Психические познавательные процессы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 02:21, реферат

Описание

Целью реферата является изучить психические познавательные процессы, определить что такое ощущение, характеристики ощущений, опрелидить, что такое восприятие и охарактеризовать образы восприятия.

Содержание

Введение……………………………………………………………….……3
1. Психические познавательные процессы...…………………………4
2. Определение ощущения.....................................................................7
3. Характеристики ощущений……...……………………………...…11
4. Определение восприятия…...…………………………………..….19
5. Характеристики образа восприятия………………………...…….21
Заключение……………………………………………………………….26
Список литературы………………………………………………………28

Работа состоит из  1 файл

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.docx

— 59.46 Кб (Скачать документ)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ          УЧЕРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БРЯНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНЖЕНЕРНО- ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ»

Кафедра инженерной психологии, педагогики и права

Реферат

по  дисциплине: «Психология и педагогика»

на  тему: «Психические познавательные процессы»

 

 

 

 

Автор работы:                      ______________                                          Башкатова К. И.       

                                                     (подпись)                                                           (ФИО студента)

Группа:                                    ____270105__________      № зачетной книжки      07.8-041         

                                                     (шифр группы)                                                         

 

Преподаватель:                      ______________                                          Ляхова О. Н.

                                                     (подпись)                                                           (учен. степень, учен.звание)

 

 

 

 

 

Брянск 2013

Содержание

 

Введение……………………………………………………………….……3

  1. Психические познавательные процессы...…………………………4
  2. Определение ощущения.....................................................................7
  3. Характеристики ощущений……...……………………………...…11
  4. Определение восприятия…...…………………………………..….19
  5. Характеристики образа восприятия………………………...…….21

Заключение……………………………………………………………….26

Список литературы………………………………………………………28

                                                          

                                                            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Познавательные  психические процессы являются каналами нашего общения с миром. Поступающая  информация о конкретных явлениях и  предметах претерпевает изменения  и превращается в образ. Все знания человека об окружающем мире являются результатом интеграции отдельных  знаний, получаемых с помощью познавательных психических процессов. Каждый из этих процессов имеет собственные  характеристики и собственную организацию. Но вместе с тем, протекая одновременно и слаженно, эти процессы незаметно  для человека взаимодействуют друг с другом и в результате создают  для него единую, целостную, непрерывную  картину объективного мира.

Ощущение – простейший познавательный психический процесс, в ходе которого происходит отражение отдельных свойств, качеств, сторон действительности, ее предметов и явлений, связей между ними, а также внутренних состояний организма, непосредственно воздействующих на органы чувств человека. Ощущение является источником наших знаний о мире и самих себе.

Восприятие – это целостное отражение предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств. Способность к восприятию мира в виде образов есть только у человека и у некоторых высших представителей животного мира. Вместе с процессами ощущения восприятие обеспечивает непосредственную ориентировку в окружающем мире. 

Реферат является актуальным, так как  познавательные психические процессы являются каналами нашего общения с миром.

Целью реферата является изучить психические познавательные процессы, определить что такое ощущение, характеристики ощущений, опредить, что такое восприятие и охарактеризовать образы восприятия.

Передо мной стоит задача- охарактеризовать  психические познавательные процессы, такие как ощущение и  восприятие. Понять их взаимодействие с человеком и дать характеристику образа восприятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Психические познавательные процессы

Психические процессы, с  помощью которых формируются образы окружающей среды, а также образы самого организма и его внутренней среды, называются познавательными психическими процессами .Именно познавательные психические процессы обеспечивают получение человеком знаний об окружающем мире и о самом себе. Эти знания являются тем фактором, который при наличии какого-либо побуждения определяет выбор человеком одного из многих возможных на каждый данный момент направлений движения и удерживает движение в рамках этого направления. Осознаваемые человеком потребности также даны ему в форме знаний, по крайней мере в форме знания о том, что он чего-то хочет. Сама деятельность человека приобретает упорядоченный, целенаправленный характер, благодаря знанию о конечном ее результате как о цели, существующей в сознании в форме представления о какой-то конкретной вещи или в форме абстрактной идеи.

