское программирование
имеет большое значение. По Э. Берну
«Сценарий – это постоянно
развертывающийся жизненный план, который
формируется… …еще в раннем детстве
в основном под влиянием родителей.
Этот психологический импульс с
большой силой толкает человека
вперед, навстречу судьбе, и очень
часто независимо от его сопротивления
или свободного выбора». По сценарию
человек наследует не только заболевания,
но и способ взаимодействия со средой.
Поэтому если родителям свойственно
испытывать страх перед реальностью
и искать утешения и защиты в ощущениях,
достигаемых в контакте с аддиктивными
агентами, то и дети унаследуют и
этот страх и способ защиты –
уход от реальности. В выборе аддиктивных
агентов ребенок может пойти
по линии родителей или найти
свои средства. Совсем не обязательно,
например, что, если один или оба
родителя алкоголики, то ребенок не
избежит участи родителей. Сильнее
может оказаться антисценарий. (Один
из реальных случаев: сын алкоголика
выбирает профессию врача-нарколога).
Но «алкоголизм родителей
Особого внимания заслуживает проблема созависимости. Семьи с аддиктивными родителями продуцируют людей двух типов: аддиктов и тех, кто заботится об аддиктах. Такое семейное воспитание создает определенную семейную судьбу, которая выражается в том, что дети из этих семей становятся аддиктами, женятся на определенных людях, которые заботятся о них или женятся на аддиктах, становятся теми, кто о них заботится (формирование генерационного цикла аддикции).
Члены семьи обучаются языку аддикции. когда приходит время образовывать собственные семьи, они ищут людей, которые говорят с ними на одном аддиктивном языке. Такой поиск соответствующих людей происходит не на уровне сознания. Он отражает более глубокий эмоциональный уровень, т. к. эти люди опознают то, что им нужно. Родители обучают детей своим стилям жизни в системе логики, которая соответствует аддиктивному миру. Этому способствует эмоциональная нестабильность.
Важен анализ особенностей людей,
находящихся в близких
Также, как аддикт приобретает
сверхозабоченность аддиктивным агентом,
также созависимый человек всё
больше фокусируется на аддикте, его
поведении, употреблении им аддиктивного
агента и т.д. Этот соаддикт изменяет
своё собственное поведение в
ответ на стиль жизни аддикта.
Изменение поведения может
комплекс отсутствия честности (отрицание проблем, проекция проблем на кого-то, изменение мышления настолько выражено, что оно носит характер сверхценных образований);
неспособность распоряжаться своими эмоциями здоровым образом (неспособность выразить свои эмоции, постоянное подавление эмоций, замороженные чувства, отсутствие контакта с собственными чувствами, фиксация на какой-то одной эмоции (обида, месть и т.д.) и неумение отвлечься от неё);
навязчивое мышление (прибегание
к формально-логическому
создание формулы и подчинение всего этой формуле);
дуалистическое мышление (да или нет без нюансов)
перфекционизм;
внешняя референция (направленность на других);
низкая самооценка вследствие последнего;
стремление произвести впечатление, создать впечатление, управлять впечатлениями, основанными на чувстве стыда;
постоянная тревожность и страх;
ригидность;
частые депрессии и т.д.
Созависимые вынуждены зависеть от других, чтобы доказать свою значимость. Их главные цели: определить чего хотят другие люди и дать им то, чего они хотят. В этом успех созависимых. Они не представляют себе жизни наедине с собой. Созависимые стараются манипулировать и контролировать ситуацию. Они стараются сделать себя незаменимыми. Они нуждаются в том, чтобы в них нуждались. Часто берут на себя роль мучеников, страдальцев. Страдают ради того, чтобы скрыть проблему для блага людей. Созависимые спасают аддиктов от наказания, скрывают происходящее, как будто ничего не происходит, тем самым лишая аддикта всякой ответственности за своё поведение.
