Профилактика суицидального поведения в старшем школьном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 13:46, реферат

Описание

Социологи рассматривают самоубийство как барометр социального напряжения. Психологи интерпретируют его как реакцию давления на личность. Однако и те и другие согласны, что самоубийство возникает, если у человека появляется чувство отсутствия приемлемого пути к достойному существованию. Вместе с тем далеко не каждый, у кого нарушены связи с обществом или возникли неудачи на работе, становится жертвой самоубийства. Не существует какой-либо одной причины, из-за которой человек лишает себя жизни. Предрасполагающие факторы также различаются однако не выявлено какого-то единого причинного фактора суицида.

Работа состоит из  1 файл

для курсовой.docx

— 124.21 Кб (Скачать документ)

Карен Хорни считала, что если бы детям обеспечили окружение, свободное от тревоги, то они бы росли и процветали. Однако культура, религия, политика и другие общественные силы вступают в сговор с целью искажения развития личности ребенка. Чувствуя себя в опасном окружении, дети рассматривают мир как враждебную среду для жизни. Это вызывает у них появление описанной Хорни «основной тревоги». Суицид может возникнуть как следствие детской зависимости, глубоко укоренившихся чувств неполноценности или того, что Хорни называет «идеализированным образом», имеющимся у человека о самом себе. Самоубийство может быть также «суицидом исполнения», из-за возникновения у человека чувства несоответствия стандартам, ожидаемым обществом. В соответствии со взглядами Хорни, суицид является результатом сочетания внутренних характеристик личности и факторов окружающей среды.

Теория Мориса Фарбера:

Закон Фарбера звучит так: Частота самоубийств в популяции  прямо пропорциональна количеству индивидов, отличающихся повышенной ранимостью, и масштабу лишений, характерных  для этой популяции.

В виде общей формулы эта  закономерность предстает как: 

 

S = f (V,D)

Где S – вероятность самоубийства;

f – функция;

V – повышенная ранимость  (vulnerability);

D – масштаб общественных  лишений (deprivation);

Таким образом, эта концепция  вбирает в себя из теории Дюркгейма  социологическую переменную D, а  из теории психоанализа – личностную переменную V.

Наиболее вероятен суицидальный исход, когда легко ранимый человек оказывается в экстремальном положении (V=maximum, D=maximum).

Часты случаи суицида и  тогда, когда человек с достаточно устойчивой психикой оказывается в  невыносимо тяжелой общественной ситуации (V=0, D=maximum). Фарбер приводит пример скачкообразного возрастания D: после того, как Берлин в одну ночь был поделен надвое (13 августа 1961 г.), уровень самоубийств в восточном секторе увеличился в 25 раз, хотя величина V, разумеется осталась неизменной. Если же величина V очень велика, то для побуждения к самоубийству объективных лишений может и не понадобиться (V=maximum, D=0).

Теория Фарбера однако помимо положительных моментов имеет и свои недостатки, например, она не учитывает влияние наследственности. [39, стр. 165-166]

1.10 Статистика  самоубийств в России и зарубежных  странах

По официальной статистике, каждый год кончают жизнь самоубийством 1 100 000 человек. Среди них:

350 тысяч китайцев

110 тысяч индийцев

55 тысяч русских

31 тысяча американцев

30 тысяч японцев

12 тысяч украинцев

10 тысяч французов


В официальную статистику самоубийств попадают только явные  случаи суицида, поэтому число реальных самоубийств значительно превосходит  официальные цифры - считается, что ежегодно в мире кончают с собой более 4 000 000 человек. По мнению судебных экспертов, причиной большинства так называемых "смертей от несчастного случая" (передозировка лекарственных препаратов, аварии на дорогах, падение с высоты и т.д.) на самом деле являются суициды.

19 000 000 человек ежегодно совершают неудачные попытки самоубийства..

Только один из четырех (24%) тех, кто совершил попытку самоубийства и остался жив, соприкасается с профессиональной системой здравоохранения.

Число законченных самоубийств среди мужчин в среднем в 4 раза больше, чем женщин - этот показатель может сильно отличаться в разных странах.

С возрастом (65-85 лет) это соотношение  увеличивается до 6-9. С другой стороны - женщины пытаются покончить с  собой в 4 раза чаще, чем мужчины, но выбирают "щадящие" способы, которые значительно реже приводят к смерти.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) делит все страны по показателю суицида на три группы. По итогам 2007 года отмечен...

