Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 02:21, реферат
Целью реферата является изучить психические познавательные процессы, определить что такое ощущение, характеристики ощущений, опрелидить, что такое восприятие и охарактеризовать образы восприятия.
Введение……………………………………………………………….……3
1. Психические познавательные процессы...…………………………4
2. Определение ощущения.....................................................................7
3. Характеристики ощущений……...……………………………...…11
4. Определение восприятия…...…………………………………..….19
5. Характеристики образа восприятия………………………...…….21
Заключение……………………………………………………………….26
Список литературы………………………………………………………28
Автор работы: ______________ Башкатова К. И.
Группа:
Преподаватель:
______________
Брянск 2013
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Познавательные психические процессы являются каналами нашего общения с миром. Поступающая информация о конкретных явлениях и предметах претерпевает изменения и превращается в образ. Все знания человека об окружающем мире являются результатом интеграции отдельных знаний, получаемых с помощью познавательных психических процессов. Каждый из этих процессов имеет собственные характеристики и собственную организацию. Но вместе с тем, протекая одновременно и слаженно, эти процессы незаметно для человека взаимодействуют друг с другом и в результате создают для него единую, целостную, непрерывную картину объективного мира.
Ощущение – простейший познавательный психический процесс, в ходе которого происходит отражение отдельных свойств, качеств, сторон действительности, ее предметов и явлений, связей между ними, а также внутренних состояний организма, непосредственно воздействующих на органы чувств человека. Ощущение является источником наших знаний о мире и самих себе.
Восприятие – это целостное отражение предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств. Способность к восприятию мира в виде образов есть только у человека и у некоторых высших представителей животного мира. Вместе с процессами ощущения восприятие обеспечивает непосредственную ориентировку в окружающем мире.
Реферат является актуальным, так как познавательные психические процессы являются каналами нашего общения с миром.
Целью реферата является изучить психические познавательные процессы, определить что такое ощущение, характеристики ощущений, опредить, что такое восприятие и охарактеризовать образы восприятия.
Передо мной стоит задача- охарактеризовать психические познавательные процессы, такие как ощущение и восприятие. Понять их взаимодействие с человеком и дать характеристику образа восприятия.
Психические процессы, с
помощью которых формируются
Все знания самого высокого порядка, например знания о физических и химических свойствах веществ, о явно наблюдаемом устройстве вещей и скрытых от непосредственного взора закономерных отношениях между ними, о людях и их качествах, о самом себе и, наконец, знания об общем устройстве мира, являются результатом интеграции знаний, получаемых с помощью познавательных психических процессов разного уровня сложности. Каждый из этих процессов имеет собственные характеристики и собственную организацию и вносит свой особый вкладв формирование внутренне связанной, динамичной, но в то же время целостной картины мира. Протекая одновременно, эти процессы взаимодействуют друг с другом настолько слаженно и настолько незаметно для нас, что мы в каждый данный момент воспринимаем и понимаем мир не как нагромождение цветов, оттенков, форм, звуков, запахов, в которых необходимо разбираться, чтобы установить, что к чему, и не как картинку, изображенную на каком-то экране, а именно как мир, находящийся вне нас, наполненный светом, звуками, запахами, предметами, населенный людьми, имеющий перспективу и явно вос принимаемый, а также и скрытый, не воспринимаемый в данный момент план. Несмотря на то что с помощью органов чувств в каждый данный момент мы воспринимаем только часть пространства, мы знаем, что пространство окружающего нас мира целостно и непрерывно. Благодаря этим процессам мир предстает перед нами также в его временной целостности и непрерывности, как нечто, что развивается и существует не только в настоящем, но имеет также прошлое и будущее, вследствие чего его временные границы расширяются беспредельно.
Все это не было бы удивительным,
если бы мы не знали, что весь этот беспредельный
в пространстве и времени мир
умещается в маленьком
В том, например, что зрительно воспринимаемый нами в данный момент мир представляет собой образ («картинку») лежащей за пределами нашего организма действительности, отчасти можно убедиться, проделав небольшой эксперимент. Для этого нужно сосредоточить взгляд на каком-то отдаленном предмете и аккуратно сквозь нижнее веко слегка надавить на глазное яблоко. Произойдет следующее: от «объекта» как бы отделится его «образ» вместе с окружающим его планом, при этом отделившийся «образ» приобретет безжизненный, уплощенный характер и станет действительно картинкой. Слова «объект» и «образ» взяты здесь в кавычки потому, что в действительности и то и другое суть образы объекта, которые до этого момента совмещались в некое целое, придавая ему качества именно отдельной вещи, а не образа.
