Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 13:46, реферат
Социологи рассматривают самоубийство как барометр социального напряжения. Психологи интерпретируют его как реакцию давления на личность. Однако и те и другие согласны, что самоубийство возникает, если у человека появляется чувство отсутствия приемлемого пути к достойному существованию. Вместе с тем далеко не каждый, у кого нарушены связи с обществом или возникли неудачи на работе, становится жертвой самоубийства. Не существует какой-либо одной причины, из-за которой человек лишает себя жизни. Предрасполагающие факторы также различаются однако не выявлено какого-то единого причинного фактора суицида.
Карен Хорни считала, что если бы детям обеспечили окружение, свободное от тревоги, то они бы росли и процветали. Однако культура, религия, политика и другие общественные силы вступают в сговор с целью искажения развития личности ребенка. Чувствуя себя в опасном окружении, дети рассматривают мир как враждебную среду для жизни. Это вызывает у них появление описанной Хорни «основной тревоги». Суицид может возникнуть как следствие детской зависимости, глубоко укоренившихся чувств неполноценности или того, что Хорни называет «идеализированным образом», имеющимся у человека о самом себе. Самоубийство может быть также «суицидом исполнения», из-за возникновения у человека чувства несоответствия стандартам, ожидаемым обществом. В соответствии со взглядами Хорни, суицид является результатом сочетания внутренних характеристик личности и факторов окружающей среды.
Теория Мориса Фарбера:
Закон Фарбера звучит так:
Частота самоубийств в
В виде общей формулы эта закономерность предстает как:
S = f (V,D)
Где S – вероятность самоубийства;
f – функция;
V – повышенная ранимость (vulnerability);
D – масштаб общественных лишений (deprivation);
Таким образом, эта концепция вбирает в себя из теории Дюркгейма социологическую переменную D, а из теории психоанализа – личностную переменную V.
Наиболее вероятен суицидальный исход, когда легко ранимый человек оказывается в экстремальном положении (V=maximum, D=maximum).
Часты случаи суицида и тогда, когда человек с достаточно устойчивой психикой оказывается в невыносимо тяжелой общественной ситуации (V=0, D=maximum). Фарбер приводит пример скачкообразного возрастания D: после того, как Берлин в одну ночь был поделен надвое (13 августа 1961 г.), уровень самоубийств в восточном секторе увеличился в 25 раз, хотя величина V, разумеется осталась неизменной. Если же величина V очень велика, то для побуждения к самоубийству объективных лишений может и не понадобиться (V=maximum, D=0).
Теория Фарбера однако помимо положительных моментов имеет и свои недостатки, например, она не учитывает влияние наследственности. [39, стр. 165-166]
1.10 Статистика
самоубийств в России и
По официальной статистике,
каждый год кончают жизнь
|
350 тысяч китайцев |
|
110 тысяч индийцев |
|
55 тысяч русских |
|
31 тысяча американцев |
|
30 тысяч японцев |
|
12 тысяч украинцев |
|
10 тысяч французов |
В официальную статистику
самоубийств попадают только явные
случаи суицида, поэтому число реальных
самоубийств значительно
19 000 000 человек ежегодно совершают неудачные попытки самоубийства..
Только один из четырех (24%) тех, кто совершил попытку самоубийства и остался жив, соприкасается с профессиональной системой здравоохранения.
Число законченных самоубийств среди мужчин в среднем в 4 раза больше, чем женщин - этот показатель может сильно отличаться в разных странах.
С возрастом (65-85 лет) это соотношение увеличивается до 6-9. С другой стороны - женщины пытаются покончить с собой в 4 раза чаще, чем мужчины, но выбирают "щадящие" способы, которые значительно реже приводят к смерти.
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) делит все страны по показателю суицида на три группы. По итогам 2007 года отмечен...
Высокий и очень
высокий уровень самоубийств (
|
Литва |
42 |
|
Белоруссия |
37 |
|
Россия |
36 |
|
Казахстан |
30 |
|
Венгрия |
28.5 |
|
Латвия |
26 |
|
Украина |
25 |
|
Япония |
24 |
Средний уровень самоубийств (от 10 до 20 человек на 100 тысяч населения):
|
Франция |
18 |
|
Молдова |
17 |
|
Китай |
14 |
|
Германия |
13 |
|
Канада |
12 |
|
Австралия |
11.5 |
|
США |
11 |
Низкий уровень самоубийств (до 10 человек в год на 100 тысяч населения):
|
Италия |
7 |
|
Англия |
7 |
|
Израиль |
6 |
|
Греция |
3 |
|
Грузия |
2 |
|
Армения |
2 |
|
Азербайджан |
1 |
Меньше всего суицидов совершается в Египте, на Гаити и Ямайке - в этих странах уровень самоубийств близок к нулю.
