Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 16:26, реферат
Объектом психологии, как науки, выступает психика;
Предметом – основные закономерности порождения и функционирования психической реальности.
Основной задачей психологии является изучение законов психической деятельности в ее развитии. В течение последних десятилетий значительно расширился фронт психологических исследований, появились новые научные направления и дисциплины.
Введение.
Познавательные процессы.
Ощущение.
Восприятие.
Мышление.
Внимание.
Память.
Воображение, представление.
Речь.
Эмоционально-волевые процессы.
Заключение.
Список литературы.
Содержание:
Психология очень старая, и одновременно очень молодая наука. Имея тысячелетнее пошлое, она, тем не менее, вся ещё в будущем. Её существование, как самостоятельной научной дисциплины, насчитывает немногим боле столетия, но можно с уверенностью сказать, что основная проблематика занимает человеческую мысль с тех самых пор, когда человек начал задумываться о тайнах окружающего его мира.
Психология, как наука изучает факты, закономерности и механизмы психики.
Сам термин «Психическое» происходит от греческого слова «псюхе», что значит «душа».
Объектом психологии, как науки, выступает психика;
Предметом – основные закономерности порождения и функционирования психической реальности.
Основной задачей психологии является изучение законов психической деятельности в ее развитии. В течение последних десятилетий значительно расширился фронт психологических исследований, появились новые научные направления и дисциплины.
Область явлений, изучаемых психологией, огромна. Она охватывает процессы, состояния и свойства человека, имеющие разную степень сложности — от элементарного различения отдельных признаков объекта, воздействующего на органы чувств, до борьбы мотивов личности. Одни из этих явлений уже достаточно хорошо изучены, а описание других сводится лишь к простой фиксации наблюдений.
Веками царило в общественном сознании мифологическое понимание мира, где тела заселяются душами, а жизнь зависит от богов. Позже древние греки под "psycho" понимали движущее начало всех вещей. Им принадлежит учение о всеобщей одушевлённости материи – гилозоизм. Границы между живым, неживым и психическим не проводились.
В
дальнейшем принцип причинности
позволил Гиппократу построить учение
о темпераментах. Нарушение здоровья
Гиппократ соотносил с
Знание о душе росло в зависимости от уровня знаний о внешней природе, с одной стороны, и от общения с ценностями культуры - с другой. Ни природа, ни культура сами по себе не образуют область психического. Однако ее нет без взаимодействия с ними.
В начале XIX столетия развитие психологических знаний стимулировались открытиями не в области механики, а в области физиологии, которая руководствовалась "анатомическим началом". Психические функции человека исследовались под углом зрения их зависимости от строения органа, его анатомии.
Прежде
чем были найдены объективные
методы изучения целостного поведения,
в экспериментальном анализе деятельности
органов чувств были достигнуты крупные
успехи в связи с открытием закономерной,
математически исчисляемой зависимости
между объективными физическими стимулами
и производимыми ими психическими эффектами
- ощущениями. Это сыграло решающую роль
в превращении психологии в самостоятельную
экспериментальную науку.
Психические процессы и явления - это, прежде всего, реальные свойства человека, включенные в действительные процессы его жизни, выполняющие реальные функции в его жизнедеятельности. Познавательные процессы составили основную область лабораторных исследований психологии человека.
Понятие о психических процессах.
Психические процессы- это различные формы отражения предметов и явлений окружающего мира.
Структура:
1)Психические познавательные процессы (ощущение, восприятии, представление, воображение, мышление, речь, внимание.)
2) Эмоцианально - волевые (эмоции, воля, чувства)
Роль
психических процессов
1
Ощущение.
Определение:
ОЩУЩЕНИЕ
– отражение свойств
ОЩУЩЕНИЕ
- простейшее из всех психических явлений,
которое представляет собой осознаваемый
или неосознаваемый, но действующий
на поведение человека, продукт переработки
его центральной нервной
Сущность процесса:
Ощущения являются самыми простыми из всех психических явлений. Способность к ощущениям имеется у всех живых существ, обладающих нервной системой. Но способностью воспринимать мир в виде образов наделены только человек и высшие животные.
Ощущения в своем качестве и многообразии отражают разнообразие значимых для человека свойств окружающей среды. Жизненная роль ощущений состоит в том, чтобы своевременно и быстро доводить до центральной нервной системы (как главного органа управления деятельностью) сведения о состоянии внешней и внутренней среды, наличии в ней биологически значимых факторов.
Этот процесс осуществляется посредством органов чувств, или анализаторов человека, которые с рождения приспособлены для восприятия и переработки разных видов энергии в форме стимулов-раздражителей. Между началом действия раздражителя и появлением ощущения проходит некоторое время или латентный период, во время которого происходит преобразование энергии воздействующих стимулов в нервные импульсы, их прохождение по структурам нервной системы и ее уровневое переключение. Итогом возникновения ощущения является чувство.
Классификация:
В зависимости от видов стимулов-раздражителей:
В зависимости от энергии, воспринимаемой стимулами-раздражителями:
Развитие процесса:
Ощущения поддаются тренировке. Двигательные ощущения развиваются с помощью физкультуры и спорта. Различие близких звуков может улучшить слуховые ощущения.
Важно
владеть приемами временной активизации
работы органов чувств - разминка, глубокое
дыхание, обтирание при высокой температуре,
массаж биологически активных точек.
2 Восприятие.
Определение:
ВОСПРИЯТИЕ
– сложный процесс приема и
преобразования информации, обеспечивающий
отражение объективной реальности
и ориентировку в окружающем мире. Как
форма чувственного отражения предмета
включает обнаружение объекта как целого,
различение отдельных признаков в объекте,
выделение в нем информативного содержания,
адекватного цели действия, формирование
чувственного образа.
ВОСПРИЯТИЕ – осмысленный (
Сущность процесса:
Образ, складывающийся в результате процесса восприятия, предполагает взаимодействие и скоординированную работу сразу нескольких анализаторов. Анализатор – совокупность нервных структур, участвующих в восприятии и реагировании на раздражители.
Классификация:
Восприятие в процессе практической деятельности приобретает свои важнейшие человеческие качества. В деятельности формируются его основные виды:
Свойства восприятия:
Предметность – способность человека воспринимать мир не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отделенных друг от друга предметов, обладающих свойствами, вызывающими данные ощущения.
Целостность – восприятие выражается в том, что образ воспринимаемых предметов не дан в полном готовом виде со всеми необходимыми элементами.
Константность – определяется, как способность воспринимать предметы относительно постоянными по форме, цвету и величине ряду других параметров независимо от применяющихся физических условий восприятия.
Категориальность
– каждый воспринимаемый предмет мы обозначаем
словом – понятием, относим к определенному
классу.
В зависимости от активности работы анализатора:
Развитие процесса:
Развитие
восприятия обуславливается совершенствованием
работы органов чувств, расширением опыта,
знаний, усилением его связей с памятью,
воображением, мышлением, вниманием, чувствами
и волей.
3. Мышление.
Определение:
МЫШЛЕНИЕ - это высший познавательный процесс, сущность которого состоит в отражении в сознании человека существенных сложных связей между предметами и явлениями окружающего мира.
МЫШЛЕНИЕ - это движение идей, раскрывающее суть вещей. Его итогом является не образ, а некоторая мысль, идея (понятие - обобщенное отражение класса предметов в их наиболее общих и существенных особенностях).
МЫШЛЕНИЕ - это особого рода теоретическая и практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операций ориентировочно - исследовательского, преобразовательного и познавательного характера.
МЫШЛЕНИЕ
- высшая ступень человеческого