Психические познавательные процессы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 02:21, реферат

Описание

Целью реферата является изучить психические познавательные процессы, определить что такое ощущение, характеристики ощущений, опрелидить, что такое восприятие и охарактеризовать образы восприятия.

Содержание

Введение……………………………………………………………….……3
1. Психические познавательные процессы...…………………………4
2. Определение ощущения.....................................................................7
3. Характеристики ощущений……...……………………………...…11
4. Определение восприятия…...…………………………………..….19
5. Характеристики образа восприятия………………………...…….21
Заключение……………………………………………………………….26
Список литературы………………………………………………………28

Работа состоит из  1 файл

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.docx

— 59.46 Кб (Скачать документ)

Таким образом, в ощущениях  субъекту представлены наиболее общие  свойства окружающего мира в целом, которые в то же время могут  быть характеристикой отдельных  свойств отдельных предметов  и явлений этого мира.

Ощущение не является изолированным  психическим процессом. Будучи основой, первичным материалом для построения более сложных психических образов, ощущения человека испытывают на себе влияние всей его социально обусловленной  психики. В частности, пороги ощущений могут зависеть от личностной установки, вплоть до потери чувствительности. Ощущение, например цвета или тяжести предмета, может изменяться также под влиянием механизмов восприятия. Особенно тесно  ощущения связаны с эмоциями —  в любом ощущении в норме всегда в той или иной степени присутствует определенный эмоциональный оттенок (приятное или неприятное ощущение).

Вклад ощущений в создание сложного образа окружающей действительности можно приблизительно понять, описав переживания некоего гипотетического  человека, одиноко сидящего в зрительном зале театра. Представим, что ему  видно только пространство сцены, внутренняя поверхность которой покрыта  каким-то туманом так, что не видно  никаких углов. Действие еще не началось, поэтому сцена пуста, на ней нет  ни людей, ни предметов, ни декораций. По чьей-то прихоти сцена то ярко освещается, то постепенно погружается во мрак, временами пространство сцены переливается всеми цветами радуги, меняется не только цвет, но его насыщенность. Человек  различает какие-то неясные звуки, которые то заполняют собой всю  сцену, то перекатываются по ней во всех направлениях, то раздаются слева  или справа, сверху или откуда-то снизу. Он чувствует какие-то неопределенные запахи, они становятся то сильными, то едва различимыми. Прохладный поток  воздуха обдувает его лицо. Во рту  он чувствует сладость от растаявшей конфеты, от которой остался один вкус. Он чувствует, как во рту у него поворачивается язык. Ему хочется пить. Где-то внутри появляется ноющая боль. Сидеть неудобно, ноги затекли и что-то царапает шею. Несмотря на то что взгляд его неподвижен, он замечает, что вдруг в сумрачном пространстве сцены подобно тени появляется нечто неопределенной формы. Появившись, оно начинает двигаться: то стремительно взмывает куда-то вверх, то плавно спускается вниз и вбок. Человек не следит за ним взглядом, он только отмечает его движение как бы внутренним взором, при этом он замечает, что это нечто светится то ярче, то слабее, то меняет окраску. Издаваемый этим «нечто» звук не связывается с ним, а ощущается отдельно. Наш гипотетический человек, имеющий в своем распоряжении только ощущения, не знает пока ничего более того, что описано. Он не знает, что в мире есть отдельные предметы, что они имеют форму и объем и между ними может быть расстояние, что эти предметы могут быть разными или очень похожими, что они могут оставаться неизменными или со временем изменяться. Обо всем этом наш гипотетический человек сможет узнать, только воспользовавшись своим восприятием.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Определение восприятия

Мы видели, что ощущение как образ окружающей среды дает какое-то представление об основных ее свойствах. Для некоторых животных, например для кольчатых червей, такого образа оказывается вполне достаточно, однако животные, ведущие более активный образ жизни в среде, наполненной объектами, каждый из которых может оказаться опасным для жизни, этим образом ограничиться не могут. Жизненно важными для субъекта характеристиками окружающих объектов являются их форма, удаленность, скорость их перемещения и расстояние между ними. Если оценка свойств поверхности тел, создаваемых ими возмущений воздушной среды, их химического состава может быть неточной, хотя и верной, то неточная оценка формы предмета и его удаленности может оказаться смертельно опасной. Чтобы удовлетворить этим требованиям, у животных и развился особый психический аппарат, работа которого состоит в воссоздании во внутреннем, субъективном пространстве такого образа окружающего мира, который максимально точно воспроизводил бы пространственные и временные характеристики предметов и явлений, в котором в той или иной форме были бы представлены иные их качества, а сам образ был бы для субъекта настолько достоверным, что не вызывал бы у него никаких сомнений в их отдельном, независимом от субъекта существовании.