Время:
- Первая половина дня – 32%, вторая половина – 44%, ночь – 24%.
Прослеживается связь числа самоубийств с возрастом
Существуют этнические группы, предрасположенные к суициду. К примеру, среди угро-финской группы (будь то жители Удмуртии, Венгрии или Финляндии, неважно) очень высокий уровень самоубийств, что видно из графика для Венгрии.
Суицидальный риск для различных профессий (оцениваемый в баллах от 1 до 10) выглядит так: на первом месте музыкант (8,5 балла), далее следуют медсестра (8,2); зубной врач (8,2); финансист (7,2); психиатр (7,2). Замыкают список библиотекарь (3,2) и продавец (2,1).
Семейное положение. По статистике, состоящие в браке кончают с собой значительно реже, нежели холостые или разведенные. Высокий уровень самоубийств у тех, кто потерял партнера - они кончают с собой в три раза чаще, чем семейные.
Группы риска. Существует прямая зависимость между суицидом и потерей социального статуса - то, что называют "комплексом короля Лира". Так, высокий уровень самоубийств среди демобилизованных офицеров, молодых солдат, людей, взятых под стражу, недавних пенсионеров. Самые высокие показатели самоубийств отмечены среди наркоманов, инвалидов, психически больных, а также хронические алкоголики. Алкоголики совершают около трети всех законченных самоубийств и четверть всех попыток всех самоубийств.
Прощальные записки оставляют 44% самоубийц. Они адресованы:
«всем» - 20%, близким – 12%, начальникам – 8%, никому – 4%.
Общественные катаклизмы оказыв
Около 80% самоубийц предварительно дают знать о своих намерениях окружающим, хотя способы сообщения об этом могут быть завуалированы.
У 6% покончивших с собой, один из родителей был самоубийцей.
12% после неудачной попытки
суицида в течение двух лет
повторяют ее и достигают
Один из пиков суицидальной
активности - пик молодости: молодые составляют одну треть
самоубийц. Психологи отмечают, что среди
подростков в возрасте 13 лет суицидальное
поведение наблюдается редко, а с возраста
14-15 лет суицидальная активность возрастает,
достигая максимума среди подростков 16-19лет. В России
рост суицидальных попыток ежегодно составляет
1-2%. Тысячи детей ежегодно предпочитают
жизни смерть, за последнее десятилетие
рост детских самоубийств составил 100
процентов. Сравнение числа попыток с
числом самоубийств показывает, что из 15 попыток суицидом
заканчиваются одна-две. Более трети
молодых людей (34%) повторяют эти попытки
- с каждой следующей риск смертельного
исхода увеличивается. Отмечено, что лишь
в 10% случаев имеется истинное желание
покончить с собой, а в 90% суицидальное
поведение подростков - это крик о помощи.
Не случайно 80% таких попыток предпринимается
в дневное или вечернее время -
крик этот адресован прежде всего к близким
людям!
Причиной суицида подростка, чаще всего,
является длительная
конфликтная ситуация в семье. Лишь
30% самоубийств можно объяснить депрессией
или психическим расстройством. Около
половины подростков, совершивших попытки
самоубийства, выросли в семьях, в которых
один из родителей либо умер, либо покинул
семью.
В то же время одним из сильных антисуицидальных
факторов, удерживающих молодых в жизни,
являютсяотношения
с родителями. Если отношения строятся
на доверительной основе, в них проявляется
диалогичность, если родители относятся
к своему ребёнку как к партнёру, то, как
правило, в таких случаях формируются
внутренние защитные механизмы, предохраняющие
юношу от суицидального поведения.
“Школьные
причины” суицидального поведения
обычно связаны с отношениями с учителями
и администрацией школы. К сожалению, нередко
именно в школе формируются такие важные
социальные запросы подростка, как: потребность
в положительной оценке значимых для него
взрослых; потребность в самоуважении;
потребность в общении.
Отношения
со сверстниками (особенно противоположного
пола) являются весьма значимым фактором
суицидального поведения подростков.
