Психические состояния

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 19:51, реферат

Описание

Психические состояния - категория психических явлений, до настоящего времени
во многом недостаточно изучена - как в отношении их теоретических основ, так
и в прикладном, практическом плане.
В общепсихологическом аспекте такое положение отражено в слабой
разработанности категории состояний по сравнению с другими категориями: не
определено соотношение психического состояния с психическими процессами и
свойствами, его место, роль и функции в целостном психическом и т.д.
В прикладном плане область изучения психических состояний предстает в виде
мозаичной картины разнообразных фактов, частных методик, подходов и
положений, разработанных в рамках отдельных отраслей психологии: труда и
инженерной психологии, спорта и медицинской психологии.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word (7).docx

— 67.63 Кб (Скачать документ)

 

                                Введение.                               

     Актуальность:

Психические состояния - категория  психических явлений, до настоящего времени

во многом недостаточно изучена -  как в отношении их теоретических основ, так

и в прикладном, практическом плане.

В общепсихологическом аспекте  такое положение отражено в слабой

разработанности категории состояний  по сравнению с другими категориями: не

определено соотношение психического состояния с психическими процессами и

свойствами, его место, роль и функции  в целостном психическом и т.д.

В прикладном плане область изучения психических состояний предстает  в виде

мозаичной картины разнообразных  фактов, частных методик, подходов и

положений, разработанных в рамках отдельных отраслей психологии: труда  и

инженерной психологии, спорта и  медицинской психологии. Разноплановость и

фрагментарность ведущихся исследований обусловливает наличие разнообразных

«белых пятен» в отношении «номенклатуры», состава, структуры, механизмов,

детерминации и функций состояний, в разработке диагностических методик.

Такой уровень разработанности  проблемы психических состояний  не способствует

развитию исследований в этой области  общей психологии. Он также

свидетельствует и о том, что  попытки решения обще- и частнопсихологических

вопросов в рамках существующих подходов оказались недостаточно эффективными и

пока не привели к созданию соответствующей  теории психических состояний.

Одним из таких частнопсихологических вопросов является проблема изучения

психических состояний в возрастном аспекте – их место и роль в  развитии и

формировании личности человека, влиянии  на ведущий тип деятельности на

определенном возрастном этапе.

Глубокие изменения, происходящие в психологическом облике младшего школьника,

свидетельствуют о широких возможностях развития ребенка на данном возрастном

этапе. В течение этого периода на качественно новом уровне реализуется

потенциал развития ребенка как  активного субъекта, познающего окружающий мир

и самого себя, приобретающего собственный опыт действования в этом мире.

Младший школьный возраст является сензитивным:

— для формирования мотивов учения, развития устойчивых познавательных

потребностей и интересов;

— развития продуктивных приемов  и навыков учебной работы, «умения  учиться»;

— раскрытия индивидуальных особенностей и способностей;

— развития навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции;

— становления адекватной самооценки, развития критичности по отношению к

себе и окружающим;

— усвоения социальных норм, нравственного  развития;

развития навыков общения со сверстниками, установления прочных дружеских

контактов

Важнейшие новообразования возникают  во всех сферах психического развития:

преобразуются интеллект, личность, социальные отношения. Ведущая роль учебной

деятельности в этом процессе не исключает того, что младший школьник активно

включен и в другие виды деятельности (игра, элементы трудовой деятельности,

занятия спортом, искусством и пр.), в ходе которых совершенствуются и

закрепляются новые достижения ребенка.

Младший школьный возраст — это  период позитивных изменений и преобразований.

Поэтому так важен уровень достижений, осуществленных каждым ребенком на

данном возрастном этапе. Если в этом возрасте ребенок не почувствует радость

познания, не приобретет умения учиться, не научится дружить, не обретет

уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем

(за рамками сензитивного периода) будет значительно труднее и потребует

неизмеримо более высоких душевных и физических затрат. Именно поэтому

изучение психических состояний  младшего школьника является актуальной

проблемой современных психологических  исследований.

