Профилактика суицидального поведения в старшем школьном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 13:46, реферат

Описание

Социологи рассматривают самоубийство как барометр социального напряжения. Психологи интерпретируют его как реакцию давления на личность. Однако и те и другие согласны, что самоубийство возникает, если у человека появляется чувство отсутствия приемлемого пути к достойному существованию. Вместе с тем далеко не каждый, у кого нарушены связи с обществом или возникли неудачи на работе, становится жертвой самоубийства. Не существует какой-либо одной причины, из-за которой человек лишает себя жизни. Предрасполагающие факторы также различаются однако не выявлено какого-то единого причинного фактора суицида.

Работа состоит из  1 файл

для курсовой.docx

— 124.21 Кб (Скачать документ)

Если в первые дни осужденных проявляет активность в поисках сочувствия и помощи извне, т.е. от кого-либо, то в последующем эта активность заметно снижена, хотя потребность в помощи остается высокой.

В рассматриваемом периоде  возникает чувство, что жизнь  не имеет будущего, что в ней  есть только прошлое.

Жизнь воспринимается только ретроспективно. Человек пытается найти  утешение в воспоминаниях о приятных, счастливых моментах в своей жизни, но эти воспоминания, как правило, только отягощают восприятие настоящего. Иногда вся пережитая жизнь воспринимается как бесконечная череда провалов и неудач.

На высоте предиспозиционной фазы появляются симптомы дисперсонолизации, неопределенное чувство внутренней измененности, отчужденности, переживание какой-то «неестественности» окружающего, его непонятности и враждебности. Возникает ощущение внутренней пустоты и бессмысленности существования («Жить не стоит», «Устал от такой жизни», «Никакого просвета»), при этом мысли о собственной смерти, как правило, носят налет теоретизирования без какого-либо желания умереть.

2. Суицидальная фаза. Продолжительные, но неудачные попытки практически преобразовать психотравмирующую ситуацию приводят человека к тому, что все его ресурсы и резервы оказываются почти исчерпанными. Поражения и неудачи влекут за собой снижение самооценки, изменяют позитивное отношение к себе, приводят к мыслям о собственной несостоятельности, порождая внутренний конфликт «неприятия самого себя», «самоотрицание». На фоне эмоционально подавленного состояния возникает «сужение сознания», оно концентрируется лишь на негативных аспектах ситуации. В результате человек оказывается неспособным воспринимать то, что смогло бы помочь ему в разрешении проблемы.

По мере того как исчерпываются  все известные варианты разрешения ситуации, возникает ощущение беспомощности  перед лицом трудностей.

Измененным кажется также  течение времени, его мучительное  замедление, ощущение того, что «этот  кошмар никогда не кончится. Никогда!»

Появляются нестойкие, сначала  диффузные суицидальные мысли («Я что-нибудь с собой сделаю», «Повеситься, что  ли?), а позднее и суицидальные замыслы – разработка плана самоубийства, обдумывание способа, «примеривание к нему».

Принятию решения о  самоубийстве обычно способствует дополнительная психотравма, которая еще более убеждает осужденного в неизбежности катастрофы. Причем сила ее может быть совершенно незначительной (не вовремя отданное, но важное для человека письмо, несправедливое, по его мнению, наказание и т.п.). Однако само принятие такого решения свидетельствует о переживании необычайной глубины и силы.

Положение усугубляется тем , что в ИУ среди спецконтингента не принято (более того – категорически не приветствуется) без чей-либо конкретной просьбы оказывать моральную поддержку. «Лезть в душу», по «зоновским» критериям, считается, по меньшей мере, нетактичным.

Характерными особенностями  поведения осужденных в этот период являются: замкнутость, стремление к  уединению вплоть до полной изоляции, утрата интереса к окружающему, эмоциональная  заторможенность, неадекватные действия и высказывания. В этот момент осужденными  могут быть совершены любые дисциплинарные поступки, за которые можно быть переведенным в ПКТ, водворенным  в ШИЗО. Все это делается с целью  найти уединение.

Вместе с тем отмечаются и другие формы поведения: расчетливость, решительность, хладнокровие («зловещее  спокойствие») и даже агрессивность. С большим постоянством отмечается расстройство сна, аппетита, повышенная утомляемость, чувство бессилия, снижение работоспособности.

Суицидальный период заканчивается  непосредственно суицидальным актом  – самоубийством или покушением на него.

