Психические процессы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 16:26, реферат

Описание

Объектом психологии, как науки, выступает психика;
Предметом – основные закономерности порождения и функционирования психической реальности.
Основной задачей психологии является изучение законов психической деятельности в ее развитии. В течение последних десятилетий значительно расширился фронт психологических исследований, появились новые научные направления и дисциплины.

Содержание

Введение.
Познавательные процессы.
Ощущение.
Восприятие.
Мышление.
Внимание.
Память.
Воображение, представление.
Речь.
Эмоционально-волевые процессы.
Заключение.
Список литературы.

Работа состоит из  1 файл

основы психологии.doc

— 172.50 Кб (Скачать документ)
 
 
 
 
 

    Содержание: 

  1. Введение.
  2. Познавательные процессы. 
    1. Ощущение.
    1. Восприятие.
    2. Мышление.
    3. Внимание.
    4. Память.
    5. Воображение, представление.
    6. Речь.
  1. Эмоционально-волевые процессы.
  1. Заключение.
  2. Список литературы.
 

 

  1. Введение.
 

         Психология  очень старая, и одновременно очень молодая наука. Имея тысячелетнее пошлое, она, тем не менее, вся ещё в будущем. Её существование, как самостоятельной научной дисциплины, насчитывает немногим боле столетия, но можно с уверенностью сказать, что основная проблематика занимает человеческую мысль с тех самых пор, когда человек начал задумываться о тайнах окружающего его мира.

         Психология, как наука изучает факты, закономерности и механизмы психики.

    Сам термин «Психическое»  происходит от греческого слова «псюхе», что значит «душа».

         Объектом психологии, как науки, выступает психика;

         Предметом – основные закономерности порождения и функционирования психической реальности. 

         Основной  задачей психологии является изучение законов психической деятельности в ее развитии. В течение последних десятилетий значительно расширился фронт психологических исследований, появились новые научные направления и дисциплины.

         Область явлений, изучаемых психологией, огромна. Она охватывает процессы, состояния и свойства человека, имеющие разную степень сложности — от элементарного различения отдельных признаков объекта, воздействующего на органы чувств, до борьбы мотивов личности. Одни из этих явлений уже достаточно хорошо изучены, а описание других сводится лишь к простой фиксации наблюдений.

         Веками  царило в общественном сознании мифологическое понимание мира, где тела заселяются душами, а жизнь зависит от богов. Позже древние греки под "psycho" понимали движущее начало всех вещей. Им принадлежит учение о всеобщей одушевлённости материи – гилозоизм. Границы между живым, неживым и психическим не проводились.

         В дальнейшем принцип причинности  позволил Гиппократу построить учение о темпераментах. Нарушение здоровья Гиппократ соотносил с дисбалансом  различных "соков", присутствующих в организме. Соотношение этих пропорций Гиппократ назвал темпераментом (названия четырёх темпераментов дошли до наших дней: сангвинистический (преобладает кровь), холерический (преобладает жёлтая желчь), меланхолический (преобладает чёрная желчь), флегматический (преобладает слизь)). Тем самым Гиппократ положил начало научной типологии, без которой не возникли бы современные учения об индивидуальных различиях между людьми.

         Знание  о душе росло в зависимости  от уровня знаний о внешней природе, с одной стороны, и от общения  с ценностями культуры - с другой. Ни природа, ни культура сами по себе не образуют область психического. Однако ее нет без взаимодействия с ними.

         В начале XIX столетия развитие психологических  знаний стимулировались открытиями не в области механики, а в области  физиологии, которая руководствовалась "анатомическим началом". Психические функции человека исследовались под углом зрения их зависимости от строения органа, его анатомии.

         Прежде  чем были найдены объективные  методы изучения целостного поведения, в экспериментальном анализе деятельности органов чувств были достигнуты крупные успехи в связи с открытием закономерной, математически исчисляемой зависимости между объективными физическими стимулами и производимыми ими психическими эффектами - ощущениями. Это сыграло решающую роль в превращении психологии в самостоятельную экспериментальную науку. 
     

  1. Познавательные  процессы.
 

         Психические процессы и явления - это, прежде всего, реальные свойства человека, включенные в действительные процессы его жизни, выполняющие реальные функции в  его жизнедеятельности. Познавательные процессы составили основную область лабораторных исследований психологии человека.

    Понятие о психических  процессах.

         Психические процессы- это различные формы  отражения предметов и явлений  окружающего мира.

    Структура:

          1)Психические познавательные процессы (ощущение, восприятии, представление, воображение, мышление, речь, внимание.)

         2) Эмоцианально - волевые (эмоции, воля, чувства)

         Роль  психических процессов определяется тем, что они выступают в качестве регуляторов поведения человека, на их основе возникают психические состояния осуществляются  формирование знаний, навыков, умений и они существенно влияют на формирование психических свойств и качеств личности. 
     

    1 Ощущение. 

    Определение:

         ОЩУЩЕНИЕ  – отражение свойств реальности, возникающее в результате воздействия их на органы чувств и возбуждения нервных центров головного мозга. Виды ощущений многообразны: осязательные, зрительные, вибрационные, обонятельные и т. д. Качественная особенность тех или иных ощущений называется их модальностью.

