Программа тренинга на развитие социального интеллекта руководителя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 02:09, практическая работа

Описание

Цель курса: развитие и совершенствование социального интеллекта руководителя.
Задачи курса:
1. Обучение умениям и навыков установления контактов.
2. Обучение этике делового взаимодействия.
3. Обучение методам прогнозирования реакции людей в заданных обстоятельствах.
4. Обучение методам для развития дальновидности в отношениях с клиентами.
5. Помочь участникам научиться непредвзято оценивать конфликтную ситуацию.
6. Помочь участникам максимально развить организаторские способности.
7. Помочь участникам в анализе и выборе путей решения социальных проблем.

Работа состоит из  1 файл

Программа_тренинга_на_развитие_социального_интеллекта_руководителя.doc

— 100.50 Кб (Скачать документ)

    Цель  курса: развитие и совершенствование социального интеллекта руководителя.

    Задачи  курса:

  1. Обучение умениям и навыков установления контактов.
  2. Обучение этике делового взаимодействия.
  3. Обучение методам прогнозирования реакции людей в заданных обстоятельствах.
  4. Обучение методам для развития дальновидности  в отношениях с клиентами.
  5. Помочь участникам научиться непредвзято оценивать конфликтную ситуацию.
  6. Помочь участникам максимально развить организаторские способности.
  7. Помочь участникам в анализе и выборе путей решения социальных проблем.
 

    Категория участников и состав группы: руководители среднего звена (их средний возраст – 40 лет; опыт прохождения психологических тренингов, скорее всего, отсутствует); примерное количество участников – 12-15 человек. 

    Место проведения: зал для проведения тренингов – большое свободное помещение.

    Тренинг рассчитан на 1 рабочий день, продолжительностью 8 часов. 

    Содержание  тренинга 

    Знакомство, предоставление общей информации по теме тренинга, принятие правил тренинга (20-25 минут).

    Социальный интеллект - способность человека правильно понимать свое поведение и поведение других людей в обществе.

    Данная  способность необходима человеку для  эффективного межличностного взаимодействия и успешной социальной адаптации. Социальный интеллект реализует познавательные процессы, связанные с отображением человека как партнера по общению и деятельности.

    Особую  актуальность проблема социального  интеллекта и повышения уровня его  развития приобретает у руководителей-профессионалов, осуществляющих руководство людьми и коллективом. Уровень развития социального интеллекта руководителя во многом определяет особенности взаимодействия человека в группе и формирования коллектива (команды). По мнению многих исследователей от личности руководителя во многом зависит принятие успешных управленческих решений, эффективность управления, успех деятельности организации.

    Термин "социальный интеллект" впервые  использовал в психологии Э. Торндайк в 1920 году. Он понимал социальный интеллект как способность понимать людей, действовать или поступать мудро в отношении других. Э. Торндайк рассматривал социальный интеллект как специфическую познавательную способность, которая обеспечивает успешное взаимодействие с людьми и считал социальный интеллект видом общего интеллекта, не определив отношения между ним и другими видами интеллекта. Основная функция социального интеллекта у него - прогнозирование поведения.

    Г. Оллпорт полагал, что социальный интеллект - это "социальный дар, необходимый для тонкого равновесия в поведении, обеспечивающего гладкость в отношениях с людьми. Для того, чтобы тактично говорить и поступать, необходимо прогнозировать наиболее вероятные реакции другого человека. Поэтому социальный интеллект связан со способностью высказывать быстрые, почти автоматические, суждения о людях. Вместе с тем социальный интеллект имеет отношение скорее к поведению, чем к оперированию понятиями: его продукт - социальное приспособление, а не глубина понимания".

    В данном определении социальный интеллект  рассматривается как свойство, необходимое для успешного взаимодействия с людьми, которое проявляется в умении прогнозировать поведение другого человека.

    У Дж. Гилфорда в его концепции  социальный интеллект - это интегральная интеллектуальная способность, определяющая успешность общения и социальной адаптации. Социальный интеллект объединяет и регулирует познавательные процессы, связанные с отражением социальных объектов (человека как партнера по общению, группы людей). К процессам, его образующим, относятся социальная сензитивность, социальная перцепция, социальная память и социальное мышление.

    Сформировавшийся  социальный интеллект выступает показательной характеристикой конкретной цивилизации, конкретного типа культуры и в этом качестве может быть охарактеризован как субъективный фактор исторических процессов применительно к коллективному субъекту истории.