В обыденной жизни мы не отдаем себе отчета в том, что, в частности, зрительно воспринимаемый нами мир — всего лишь его образ. Образы окружающих нас объектов представляются нам настолько достоверными, что мы отождествляем их с самими объектами, и только в особых условиях это обстоятельство начинает нами осознаваться, да и то лишь частично. В этих случаях мы говорим себе, что нам что-то «кажется», «мерещится». Если имеются какие-то понятные объяснения, то эта «кажимость» переживается нами относительно спокойно, но она приводит в ужас, если таких объяснений найти не удается. Легко понять переживания человека, который ясно видит, например, как находящаяся перед ним приборная доска начинает таять и капать на пол, стены комнаты — изгибаться, части лица стоящего перед ним человека — смещаться относительно друг друга, а сам он начинает скручиваться вдоль вертикальной оси. К счастью, подобные вещи случаются только в особых условиях, при которых происходит «поломка» органов, отвечающих за построение образов окружающего мира, или нарушение выполняемых ими функций, например при сенсорной депривации (редких в повседневной жизни условиях, при которых ограничиваются контакты организма с окружающим миром), при поражениях головного мозга, отравлениях и при психических заболеваниях (О.Н. Кузнецов, В.И. Лебедев).
Образы окружающего мира
представляют собой сложнейшие психические
образования, в их формировании принимают
участие различные психические
процессы, значение которых в структуре
целостного образа можно выявить
путем искусственного (экспериментального
или логического) расчленения этого
образа на составные части, а также
при нарушениях протекания этих процессов.
Принятое в психологии деление единого
психического процесса на отдельные
познавательные процессы (ощущение, восприятие
и др.) является, таким образом, условным.
В то же время в основе этого
деления лежат объективные
Рассмотрим теперь более подробно те основные познавательные психические процессы, которые участвуют в построении образов окружающего мира.
Простейшим познавательным
психическим процессом является
ощущение. Простейшим его можно назвать
только по сравнению с более сложными
процессами. В действительности ощущение
является продуктом сложной деятельности
специальных органов, объединенных
в целостные системы. Вопрос о
субъективной природе ощущения и
его соответствии отражаемым в нем
свойствам физического мира является
одним из труднейших в философии
и психологии. Насколько точно
в ощущениях отражается объективный
мир? Не являются ли ощущения просто знаками
тех явлений, которые происходят
за пределами организма? Ведь в природе
нет таких явлений, как свет или
звук, существующих в той форме, в
которой они представлены субъекту.
Объективно это — электромагнитное
излучение и колебания
Несмотря на то, что субъективный образ по некоторым характеристикам не является тождественным объекту, в нем представлено такое количество параметров, инвариантных параметрам объекта, которое является достаточным для более или менее успешного приспособления соответствующего организма к среде его обитания. Зрительный образ мира, например, у лягушки наверняка гораздо беднее такового у человека, поскольку ее зрительный аппарат способен реагировать только на движущиеся предметы, однако для выживания и сохранения вида верность отражения направления и скорости движения предмета ее органом зрения является вполне достаточной. С усложнением образа жизни усложняется и субъективный образ среды, достигая наибольшего его соответствия реальности у человека. Отсюда становится ясно, что сложность образов и их качество, связанные со сложностью органов, с помощью которых они строятся, зависят от особенностей взаимодействия устроенного определенным образом организма с обладающей определенными параметрами средой. Наиболее устойчивыми условиями среды обитания наземных животных являются: наличие электромагнитного излучения определенного диапазона, воздушная среда с ее свойствами, наличие гравитации и др. Приспособление именно к этим условиям и привело к формированию у них органов, чувствительных к изменениям именно в этих средах и полях. В связи с этим и говорят, что органы чувств являются органами специфических энергий. Здесь важно добавить, что для организма важна не сама по себе специфическая энергия, а те сведения, которые она ему доставляет.