Высокий и очень  высокий уровень самоубийств (свыше 20 человек на 100 тыс. населения):

Литва

42

Белоруссия

37

Россия

36

Казахстан

30

Венгрия

28.5

Латвия

26

Украина

25

Япония

24


 

 

Средний уровень  самоубийств (от 10 до 20 человек на 100 тысяч населения):

Франция

18

Молдова

17

Китай

14

Германия

13

Канада

12

Австралия

11.5

США

11


 

 

 

Низкий уровень  самоубийств (до 10 человек в год на 100 тысяч населения):

Италия

7

Англия

7

Израиль

6

Греция

3

Грузия

2

Армения

2

Азербайджан

1


Меньше всего суицидов совершается в Египте, на Гаити  и Ямайке - в этих странах уровень  самоубийств близок к нулю.

Время:

- Первая половина дня  – 32%, вторая половина – 44%, ночь – 24%.

Прослеживается связь числа самоубийств с возрастом

Существуют этнические группы, предрасположенные к суициду. К примеру, среди угро-финской группы (будь то жители Удмуртии, Венгрии или Финляндии, неважно) очень высокий уровень самоубийств, что видно из графика для Венгрии.

Суицидальный риск для различных профессий (оцениваемый в баллах от 1 до 10) выглядит так: на первом месте музыкант (8,5 балла), далее следуют медсестра (8,2); зубной врач (8,2); финансист (7,2); психиатр (7,2). Замыкают список библиотекарь (3,2) и продавец (2,1).

Семейное положение. По статистике, состоящие в браке кончают с собой значительно реже, нежели холостые или разведенные. Высокий уровень самоубийств у тех, кто потерял партнера - они кончают с собой в три раза чаще, чем семейные.

Группы риска. Существует прямая зависимость между суицидом и потерей социального статуса - то, что называют "комплексом короля Лира". Так, высокий уровень самоубийств среди демобилизованных офицеров, молодых солдат, людей, взятых под стражу, недавних пенсионеров. Самые высокие показатели самоубийств отмечены среди наркоманов, инвалидов, психически больных, а также хронические алкоголики. Алкоголики совершают около трети всех законченных самоубийств и четверть всех попыток всех самоубийств.

Прощальные записки оставляют 44% самоубийц. Они адресованы:

«всем» - 20%, близким – 12%, начальникам  – 8%, никому – 4%.

Общественные катаклизмы оказывают непосредственное влияние на число суицидов. Например, после возведения Берлинской стены уровень самоубийств в восточном секторе увеличился в 25 раз. Экономические кризисы влияют не только на материальное, но и на психическое состояние. В этой ситуации будущее кажется крайне неопределенным, а самоубийство - единственным приемлемым решением.

Около 80% самоубийц предварительно дают знать о своих намерениях окружающим, хотя способы сообщения  об этом могут быть завуалированы.

У 6% покончивших с собой, один из родителей был самоубийцей.

12% после неудачной попытки  суицида в течение двух лет  повторяют ее и достигают желаемого. 80% покончивших с собой, пытались  сделать это в прошлом по крайней мере однажды. [43]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Один из пиков суицидальной активности - пик молодости: молодые составляют одну треть самоубийц. Психологи отмечают, что среди подростков в возрасте 13 лет суицидальное поведение наблюдается редко, а с возраста 14-15 лет суицидальная активность возрастает, достигая максимума среди подростков 16-19лет. В России рост суицидальных попыток ежегодно составляет 1-2%. Тысячи детей ежегодно предпочитают жизни смерть, за последнее десятилетие рост детских самоубийств составил 100 процентов. Сравнение числа попыток с числом самоубийств показывает, что из 15 попыток суицидом заканчиваются одна-две. Более трети молодых людей (34%) повторяют эти попытки - с каждой следующей риск смертельного исхода увеличивается. Отмечено, что лишь в 10% случаев имеется истинное желание покончить с собой, а в 90% суицидальное поведение подростков - это крик о помощи. Не случайно 80% таких попыток предпринимается в дневное или вечернее время - крик этот адресован прежде всего к близким людям! 
 
Причиной суицида подростка, чаще всего, является длительная конфликтная ситуация в семье. Лишь 30% самоубийств можно объяснить депрессией или психическим расстройством. Около половины подростков, совершивших попытки самоубийства, выросли в семьях, в которых один из родителей либо умер, либо покинул семью.  
 
В то же время одним из сильных антисуицидальных факторов, удерживающих молодых в жизни, являютсяотношения с родителями. Если отношения строятся на доверительной основе, в них проявляется диалогичность, если родители относятся к своему ребёнку как к партнёру, то, как правило, в таких случаях формируются внутренние защитные механизмы, предохраняющие юношу от суицидального поведения. 
 
