Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 02:09, практическая работа
Цель курса: развитие и совершенствование социального интеллекта руководителя.
Задачи курса:
1. Обучение умениям и навыков установления контактов.
2. Обучение этике делового взаимодействия.
3. Обучение методам прогнозирования реакции людей в заданных обстоятельствах.
4. Обучение методам для развития дальновидности в отношениях с клиентами.
5. Помочь участникам научиться непредвзято оценивать конфликтную ситуацию.
6. Помочь участникам максимально развить организаторские способности.
7. Помочь участникам в анализе и выборе путей решения социальных проблем.
Обратная
связь строится на обсуждении вопросов:
«Каким типом ответа вам проще всего было
пользоваться в заданной ситуации, каким
тяжелее?», «Что вы при этом испытывали?»,
«Какой тип ответа может считаться наиболее
эффективным в заданной ситуации?».
3. Упражнение, направленное на умение организовать деловую дискуссию, развитие умений и навыков активного слушания, развитие умения высказывать сущность своей аргументации – «поменяйся ролями»: 20-25 минут, обр связь 20 минут.
Этап 1. Выбирается тема для дискуссии, значимая в данной группе. Участники делятся на две микрогруппы, занимающие противоположные позиции по выбранному вопросу. Начинается дискуссия.
Этап 2. На высшей точке накала ведущий просит участников поменять свои позиции на противоположные. Дискуссия продолжается.
Возможные темы для дискуссии:
Обратная
связь, строится на обсуждении следующих
вопросов: «Удалось ли прийти к согласию?»,
«Изменилась ли ваша модель поведения
в споре во второй части игры?», «Насколько
подобные паттерны характерны для вас
в реальной жизни?», «Эффективны ли они?»,
«Как изменилась атмосфера в группе?».
4. Упражнение на выработку навыков быстрого реагирования на конфликтную ситуацию – «Если бы…, я стал бы…»: 20 минут, обратная связь 15 минут.
Упражнение
происходит по кругу: один участник ставит
условие, в котором оговорена
некоторая конфликтная
Целесообразно проводить это упражнение в несколько этапов, в каждом из которых принимают участие все присутствующие, после чего следует обсуждение.
Ведущий отмечает, что как конфликтные ситуации, так и выходы из них, могут повторяться.
Обратная
связь, строится на обсуждении следующих
вопросов: «Как часто подобные ситуации
встречаются в вашей реальной жизни?»,
«Какими способами вы выходите из них?»,
«Что вы при этом чувствуете?», «Узнали
ли вы более эффективные способы выхода
из конфликтной ситуации?», «Будете ли
вы применять их в реальной жизни?».
5. Упражнение на развитие ассертивного поведения (под ассертивностью понимается естественность и независимость от внешних влияний и оценок, способность самостоятельно регулировать собственное поведение и отвечать за него) – «Техника вежливого отказа»: 15 минут, обратная связь 15 минут.
Участники разбиваются на пары. Один в паре – рекламный агент, цель которого – навязать какой либо товар. Другой – его потенциальный клиент, в задачу которого входит не позволить собой манипулировать и не выйти за рамки вежливой интеллигентности.
Обратная
связь строится на обсуждении особенностей
ассертивного поведения.
Перерыв
20 минут.
6. Упражнение на развитие наблюдательности – «Сыщики»: 5 минут, обратная связь 15 минут.
Все участники группы вовлекаются в какую–либо деятельность, которая организована так, что бы каждый был чем-то занят. У каждого есть карточка с индивидуальным заданием, в рамках которой участник может импровизировать. При этом каждый должен выбрать себе объект для незаметного наблюдения. В процессе выполнения деятельности каждый участник выполняет три задания: 1) внимательно, но незаметно следит за тем, что делает выбранный им объект, 2) пытается понять, кто следит за ним, 3)определяет, за кем следит его объект.
Обратная
связь строится на обсуждении по вопросам:
«Каждый участник удовлетворен ли тем,
как выполнил задачу?», «Что было легче,
что труднее, что помогло и что мешало
в работе?».
Перед
участниками выкладываются
При
обратной связи обсуждаются способы
чтения выразительных движений и
влияние стереотипов на способность
рефлексивного рассуждения за других.
Участники просматривают отрывки из фильма без звука. После этого они пытаются угадать смысл диалога по выражению лиц, позам жестам.
Обратная
связь: обсуждается анализ ситуации.
