Программа по снижению тревожности у подростков «Познай себя»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 21:47, контрольная работа

Описание

Чувство нестабильности и незащищенности, переживание эмоционального дискомфорта в жёстких условиях современного общества, расхождение между уровнем самооценки и притязаниями – эти и другие факторы оказывают влияние на формирование тревожности как устойчивой личностной черты.

Работа состоит из  1 файл

Коррекция.docx

— 71.33 Кб (Скачать документ)

Количество  обследованных – 40 человек. 
 

Первичная диагностика самооценки показала следующие результаты: 

класс Уровень самооценки начало учебного года (07-08 уч.г.)
Очень высокий Ниже нормы  низкий
8 «б» 22 11 0
6 0 13 53
7 25 0 40

 

Повторная диагностика самооценки показала: 

класс Уровень самооценки конец учебного года (07-08 уч.г.)
Очень высокий Ниже нормы  низкий
8 «б» 0 11 0
6 0 0 13
7 0 0 13

 

1.11 Диагностические  методики, используемые  в программе. 

  1. Тест школьной тревожности (Филипс – тест).
  2. Выявление уровня тревожности у подростков (по Кондашу)
  3. Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению в средних и старших классах школы. (Ч.Д. Спилберг в модификации А.Д. Андреевой 1987)
  4. Методика Дембо – Рубинштейн «Самооценка личности» (модифицированная А.М. Прихожан)
 
 

1.12 Тематический план  занятий 

занятия

часов Тема занятия Дата проведения Форма проведения
Раздел 1. Повышение самооценки.
1.1   Маска    
1.2   Ослиная шкура    
1.3   Похвалики    
1.4   Самого себя любить    
1.5   Невидимые помощники    
1.6   Комплименты    
1.7   Сила смеха    
1.8   Письмо    
Раздел  II. Снятие мышечного и эмоционального напряжения
2.1   Как справиться с  плохим настроением    
2.2   Быть собой    
2.3   Сад чувств    
2.4   Рисуем чувства    
2.5   Хозяин желаний    
2.6   Царская семья    
2.7   Хозяин желаний    
2.8   Драка    
    Раздел  III. Навыки общения, уверенного поведения    
3.1   Три портрета    
3.2   Работаем над  уверенностью в себе    
3.3   Уверенность в повседневной жизни    
3.4   Я – Алла Пугачёва    
3.5   За что меня любит  мама    
3.6   Скульптура    
3.7   Увеличивающее зеркало    
3.8   Обмен ролями    

 
 

Раздел  I

Повышение самооценки.

1.1 Занятие: «Маска»

Цель игры: интеграция участниками группы собственного «Я – образа». Принятие себя через  самооценку и оценку других.

Оборудование:

  • Листы бумаги;
  • Цветные карандаши или фломастеры;

Содержание  игры:

    Ведущий предлагает каждому члену  группы сделать маску. Главное,  чтобы маска отражала его внутренний  мир, характеризовала участника  игры.

     На листе бумаги рисуется овал  по размеру лица участника,  определяется место для глаз  и рта. Затем с помощью красок, карандашей, вырезок из журналов  и других материалов маска  раскрашивается, оформляется.

       При изготовлении маски нет  каких – либо правил:  участник  сам должен её придумать и  воплотить на бумаге. Маску необходимо  вырезать, надеть на лицо. Затем  маска «оживает» и говорит  о себе.  Каждой маске предоставляется  время для выступления.

Рефлексия упражнения:

  • Что вызвало затруднения в изготовлении маски?
  • Чем маска отличается от тебя «настоящего»?

 

Упражнение  «Дневник побед»

    На занятиях по коррекции тревожности  учащиеся ежедневно  в конце  каждого занятия записывают в  специально заведенный «Дневник  побед» всё, что удалось сделать хорошо, все свои победы в течение дня (записей должно быть не менее 5). Все плохое забывается  и опускается.

     После записи желающие дети  принимают участие в обсуждении  своих записей.

  • Какая победа далась очень трудно?
  • Что из достижений дня было добиться легче всего?
  • Какие из побед были замечены другими людьми (одноклассниками, учителями, классным руководителем)?

      

1.2 Занятие: «Ослиная  шкура»

Цель игры: коррекция самооценки, снятие напряжения в отношениях с другими.

