Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 02:21, реферат
Целью реферата является изучить психические познавательные процессы, определить что такое ощущение, характеристики ощущений, опрелидить, что такое восприятие и охарактеризовать образы восприятия.
Введение……………………………………………………………….……3
1. Психические познавательные процессы...…………………………4
2. Определение ощущения.....................................................................7
3. Характеристики ощущений……...……………………………...…11
4. Определение восприятия…...…………………………………..….19
5. Характеристики образа восприятия………………………...…….21
Заключение……………………………………………………………….26
Список литературы………………………………………………………28
Таким образом, в ощущениях субъекту представлены наиболее общие свойства окружающего мира в целом, которые в то же время могут быть характеристикой отдельных свойств отдельных предметов и явлений этого мира.
Ощущение не является изолированным
психическим процессом. Будучи основой,
первичным материалом для построения
более сложных психических
Вклад ощущений в создание
сложного образа окружающей действительности
можно приблизительно понять, описав
переживания некоего
Мы видели, что ощущение как образ окружающей среды дает какое-то представление об основных ее свойствах. Для некоторых животных, например для кольчатых червей, такого образа оказывается вполне достаточно, однако животные, ведущие более активный образ жизни в среде, наполненной объектами, каждый из которых может оказаться опасным для жизни, этим образом ограничиться не могут. Жизненно важными для субъекта характеристиками окружающих объектов являются их форма, удаленность, скорость их перемещения и расстояние между ними. Если оценка свойств поверхности тел, создаваемых ими возмущений воздушной среды, их химического состава может быть неточной, хотя и верной, то неточная оценка формы предмета и его удаленности может оказаться смертельно опасной. Чтобы удовлетворить этим требованиям, у животных и развился особый психический аппарат, работа которого состоит в воссоздании во внутреннем, субъективном пространстве такого образа окружающего мира, который максимально точно воспроизводил бы пространственные и временные характеристики предметов и явлений, в котором в той или иной форме были бы представлены иные их качества, а сам образ был бы для субъекта настолько достоверным, что не вызывал бы у него никаких сомнений в их отдельном, независимом от субъекта существовании.
Итак, восприятие — это
познавательный психический процесс,
состоящий в целостном
В результате деятельности восприятия (перцептивной деятельности, от лат. perceptio — восприятие) в субъективном пространстве формируется образ восприятия, или перцептивный образ объекта, ситуации или иного события, который обладает свойствами, отличными от свойств ощущений, на основе которых он строится. Таким образом, образ восприятия — не просто совокупность ощущений хотя бы потому, что сами ощущения в процессе построения этого образа могут претерпевать определенные, иногда существенные изменения. Образ восприятия, как и ощущение, является чувственным образом объекта, причем образом, который возникает и существует при непосредственном, здесь-и-сейчас присутствии как субъекта, так и самого объекта. Обладая собственными механизмами, восприятие строит образ объекта или опознает его вместе с процессами ощущения.
Здесь необходимо отметить, что каждый образ восприятия является результатом интеграции ощущений нескольких модальностей, прежде всего зрительной, слуховой и тактильно-кинестетической. Звук будильника сливается с его формой, цветом, весом и гладкой поверхностью в единый образ будильника. Восприятие в то же время всегда в большей или меньшей степени связано также с мышлением, памятью, вниманием, мотивацией и имеет определенную эмоциональную окраску.
Поскольку образ восприятия является отличным от его объекта, он имеет свои собственные характеристики, обнаружить и понять которые нелегко. Прежде чем переходить к их описанию, еще раз краткоукажем на различия между образом наблюдаемого в данный момент объекта и самим объектом. Обычно это трудный для понимания момент. Чтобы уяснить эти различия, необходимо произвести нелегкую операцию субъективной децентрации, т.е. занять позицию наблюдателя, а не участника.
В каком бы тесном взаимодействии
с объектом ни находился человек,
он всегда имеет дело не с ним
самим, а с его образом, образом
чего-то, что реально существует
вне нас. «Ну как же, — может
сказать кто-то, — я ведь сейчас
вижу не какой-то там образ стакана,
а сам стакан. Я могу подойти
к нему, взять его в руки, пощупать,
прикоснуться губами, поставить его
на место, отойти от него, и все это
время стакан будет оставаться стаканом,
занимающим определенное место в
пространстве, обладающим своими качествами,
например прозрачностью, температурой,
массой, а мой образ его будет
меняться — то я вижу его сбоку,
то сверху. И, несмотря на все эти
изменения, я точно знаю, что это
— вполне определенная вещь, с вполне
определенными свойствами». В действительности,
как показывают экспериментальные
исследования и наблюдения, знания
о объекте как об отдельной
вещи, определяющие качество его неизменности
и отдельности от нас, независящее
от наших перемещений и
5. Характеристики образа восприятия
Рассмотрим теперь вкратце основные характеристики этого образа — образа восприятия, или перцептивного образа, не только отдельного объекта, но и всей воспринимаемой наличной ситуации, поскольку свойства образа объекта во многом определяются контекстом восприятия.