Играющие образуют круг и закрывают глаза. Один из игроков задумывает какое-нибудь чувство, после чего открывает глаза и передает соседу свои чувства через телесные проявления. Следующий игрок пытается понять, что ему было передано, и отдает это чувство дальше по кругу, но уже своим способом выражения.
Обратная
связь: обсуждается анализ ситуации
и чувства участников.
Участники разбиваются по парам и общаются, используя позы, жесты, мимику, не свойственные им в обычной жизни.
Обратная
связь: обсуждение чувств участников.
Участники пишут на листах названия каких-либо чувств. Листы собираются, перемешиваются и раздаются снова. Каждый участник должен с помощью мимики, пантомимики и через вокализацию, но без слов изобразить то чувство, название которого написано на его листе. Остальные пытаются отгадать, что было изображено.
При
обсуждении обратной связи разбираются
вопросы: «Что помогло в работе над
упражнением?», «Что препятствовало его
выполнению?».
Участники
распределяются по парам. Один в паре
сначала внимательно
Обратная
связь: обсуждаются вопросы достижения
цели.
Все участники сидят в кругу, один – выходит. Затем выбирается человек из сидящих и на него составляется характеристика в заданных условиях (например, в трамвае ему наступили на ногу). Ушедший возвращается и пытается отгадать, что это за человек.
Обратная
связь строится на обсуждении по вопросам:
«Что облегчило задачу?», «Что ее осложнило?».
Каждый из участников по мере психологической готовности пытается выразить свои представления о том, каким его видят окружающие люди. В случае расхождения группа поправляет его.
Обратная
связь: обсуждаются способы, которые
помогали выполнить задачу, и аспекты,
которые мешали достижению цели.
Один из участников отворачивается и закрывает глаза. Остальные становятся за его спиной и на том расстоянии, которое соответствует степени их близости к этому человеку. Основной игрок должен почувствовать, где кто стоит.
Обратная
связь: обсуждение чувств и мыслей участников.
Перерыв
15 минут.
В игре участвуют 4-5 групп (от 2 до 5 игроков в группе). Лидеры получают пакеты игровых билетов с названиями (номерами) групп (3-7 билетов каждой группы в пакете). Игровая задача: в случайном взаимообмене карточками с другими игроками группа должна собирать свои билеты и сдавать их посреднику у стенда результатов блоками по 5 штук, за которые она получает по 1 баллу за каждый блок. Новые билеты она набирает здесь же на столе раздаче, куда посредник складывает их в случайном порядке. Регламентация отношений за этим столом осуществляется игроками самостоятельно в процессе всей игры. Игра завершается по сигналу ведущего, который может делать "рефлексивные паузы", тем самым обостряя ситуацию помощью аутсайдерам, которые получают возможность в этих паузах понять причины своих ошибок и оптимизировать дальнейшие действия.
Обратная
связь строится на обсуждении по вопросам:
«Почему проиграли?», «Почему не проиграли
и не выиграли?», «За счет чего одержали
победу?».
Участникам предлагается придумать рассказ от первого лица о том, как человек, когда-то бывший безработным, после переобучения на новую (в данном случае – выбранную) специальность попал в непривычную для себя профессиональную среду, адаптировался в ней и стал со временем истинным профессионалом.
По истечении времени на подготовку каждый участник проводит презентацию выбранной профессии, перечисляя те выгоды, которые она может получить, став профессионалом в выбранной области.
Обратная
связь строится на обсуждении по вопросу:
«Реальны ли достижения удовлетворения
предъявляемых потребностей в данной
профессии?».
Участники образуют два круга: внутренний и внешний. Внешний круг движется, внутренний остается на месте. Находящиеся во внешнем круге высказывают свое впечатление о партнере по внутреннему кругу, начиная с фразы «Я вижу тебя», «Я хочу тебе сказать», «Мне нравится в тебе». Через 2 минуты круг смещается на одного человека и т.д.
Обратная связь: рефлексия взаимооценочных позиций тренинговых занятий.
Представьте себе, что занятие уже закончилось, и вы расстаетесь. Но все ли вы успели сказать друг другу? Может быть, вы забыли поделиться с группой своими переживаниями? Или есть человек, мнение которого о себе вы хотели бы узнать? Или вы хотели поблагодарит кого-либо? Сделайте это «здесь и теперь».
Обратная связь: совершенствуется коммуникативная культура, стимулирование активности участников.
Оборудование: листы бумаги и ручки.
Участники сидят в общем кругу и получают инструкцию: «Продумайте и запишите:
Информация о работе Программа тренинга на развитие социального интеллекта руководителя