     Объект изучения: особенности психических состояний младшего школьника

     Предмет изучения: тревожность как психическое состояние в младшем

школьном возрасте.

     Цель и задачи курсовой работы : изучить особенности психических состояний

младшего школьника

1) В теоретической части работы  - проанализировать научную литературу  по

теме, раскрыть понятие «психическое состояние», сделать краткий обзор

исследований по теме в отечественной  и зарубежной психологической науке,

раскрыть возрастные особенности  психических состояний.

2) В практической части  работы  – выбрать наиболее подходящие  к теме работы

методики исследования психических  состояний младшего школьника, провести

исследование, проанализировать и  обобщить полученные результаты.

     Теоретическая часть

     3.      Определение понятия «психическое  состояние»

Один из парадоксов современной  психологии, как отмечал В.Н. Дружинин

[1],- несмотря на очевидное для большинства исследователей и практиков

значение, которое имеет психология состояний, она до сих пор остается

«золушкой» в семье «психологических отраслей (правда не единственной). В

учебниках психологии и в учебных программах о психических состояниях не

упоминалось или упоминалось вскользь, чаще всего в разделе, посвященном

эмоциям. Не уделялось должного внимания разработке и изучению методов

диагностики и регуляции психических  состояний.

Определение психического состояния  как особой психологической категории

формулируется так: это - целостная  характеристика психической деятельности за

определенный период времени, показывающая своеобразие протекания психических

процессов в зависимости от отражаемых предметов и явлений действительности,

предшествующего состояния и психических  свойств личности.

Термин «состояние» относится  к числу метапонятий, а не собственно

психологических категорий, наряду с  терминами «функция», «система»,

«процесс», «свойство» и пр. В физике и других естественных науках «состояние»

— есть мгновенная характеристика объекта, наиболее общее и неопределимое

понятие. Множество изменений состояния  объекта во времени обозначается как

«процесс», а внешнее проявление состояния системы по отношению  к другим

системам как «функция». «Свойством»  называется внешнее проявление состояния

системы, неизменное во времени. В психологии «состоянием» называют некую

внутреннюю характеристику психики  человека, относительно неизменную во

времени составляющую психического процесса (как это ни парадоксально звучит).

Состояние проходит вместе с породившим его процессом (например,

эмоциональным), а психическое свойство — внешняя, константная характеристика

системы, рассматривается без учета  времени. Возможны, разумеется, и другие

трактовки отношений между этими  понятиями. В любом случае «психическое

состояние» не формально-теоретическая, а содержательная измеримая

характеристика психики человека.

Состояния являются важнейшей частью всей психической регуляции играют

существенную роль в любом виде деятельности и поведения. Огромный объем этого

класса психических явлений  требует множества плоскостей анализа  и описания.

Вместе с тем, рассмотрение психических  состояний не нашло должного места  как

в специальной научной, так и  в учебной литературе. До сих пор  трудно найти

учебник по психологии, включающий в  себя хотя бы небольшую главу о

психических ,состояниях. Теория психических состояний далека до

завершенности, и по сей день, многие аспекты психических состояний  с

необходимой полнотой не изучены.

Недостаточная изученность психических  состояний ограничивает возможности  их

диагностики, прогноза развития, изменчивости или устойчивости, затрудняет

учет влияния состояний на поведение, деятельность и межличностные отношения.

Остаются мало исследованные социальные и социально-психологические причины

благоприятных и неблагоприятных  состояний, а также потенциалы личности,

позволяющие регулировать состояние. Для обучения и тренировки, лечения и

реабилитации, организации трудового  процесса и многих других сфер практики

остро необходимы знания психологии состояний. Поэтому практическую значимость

исследования состояний трудно переоценить.

     1.1 Сущность и функции психического состояния.

В распространенном делении психических  явлений- процессы, состояния и

свойства - они выделены и перечислены в порядке убывания динамичности.