Итак, восприятие — это  познавательный психический процесс, состоящий в целостном отражении  предметов, ситуаций и событий, возникающий  при непосредственном воздействии  физических раздражителей на рецепторные  поверхности органов чувств.

В результате деятельности восприятия (перцептивной деятельности, от лат. perceptio — восприятие) в субъективном пространстве формируется образ восприятия, или перцептивный образ объекта, ситуации или иного события, который обладает свойствами, отличными от свойств ощущений, на основе которых он строится. Таким образом, образ восприятия — не просто совокупность ощущений хотя бы потому, что сами ощущения в процессе построения этого образа могут претерпевать определенные, иногда существенные изменения. Образ восприятия, как и ощущение, является чувственным образом объекта, причем образом, который возникает и существует при непосредственном, здесь-и-сейчас присутствии как субъекта, так и самого объекта. Обладая собственными механизмами, восприятие строит образ объекта или опознает его вместе с процессами ощущения.

Здесь необходимо отметить, что каждый образ восприятия является результатом интеграции ощущений нескольких модальностей, прежде всего зрительной, слуховой и тактильно-кинестетической. Звук будильника сливается с его формой, цветом, весом и гладкой поверхностью в единый образ будильника. Восприятие в то же время всегда в большей или меньшей степени связано также с мышлением, памятью, вниманием,  мотивацией и имеет определенную эмоциональную окраску.

Поскольку образ восприятия является отличным от его объекта, он имеет свои собственные характеристики, обнаружить и понять которые нелегко. Прежде чем переходить к их описанию, еще раз краткоукажем на различия между образом наблюдаемого в  данный момент объекта и самим  объектом. Обычно это трудный для  понимания момент. Чтобы уяснить  эти различия, необходимо произвести нелегкую операцию субъективной децентрации, т.е. занять позицию наблюдателя, а  не участника.

В каком бы тесном взаимодействии с объектом ни находился человек, он всегда имеет дело не с ним  самим, а с его образом, образом  чего-то, что реально существует вне нас. «Ну как же, — может  сказать кто-то, — я ведь сейчас вижу не какой-то там образ стакана, а сам стакан. Я могу подойти  к нему, взять его в руки, пощупать, прикоснуться губами, поставить его  на место, отойти от него, и все это  время стакан будет оставаться стаканом, занимающим определенное место в  пространстве, обладающим своими качествами, например прозрачностью, температурой, массой, а мой образ его будет  меняться — то я вижу его сбоку, то сверху. И, несмотря на все эти  изменения, я точно знаю, что это  — вполне определенная вещь, с вполне определенными свойствами». В действительности, как показывают экспериментальные  исследования и наблюдения, знания о объекте как об отдельной  вещи, определяющие качество его неизменности и отдельности от нас, независящее  от наших перемещений и манипуляций, являются продуктом нашего личного  и общественного опыта взаимодействия с ним. На то, что люди в конкретных ситуациях взаимодействия с объектом имеют дело с его образом, указывает  факт, что они часто спорят по поводу того, каков предмет «на  самом деле».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Характеристики образа восприятия

Рассмотрим теперь вкратце  основные характеристики этого образа — образа восприятия, или перцептивного  образа, не только отдельного объекта, но и всей воспринимаемой наличной ситуации, поскольку свойства образа объекта во многом определяются контекстом восприятия.

Предметность. Эта характеристика образа восприятия указывает на такое его качество, как отделенность его от фона и спроецированность в данную точку пространства, т.е. образа объекта как пространственно обособленного, отдельного предмета. Здесь необходимо сделать важное замечание. В разговорном языке понятия «объект» и «предмет» часто употребляются как синонимичные. В научной психологии такое смешение понятий тоже имеет место. На наш взгляд, если мы хотим подчеркнуть отличие субъективного психического образа от объекта, при взаимодействии с которым он возникает, то нам следует ясно различать «объект» как вещь, сущность, нечто, что существует за пределами нашей нервной системы, и «предмет» как психический образ, в котором этот объект представлен субъекту.

