Психические познавательные процессы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 02:21, реферат

Описание

Целью реферата является изучить психические познавательные процессы, определить что такое ощущение, характеристики ощущений, опрелидить, что такое восприятие и охарактеризовать образы восприятия.

Содержание

Введение……………………………………………………………….……3
1. Психические познавательные процессы...…………………………4
2. Определение ощущения.....................................................................7
3. Характеристики ощущений……...……………………………...…11
4. Определение восприятия…...…………………………………..….19
5. Характеристики образа восприятия………………………...…….21
Заключение……………………………………………………………….26
Список литературы………………………………………………………28

Работа состоит из  1 файл

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.docx

— 59.46 Кб (Скачать документ)

В результате этого совокупность раздражений и их конфигурация при  взаимодействии с объектом постоянно  меняются, и один и тот же объект в каждый данный момент предстает  в новом виде, при этом сам он остается неизменным. Если бы человек  воспринимал все изменения раздражений, сопровождающие динамичное взаимодействие организма с объектом, его приспособление к среде было бы крайне затруднительным, поскольку он жил бы в постоянно  меняющемся мире. Малейший наклон головы — и один и тот же объект представал бы в новом образе. Поэтому в  процессе эволюции выработались механизмы  восприятия, обеспечивающие относительную  неизменность перцептивного образа, соответствующую неизменности самого объекта, т.е. константность восприятия. Таким образом, константность восприятия — это способность системы  восприятия компенсировать изменения  условий восприятия объектов.

Механизм константности  восприятия компенсирует изменение  различных характеристик объекта: его углового размера при приближении  или удалении от него, формы при  изменении ракурса, а при изменении  освещенности — яркости и цвета. Диапазон, в котором при изменении  условий восприятия объекта его  наличный образ остается неизменным, называется зоной константности.

Для того чтобы убедиться  в действии механизма константности, можно провести достаточно простой  эксперимент. Для этого нужно  выбрать небольшой предмет, например стакан, находящийся на расстоянии полутора метров, посмотреть на него, после этого, взяв в руку карандаш, вытянуть ее и, расположив карандаш вертикально, большим пальцем отметить на нем угловой размер стакана так, как это делают художники. После этого, держа палец на зафиксированной отметке, опустить руку и, глядя на стакан, отойти от него на пару небольших шагов. С новой позиции, не прибегая к карандашу, оценить, изменился ли размер стакана (он останется неизменным), затем поднять руку и с помощью карандаша сравнить новый угловой размер стакана с прежним. Он окажется приблизительно в два раза  меньше предыдущего.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Психические процессы: ощущения, восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь –  выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности. Для  того чтобы удовлетворять свои потребности, общаться, играть, учиться и трудиться, человек должен каким-то образом  воспринимать мир, обращая при этом внимание на различные моменты или  компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно делать, запоминать, обдумывать, высказывать. Следовательно, без участия психических процессов  человеческая деятельность невозможна. Более того, оказывается, что психические  процессы не просто участвуют в деятельности, они в ней развиваются и  сами представляют собой особые виды деятельности.

В чем же заключается роль психических процессов?

Это функция сигнала или  регулятора, которая приводит действие в соответствие с изменяющимися  условиями.

Психические явления - это  ответы мозга на внешние (окружающая среда) и внутренние (состояние организма  как физиологической системы) воздействия.

Иными словами психические  явления - это постоянные регуляторы деятельности, возникающей в ответ  на раздражения, которые действуют  сейчас (ощущение и восприятие) и  были когда-то в прошлом опыте (память), обобщающие эти воздействия или  предвидящие результаты, к которым  они приведут (мышление, воображение).

Психические процессы - процессы, происходящие в голове человека и  отражающиеся в динамически изменяющихся психических явлениях.

Познавательная психическая  деятельность начинается с ощущений. Согласно теории отражения, ощущение - это первый и неприметный источник всех наших знаний о мире. Благодаря  ощущениям мы познаем цвет, форму, величину, запах, звук.

Способность к ощущениям  имеется у всех живых существ, обладающих нервной системой, но к  осознаваемым ощущениям - только у живых  существ, имеющих головной мозг и  кору головного мозга.

Ощущение — это простейший психический процесс, состоящий в

отражении отдельных свойств  предметов и явлений материального  мира, а также внутренних состояний  организма при непосредственном воздействии раздражителей на соответствующие  рецепторы. В действительности уже  в ощущениях субъекту представлены не только отдельные свойства окружающего  мира, но и иные, более общие его  характеристики.

Ощущение не является изолированным  психическим процессом. Будучи основой, первичным материалом для построения более сложных психических образов, ощущения человека испытывают на себе влияние всей его социально обусловленной  психики. В частности, пороги ощущений могут зависеть от личностной установки, вплоть до потери чувствительности. Ощущение, например цвета или тяжести предмета, может изменяться также под влиянием механизмов восприятия. Особенно тесно  ощущения связаны с эмоциями —  в любом ощущении в норме всегда в той или иной степени присутствует определенный эмоциональный оттенок (приятное или неприятное ощущение).

Необходимо отметить, что каждый образ восприятия является результатом интеграции ощущений нескольких модальностей, прежде всего зрительной, слуховой и тактильно-кинестетической. Звук будильника сливается с его формой, цветом, весом и гладкой поверхностью в единый образ будильника. Восприятие в то же время всегда в большей или меньшей степени связано также с мышлением, памятью, вниманием,  мотивацией и имеет определенную эмоциональную окраску.

Механизм константности  восприятия компенсирует изменение  различных характеристик объекта: его углового размера при приближении  или удалении от него, формы при  изменении ракурса, а при изменении  освещенности — яркости и цвета. Диапазон, в котором при изменении  условий восприятия объекта его наличный образ остается неизменным, называется зоной константности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

 

 Гамезо, М.В., Домашенко, И.А. Атлас по психологии. Учебное и методическое пособие. - М.: «Просвещение» 2008. –89 с.

  1. Кулагина, И.Ю., Колюцкий, В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — М.: ТЦ «Сфера», 2007. –86 с.
  2. ред. Запорожец, А.В. А.Н. Леонтьев и современная психология; М.: Московский университет, 2012. - 288 c.
  3. Талызина Н. Ф. Педагогическая психология. Учебник для студентов ср. учеб. заведений. - М.: Академия, 2006. 
  4. Плигин, А.А. От индивидуализации обучения к личностно ориентированному образованию / А.А. Плигин // Психология обучения. - 2009. - №2. – 30с
  5. Рубенштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т. – М., 2007. – Т. Н. -476 с.
  6. Островский, Э. В., Чернышева, Л. И. Психология и педагогика: Учебное пособие / Э. В. Островский и др..-М.: Вузовский учебник,  2007.- 384с.

 

 


Информация о работе Психические познавательные процессы