Психические процессы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 16:26, реферат

Описание

Объектом психологии, как науки, выступает психика;
Предметом – основные закономерности порождения и функционирования психической реальности.
Основной задачей психологии является изучение законов психической деятельности в ее развитии. В течение последних десятилетий значительно расширился фронт психологических исследований, появились новые научные направления и дисциплины.

Содержание

Введение.
Познавательные процессы.
Ощущение.
Восприятие.
Мышление.
Внимание.
Память.
Воображение, представление.
Речь.
Эмоционально-волевые процессы.
Заключение.
Список литературы.

Работа состоит из  1 файл

основы психологии.doc

— 172.50 Кб (Скачать документ)

    Сущность  процесса:

               Мышление представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности. Мышление порождает такой результат, какого ни в самой действительности, ни у субъекта на данный момент времени не существует.  Отличие мышления от других психологических процессов состоит также в том, что оно почти всегда связано с наличием проблемной ситуации, задачи, которую нужно решить, и активным изменением условий, в которых эта задача задана.

         Мышление  в отличие от других процессов  совершается в соответствии с определенной логикой.

    Классификация:

         Теоретическое понятийное мышление - это такое мышление, пользуясь которым человек в процессе решения задачи обращается к понятиям, выполняет действия в уме, непосредственно не имея дела с опытом, получаемым при помощи органов чувств. Он обсуждает и ищет решения задачи с начало до конча в уме, выраженными в понятийной форме, суждениях умозаключениях. Теоретическое понятийное мышление характерно для научных теоретических исследований.

         Теоретическое образное мышление - отличается тем, что материалом, который здесь использует человек для решения задачи, являются не понятия, суждения или умозаключения, а образы. Они или непосредственно извлекаются из памяти, или творчески воссоздаются воображением. Таким мышлением пользуются работники литературы, искусства  вообще люди творческого труда, имеющие дело с образами.

         Наглядно  – образное – мыслительный процесс непосредственно связан с восприятием мыслящим человеком окружающей действительности и без человека совершаться не может. Мысля наглядно образно, человек привязан к действительности, а сами необходимые для мышления образы представлены в его кратковременной и оперативной памяти (в отличие от этого образы для теоретического образного мышления извлекаются из долговременной памяти и затем преобразуются).

         Наглядно  – действительное – Процесс мышления представляет собой практическую преобразованную деятельность, осуществляемую человеком с реальными предметами.  Этот тип мышления широко представлен у людей, занятых реальным производственным трудом, результатом которого является создание какого – либо конкретного материального продукта.

    Развитие  процесса:

         Теоретическое понятийное и теоретическое образное в действительности оба сосуществуют. Они дополняют друг друга. Теоретическое понятийное мышление дает точное обобщение действительности, а теоретическое образное - позволяет получить конкретное субъективное ее восприятие. Без того или другого вида мышления наше восприятие действительности не было бы столь глубоким и разносторонним, точным и богатым разнообразными оттенками, каким оно является на самом деле.

         Разница между теоретическим и практическими  видами мышления состоит в том  что «они по разному связаны с  практикой». Работа практического мышления в основном направлена на разрешение частных конкретных задач, тогда как работа теоретического мышления направлена в основном на нахождение общих закономерностей.

         Мышление  поднимается на более высокий  уровень вместе с развитием его  научного мировоззрения, чувства ответственности, волевых качеств, профессиональной направленности личности, накоплением опыта деятельности в условиях, максимально приближенных к реальным – трудовым.

         Мышление  осуществляется на основе мыслительных операций: анализ, сравнение, синтезе, обобщение, абстагирование.

         Основные  формы логического мышления: понятие, суждение, умозаключение. 
     

    4  Внимание. 

    Определение:

               ВНИМАНИЕ - способность  человека сконцентрировать свои «познавательные  процессы» на одном объекте с  целью его изучения (познания).

           ВНИМАНИЕ - сосредоточенность и направленность психической деятельности на определенный объект. Различают внимание непроизвольное (пассивное) и произвольное (активное), когда выбор объекта внимания производится сознательно, преднамеренно. Характеристики внимания: устойчивость, объем (количество объектов, которое может быть воспринято и запечатлено человеком в относительно короткий момент времени), распределенность (способность одновременно удерживать в поле сознания объекты различных деятельностей), возможность переключения.

    Сущность  процесса:

               Внимание – один из тех познавательных процессов, в  отношении сущности и права на самостоятельное рассмотрение которых  среди психологов до сих пор нет  согласия. Одни ученые утверждают, что  как особого, независимого процесса внимания не существует, что оно выступает лишь как сторона или момент любого другого психического процесса или деятельности человека. Другие полагают, что внимание представляет собой вполне независимое психическое состояние человека, специфический внутренний процесс, имеющий свои особенности.

         Внимание  можно определить как психофизиологический процесс, состояние, характеризующее  динамические особенности познавательной деятельности. Это процесс сознательного  или бессознательного  отбора одной  информации, поступающей  через органы чувств, и игнорирования другой.

    Классификация:

    Внимание человека обладает пятью основными свойствами:

    Устойчивость  – способность в течение длительного времени сохранять состояние внимания на каком- либо объекте.

    Сосредоточенность – способность сконцентрировать свое внимание на одном объекте при этом отвлечении от других.

    Переключаемость – перевод с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на иной.

    Распределение – способность рассредоточить внимание на значительном пространстве, параллельно выполняя несколько видов деятельности.