Оборудование: специального нет

Содержание  игры:

Ведущий говорит  группе: «Иногда мы ощущаем себя лучше других, а иногда – хуже. Но настоящие герои чувствуют  себя наравне с окружающими. Сейчас мы попробуем почувствовать это. Представьте, что мы попали в заколдованный  лес и бродим по нему. Пусть каждый представит, что все другие герои  хуже него. Они слабее, не такие умные, не такие красивые. Только ты настоящий  герой.  И не просто герой. А принц  или даже король волшебной страны.  Как вы при этом ходите, что чувствуете? (на выполнение этого задание дается 2-3 минуты.)

       А теперь замрите на мгновение.  Пускай каждый из вас представит, что он хуже других.  На вас  теперь ослиная шкура. Её не  так просто снять.  А все  вокруг видят вас таким и  смеются над вами. Они гораздо  сильнее и умнее вас. Как  вы при этом ходите, что чувствуете? (на выполнение этого задания  дается 2-3 минуты)

        Теперь остановитесь и встряхните  руками и ногами, сбросьте чары.  Мы оказались на волшебной  поляне.  Найдите себе пару. Один  из вас должен стать королем,  а другой – ослиной шкурой.  Пусть король расскажет своему  партнеру, что даёт ощущение превосходства,  что он чувствует в этом  состоянии  (задание выполняется  1-2 минуты). А теперь пусть ослиная  шкура расскажет о своих чувствах (1-2 минуты)»

Рефлексия упражнения:

  • Какие ощущения вы испытывали, будучи королём?
  • Есть ли что – то неприятное в превосходстве?
  • Какие существуют преимущества у ослиной шкуры?
  • А какие недостатки?
  • Какие преимущества дает равноправие?
  • Бывали ли в вашей жизни моменты, когда вы чувствовали себя королём? А когда ослиной шкурой?
 

Упражнение  «Дневник побед» (см. описание в занятии 1.1) 

1.3Занятие:  Похвалики

Цель: повысить самооценку и значимость учащегося  в коллективе.

Оборудование: карточки с заданиями каждому  участнику.

Содержание  игры.

Все учащиеся сидят за партами. Каждый получает карточку, на которой зафиксировано какое-либо одобряемое окружающими действие ребенок  должен «озвучить» карточку. Причем, начав  словами «Однажды я…» Например, «однажды я очень быстро  выполнил домашнее задание» и т.д. На обдумывание  задания дается 3-5минут, после чего каждый ребенок по очереди делает краткое сообщение о том, как  однажды он здорово выполнил то действие или совершил тот позитивный поступок, который указан в его карточке.

После того, как все дети выскажутся, взрослый может обобщить сказанное. Если же учащиеся готовы к обобщению без помощи взрослого, пусть они сделают  это сами.

Рефлексия.

  • Какие таланты вы у себя обнаружили?
  • Что нового вы узнали о своих товарищах?
  • Что было трудно?
  • Что понравилось?

Упражнение  «Дневник побед» (см. описание в занятии 1.1) 

 

1.4 Занятие: Самого  себя любить

Цель игры: научить  детей внимательно относиться к  себе, уважать и принимать себя.

Оборудование:

  • Лист бумаги для каждого участника
  • Восковые мелки
  • Запись спокойной музыки

Содержание игры:

        Сядьте удобнее и закройте  глаза. Сделайте три глубоких  вдоха и выдоха…

Представь себе зеркало. Громадное – громадное зеркало  в светло – красной раме. Возьми платок и вытри зеркало как  можно чище, так, чтобы оно все  блестело и сияло… 

       Представь, что ты стоишь перед  этим зеркалом. Тебе видно себя? Если да, то подай мне знак  рукой.  (Дождитесь, пока большинство  учащихся подадут вам знак.)

      Разгляди  свои губы и цвет своих глаз…  Посмотри, как ты выглядишь, когда  немного покачиваешь головой…  Посмотри на свои плечи и  грудь. Посмотри, как ты опускаешь  и поднимаешь плечи…

    Тебе видно  свои ноги? Посмотри, как высоко  ты можешь подпрыгнуть… У тебя  хорошо получается! Теперь представь  себе, что твоё отражение улыбается  и ласково смотрит на тебя…

     Посмотри  на свои волосы! Какого они  цвета? Возьми расческу и причешись,  глядя в зеркало перед собой.  Причешись как обычно…

Посмотри в улыбающиеся  глаза своего отражения. Пусть твои глаза блестят и светятся радостью, пока ты рассматриваешь их в зеркало. Набери немного воздуха в лёгкие и надуй немного маленьких  светлых искорок в свои глаза. (При этих словах – глубоко вдохните и громко, и отчетливо выдохните  воздух.  Повторите свою просьбу  к детям -  добавить блеска в глаза.)  Постарайтесь разглядеть золотое свечение вокруг твоих глаз. Пусть твои глаза  выглядят совершенно счастливыми.