         ОЩУЩЕНИЕ - простейшее из всех психических явлений, которое представляет собой осознаваемый или неосознаваемый, но действующий  на поведение человека, продукт переработки  его центральной нервной системой значимых раздражителей, возникающих во внешней или внутренней среде.

    Сущность  процесса:

         Ощущения  являются самыми простыми из всех психических  явлений. Способность к ощущениям  имеется у всех живых существ, обладающих нервной системой. Но способностью воспринимать мир в виде образов  наделены только человек и высшие животные.

         Ощущения  в своем качестве и многообразии отражают разнообразие значимых для  человека свойств окружающей среды. Жизненная роль ощущений состоит  в том, чтобы своевременно  и  быстро доводить до центральной нервной  системы (как главного органа управления деятельностью) сведения о состоянии внешней и внутренней среды, наличии в ней биологически значимых факторов.

           Этот процесс осуществляется  посредством  органов чувств, или анализаторов человека, которые  с рождения приспособлены для восприятия и переработки разных видов  энергии в форме стимулов-раздражителей. Между началом действия раздражителя и появлением ощущения проходит некоторое время или латентный период, во время которого происходит преобразование энергии воздействующих стимулов в нервные импульсы, их прохождение по структурам нервной системы и ее уровневое переключение. Итогом возникновения ощущения является чувство.

    Классификация:

    В зависимости от видов  стимулов-раздражителей:

  • пропреоцептивные (дают информацию о мышечной системе).
  • интероцептивные (дают информацию о состоянии внутренних органов).
  • специфические виды ощущений, несущих информацию о времени, ускорении, вибрации и т.д.

    В зависимости от энергии, воспринимаемой стимулами-раздражителями:

  • зрительные.
  • слуховые.
  • вкусовые.
  • обонятельные.
  • осязательные и т.д.

    Развитие  процесса:

         Ощущения  поддаются тренировке. Двигательные ощущения развиваются с помощью  физкультуры и спорта. Различие близких  звуков может улучшить слуховые ощущения.

         Важно владеть приемами временной активизации работы органов чувств  - разминка, глубокое дыхание, обтирание при высокой температуре, массаж биологически активных точек. 

    2 Восприятие.

    Определение:

         ВОСПРИЯТИЕ  – сложный процесс приема и  преобразования информации, обеспечивающий отражение объективной реальности и ориентировку в окружающем мире. Как форма чувственного отражения предмета включает обнаружение объекта как целого, различение отдельных признаков в объекте, выделение в нем информативного содержания, адекватного цели действия, формирование чувственного образа. 

           ВОСПРИЯТИЕ – осмысленный (включающий  принятие решений) и означенный (связанный с речью) синтез  разнообразных ощущений, получаемый  от целостных предметов и явлений,  который выступает в виде образа  данного предмета или явления  и складывается в ходе активного их отражения.

    Сущность  процесса:

         Образ, складывающийся в результате процесса восприятия, предполагает взаимодействие и скоординированную работу сразу  нескольких анализаторов. Анализатор – совокупность нервных структур, участвующих в восприятии и реагировании на раздражители.

    Классификация:

            Восприятие в процессе практической деятельности приобретает свои важнейшие человеческие качества. В деятельности формируются его основные виды:

  1. предметов
  2. времени
  3. отношений
  4. пространства
  5. человека.
 

    Свойства  восприятия:

     Предметность  – способность человека воспринимать мир не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отделенных друг от друга предметов, обладающих свойствами, вызывающими данные ощущения.

          Целостность – восприятие выражается в том, что образ воспринимаемых предметов не дан в полном готовом виде со всеми необходимыми элементами.

     Константность – определяется, как способность воспринимать предметы относительно постоянными по форме, цвету и величине ряду других параметров независимо от применяющихся физических условий восприятия.

          Категориальность  – каждый воспринимаемый предмет мы обозначаем словом – понятием, относим к определенному классу. 

    В зависимости от активности работы анализатора:

    Развитие  процесса:

         Развитие восприятия  обуславливается совершенствованием работы органов чувств, расширением опыта, знаний, усилением его связей с памятью, воображением, мышлением, вниманием, чувствами и волей. 

3.  Мышление.

    Определение:

         МЫШЛЕНИЕ - это высший познавательный процесс, сущность которого состоит в отражении в сознании человека существенных сложных связей между предметами и явлениями окружающего мира.

         МЫШЛЕНИЕ - это движение идей, раскрывающее суть вещей. Его итогом является не образ, а некоторая мысль, идея (понятие - обобщенное отражение класса предметов в их наиболее общих и существенных особенностях).

         МЫШЛЕНИЕ - это особого рода теоретическая и практическая деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операций ориентировочно - исследовательского, преобразовательного и познавательного характера.

         МЫШЛЕНИЕ - высшая ступень человеческого познания. Позволяет получать знание о таких  объектах, свойствах и отношениях реального мира, которые не могут  быть непосредственно восприняты на чувственной ступени познания. Формы и законы мышления изучаются логикой, механизмы его протекания психологией и нейрофизиологией. Кибернетика анализирует мышление в связи с задачами моделирования некоторых мыслительных функций.

Информация о работе Психические процессы