“Школьные причины” суицидального поведения обычно связаны с отношениями с учителями и администрацией школы. К сожалению, нередко именно в школе формируются такие важные социальные запросы подростка, как: потребность в положительной оценке значимых для него взрослых; потребность в самоуважении; потребность в общении. 
 
Отношения со сверстниками (особенно противоположного пола) являются весьма значимым фактором суицидального поведения подростков. Одним из объяснений важности этих отношений служит чрезмерная зависимость от другого человека, возникающая обычно в качестве компенсации плохих отношений со своими родителями. Бывает, что отношения с другом или подругой становятся столь значимыми и эмоционально необходимыми (по типу “я не могу жить без тебя”), что любое охлаждение привязанности, а тем более, измена, уход к другому воспринимаются либо как унижение чувства собственного достоинства, либо как невосполнимая утрата, лишающая смысла дальнейшую жизнь. 
 
Одной из причин выбора суицидального способа решения проблем, носящих возрастной характер, является неадекватное отношение к смерти, и корни такого отношения кроются ещё в раннем детстве. Опрос детей-суицидентов показал, что, чаще всего дети относятся к смерти как к длительному отсутствию или долгой болезни. В их сознании смерть имеет обратимый характер – “когда-нибудь она закончится и я обязательно вернусь”. 
 
Особенностью детского понимания смерти является и двойственность смерти и бытия. В сознании ребёнка происходит как бы раздвоение личности: с одной стороны, он видит себя в гробу, горько оплакиваемого родственниками, с другой стороны, предполагает, что может быть свидетелем собственных похорон. Свою “временную” гибель, ограниченный во времени уход из жизни ребёнок воспринимает как средство воздействия на значимых близких (родителей, бабушку, сестру, и др.): “они поймут, как мне было плохо, как они жестоко со мной обращались, а потом вернусь, и наступит замечательная жизнь”. 
 
Средний подростковый возраст характеризуется наличием философичной интоксикации: подросток постоянно рассуждает о смысле жизни и смерти, высказывает мысли, свидетельствующие о пассивном согласии на смерть 
 
“Кто-то умер.  
 
Мне музыка слышится. 
 
Под окном не меня ли несут? 
 
Не моя ль голова колышется по дороге на Страшный суд?” 
 
Это стихи 14-летнего мальчика. К концу подросткового периода у ребёнка, как правило, формируется адекватное представление о смерти и вопрос об истинности суицида решается так же, как и у взрослых людей. 
 
Подросткам и молодёжи свойственна повышенная внушаемость в силу которой возможны суициды и при наличии ближайшего окружения. Имеют место суицидальные попытки вдвоём-втроём, нередки “хвосты” суицидов в школе. Сильные переживания вызывают у детей и подростков самоубийство брата или сестры (сиблинг). Родители настолько поглощены горем, что не замечают других своих детей, которые тоже страдают, и, в целях привлечения внимания родителей, могут повторить суицидальный поступок брата (сестры). 
 
Известно, что в 1925 году, когда заговорили, что повесился С. Есенин, волна самоубийств прокатилась в молодёжной среде. Уход из жизни известной американской актрисы Мерилин Монро вызвал волну самоубийств в США. Именно эти и подробные факты подчёркивают суицидологи, говоря о том, какнежелательно раздувание в печати подробностей смерти кумиров молодёжи. 
 
Провоцирующее воздействие могут оказать и средства массовой информации. Когда погиб певец Виктор Цой, Александр Невзоров сообщил о том, что в Петербурге возросло количество суицидов среди девушек. После этого сообщения количество таких самоубийств действительно выросло в несколько раз и приняло форму эпидемии. 
 
Особые причины для суицидального поведения существуют и в студенческой среде. Многие студенты - это мигранты с присущими им характеристиками: свободой межличностных отношений в любви, свободой поведения. Ещё с подросткового возраста они сохраняют тягу к группированию со сверстниками, с которыми проводят всё своё время. Результатом иногда становятся трудности в учении, в усвоении материала; порой возникают конфликты с деканатом и преподавателями. К этому может примешиваться невротическая симптоматика: частые головные боли, бессонница, пониженное настроение. Возможны трудности в коммунальном плане: неустроенность в общежитии, проблемы с жильём и т.п. Все эти факторы могут способствовать появлению суицидальных намерений и их реализации. Наиболее суицидоопасными являются ситуации, связанные с возникновением интимно-личностных проблем (отсутствие взаимности, разрыв отношений с другом-подругой, прерывание беременности, венерические болезни). 
 
