Программа тренинга на развитие социального интеллекта руководителя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 02:09, практическая работа

Описание

Цель курса: развитие и совершенствование социального интеллекта руководителя.
Задачи курса:
1. Обучение умениям и навыков установления контактов.
2. Обучение этике делового взаимодействия.
3. Обучение методам прогнозирования реакции людей в заданных обстоятельствах.
4. Обучение методам для развития дальновидности в отношениях с клиентами.
5. Помочь участникам научиться непредвзято оценивать конфликтную ситуацию.
6. Помочь участникам максимально развить организаторские способности.
7. Помочь участникам в анализе и выборе путей решения социальных проблем.

Работа состоит из  1 файл

Программа_тренинга_на_развитие_социального_интеллекта_руководителя.doc

— 100.50 Кб (Скачать документ)

    Обратная  связь строится на обсуждении вопросов: «Каким типом ответа вам проще всего было пользоваться в заданной ситуации, каким тяжелее?», «Что вы при этом испытывали?», «Какой тип ответа может считаться наиболее эффективным в заданной ситуации?». 

    3. Упражнение, направленное на умение организовать деловую дискуссию, развитие умений и навыков активного слушания, развитие умения высказывать сущность своей аргументации – «поменяйся ролями»: 20-25 минут, обр связь 20 минут.

    Этап 1. Выбирается тема для дискуссии, значимая в данной группе. Участники делятся  на две микрогруппы, занимающие противоположные позиции по выбранному вопросу. Начинается дискуссия.

    Этап 2. На высшей точке накала ведущий  просит участников поменять свои позиции  на противоположные. Дискуссия продолжается.

    Возможные темы для дискуссии:

  • Манипуляция другими – за и против.
  • Ложь во спасение.
  • Все, что с нами случается, происходит не с нами, а для нас.
  • Деньги – залог счастливой жизни.
  • Альтруизм – сила или слабость.
  • Любовь к себе и эгоизм.

    Обратная  связь, строится на обсуждении следующих  вопросов: «Удалось ли прийти к согласию?», «Изменилась ли ваша модель поведения в споре во второй части игры?», «Насколько подобные паттерны характерны для вас в реальной жизни?», «Эффективны ли они?», «Как изменилась атмосфера в группе?». 

    4. Упражнение на выработку навыков быстрого реагирования на конфликтную ситуацию – «Если бы…, я стал бы…»: 20 минут, обратная связь 15 минут.

    Упражнение  происходит по кругу: один участник ставит условие, в котором оговорена  некоторая конфликтная ситуация. К примеру: «Если бы меня обсчитали в магазине…». Следующий, рядом сидящий, продолжает (заканчивает) предложение. К примеру: «…я стал бы требовать жалобную книгу».

    Целесообразно проводить это упражнение в несколько  этапов, в каждом из которых принимают  участие все присутствующие, после  чего следует обсуждение.

    Ведущий отмечает, что как конфликтные  ситуации, так и выходы из них, могут  повторяться.

    Обратная  связь, строится на обсуждении следующих  вопросов: «Как часто подобные ситуации встречаются в вашей реальной жизни?», «Какими способами вы выходите из них?», «Что вы при этом чувствуете?», «Узнали ли вы более эффективные способы выхода из конфликтной ситуации?», «Будете ли вы применять их в реальной жизни?». 

    5. Упражнение на развитие ассертивного поведения (под ассертивностью понимается естественность и независимость от внешних влияний и оценок, способность самостоятельно регулировать собственное поведение и отвечать за него) – «Техника вежливого отказа»: 15 минут, обратная связь 15 минут.

    Участники разбиваются на пары. Один в паре – рекламный агент, цель которого – навязать какой либо товар. Другой – его потенциальный клиент, в задачу которого входит не позволить собой манипулировать и не выйти за рамки вежливой интеллигентности.

    Обратная  связь строится на обсуждении особенностей ассертивного поведения. 

    Перерыв 20 минут. 

    6.  Упражнение на  развитие наблюдательности – «Сыщики»: 5 минут, обратная связь 15 минут.