Одним из объяснений важности этих отношений
служит чрезмерная зависимость от другого
человека, возникающая обычно в качестве
компенсации плохих отношений со своими
родителями. Бывает, что отношения с другом
или подругой становятся столь значимыми
и эмоционально необходимыми (по типу
“я не могу жить без тебя”), что любое
охлаждение привязанности, а тем более,
измена, уход к другому воспринимаются
либо как унижение чувства собственного
достоинства, либо как невосполнимая утрата,
лишающая смысла дальнейшую жизнь.
Одной из причин выбора суицидального
способа решения проблем, носящих возрастной
характер, является неадекватное
отношение к смерти, и корни такого
отношения кроются ещё в раннем детстве.
Опрос детей-суицидентов показал, что,
чаще всего дети относятся к смерти как
к длительному отсутствию или долгой болезни.
В их сознании смерть имеет обратимый
характер – “когда-нибудь она закончится
и я обязательно вернусь”.
Особенностью детского понимания смерти
является и двойственность смерти и бытия.
В сознании ребёнка происходит как бы
раздвоение личности: с одной стороны,
он видит себя в гробу, горько оплакиваемого
родственниками, с другой стороны, предполагает,
что может быть свидетелем собственных
похорон. Свою “временную” гибель, ограниченный
во времени уход из жизни ребёнок воспринимает
как средство воздействия на значимых
близких (родителей, бабушку, сестру, и
др.): “они поймут, как мне было плохо, как
они жестоко со мной обращались, а потом
вернусь, и наступит замечательная жизнь”.
Средний подростковый возраст характеризуется
наличием философичной
интоксикации: подросток постоянно
рассуждает о смысле жизни и смерти, высказывает
мысли, свидетельствующие о пассивном
согласии на смерть
“Кто-то умер.
Мне музыка слышится.
Под окном не меня ли несут?
Не моя ль голова колышется по дороге на
Страшный суд?”
Это стихи 14-летнего мальчика. К концу
подросткового периода у ребёнка, как
правило, формируется адекватное представление
о смерти и вопрос об истинности суицида
решается так же, как и у взрослых людей.
Подросткам
и молодёжи свойственна повышенная внушаемость в
силу которой возможны суициды и при наличии
ближайшего окружения. Имеют место суицидальные
попытки вдвоём-втроём, нередки “хвосты”
суицидов в школе. Сильные переживания
вызывают у детей и подростков самоубийство
брата или сестры (сиблинг). Родители
настолько поглощены горем, что не замечают
других своих детей, которые тоже страдают,
и, в целях привлечения внимания родителей,
могут повторить суицидальный поступок
брата (сестры).
Известно, что в 1925 году, когда заговорили,
что повесился С. Есенин, волна самоубийств
прокатилась в молодёжной среде. Уход
из жизни известной американской актрисы
Мерилин Монро вызвал волну самоубийств
в США. Именно эти и подробные факты подчёркивают
суицидологи, говоря о том, какнежелательно
раздувание в печати подробностей смерти
кумиров молодёжи.
Провоцирующее воздействие могут оказать
и средства массовой информации. Когда
погиб певец Виктор Цой, Александр Невзоров
сообщил о том, что в Петербурге возросло
количество суицидов среди девушек. После
этого сообщения количество таких самоубийств
действительно выросло в несколько раз
и приняло форму эпидемии.
Особые причины для суицидального поведения
существуют и в студенческой среде. Многие
студенты - это мигранты с присущими им
характеристиками: свободой межличностных
отношений в любви, свободой поведения.
Ещё с подросткового возраста они сохраняют
тягу к группированию со сверстниками,
с которыми проводят всё своё время. Результатом
иногда становятся трудности в учении,
в усвоении материала; порой возникают
конфликты с деканатом и преподавателями.
К этому может примешиваться невротическая
симптоматика: частые головные боли, бессонница,
пониженное настроение. Возможны трудности
в коммунальном плане: неустроенность
в общежитии, проблемы с жильём и т.п. Все
эти факторы могут способствовать появлению
суицидальных намерений и их реализации.
Наиболее суицидоопасными являются ситуации,
связанные с возникновением интимно-личностных
проблем (отсутствие взаимности, разрыв
отношений с другом-подругой, прерывание
беременности, венерические болезни).