Все знания самого высокого порядка, например знания о физических и химических свойствах веществ, о явно наблюдаемом устройстве вещей  и скрытых от непосредственного взора закономерных отношениях между ними, о людях и их качествах, о самом себе и, наконец, знания об общем устройстве мира, являются результатом интеграции знаний, получаемых с помощью познавательных психических процессов разного уровня сложности. Каждый из этих процессов имеет собственные характеристики и собственную организацию и вносит свой особый вкладв формирование внутренне связанной, динамичной, но в то же время целостной картины мира. Протекая одновременно, эти процессы взаимодействуют друг с другом настолько слаженно и настолько незаметно для нас, что мы в каждый данный момент воспринимаем и понимаем мир не как нагромождение цветов, оттенков, форм, звуков, запахов, в которых необходимо разбираться, чтобы установить, что к чему, и не как картинку, изображенную на каком-то экране, а именно как мир, находящийся вне нас, наполненный светом, звуками, запахами, предметами, населенный людьми, имеющий перспективу и явно вос принимаемый, а также и скрытый, не воспринимаемый в данный момент план. Несмотря на то что с помощью органов чувств в каждый данный момент мы воспринимаем только часть пространства, мы знаем, что пространство окружающего нас мира целостно и непрерывно. Благодаря этим процессам мир предстает перед нами также в его временной целостности и непрерывности, как нечто, что развивается и существует не только в настоящем, но имеет также прошлое и будущее, вследствие чего его временные границы расширяются беспредельно.

Все это не было бы удивительным, если бы мы не знали, что весь этот беспредельный  в пространстве и времени мир  умещается в маленьком пространстве человеческого организма. Удивительное заключается в том, что организм, точнее нервная система, строит весь этот богатый образ мира и к тому же располагает его вне себя, пользуясь впечатлениями, получаемыми только и только с сенсорной поверхности, соприкасающейся с окружающим миром. Сенсорная (от латинского sensus — чувство, ощущение) поверхность тела является тем экраном, на который проецируется окружающий мир, тем единственным средством и источником, с единственным средством и источником, с помощью которого нервная система только и может построить все богатство красок и форм этого мира. И хоть это именно поверхность, т. е. тонкая ткань, располагающаяся в ограниченном пространстве и имеющая свою собственную конфигурацию и свойства, образ объекта, строящийся на основе изменений, происходящих на этой поверхности, располагается вне ее, обладает свойством глубины, а сам он кажется независимым и достоверным.

В том, например, что зрительно  воспринимаемый нами в данный момент мир представляет собой образ («картинку») лежащей за пределами нашего организма  действительности, отчасти можно  убедиться, проделав небольшой эксперимент. Для этого нужно сосредоточить  взгляд на каком-то отдаленном предмете и аккуратно сквозь нижнее веко слегка надавить на глазное яблоко. Произойдет следующее: от «объекта» как бы отделится  его «образ» вместе с окружающим его планом, при этом отделившийся «образ» приобретет безжизненный, уплощенный характер и станет действительно  картинкой. Слова «объект» и «образ»  взяты здесь в кавычки потому, что в действительности и то и  другое суть образы объекта, которые  до этого момента совмещались  в некое целое, придавая ему качества именно отдельной вещи, а не образа.

В обыденной жизни мы не отдаем себе отчета в том, что, в частности, зрительно воспринимаемый нами мир  — всего лишь его образ. Образы окружающих нас объектов представляются нам настолько достоверными, что  мы отождествляем их с самими объектами, и только в особых условиях это  обстоятельство начинает нами осознаваться, да и то лишь частично. В этих случаях мы говорим себе, что нам что-то «кажется», «мерещится». Если имеются какие-то понятные объяснения, то эта «кажимость» переживается нами относительно спокойно, но она приводит в ужас, если таких объяснений найти не удается. Легко понять переживания человека, который ясно видит, например, как находящаяся перед ним приборная доска начинает таять и капать на пол, стены комнаты — изгибаться, части лица стоящего перед ним человека — смещаться относительно друг друга, а сам он начинает скручиваться вдоль вертикальной оси. К счастью, подобные вещи случаются только в особых условиях, при которых происходит «поломка» органов, отвечающих за построение образов окружающего мира, или нарушение выполняемых ими функций, например при сенсорной депривации (редких в повседневной жизни условиях, при которых ограничиваются контакты организма с окружающим миром), при поражениях головного мозга, отравлениях и при психических заболеваниях (О.Н. Кузнецов, В.И. Лебедев).