Предметность как характеристика образа восприятия заключается в  том, что, до тех пор пока мы не зафиксировали  взор на каком-то объекте, все окружающее пространство воспринимается нами как  относительно недифференцированное, нерасчлененное целое. Стоит нам сосредоточить  взгляд на объекте, как все воспринимаемое пространство мгновенно расчленяется на образ самого объекта и образ  пространства. При этом наблюдается  специфический феномен, получивший в психологии название феномена «фигуры  и фона», он заключается в том, что элементы предметного образа объекта моментально структурируются  и приобретают определенную, ограниченную форму, при этом предмет как бы слегка выступает вперед, оказывается  на переднем, независимо от его удаленности, плане, а все остальные предметы сливаются в достаточно недифференцированное, неограниченное и располагающееся  как бы вокруг и позади предмета поле. Объект воспринимается именно как определенный предмет, имеющий определенное местоположение в пространстве.

Феномен фигуры и фона хорошо иллюстрируется некоторыми так называемыми  двойственными изображениями, из которых  наиболее известно изображение вазы, образованной профилями двух лиц, обращенных друг к другу. Если сосредоточить  внимание на вазе, то исчезают лица, если на лицах, то — исчезает ваза. Предметность отчетливо проявляется также  в том, что если на чистом листе  нарисовать круг, то ограничивающая его  линия будет восприниматься как  принадлежащая скорее кругу, чем  окружающему его пространству.

Благодаря предметности восприятия, мы воспринимаем мир как пространство, наполненное отдельными вещами, несмотря на то что некоторые из них в  действительности могут и не иметь  четко очерченных границ и, следовательно  не быть таковыми. Например, дым, выходящий  из трубы в тихую погоду, опредмечивается  и приобретает в нашем восприятии статус отдельной, более или менее  устойчивой вещи, хотя в действительности он не имеет четких границ.

Целостность. Восприятие — это процесс, состоящий в организации отдельных элементов образа в единое целое. При изучении этого процесса было обнаружено, что восприятие стремится организовать элементы таким образом, что это целое определяет значение элементов внутри него. Действие этого механизма наглядно демонстрируется на знаменитом двойственном изображении «жены» и «тещи». В этом изображении значение одних и тех же его элементов зависит от значения, придаваемого всему изображению в целом. Одна и та же линия будет восприниматься либо как уродливый нос, либо как изящный контур щеки и подбородка в зависимости от того, видим мы в данный момент в целом старуху или молодую женщину.

С подобными эффектами  мы сталкиваемся и в повседневной практике, особенно в затрудненных условиях восприятия. В сумерках в  опасном месте остатки столба на двух опорах можно принять за человека, и тогда эти опоры  будут восприниматься как ноги замершего в грозном ожидании злоумышленника.

Обобщенность. Обобщенность образа объекта при его восприятии заключается в том, что отображаемый единичный объект, сохраняя все свои индивидуальные особенности, вместе с тем воспринимается в качестве представителя класса объектов, однородных с ним по каким-либо признакам. Воспринимаемый в данный момент объект немедленно относится воспринимающим к определенной категории предметов, при этом общие свойства предметов этой категории начинают определять восприятие данного отдельного объекта, т.е. проецируются на него.

Механизмы обобщения, имеющие  место уже в процессе восприятия, в целом способствуют лучшему  приспособлению к среде, поскольку  позволяют мгновенно определить, с каким именно объектом мы имеем  дело, и построить свое поведение  в отношении него соответствующим  образом. Благодаря этим механизмам мы, например, редко путаем собаку с  кошкой, независимо от того, какими размерами  или формой обладает собака, и соответствующим  образом строим свое поведение.

Диапазон изменений признаков, входящих в состав данного образа и определяющих его принадлежность к той или иной категории, в  котором он продолжает восприниматься как представитель одной и  той же категории, называется зоной  обобщенности. При пересечении границ этой зоны объект немедленно относится  к другой категории. Например, при  отодвигании одной из стен комнаты  наступит такой момент, когда она  перестанет восприниматься как комната  и превратится в нашем восприятии в коридор. Если в той же комнате  постепенно поднимать потолок, то наступит момент, когда она из комнаты превратится  в колодец. Обобщенность перцептивного  образа играет в нашей повседневной жизни огромную роль, особенно при  непосредственном восприятии людьми друг друга. Всякий раз при столкновении с новыми людьми мы строим свои отношения  с ними в соответствии с тем, к  каким категориям мы их относим на основе их внешности, движений, речи и других качеств, доступных для непосредственного чувственного восприятия.

Константность. Любой организм живет в постоянно изменяющихся условиях среды. Движение объектов в пространстве, перемещение самого организма приводит к тому, что условия восприятия объекта постоянно меняются — изменяется форма его проекции на сетчатке глаза, меняется степень его освещенности и цветовые оттенки. На условия восприятия влияют и другие факторы — суточное изменение освещенности, наличие или отсутствие облаков и ряд других.

Информация о работе Психические познавательные процессы