Восприимчивость к психической травме повышают перенесённые ранее нервные потрясения, тяжелые заболевания, акцентуированный характер: повышенная обидчивость, тревожность, чувствительность, неуверенность, низкая самооценка, слабоволие, нерешительность, склонность к риску. 
 
Среди мотивов, объясняющих попытки самоубийства, подростки и психологи указывают попытки оказать влияние на других людей: «дать человеку понять, в каком ты отчаянии» — около 40% случаев, «заставить сожалеть человека, который плохое тобой обращался» — около 30%, «показать, как ты любишь другого» или «выяснить, любит ли другой тебя» — 25%, «призыв, чтобы пришла помощь от другого» — 18% случаев9
 
В современных условиях увеличивается разрыв между различными возрастными и социальными группами — это происходит из-за быстрого изменения культурных норм и эталонов поведения в различных общественных слоях, усиления влияния моды. Родителям, формирование личности которых происходило в условиях менее динамичного общества, очень сложно порой понять своих «свободомыслящих» детей. 
 

  1.  
    ^ Социально-коррекционная деятельность с лицами, 

 
склонными к суицидальному  поведению 
 
 
Подход к созданию программы социально-корректной помощи и использованию определенных техник и методов в работе с суицидоопасными ситуациями должен быть индивидуальным. Выбор зависит от знаний, умений, опыта работы, личных характеристик специалиста. 
 
При компетентном подходе специалист по социальной работе способен выявить суицидальное поведение человека и тем самым предпринять возможные меры по предотвращению совершения самоубийства. Поскольку работа с лицами, склонными к суицидальному поведению, является одним из наиболее сложных и ответственных направлений практической деятельности социального работника, необходим системный подход к его реализации. Для того чтобы модель социальной коррекции была продуктивной, необходимо исследовать суицидальное поведение, факторы и уровень суицидального риска для выявления социально-психологических детерминант суицидальных поступков, определения необходимого уровня профессиональной помощи и проведения профилактических мероприятий. 
 
Особого внимания заслуживают больные с психическими расстройствами личности (шизофрения) с риском суицидального поведения. Этот риск часто приходится на депрессивные моменты развития личности, имея при этом следующие характеристики: молодой возраст, хроническое рецидивирующее течение заболевания, высокий уровень притязаний, паническая реакция на болезнь, страх умственной дезинтеграции и ощущение перспективности будущего. 
 
При психотерапевтическом воздействии на этих больных следует сочетать эмоциональную поддержку со стремлением к эмпатическому восприятию и последующей коррекции не всегда осознаваемых психологических установок и фантазий, способствующих реализации суицидального поведения. 
 
Депрессия является расстройством, которое чаще всего предшествует суициду. Риск суицида возрастает в значительной степени, если больной составляет план и имеет средства его осуществления. К любому разговору на тему самоубийства и соответствующим действиям необходимо относиться серьезно. Это сигнал бедствия, зов о помощи, который указывает на конфликтную, безвыходную ситуацию. Необходимо обсудить с больным его переживания, проявить участие и понимание ощущения отчаяния и безвыходности; стремиться вызвать у больного доверие, чтобы он рассказал о своих проблемах, мыслях, настроении и возможных способах суицидальной попытки. 
 
Больные с суицидальными мыслями часто амбивалентны (противоречивы) в своих переживаниях, обсуждение этих переживаний приносит им значительное облегчение и может предупредить развитие у больного критического состояния. Надо быть готовым остаться с больным, как только у него начнет нарастать уровень тревоги и чувство внутреннего напряжения, обратиться к позитивным сторонам его личности. 
 
В случаях тяжелого суицидального кризиса следует обратиться к психиатру и добиться от больного обещания, что до встречи с психиатром он не будет действовать под влиянием чувств, не поговорив со специалистом по социальной работе. Такой разговор возлагает на него определенную ответственность за собственную безопасность и может облегчить тревогу и чувство внутренней напряженности. При высоком риске совершения суицида, при развитии острого психоза больной должен быть госпитализирован. 
 
Учитывая системный характер детерминации суицидального поведения, модель социально-психологической деятельности с лицами, склонными к такому поведению, должна включать профилактическую работу. Это необходимая мера превенции суицидоопасных состояний личности, использовать которую целесообразно в комплексе, включая мероприятия общего и специального плана.

Информация о работе Профилактика суицидального поведения в старшем школьном возрасте