Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 19:51, реферат
Психические состояния - категория психических явлений, до настоящего времени
во многом недостаточно изучена - как в отношении их теоретических основ, так
и в прикладном, практическом плане.
В общепсихологическом аспекте такое положение отражено в слабой
разработанности категории состояний по сравнению с другими категориями: не
определено соотношение психического состояния с психическими процессами и
свойствами, его место, роль и функции в целостном психическом и т.д.
В прикладном плане область изучения психических состояний предстает в виде
мозаичной картины разнообразных фактов, частных методик, подходов и
положений, разработанных в рамках отдельных отраслей психологии: труда и
инженерной психологии, спорта и медицинской психологии.
Актуальность:
Психические состояния - категория психических явлений, до настоящего времени
во многом недостаточно изучена - как в отношении их теоретических основ, так
и в прикладном, практическом плане.
В общепсихологическом аспекте такое положение отражено в слабой
разработанности категории состояний
по сравнению с другими
определено соотношение
свойствами, его место, роль и функции в целостном психическом и т.д.
В прикладном плане область изучения
психических состояний
мозаичной картины разнообразных фактов, частных методик, подходов и
положений, разработанных в рамках отдельных отраслей психологии: труда и
инженерной психологии, спорта и медицинской психологии. Разноплановость и
фрагментарность ведущихся исследований
обусловливает наличие
«белых пятен» в отношении «номенклатуры», состава, структуры, механизмов,
детерминации и функций
Такой уровень разработанности проблемы психических состояний не способствует
развитию исследований в этой области общей психологии. Он также
свидетельствует и о том, что попытки решения обще- и частнопсихологических
вопросов в рамках существующих подходов оказались недостаточно эффективными и
пока не привели к созданию соответствующей теории психических состояний.
Одним из таких частнопсихологических вопросов является проблема изучения
психических состояний в возрастном аспекте – их место и роль в развитии и
формировании личности человека, влиянии на ведущий тип деятельности на
определенном возрастном этапе.
Глубокие изменения, происходящие в психологическом облике младшего школьника,
свидетельствуют о широких возможностях развития ребенка на данном возрастном
этапе. В течение этого периода на качественно новом уровне реализуется
потенциал развития ребенка как активного субъекта, познающего окружающий мир
и самого себя, приобретающего собственный опыт действования в этом мире.
Младший школьный возраст является сензитивным:
— для формирования мотивов учения, развития устойчивых познавательных
потребностей и интересов;
— развития продуктивных приемов и навыков учебной работы, «умения учиться»;
— раскрытия индивидуальных особенностей и способностей;
— развития навыков самоконтроля,
самоорганизации и
— становления адекватной самооценки, развития критичности по отношению к
себе и окружающим;
— усвоения социальных норм, нравственного развития;
развития навыков общения со сверстниками, установления прочных дружеских
контактов
Важнейшие новообразования возникают во всех сферах психического развития:
преобразуются интеллект, личность, социальные отношения. Ведущая роль учебной
деятельности в этом процессе не исключает того, что младший школьник активно
включен и в другие виды деятельности (игра, элементы трудовой деятельности,
занятия спортом, искусством и пр.), в ходе которых совершенствуются и
закрепляются новые достижения ребенка.
Младший школьный возраст — это период позитивных изменений и преобразований.
Поэтому так важен уровень достижений, осуществленных каждым ребенком на
данном возрастном этапе. Если в этом возрасте ребенок не почувствует радость
познания, не приобретет умения учиться, не научится дружить, не обретет
уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем
(за рамками сензитивного периода) будет значительно труднее и потребует
неизмеримо более высоких
изучение психических
проблемой современных психологических исследований.
Объект изучения: особенности психических состояний младшего школьника
Предмет изучения: тревожность как психическое состояние в младшем
школьном возрасте.
Цель и задачи курсовой работы : изучить особенности психических состояний
младшего школьника
1) В теоретической части работы
- проанализировать научную
теме, раскрыть понятие «психическое состояние», сделать краткий обзор
исследований по теме в отечественной и зарубежной психологической науке,
раскрыть возрастные особенности психических состояний.
2) В практической части работы – выбрать наиболее подходящие к теме работы
методики исследования психических состояний младшего школьника, провести
исследование, проанализировать и обобщить полученные результаты.
Теоретическая часть
3.
Определение понятия «
Один из парадоксов современной психологии, как отмечал В.Н. Дружинин
[1],- несмотря на очевидное для большинства исследователей и практиков
значение, которое имеет психология состояний, она до сих пор остается
«золушкой» в семье «
учебниках психологии и в учебных программах о психических состояниях не
упоминалось или упоминалось вскользь, чаще всего в разделе, посвященном
эмоциям. Не уделялось должного внимания разработке и изучению методов
диагностики и регуляции психических состояний.
Определение психического состояния как особой психологической категории
формулируется так: это - целостная характеристика психической деятельности за
определенный период времени, показывающая своеобразие протекания психических
процессов в зависимости от отражаемых
предметов и явлений
предшествующего состояния и психических свойств личности.
Термин «состояние» относится к числу метапонятий, а не собственно
психологических категорий, наряду с терминами «функция», «система»,
«процесс», «свойство» и пр. В физике и других естественных науках «состояние»
— есть мгновенная характеристика объекта, наиболее общее и неопределимое
понятие. Множество изменений состояния объекта во времени обозначается как
«процесс», а внешнее проявление состояния системы по отношению к другим
системам как «функция». «Свойством» называется внешнее проявление состояния
системы, неизменное во времени. В психологии «состоянием» называют некую
внутреннюю характеристику психики человека, относительно неизменную во
времени составляющую психического процесса (как это ни парадоксально звучит).