Поведенческие стратегии созависимых лиц способствующие развитию аддиктивного процесса:
чувство чрезмерной лояльности к аддикту;
желание (искреннее) справиться
с трудностями поведения
своеобразное чувство ответственности за то, что у кого-то развилась аддикция; (на интуитивном уровне созависимые это понимают, и в какой-то степени они правы);
стремление сохранить положение, впечатление о семье в обществе, респектабельность, предотвратить опасные ситуации (угрозу ухудшения социального положения из-за аддикции одного из членов семьи);
желание не разрушать семью;
желание смягчить агрессию аддикта;
давление других людей (родственников, знакомых);
избегание помощи извне (психологической, медицинской, и др.);
отсутствие осознания болезни, характера ситуации;
подсознательное желание
быть незаменимым, необходимым для
аддикта (это желание может
Образование. Большое влияние на повседневную жизнь и перспективы развития взрослеющего человека оказывает школа. На школу возлагаются важнейшие функции: передача знаний, культурных и нравственных ценностей, помощь в социальной адаптации и выработке адекватного социального поведения, содействие личностному росту. Но не всегда школа выполняет свои функции. Более того, некоторые образовательные системы и подходы могут способствовать формированию и укреплению аддиктивных механизмов. Традиционное образование само несет на себе аддиктивные черты – черты, направленные на разотождествление с действительностью. Прежде всего, это проявляется в подаче учебного материала вне интеграции с реальным миром, ориентированности на приоритетность знания учебных предметов, в акцентировании полезности знаний в контрасте с непредсказуемостью межличностных отношений. Нивелирование значимости межличностных отношений может происходить и из-за того, что школьников нацеливают на всепоглощающий учебный труд, который активно подкрепляется и поощряется. Загруженность учебной деятельностью и, порой, безграничное стремление педагогов и родителей занять детей настолько, чтобы у них не оставалось времени на «всякие глупости» (по мнению взрослых), приводят к тому, что у детей не остается времени, чтобы принадлежать самим себе, играть, общаться со сверстниками. Вместо того, чтобы происходило разумное знакомство с реальностью, происходит отрыв от реальности. Дети таким образом отвлечены от собственных ощущений, осознанных и неосознанных потребностей, от самопознания в самом широком смысле этого слова. Так постепенно формируется неумение жить «здесь и сейчас». Не приобретя необходимого опыта столкновения с реальностью, при случайных и закономерных встречах с проблемами реального мира, ребенок оказывается беспомощным. Трудности становятся не ступенями развития, а явлениями, сопряженными со страхом, неуверенностью и дискомфортом, чего хочется избежать любыми средствами. Фрустрация наступает не только потому, что возникла проблема, но и потому, что появляется необходимость принять решение, сделать выбор, взять на себя ответственность за случившееся и за последствия.
Школа не только не препятствует
односторонней фиксации на учебной
деятельности или отдельных ее видах,
но может сама провоцировать эту
фиксацию, подкреплять ее как желаемую
и одобряемую деятельность. Нередки
случаи, когда бывшие отличники, одаренные
дети, становясь взрослыми, но сохранив
привычную стратегию избегания
и поиска ощущений, выбирают такие
тяжелые формы аддиктивного поведения
как алкоголизм или наркомания. Сейчас
некоторые образовательные
Познание реальности осложняется для детей и тем, что в образовательных учреждениях не хватает специалистов, способных грамотно, открыто, без иронии, ханжества и лицемерия вести с детьми беседы на те темы, которые представляют для них жизненно важный интерес, но которые обращены взрослыми в «зоны повышенной секретности».
Идея о дифференцированном
подходе в образовании часто
находит свое применение в одностороннем
виде, когда дифференцированный подход
ограничивается индивидуальным подходом
к общеучебным умениям и уровню
обученности. В этом случае за рамками
образовательного процесса остается личностный
аспект. Эта ограниченность начинает
проявляться уже при приеме в
начальную школу, где детям на
предварительных собеседованиях предлагается
пройти стандартизированное
Во многих школах знания,
главным образом, транслируются. Параллельно
с трансляцией знаний транслируются
взгляды, убеждения, способы взаимодействия
с миром, которые, к сожалению, могут
представлять из себя негибкие, застывшие
и несоответствующие настоящему
моменту паттерны. Недобрую службу
может сослужить авторитет
Важную роль в образовательном
процессе играет личность педагога. Профессия
педагога, к сожалению, может внести
свой вклад в деформацию личности
человека, избравшего для себя эту
специальность. И такая деформированная
личность, транслируя знания, транслирует
и часть своей деформации. Говоря
о профессиональной деформации, мы
имеем в виду полную идентификацию
с профессией, когда утрачиваются
личностные черты. Учительские стратегии
переносятся в сферу
Средства массовой информации. Не менее важным институтом социализации являются средства массовой информации. Их заслуга велика во многих сферах общественной жизни: культуре, политике, экономике, образовании и воспитании и др. Но вместе с тем, они вносят свой вклад в отрыв людей от реальности, предлагая целую индустрию ощущений взамен полноценным взаимоотношениям, дают готовые образцы мыслей и поступков. «…существует угроза избыточного, всеядного потребления телевизионной и прочей массовой культуры, отрицательно сказывающегося на развитии творческих позиций, индивидуальности и социальной активности личности».