    Все участники группы вовлекаются в  какую–либо деятельность, которая  организована так, что бы каждый был  чем-то занят. У каждого есть карточка с индивидуальным заданием, в рамках которой участник может импровизировать. При этом каждый должен выбрать себе объект для незаметного наблюдения. В процессе выполнения деятельности каждый участник выполняет три задания: 1) внимательно, но незаметно следит за тем, что делает выбранный им объект,  2) пытается понять, кто следит за ним, 3)определяет, за кем следит его объект.

    Обратная  связь строится на обсуждении по вопросам: «Каждый участник удовлетворен ли тем, как выполнил задачу?», «Что было легче, что труднее, что помогло и что мешало в работе?». 

    
  1. Упражнение  на развитие умений интерпретировать выразительные эмоции – «Прочитай эмоцию»: 5 минут, обратная связь 15 минут.

    Перед участниками выкладываются фотографии, на которых изображены лица в разном эмоциональном состоянии. Все участники разбиваются на пары, рассматривают фотографии и пишут на листах: 1) какие эмоции изображены, 2) какие эмоции, по их мнению, видят их напарники, 3) какие слова подходят к данным выражениям лиц. Затем участники меняются своими листами.

    При обратной связи обсуждаются способы  чтения выразительных движений и  влияние стереотипов на способность  рефлексивного рассуждения за других. 

    
  1. Упражнение  на приобретение навыков  прочтения невербального  языка – «Угадай смысл диалога»: 7-10 минут, обратная связь 15 минут.

    Участники просматривают отрывки из фильма без звука. После этого они пытаются угадать смысл диалога по выражению лиц, позам жестам.

    Обратная  связь: обсуждается анализ ситуации. 

    
  1. Упражнение  на приобретение навыков  прочтения невербального языка – «Эстафета»: 5-7 минут, обратная связь 10 минут.

    Играющие  образуют круг и закрывают глаза. Один из игроков задумывает какое-нибудь чувство, после чего открывает глаза  и передает соседу свои чувства через  телесные проявления. Следующий игрок пытается понять, что ему было передано, и отдает это чувство дальше по кругу, но уже своим способом выражения.

    Обратная  связь: обсуждается анализ ситуации и чувства участников. 

    
  1.  Упражнение на усиление чувствования связи между эмоциями и их невербальным проявлением – «Чего на свете не бывает»: 10 минут, обратная связь 15 минут.

    Участники разбиваются по парам и общаются, используя позы, жесты, мимику, не свойственные им в обычной жизни.

    Обратная  связь: обсуждение чувств участников. 

    
  1.  Упражнение на выработку умения более точно выражать свое эмоциональное состояние – «Изобрази эмоцию»: 10 минут, обратная связь 10 минут.

    Участники пишут на листах названия каких-либо чувств. Листы собираются, перемешиваются и раздаются снова. Каждый участник должен с помощью мимики, пантомимики и через вокализацию, но без слов изобразить то чувство, название которого написано на его листе. Остальные пытаются отгадать, что было изображено.

    При обсуждении обратной связи разбираются  вопросы: «Что помогло в работе над  упражнением?», «Что препятствовало его выполнению?». 

    
  1.  Упражнение на повышении способности к интуиции – «Прошлое, настоящее и будущее»: 10 минут, обратная связь 15 минут.

    Участники распределяются по парам. Один в паре сначала внимательно разглядывает партнера, всматривается, изучает, ловит  впечатления, возникающие при этом; затем сообщает партнеру свои догадки  и предположения по поводу того, каким этот человек был в детстве, каков он сегодня вне работы и каким он желает быть через 10 лет. После чего участники меняются ролями.

    Обратная  связь: обсуждаются вопросы достижения цели. 

    
  1.   Упражнение на повышении способности к интуиции – «Кто как поведет себя»: 10 минут, обратная связь 15 минут.

    Все участники сидят в кругу, один – выходит. Затем выбирается человек  из сидящих и на него составляется характеристика в заданных условиях (например, в трамвае ему наступили  на ногу). Ушедший возвращается и  пытается отгадать, что это за человек.