Предметность. Эта характеристика образа восприятия указывает на такое его качество, как отделенность его от фона и спроецированность в данную точку пространства, т.е. образа объекта как пространственно обособленного, отдельного предмета. Здесь необходимо сделать важное замечание. В разговорном языке понятия «объект» и «предмет» часто употребляются как синонимичные. В научной психологии такое смешение понятий тоже имеет место. На наш взгляд, если мы хотим подчеркнуть отличие субъективного психического образа от объекта, при взаимодействии с которым он возникает, то нам следует ясно различать «объект» как вещь, сущность, нечто, что существует за пределами нашей нервной системы, и «предмет» как психический образ, в котором этот объект представлен субъекту.
Предметность как
Феномен фигуры и фона хорошо иллюстрируется некоторыми так называемыми двойственными изображениями, из которых наиболее известно изображение вазы, образованной профилями двух лиц, обращенных друг к другу. Если сосредоточить внимание на вазе, то исчезают лица, если на лицах, то — исчезает ваза. Предметность отчетливо проявляется также в том, что если на чистом листе нарисовать круг, то ограничивающая его линия будет восприниматься как принадлежащая скорее кругу, чем окружающему его пространству.
Благодаря предметности восприятия,
мы воспринимаем мир как пространство,
наполненное отдельными вещами, несмотря
на то что некоторые из них в
действительности могут и не иметь
четко очерченных границ и, следовательно
не быть таковыми. Например, дым, выходящий
из трубы в тихую погоду, опредмечивается
и приобретает в нашем
Целостность. Восприятие — это процесс, состоящий в организации отдельных элементов образа в единое целое. При изучении этого процесса было обнаружено, что восприятие стремится организовать элементы таким образом, что это целое определяет значение элементов внутри него. Действие этого механизма наглядно демонстрируется на знаменитом двойственном изображении «жены» и «тещи». В этом изображении значение одних и тех же его элементов зависит от значения, придаваемого всему изображению в целом. Одна и та же линия будет восприниматься либо как уродливый нос, либо как изящный контур щеки и подбородка в зависимости от того, видим мы в данный момент в целом старуху или молодую женщину.
С подобными эффектами мы сталкиваемся и в повседневной практике, особенно в затрудненных условиях восприятия. В сумерках в опасном месте остатки столба на двух опорах можно принять за человека, и тогда эти опоры будут восприниматься как ноги замершего в грозном ожидании злоумышленника.
Обобщенность. Обобщенность образа объекта при его восприятии заключается в том, что отображаемый единичный объект, сохраняя все свои индивидуальные особенности, вместе с тем воспринимается в качестве представителя класса объектов, однородных с ним по каким-либо признакам. Воспринимаемый в данный момент объект немедленно относится воспринимающим к определенной категории предметов, при этом общие свойства предметов этой категории начинают определять восприятие данного отдельного объекта, т.е. проецируются на него.
Механизмы обобщения, имеющие
место уже в процессе восприятия,
в целом способствуют лучшему
приспособлению к среде, поскольку
позволяют мгновенно
Диапазон изменений признаков,
входящих в состав данного образа
и определяющих его принадлежность
к той или иной категории, в
котором он продолжает восприниматься
как представитель одной и
той же категории, называется зоной
обобщенности. При пересечении границ
этой зоны объект немедленно относится
к другой категории. Например, при
отодвигании одной из стен комнаты
наступит такой момент, когда она
перестанет восприниматься как комната
и превратится в нашем
Константность. Любой организм живет в постоянно изменяющихся условиях среды. Движение объектов в пространстве, перемещение самого организма приводит к тому, что условия восприятия объекта постоянно меняются — изменяется форма его проекции на сетчатке глаза, меняется степень его освещенности и цветовые оттенки. На условия восприятия влияют и другие факторы — суточное изменение освещенности, наличие или отсутствие облаков и ряд других.