Состояние проходит вместе с породившим его процессом (например,
эмоциональным), а психическое свойство — внешняя, константная характеристика
системы, рассматривается без учета времени. Возможны, разумеется, и другие
трактовки отношений между этими понятиями. В любом случае «психическое
состояние» не формально-теоретическая, а содержательная измеримая
характеристика психики
Состояния являются важнейшей частью всей психической регуляции играют
существенную роль в любом виде деятельности и поведения. Огромный объем этого
класса психических явлений требует множества плоскостей анализа и описания.
Вместе с тем, рассмотрение психических состояний не нашло должного места как
в специальной научной, так и в учебной литературе. До сих пор трудно найти
учебник по психологии, включающий в себя хотя бы небольшую главу о
психических ,состояниях. Теория психических состояний далека до
завершенности, и по сей день, многие аспекты психических состояний с
необходимой полнотой не изучены.
Недостаточная изученность психических состояний ограничивает возможности их
диагностики, прогноза развития, изменчивости или устойчивости, затрудняет
учет влияния состояний на поведение, деятельность и межличностные отношения.
Остаются мало исследованные социальные
и социально-психологические
благоприятных и неблагоприятных состояний, а также потенциалы личности,
позволяющие регулировать состояние. Для обучения и тренировки, лечения и
реабилитации, организации трудового процесса и многих других сфер практики
остро необходимы знания психологии состояний. Поэтому практическую значимость
исследования состояний трудно переоценить.
1.1 Сущность и функции психического состояния.
В распространенном делении психических явлений- процессы, состояния и
свойства - они выделены и перечислены в порядке убывания динамичности.
Именно в такой
изменения явлений. Состояния занимают промежуточное положение по признаку
динамичности.
Мысль о различной локализации черт личности и состояний на шкале
«стабильность—лабильность» в
современных исследованиях
отчетливо. Черту определяют как постоянный способ индивидуального
приспособления к окружающему, а психическое состояние — как активность «здесь
и сейчас», как временное состояние сознания и настроения.
Черты личности и состояния, конечно, занимают разные места на шкале
«стабильность—лабильность», но важнее подчеркнуть другой момент. В состояниях
интегрирована актуальная выраженность черт личности, сила их проявления. Хотя
Состояния оказывают значимое влияние на формирование черт, обратное влияние
(со стороны черт) и для текущих, и для устойчивых состояний сильнее.
Психические состояния многомерны, они выступают и как система организации
психических процессов, и как субъективное
отношение к отражаемому
как механизм оценки отражаемой действительности. Изменение психического
состояния непосредственно в процессе деятельности проявляется в виде смены
субъективного отношения к отражаемой ситуации или смены мотивов по отношению
к решаемой задаче.
В психических состояниях, так же как и в других психических явлениях,
отражается взаимодействие человека с жизненной средой. Любые существенные
изменения внешней среды, изменения во внутреннем мире личности, в организме
вызывают определенный отклик в человеке как целостности, влекут за собой
переход в новое психическое состояние, меняют уровень активности субъекта,
характер переживаний и многое другое.
Для психических состояний
авторы называют важнейшей функцию регулирования. В психологическом словаре
состояние рассматривается как регулятивная функция адаптации к окружающей
ситуации и среде («Психология. Словарь», 1990). Наряду с регулятивной, важной
функцией состояний является интеграция
отдельных психических
образование функциональных единиц (процесс — состояние — свойство), состоящих
из иерархически организованных в единую целостную совокупность психических
процессов и психологических свойств. Благодаря этому обеспечиваются отдельные
акты психической активности в текущий момент времени, организация
«психологического строя» личности, необходимого для эффективного ее
функционирования в различных сферах жизнедеятельности.
1.1.1 Категория состояния
включает в себя понятия разного уровня обобщенности, разной степени широты
распространения и охвата всего многообразия психической активности. Психические
состояния можно рассматривать на уровне всей психики и в отдельных сферах
психики. «Говоря о состояниях отдельных сфер психики, - пишет Л.В. Куликов,- мы
никак не отрицаем принцип целостности психики, поскольку речь не идет об
автономности состояний, в которых находятся, могут находиться отдельные
структуры психики. Психика организована по иерархическому принципу — состояния
отдельных частей психики являются частью всего состояния человека. Их выделение
возможно лишь в той степени, в какой мы можем обоснованно разделять психику на
отдельные сферы, структуры или блоки»[2].
Таким образом, состояние выступает как форма саморегуляции психики и как один
из важнейших механизмов интеграции человека как целостности — как единства
его духовной, психической и телесной организации. Адаптивная функция
состояния заключается в установлении соответствия между актуализированными
потребностями индивида и его возможностями и ресурсами с учетом конкретных
условий существования, особенностей деятельности и поведения. Эта функция
позволяет сохранить на максимально возможном уровне здоровье, способность к
адекватному поведению и успешной деятельности, возможность полноценного
личностного развития/
Психическое состояние одновременно является формой интеграции и текущих
изменений организма, и динамики психических процессов, и актуальных
особенностей, как отдельных сфер личности, так и личности в целом (ее
развития).
1.1.2 Детерминанты состояния.
Основными детерминантами состояния являются:
а) потребности, желания и стремления человека (или, более точно, осознанные и
неосознанные потребности, стремления и желания);
б) его возможности (проявившиеся способности и скрытые потенциалы);