1.8 Самоубийства  лиц с психопатическими расстройствами  

 

Суициды психически больных  составляют лишь около 20% от общего числа  случаев. Э. Дюркгейм создал следующую  классификацию самоубийств, совершаемых  психически больными людьми:

1. Маниакальное самоубийство. Этот вид самоубийства присущ  людям, страдающим галлюцинациями  или бредовыми идеями. Больной  убивает себя, для того чтобы  избегнуть воображаемой опасности  или позора, или же действует,  как бы повинуясь таинственному  приказанию, полученному им свыше,  и т.д.

2. Самоубийство меланхоликов. Этот вид самоубийства встречается  у людей, находящихся в состоянии  упадка духа, глубочайшей скорби; в таком состоянии человек  не может вполне здраво определить  свое отношение к окружающим  его лицам и предметам. Его  не привлекают никакие удовольствия, все рисуется ему в черном  свете, жизнь представляется утомительной  и безрадостной. Ввиду того, что  такое состояние не прекращается  ни на минуту у больного  начинает просыпаться неотступная  мысль о самоубийстве. Мысль эта  крепко фиксируется в его мозгу,  и определяющие ее общие мотивы  остаются неизвестными.

3. Самоубийство одержимых  навязчивыми идеями. В этом состоянии  самоубийство не обусловливается  никакими мотивами - ни реальными,  ни воображаемыми, а только  навязчивой мыслью о смерти, которая  без всякой видимой причины всецело владеет умом больного. Он одержим желанием покончить с собой, хотя прекрасно знает, что для этого никакого разумного повода. Это инстинктивное желание не подчиняется никаким размышлениям и рассуждениям.

4. Автоматическое и импульсивное  самоубийство. Этот вид самоубийства  также мало мотивирован, как  и предыдущий; не в действительности, ни в воображении больного  для него нет никакого основания.  Разница между ним и предыдущим  видом заключается в том, что  вместо того, чтобы быть результатом  навязчивой идеи, которая более  или менее долгое время преследует  больного и лишь постепенно  овладевает его волей, этот  вид самоубийства проистекает  от внезапного и непобедимого  импульса. Мысль в одно мгновение  созревает до конца и вызывает  самоубийство или, по крайней  мере, толкает больного на ряд  предварительных действий.

1.9 Суицидологические теории 

 

Основателем суицидологии был Эмиль Дюркгейм. Его работа «Самоубийство» (1897) дала толчок новым изысканиям, и уже в начале XX века появилось целых три школы суицидологии: социологическая (то есть собственно дюркгеймовская), антропологическая (выводящая суицидальность из аномалий в строении и развитии организма) и психиатрическая.

Затем школ стало больше —  прибавились психоаналитическая, биохимическая (сделавшая главными виновниками гены и гормоны), макроприродная (которая искала причину в расположении планет, воздействии окружающей среды, географических условиях и т.д.).

Эмиль Дюркгейм сводит всю  совокупность мотиваций суицида  к пагубному воздействию социальной среды и происходящих внутри нее  процессов. Индивид не убивает себя — происходит убийство, совершаемое  обществом. Основатель суицидологии выделяет всего три типа самоубийства: эгоистическое, альтруистическое и анемичное о которых было написано выше. Законы Дюркгейма гласят, что уровень самоубийств в популяции напрямую связан с ее степенью сплоченности: суицидальная статистика изменяется обратно пропорционально степени семейной, религиозной и политической интеграции. Последователи Дюркгейма усовершенствовали социологическую суицидологию, открыли множество новых закономерностей, связывающих уровень самоубийств с общественными процессами, вывели сложные формулы, позволяющие прогнозировать, а стало быть, и смягчать суицидные всплески.

В статье З. Фрейда “Печаль  и меланхолия” (1910) автор анализирует  суицид на основании представлений  о существовании в человеке двух основных влечений: Эроса – инстинкта  жизни и Танатоса – инстинкта смерти. Человеческая жизнь является полем битвы между ними. По Фрейду, суицид и убийство являются проявлением разрушительного влияния Танатоса, то есть агрессией. Различие состоит в ее направленности на себя или на других. Совершая аутоагрессивный поступок, человек убивает в себе интроецированный объект любви, к которому испытывает амбивалентные чувства.

Последователь школы психоанализа, американский ученый Карл Меннингер развил представления З. Фрейда о суициде, исследовав их глубинные мотивы. Он выделил 3 основные составляющие суицидального поведения:

1.         Желание убить; суициденты, будучи в большинстве случаев инфантильными личностями, реагируют яростью на помехи или препятствия, стоящие на пути реализации их желаний;

2.         Желание быть убитым; если убийство является крайней формой агрессии, то суицид представляет собой высшую степень подчинения: человек не может выдержать укоров совести и страданий из-за нарушения моральных норм и потому видит искупление вины лишь в прекращении жизни;

3.         Желание умереть; оно является распространенным среди людей, склонных подвергать свою жизнь необоснованному риску, а также среди больных, считающих смерть единственным лекарством от телесных и душевных мучений.