    Обратная  связь строится на обсуждении по вопросам: «Что облегчило задачу?», «Что ее осложнило?». 

    
  1.  Упражнение на развитие интуиции – «Мои портрет»: 10 минут, обратная связь 15 минут.

    Каждый  из участников по мере психологической  готовности пытается выразить свои представления о том, каким его видят окружающие люди. В случае расхождения группа поправляет его.

    Обратная  связь: обсуждаются способы, которые  помогали выполнить задачу, и аспекты, которые мешали достижению цели. 

    
  1.  Упражнение на повышение чувствительности, развитие интуиции – «Пространство»: 10 минут, обратная связь 15 минут.

    Один  из участников отворачивается и закрывает  глаза. Остальные становятся за его  спиной и на том расстоянии, которое  соответствует степени их близости к этому человеку. Основной игрок должен почувствовать, где кто стоит.

    Обратная  связь: обсуждение чувств и мыслей участников. 

    Перерыв 15 минут. 

    
  1.  Упражнение на развитие социального мышления – «Маклер»: 15-20 минут, обратная связь 15 минут.

    В игре участвуют 4-5 групп (от 2 до 5 игроков в группе). Лидеры получают пакеты игровых билетов с названиями (номерами) групп (3-7 билетов каждой группы в пакете). Игровая задача: в случайном взаимообмене карточками с другими игроками группа должна собирать свои билеты и сдавать их посреднику у стенда результатов блоками по 5 штук, за которые она получает по 1 баллу за каждый блок. Новые билеты она набирает здесь же на столе раздаче, куда посредник складывает их в случайном порядке. Регламентация отношений за этим столом осуществляется игроками самостоятельно в процессе всей игры. Игра завершается по сигналу ведущего, который может делать "рефлексивные паузы", тем самым обостряя ситуацию помощью аутсайдерам, которые получают возможность в этих паузах понять причины своих ошибок и оптимизировать дальнейшие действия.

    Обратная  связь строится на обсуждении по вопросам: «Почему проиграли?», «Почему не проиграли и не выиграли?», «За счет чего одержали победу?». 

    
  1.  Упражнение на развитие профадаптационных способностей – «Поиск выгоды»: 15-20 минут, обратная связь 15 минут.

    Участникам  предлагается придумать рассказ  от первого лица о том, как человек, когда-то бывший безработным, после переобучения на новую (в данном случае – выбранную) специальность попал в непривычную для себя профессиональную среду, адаптировался в ней и стал со временем истинным профессионалом.

    По  истечении времени на подготовку каждый участник проводит презентацию выбранной профессии, перечисляя те выгоды, которые она может получить, став профессионалом в выбранной области.

    Обратная  связь строится на обсуждении по вопросу: «Реальны ли достижения удовлетворения предъявляемых потребностей в данной профессии?». 

    
  1.  Упражнения на завершение работы.
  2. «Позиция»: 7-10 минут, обратная связь 10 минут.

    Участники образуют два круга: внутренний и  внешний. Внешний круг движется, внутренний остается на месте. Находящиеся во внешнем круге высказывают свое впечатление о партнере по внутреннему кругу, начиная с фразы «Я вижу тебя», «Я хочу тебе сказать», «Мне нравится в тебе». Через 2 минуты круг смещается на одного человека и т.д.

      Обратная связь: рефлексия взаимооценочных позиций тренинговых занятий.

  1. «Последняя встреча»: 10 минут, обратная связь 10 минут.

    Представьте себе, что занятие уже закончилось, и вы расстаетесь. Но все ли вы успели сказать друг другу? Может быть, вы забыли поделиться с группой своими переживаниями? Или  есть человек, мнение которого о себе вы хотели бы узнать? Или вы хотели поблагодарит кого-либо? Сделайте это «здесь и теперь».

    Обратная  связь: совершенствуется коммуникативная культура, стимулирование активности участников.

  1. «Похвали себя»: 5-7 минут, обратная связь 10 минут.

    Оборудование: листы бумаги и ручки.

    Участники сидят в общем кругу и получают инструкцию: «Продумайте и запишите:

Информация о работе Программа тренинга на развитие социального интеллекта руководителя