Образы окружающего мира представляют собой сложнейшие психические  образования, в их формировании принимают  участие различные психические  процессы, значение которых в структуре  целостного образа можно выявить  путем искусственного (экспериментального или логического) расчленения этого  образа на составные части, а также  при нарушениях протекания этих процессов. Принятое в психологии деление единого  психического процесса на отдельные  познавательные процессы (ощущение, восприятие и др.) является, таким образом, условным. В то же время в основе этого  деления лежат объективные специфические  особенности каждого из этих процессов, отличающие их друг от друга по тому вкладу, который они вносят в построение целостного образа. В совокупности они составляют своеобразную пирамиду процессов, в основе которой лежит  первоисточник завершенного образа — ощущение. Первичность ощущений при этом не означает, что весь образ  является простой их суммой. Ощущения дают лишь исходный материал, на основе которого строится целостный образ, дальнейшая же его обработка обусловлена  спецификой механизмов, характеризующих  познавательные процессы более высокого уровня.

Рассмотрим теперь более  подробно те основные познавательные психические процессы, которые участвуют  в построении образов окружающего  мира.

 

  1. Определение ощущения

Простейшим познавательным психическим процессом является ощущение. Простейшим его можно назвать  только по сравнению с более сложными процессами. В действительности ощущение является продуктом сложной деятельности специальных органов, объединенных в целостные системы. Вопрос о  субъективной природе ощущения и  его соответствии отражаемым в нем  свойствам физического мира является одним из труднейших в философии  и психологии. Насколько точно  в ощущениях отражается объективный  мир? Не являются ли ощущения просто знаками  тех явлений, которые происходят за пределами организма? Ведь в природе  нет таких явлений, как свет или  звук, существующих в той форме, в  которой они представлены субъекту. Объективно это — электромагнитное излучение и колебания воздушной  среды с различными длинами волн. Если ощущения не являются точной копией свойств мира, то как можно проверить  достоверность всей картины мира, построенной на их основе? На все  эти вопросы кратко ответить нельзя, поскольку убедительное утверждение  о верности (в отличие от тождественности), с которой в субъективных образах отражается реальная действительность, требует развернутых и обширных логических доказательств.

Несмотря на то, что субъективный образ по некоторым характеристикам  не является тождественным объекту, в нем представлено такое количество параметров, инвариантных параметрам объекта, которое является достаточным  для более или менее успешного  приспособления соответствующего организма  к среде его обитания. Зрительный образ мира, например, у лягушки  наверняка гораздо беднее такового у человека, поскольку ее зрительный аппарат способен реагировать только на движущиеся предметы, однако для  выживания и сохранения вида верность отражения направления и скорости движения предмета ее органом зрения является вполне достаточной. С усложнением образа жизни усложняется и субъективный образ среды, достигая наибольшего его соответствия реальности у человека. Отсюда становится ясно, что сложность образов и их качество, связанные со сложностью органов, с помощью которых они строятся, зависят от особенностей взаимодействия устроенного определенным образом организма с обладающей определенными параметрами средой. Наиболее устойчивыми условиями среды обитания наземных животных являются: наличие электромагнитного излучения определенного диапазона, воздушная среда с ее свойствами, наличие гравитации и др. Приспособление именно к этим условиям и привело к формированию у них органов, чувствительных к изменениям именно в этих средах и полях. В связи с этим и говорят, что органы чувств являются органами специфических энергий. Здесь важно добавить, что для организма важна не сама по себе специфическая энергия, а те сведения, которые она ему доставляет.

Информация о работе Психические познавательные процессы