Карл Густав Юнг, касаясь  проблемы самоубийства, указывал на бессознательное  стремление человека к духовному  перерождению, которое может стать  важной причиной смерти от собственных  рук. Это стремление обусловлено  актуализацией архетипа коллективного  бессознательного, принимающего различные  формы.

Э. Шнейдман внес огромный вклад в суицидологию, являясь представителем феноменологического направления. Он впервые описал признаки, которые свидетельствуют о приближении возможного самоубийства, назвав их “ключами к суициду”. Э. Шнейдманом описаны и выделены общие черты, характерные для всех суицидов:

1. Общей целью для суицида  является поиск решения. Суицид  никогда не бывает бессмысленным  или бесцельным. Он является решением  проблемы, брошенного кому-то вызова, выходом из психологического  кризиса или невыносимой ситуации. [42, стр. 354] Шнейдман указывает на то, что суицид в этот момент является единственным для человека ответом на вопрос "как из всего этого выбраться". Он говорит, что для того, чтобы понять причины самоубийства, нужно знать проблемы, для решения которых он предназначен.

2. Общей задачей суицида  является прекращение сознания. Суицид одновременно является  одновременно движением к чему-то  и бегством от чего-то; то, к  чему движется человек, общая  практическая задача суицида  состоит в полном прекращении  сознания невыносимой душевной  боли как решении актуальных  болезненных жизненных проблем.

3. Общим стимулом суицида  является невыносимая психическая  боль. Душевная боль – это то, от чего человек стремится  убежать. Никто не совершает  суицид от радости: его не  может вызвать состояние блаженства. В данном случае речь идет  именно о психической боли, метаболии,  от ощущения боли.

4. Общим стрессом при  суициде являются фрустрированные психологические потребности. Любое самоубийство на основании логических предпосылок, образа мышления и сосредоточенности на определенном круге проблем кажется логичным человеку, который его совершает – как реакция на фрустрированные психологические потребности человека. Суицид совершается прежде всего из-за нереализованных потребностей.

5. Общей суицидальной эмоцией  является беспомощность-безнадежность.  Эта безнадежность-беспомощность  проявляется в смятении и тревоге.  Человек приходит к выводу, что  он не состоятелен, что он  не может решить свою другим способом, кроме самоубийства.

6. Общим внутренним отношением  к суициду является амбивалентность.  Амбивалентность является наиболее  характерным отношением человека  суициду: он чувствует потребность  совершить его и одновременно  желает спасение и вмешательство  других.

7. Общим состоянием психики  при суициде является сужение  когнитивной сферы. Суицид можно  охарактеризовать как преходящее  аффективное сужение сознания  с ограничением использования  интеллектуальных возможностей. У  человека резко ограничены варианты  поведения, в любой ситуации  он приходит к двум вариантам:  либо ситуация разрешается чудесным  образом, либо прекращается само  сознание.

8. Общим действием при  суициде является бегство (эгрессия). Суицид является предельным, окончательным бегством

9. Общим коммуникативным  действием при суициде является  сообщение о своем намерении.  Люди сознательно или безотчетно  подают сигналы бедствия, жалуются  на беспомощность, взывают о  помощи, ищут возможности спасения.

10. Общей закономерностью  является соответствие суицидального  поведения общему стилю (паттернам)  поведения в течение жизни.

Н. Фарбероу создал концепцию саморазрушающего поведения человека. Его подход позволил более широко взглянуть на проблему, имея в виду не только завершенные самоубийства, но и другие формы аутоагрессивного поведения: алкоголизм, токсикоманию, неоправданную склонность к риску и т.д. [28. стр. 237]

«Быть человеком - означает ощущать  свою неполноценность». Этот тезис  является основным положением «индивидуальной  психологии» Альфреда Адлера. Стремление разрешить определенные жизненные  проблемы побуждает людей к преодолению  своей неполноценности. Но, если некоторым  индивидам это не удается, они  начинают испытывать потребность уничтожить окружающих. Суицид в этом контексте  становится скрытой атакой на других людей. Посредством саморазрушения человек стремится вызвать сочувствие к себе и осуждение тех, кто  ответственен за его сниженную самооценку.

Информация о работе Профилактика суицидального поведения в старшем школьном возрасте