       Теперь посмотри на свое лицо  в зеркале. Скажи самому себе: «Моё лицо улыбается.  Я люблю  улыбаться. От этого мне становиться  приятнее» Если твоё лицо всё ещё серьёзно, то преврати серьёзное лицо в одну громадную и довольную улыбку. Покажи свои зубы зеркалу. У тебя это здорово получилось!

    Теперь  посмотри на своё тело в  зеркале и увеличь его. Твои  плечи пусть станут совсем  ровными и прямыми. Постарайтесь  почувствовать, как это приятно  – вот так гордо стоять и  нравиться самому себе. И, разглядывая  себя с ног до головы, повторяй  за мной: «Я люблю себя! Я люблю  себя! Я люблю себя!» (Произнесите  эти слова с большим энтузиазмом  и очень эмоционально.) Ту чувствуешь, как это приятно? Ты можешь  повторять про себя эти слова  всякий раз, когда захочешь  почувствовать себя счастливым  и довольным. Постарайтесь прочувствовать  всем своим телом, как ты  произносишь: «Я люблю себя!»  В какой части тела ты ощущаешь  это?  Покажи рукой на это  место, где чувствуешь своё  «Я люблю себя!» Хорошо запомни,  как в твоем теле отражается  твоё «Я люблю себя!» Сейчас  мы обсудим это.

     А теперь  ты можешь вернуться снова  в наш класс. Потянись, немного  напряги и расслабь своё тело  и открой глаза…

      Попросите  по завершении этой фантазии  всех детей хором произнести  фразу – подтверждение «Я люблю  себя!» Спросите учащихся, где  в своём теле они чувствуют  эту любовь.

       Затем дети могут нарисовать  свой образ. Они могут работать  в парах, при этом каждый  ребенок рисует контур своего  партнёра на большом листе  бумаги. Потом этот контур раскрашивается  и превращается в улыбающийся  и счастливый портрет. Учащиеся  могут отдельные части тела  характеризовать позитивными прилагательными.  Например: «мои красивые карие  глаза», «мои золотые умелые руки»  и т.д.

       Рефлексия: 

  • Почему некоторые люди любят самих себя?
  • Почему некоторые люди себя не любят?
  • Почему некоторым людям редко приходят в голову приятные мысли о себе?
  • Что ты можешь сделать для того, чтобы чаще думать о себе хорошо?
  • Что делает тебя счастливым?
 

Упражнение  «Дневник побед» (см. описание в занятии 1.1) 
 
 

1.5 Занятие: Невидимые  помощники.

Цель: развить  высокий уровень самоуважения и  поднять самооценку

Оборудование: колокольчики

Содержание  игры.

Представь себе, что у тебя есть невидимый  помощник, не отстающий от тебя ни на шаг. Всякий раз, когда ты испытываешь  что-то приятное, он нежно касается твоего плеча и тихо говорит тебе: «Как прекрасно!» Конечно, такой  невидимый помощник не нужен тебе, чтобы замечать и без того бросающие  в глаза приятные мгновения твоей  жизни. Например, ты и сам без посторонней  помощи можешь насладиться отменой  занятия в школе. Да и когда  ты в жаркий день ешь порцию своего любимого мороженного, тебе не нужно  посторонней помощи, чтобы всласть  порадоваться этому. Но тебе понадобится  помощь твоего невидимого помощника, чтобы  наслаждаться теми важными, но неуловимыми  вещами, которые ежечасно и постоянно  происходят с нами и делают жизнь  прекрасной и удивительной. Можно, например, порадоваться теплым лучам солнца, получить облегчение после глубокого  и сильного вдоха, услышать доброе слово  одноклассника, увидеть улыбку друга  и так далее. Невидимый помощник может обратить твое внимание на все  эти маленькие радости жизни, чтобы ты успел насладиться ими. Чем больше ты наслаждаешься каждым мгновением своей жизни, тем счастливее ты станешь.

Информация о работе Программа по снижению тревожности у подростков «Познай себя»