    Среди основных функций социального интеллекта необходимо выделить:

  • гносеологическую (познавательную) - здесь социальный интеллект выступает в качестве инструмента познания реальности, как природной, так и социальной;
  • аккумулятивную - реализуемую в механизмах социальной памяти;
  • коммуникативную- это одна из важнейших функций социального интеллекта, обеспечивающая взаимопонимание как внутри коллективного интеллекта, так и между "мыслительными коллективами";
  • управленческую - в этой ипостаси социальный интеллект выступает в качестве важнейшего компонента механизма социального управления;
  • регулятивно-координирующую - посредством этой функции осуществляется регуляция и координация усилий социальных групп и коллективов в процессе достижения целей (в том числе координация интегральных мыслительных процессов): экономических, политических, социальных и др.;
  • нормативно-ценностную - посредством этой функции реализуется представление социальным группам (и индивидам) социально значимых норм и ценностей, с которыми соотносится их деятельность;
  • прогностическую - цель этой функции эффективное социальное прогнозирование и предвидение;
  • эвристическую - ее реализация обеспечивает внедрение инноваций в жизнь общества;
  • проблемно-конструктивную - в этом случае социальный интеллект представляется как средство анализа и выбора путей решения социальных проблем;
  • социально-рефлексивную (идентификационную), посредством которой реализуется саморефлексия конкретной социальной общности, ее самоидентификация, рациональное понимание (интеллектуальное освоение) ее интересов;
  • функцию рационализации, задача которой - выявление (и отделение друг от друга) рационального и иррационального в сознании, деятельности, обществе, окружающей среде и др. на основе типа рациональности, характерного для данной социальной общности.
  • функцию социального наследования, обеспечивающую интеллектуальную преемственность в духовной жизни поколений.
 

    Правила тренинга:

    Умейте  слушать друг друга – это означает необходимость смотреть на говорящего и не перебивать его. Когда кто-то заканчивает говорить, следующий берущий слово может коротко повторить то, что было сказано предыдущим, прежде чем приступит к изложению своих мыслей. Для привлечения внимания к выступающему может быть использован какой-либо предмет (например, ручной мячик), который по ходу дискуссии переходит из рук в руки. Когда кто-то выступает, все остальные хранят молчание.

    Говорите  по существу – иногда участники отклоняются от обсуждаемой темы. Вместо того, чтобы одергивать участника, руководитель дискуссии в этом случае может сказать: «Я не совсем понимаю, как это связано с нашей темой. Не могли бы вы пояснить, что имеется в виду?»

    Проявляйте  уважение – открытость в высказываниях появляется лишь тогда, когда участники усвоят, что можно не соглашаться с чьим-то мнением, но недопустимо высказывать оценки в отношении других людей лишь на основании высказанных ими мыслей. Соблюдению безопасности содействует следование правилам: не критикуй, не осуждай, не перебивай; обратная связь должна даваться только в доброжелательной манере.

    Закон «ноль-ноль» (о пунктуальности) – все участники должны собираться до установленного времени.

    Конфиденциальность – то, что происходит на занятии, остается между участниками.

    Правило «стоп» - если обсуждение какого-то личного опыта участников становится неприятным или небезопасным , тот, чей опыт обсуждается, может закрыть тему, сказав «стоп».

    Каждый  говорит от себя, от своего имени – высказывания должны выражаться в персонифицированной форме. Стоит говорить не «Все считают, что…», а «Я считаю, что…» и т.п. 

    
  1. Упражнения, направленные на знакомство участников, сплочение группы и снятие напряжения
  2. «Снежный ком»: 10 мин, обр. связь 10 мин.

    Цель  упражнения: знакомство участников друг с другом.  
Каждый участник по кругу называет последовательно имена всех, кто уже представился до него, последним называет свое имя.

    Обратная  связь строится вокруг вопроса: «Изменилась  ли атмосфера в группе после выполнения упражнения?»

  1. «Три вопроса»: 20-25 мин, обр. связь 15 мин.

    Оборудование: листы чистой бумаги и ручки.

    Этап 1. Участники сидят в общем кругу. Инструкция: «Выбирайте из круга наиболее интересного для вас человека. Подумайте, что вы хотели бы о нем  узнать. Напишите для него три вопроса. Постарайтесь, чтобы они были яркими и интересными».

    Этап 2. Инструкция: «Есть предположение, что на эти вопросы будет интересно  ответить и их авторам. Представьтесь, ориентируясь на них как на план рассказа».

    Обратная  связь строится вокруг вопроса: «Изменилась ли атмосфера в группе после выполнения упражнения?»