Именно в такой последовательности снижается динамичность, лабильность, скорость

изменения явлений. Состояния занимают промежуточное положение по признаку

динамичности.

Мысль о различной локализации  черт личности и состояний на шкале

«стабильность—лабильность» в  современных исследованиях проводится все более

отчетливо. Черту определяют как  постоянный способ индивидуального

приспособления к окружающему, а психическое состояние —  как активность «здесь

и сейчас», как временное состояние  сознания и настроения.

Черты личности и состояния, конечно, занимают разные места на шкале

«стабильность—лабильность», но важнее подчеркнуть другой момент. В состояниях

интегрирована актуальная выраженность черт личности, сила их проявления. Хотя

Состояния оказывают значимое влияние  на формирование черт, обратное влияние

(со стороны черт) и для текущих,  и для устойчивых состояний  сильнее.

Психические состояния многомерны, они выступают и как система  организации

психических процессов, и как субъективное отношение к отражаемому явлению, и

как механизм оценки отражаемой действительности. Изменение психического

состояния непосредственно в процессе деятельности проявляется в виде смены

субъективного отношения к отражаемой ситуации или смены мотивов по отношению

к решаемой задаче.

В психических состояниях, так же как и в других психических  явлениях,

отражается взаимодействие человека с жизненной средой. Любые существенные

изменения внешней среды, изменения  во внутреннем мире личности, в организме

вызывают определенный отклик в  человеке как целостности, влекут за собой

переход в новое психическое  состояние, меняют уровень активности субъекта,

характер переживаний и многое другое.

Для психических состояний характерны различные функции. Практически  все

авторы называют важнейшей функцию  регулирования. В психологическом  словаре

состояние рассматривается как  регулятивная функция адаптации  к окружающей

ситуации и среде («Психология. Словарь», 1990). Наряду с регулятивной, важной

функцией состояний является интеграция отдельных психических состояний  и

образование функциональных единиц (процесс  — состояние — свойство), состоящих

из иерархически организованных в единую целостную совокупность психических

процессов и психологических свойств. Благодаря этому обеспечиваются отдельные

акты психической активности в  текущий момент времени, организация

«психологического строя» личности, необходимого для эффективного ее

функционирования в различных  сферах жизнедеятельности.

     1.1.1 Категория состояния

включает в себя понятия разного  уровня обобщенности, разной степени  широты

распространения и охвата всего  многообразия психической активности. Психические

состояния можно рассматривать  на уровне всей психики и в отдельных  сферах

психики. «Говоря о состояниях отдельных  сфер психики, - пишет Л.В. Куликов,- мы

никак не отрицаем принцип целостности  психики, поскольку речь не идет об

автономности состояний, в которых  находятся, могут находиться отдельные

структуры психики. Психика организована по иерархическому принципу — состояния

отдельных частей психики являются частью всего состояния человека. Их выделение

возможно лишь в той степени, в какой мы можем обоснованно  разделять психику на

отдельные сферы, структуры или  блоки»[2].

Таким образом, состояние выступает  как форма саморегуляции психики и как один

из важнейших механизмов интеграции человека как целостности — как  единства

его духовной, психической и телесной организации. Адаптивная функция

состояния заключается в установлении соответствия между актуализированными

потребностями индивида и его возможностями  и ресурсами с учетом конкретных

условий существования, особенностей деятельности и поведения. Эта функция

позволяет сохранить на максимально  возможном уровне здоровье, способность  к

адекватному поведению и успешной деятельности, возможность полноценного

личностного развития/

Психическое состояние одновременно является формой интеграции и текущих

изменений организма, и динамики психических  процессов, и актуальных

особенностей, как отдельных сфер личности, так и личности в целом (ее

развития).

     1.1.2 Детерминанты состояния.

Основными детерминантами состояния являются:

а) потребности, желания и стремления человека (или, более точно, осознанные и

неосознанные потребности, стремления и желания);

б) его возможности (проявившиеся способности  и скрытые потенциалы);

Информация о работе Психические состояния