Восприимчивость
к психической травме повышают перенесённые
ранее нервные потрясения, тяжелые заболевания,
акцентуированный характер: повышенная
обидчивость, тревожность, чувствительность,
неуверенность, низкая самооценка, слабоволие,
нерешительность, склонность к риску.
Среди мотивов, объясняющих попытки самоубийства,
подростки и психологи указывают попытки
оказать влияние на других людей: «дать
человеку понять, в каком ты отчаянии»
— около 40% случаев, «заставить сожалеть
человека, который плохое тобой обращался»
— около 30%, «показать, как ты любишь другого»
или «выяснить, любит ли другой тебя» —
25%, «призыв, чтобы пришла помощь от другого»
— 18% случаев9.
В современных условиях увеличивается
разрыв между различными возрастными
и социальными группами — это происходит
из-за быстрого изменения культурных норм
и эталонов поведения в различных общественных
слоях, усиления влияния моды. Родителям,
формирование личности которых происходило
в условиях менее динамичного общества,
очень сложно порой понять своих «свободомыслящих»
детей.
склонными к суицидальному
поведению
Подход к созданию программы социально-корректной
помощи и использованию определенных
техник и методов в работе с суицидоопасными
ситуациями должен быть индивидуальным.
Выбор зависит от знаний, умений, опыта
работы, личных характеристик специалиста.
При компетентном подходе специалист
по социальной работе способен выявить
суицидальное поведение человека и тем
самым предпринять возможные меры по предотвращению
совершения самоубийства. Поскольку работа
с лицами, склонными к суицидальному поведению,
является одним из наиболее сложных и
ответственных направлений практической
деятельности социального работника,
необходим системный подход к его реализации.
Для того чтобы модель социальной коррекции
была продуктивной, необходимо исследовать
суицидальное поведение, факторы и уровень
суицидального риска для выявления социально-психологических
детерминант суицидальных поступков,
определения необходимого уровня профессиональной
помощи и проведения профилактических
мероприятий.
Особого внимания заслуживают больные
с психическими расстройствами личности
(шизофрения) с риском суицидального поведения.
Этот риск часто приходится на депрессивные
моменты развития личности, имея при этом
следующие характеристики: молодой возраст,
хроническое рецидивирующее течение заболевания,
высокий уровень притязаний, паническая
реакция на болезнь, страх умственной
дезинтеграции и ощущение перспективности
будущего.
При психотерапевтическом воздействии
на этих больных следует сочетать эмоциональную
поддержку со стремлением к эмпатическому
восприятию и последующей коррекции не
всегда осознаваемых психологических
установок и фантазий, способствующих
реализации суицидального поведения.
Депрессия является расстройством, которое
чаще всего предшествует суициду. Риск
суицида возрастает в значительной степени,
если больной составляет план и имеет
средства его осуществления. К любому
разговору на тему самоубийства и соответствующим
действиям необходимо относиться серьезно.
Это сигнал бедствия, зов о помощи, который
указывает на конфликтную, безвыходную
ситуацию. Необходимо обсудить с больным
его переживания, проявить участие и понимание
ощущения отчаяния и безвыходности; стремиться
вызвать у больного доверие, чтобы он рассказал
о своих проблемах, мыслях, настроении
и возможных способах суицидальной попытки.
Больные с суицидальными мыслями часто
амбивалентны (противоречивы) в своих
переживаниях, обсуждение этих переживаний
приносит им значительное облегчение
и может предупредить развитие у больного
критического состояния. Надо быть готовым
остаться с больным, как только у него
начнет нарастать уровень тревоги и чувство
внутреннего напряжения, обратиться к
позитивным сторонам его личности.
В случаях тяжелого суицидального кризиса
следует обратиться к психиатру и добиться
от больного обещания, что до встречи с
психиатром он не будет действовать под
влиянием чувств, не поговорив со специалистом
по социальной работе. Такой разговор
возлагает на него определенную ответственность
за собственную безопасность и может облегчить
тревогу и чувство внутренней напряженности.
При высоком риске совершения суицида,
при развитии острого психоза больной
должен быть госпитализирован.
Учитывая системный характер детерминации
суицидального поведения, модель социально-психологической
деятельности с лицами, склонными к такому
поведению, должна включать профилактическую
работу. Это необходимая мера превенции
суицидоопасных состояний личности, использовать
которую целесообразно в комплексе, включая
мероприятия общего и специального плана.
Информация о работе Профилактика суицидального поведения в старшем школьном возрасте