    Объем – размер информации, которую человек способен сохранять в сфере повышенного внимания.

    Развитие  процесса:

         Внимание, как и все остальные психические  процессы, имеет низшие и высшие формы. Первые представлены непроизвольным вниманием,  а вторые произвольным (это сознательное сосредоточение сознания на определенном предмете или действии и требует волевых усилий). Послепроизвольное внимание ( это такое внимание которое возникает произвольно, а затем функционирует как непроизвольное) .

         Внимание  у человека формируется с рождения, и в процессе формирования его  происходит взаимосвязанное развитие памяти, речи и т.д.  

         Этапы развития: 

    • Первые  две недели жизни – проявление ориентировочного рефлекса как объективного, врожденного признака непроизвольного внимания ребенка.
    • Конец первого года жизни – возникновение ориентировочно-исследовательской деятельности как средства будущего развития произвольного внимания.
    • Начало второго года жизни – зачатки произвольного внимания под влиянием речевых инструкций взрослого.
    • Второй – третий год жизни – развитие произвольного внимания.
    • Четыре с половиной – пять лет – направление внимания на сложные инструкции взрослого.
    • Пять – шесть лет – возникновение элементарной формы произвольного внимания под влиянием самоинструкций.
    • Школьный возраст – развитие и совершенствование произвольного внимания.
 

    5  Память.

    Определение:

         ПАМЯТЬ - способность к воспроизведению  прошлого опыта, одно из основных свойств  нервной системы, выражающееся в  способности длительно хранить информацию и многократно вводить ее в сферу сознания и поведения. Выделяют процессы запоминания, сохранения и воспроизведения, включающего узнавание, воспоминание, собственно припоминание. Различают память произвольную и непроизвольную, непосредственную и опосредствованную, кратковременную и долговременную. Особые виды памяти: моторная (память-привычка), эмоциональная или аффективная (память «чувств»), образная и словесно-логическая.

         Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности – воспроизводятся. Эти процессы называются памятью.

          Древние греки считали богиню памяти матерью  девяти муз, которые покровительствовали  всем неизвестным в то время наукам и искусствам. Имя этой богини дало название памяти. И в современных научных трудах можно прочитать выражение «Мнемическая направленность личности, Мнемическая задача, мнемические действия».

          Образцы предметов и явлений, которые  возникают в мозге в результате воздействия их на анализатор, не исчезают бесследно после прекращения этого воздействия. Они сохраняются и в отсутствии этих предметов и явлений в виде представлений памяти.

    Сущность  процесса:

         Память  можно определить как способность  к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта. Разнообразные инстинкты, врожденные и приобретенные механизмы поведения есть не что иное, как запечатленный, передаваемый по наследству  или приобретаемый в процессе индивидуальной жизни опыт. Благодаря своей памяти, ее совершенствованию человек выделился из животного царства и достиг тех высот, на которых он сейчас находится. Да и дальнейший прогресс человечества без постоянного улучшения этой функции немыслим.

         Важнейшая особенность психики состоит  в том, что отражение внешних воздействий постоянно используется индивидом в его дальнейшем поведении. Постоянное усложнение поведения осуществляется за счет накопления индивидуального опыта. Формирование опыта было бы невозможно, если бы образы внешнего мира, возникающие в коре мозга, исчезали бесследно. Вступая в различные связи между собой, эти образы закрепляются, сохраняются и воспроизводятся в соответствии с требованиями жизни и деятельности. Значение памяти в жизни человека очень высоко. Абсолютно все, что мы знаем, умеем, есть следствие способности мозга запоминать и сохранять в памяти образцы, мысли, пережитые чувства, движения и их системы. Человек лишенный памяти вечно находился бы (по мнению И.М. Сеченова) в положении новорожденного, был бы существом не способным ничему научиться, ничем овладеть и его действия определялись бы только инстинктами.

    Классификация:

    По времени хранения память подразделяют: 

Мгновенная
    – удержание  точной и полной картины только что  воспринятого органами чувств информации. (память – образа).
Кратковременная
    – представляет собой способ хранения информации в  течении короткого промежутка времени. В ней сохраняется наиболее существенные элементы образа. Из мгновенной памяти в нее попадает только та информация которая привлекает к себе повышенное внимание.
Оперативная
    - хранение информации  в течении определенного, за  ранее заданного срока. Срок  хранения информации в этой  памяти определяется задачей  вставшей перед человеком.
Долговременная
    - хранение информации  в неограниченном промежутке  времени. Данная информация может воспроизводиться сколько угодно раз (временен) без утраты.
Генетическая
    - информация, которая  храниться в генотипе, передается  и воспроизводится по наследству.
Зрительная
    - сохранение  и воспроизведение зрительных  образов.
Слуховая
    - запоминание  и точное воспроизведение разнообразных  звуков.
Двигательная 
    - запоминание  и сохранение, а при необходимости  и воспроизведение с достаточной  точностью многообразных сложных  движений.
Эмоциональная
    - память на  переживания. То, что у человека вызывает эмоциональные переживания, запоминается им без особого труда и на более длительный срок.
Осязательная,

обонятельная,

вкусовая и  т.д.

    - удовлетворение  биологических потребностей или  потребностей связанных с безопасностью  и самосохранением организма.
 

Схема памяти по Р.Аткинсону  и Р.Шифрину.  

Информация о работе Психические процессы