  1. «Звезда»: 10-15 мин, обр. связь 15 мин.

    Этап 1. Группа делится на пары, и в течении  10-15 минут внутри пар происходит общение, направленное на узнавание друг друга.

    Этап  2. По истечении времени все участники собираются в общий круг и представляют своих напарников как «звезд», акцентируя внимание на самых ярких положительных качествах.

    Обратная  связь строится вокруг вопросов: «Что чувствовал, когда тебя представляли?», «Какие испытывал трудности в процессе выполнения упражнения?».

  1. "Приветствие на сегодняшний день": 15 мин, обр. связь 20 мин.

    Оборудование: ручной мяч.

    Участники, сидя в общем кругу, высказывают друг другу пожелания на сегодняшний день. Оно должно быть коротким, желательно в одно слово. Вы бросаете мяч тому, кому адресуете пожелание и одновременно говорите его. Тот, кому бросили мяч, в свою очередь бросает его следующему, высказывая ему пожелания на сегодняшний день. Необходимо внимательно следить за тем, чтобы мяч побывал у всех.

    Обратная  связь строится вокруг вопроса: «Изменилась  ли атмосфера в группе после выполнения упражнения?»

  1. «Наши качества»: 15-20 мин, обр. связь 15 мин.

    Оборудование: ручной мяч.

    Участники сидят в общем кругу и перебрасывают  друг другу мяч. Бросающий называет качество (положительное или отрицательное) того, к кому летит мяч. Ловящий бросает его следующему, если он согласен с тем, что это качество ему присуще, или возвращает его обратно, если не знает у себя такого качества.

    Обратная  связь строится на обсуждении вопросов: «Кому чаще всего бросали мяч и почему?», «Какие качества называли чаще: положительные или отрицательные?», «С чем связаны случаи возврата мяча?», «Узнали о себе и других что-нибудь новое?».

  1. «Общий рассказ»: 10-15 минут, обр.связь 15 минут.

    Участники сидят в общем кругу. Им дается инструкция: «Сейчас мы будем сочинять историю. Одну на всех. Для этого  один из участников начнет рассказ  и передаст эстафету сидящему рядом. Каждый имеет право на одну фразу. Будет здорово, если вы станете реагировать быстро и спонтанно. Но если какому-то участнику потребуется время на разбег, не торопите его и не спешите подсказывать идеи».

    Игра  может продолжаться не один круг, а  заканчивается она на заторе мыслей или логическом завершении истории.

    Обратная связь строится на обсуждении вопросов: «Вам понравился получившийся рассказ?», «Можно ли сказать, что он про нашу группу?», «Кто из участников определял основные повороты сюжета?», «Как оцениваете свой вклад в создание истории (и в развитие группы?)».

  1. «Пусть встанут те…»: 10 минут, обр. связь 10 минут.

    Участники сидят в общем кругу. Тренер убирает свой стул и, стоя, дает инструкцию: «Сейчас я скажу: «пусть встанут те…» и добавлю какой-нибудь признак (кому нравится тренинг, кто любит себя, у кого красивые глаза и т.д.). Те из вас, к кому это имеет отношение, должны быстро встать и перебежать на новое место. Поскольку я тоже попытаюсь сесть на чей-то стул, одному из вас места не хватит. Он то и будет следующим ведущим. Итак, пусть…»

    Обратная  связь строится вокруг вопроса: «Изменилась ли атмосфера в группе после выполнения упражнения?» 

    2. Упражнение, направленное на формирование адекватных реакций в различных ситуациях: проигрывание ситуации безоценочных высказываний.  20-25минут, обр. связь 15 минут.

    Каждому члену группы предлагается продемонстрировать в заданной ситуации неуверенный, уверенный и агрессивный тип ответов. Для каждого участника используется только одна ситуация. Ситуации можно предложить следующие:

  • Друг разговаривает с вами, а вы хотите уйти.
  • Ваш товарищ устроил вам встречу с незнакомым человеком, не предупредив вас.
  • Люди, сидящие сзади вас в кинотеатре, мешают вам громким разговором.
  • Ваш сосед отвлекает вас от интересного выступления, задавая глупые на ваш взгляд, вопросы.
  • Учитель говорит, что ваша прическа не соответствует внешнему виду ученика.
  • Друг просит одолжить вас ему какую-то дорогостоящую вещь, а вы считаете его человеком не аккуратным, не совсем ответственным.

Информация о работе Программа тренинга на развитие социального интеллекта руководителя