Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 19:51, реферат
Психические состояния - категория психических явлений, до настоящего времени
во многом недостаточно изучена - как в отношении их теоретических основ, так
и в прикладном, практическом плане.
В общепсихологическом аспекте такое положение отражено в слабой
разработанности категории состояний по сравнению с другими категориями: не
определено соотношение психического состояния с психическими процессами и
свойствами, его место, роль и функции в целостном психическом и т.д.
В прикладном плане область изучения психических состояний предстает в виде
мозаичной картины разнообразных фактов, частных методик, подходов и
положений, разработанных в рамках отдельных отраслей психологии: труда и
инженерной психологии, спорта и медицинской психологии.
в) условия среды (объективное воздействие и субъективное восприятие и
понимание текущей ситуации).
Соотношение этих факторов и определяет характеристики состояния. Говорить о
балансе между ними, что нередко можно встретить, неверно, поскольку все эти
составляющие не являются какими-либо противодействующими друг другу силами.
Сила желания, не подкрепленная необходимыми способностями данного индивида,
далеко не всегда противодействует раскрытию способностей, напротив, часто
оказывает решающее влияние на их развитие. Весьма односторонни представления
о среде как противодействующей силе, хранящей в себе прежде всего ограничения
или путы для реализации желаний. Тем не менее в неявной форме такое понимание
среды допускается в тех случаях,
когда говорят о «
«противостоянии средовым влияниям», «равновесии со средой» и т.п.
1.1.3 Непрерывность состояний.
Состояние, как и все психические явления, изменчиво, В связи с этим
заслуживает внимания вопрос о специфике его изменчивости, динамичности.
Каковы особенности перехода одного состояния в другое?
Согласно взглядам С. Л. Рубинштейна основным способом существования психического
является его существование в качестве процесса — непрерывного, формирующегося.
А. В. Брушлинский, рассматривая психологические категории непрерывного и
прерывного, качества и количества, обосновывает недизъюнктивный тип
взаимосвязей между
Состояниям присущи
процессы и структуры неделимы и нерасторжимы, они проникают друг в друга, одна
структура психики является необходимой частью другой
[3].
Можно считать, что в обсуждениях природы состояний достаточно утвердились
представления о непрерывности состояний — отсутствии резко выраженных
переходов из одного состояния в другое. «Чистых» состояний, по мнению Кашириной
Л.В[4]., в деятельности практически не
существует. Непрерывность состояний связана с такими их сторонами, как
интенсивность и устойчивость. О
различиях психических
свидетельствуют разнообразные эмпирические данные.
Любое актуальное состояние берет свое начало в предшествующем состоянии. Даже
беглый обзор описаний и интерпретаций
психических состояний
желание исследователей найти понятия, которые возможно точнее выразили бы
разные градации интенсивности психических состояний. Так, например, В. Д.
Небылицын[5] наряду с термином «стрессовые
состояния» употребляет и
о «латентном периоде развития состояний». Задержка в развитии состояний,
исчисляемая иногда минутами, а иногда — месяцами, обусловлена несколькими
причинами:
а) преодолением инертности предыдущего состояния;
б) периодом накопления (суммации) функциональных сдвигов, возникающих,
например, в процессе работы, до «верхнего предела», по достижении которого
организм начинает включать защитные, или компенсаторные, механизмы;
в) временем, необходимым для формирования функциональной системы, реагирующей
на возмущающее воздействие, и др.
1.1.4 Структура состояния.
Состояния имеют свою внутреннюю структуру. Она описана в работах В. А.
Ганзена и В. Н. Юрченко[6], Ю. Е.
Сосновиковой[7] и других ученых. Ганзен и
Юрченко выделили четыре структурных уровня:
1. социально-психологический,
2. психологический,
3. психофизиологический
4. физиологический.
Экспериментальные исследования подтверждают важную роль в структуре состояния
социально-психологического и психологического уровней (Махнач А. В.
Компонентный анализ психического состояния человека в особых условиях
деятельности/ /Психологический журнал, 1991. Т. 12. № 1.). На каждом из этих
уровней можно рассмотреть субъективные и объективные характеристики.
Субъективные характеристики отражены в самосознании индивида, в них проявляется
самоотношение, результаты самопознания и саморегуляции. Объективные
характеристики могут быть получены
с помощью объективных
организма и психики, анализа внешнего облика индивида, особенностей поведения и
деятельности, продуктов труда.
В состояниях всегда есть и ситуативная, и трансситуативная
составляющая. Силу влияния каждой из них трудно измерить в долях или
процентах. Определенные события или условия текущей ситуации могут надолго
«потеснить» трансситуативную составляющую и в значительной степени определить
многие параметры состояния, ограничивая их возможное разнообразие. Например,
заключение в концлагере, тюрьме, тяжелая болезнь, трагические события жизни
являют собой ситуативное обусловливание, которое может охватить длительный
период времени, определяя актуальное состояние. Т. Иолов
[8] предложил описывать ситуативные особенности психики в виде дроби, в
которой числителем является сила события, а знаменателем — трансситуативные
особенности психики и способы деятельности.
От анализа природы состояния как психического явления и имеющихся в
психологии представлений об этом предмете перейдем к обсуждению его
характеристик
1.2 Характеристики состояния
1.2.1 Состав характеристик.
Состояния имеют характеристики различной степени обобщенности: общие,
видовые, индивидуальные. Общим для всех состояний является то, что они имеют
временные, эмоциональные, активационные, тонические, тензионные параметры,
включают в себя ситуативную и трансситуативную составляющие. У разных групп
состояний на передний план выходят разные параметры. Это дает возможность
разделять состояния на долговременные и кратковременные (по временному
параметру), а также на эмоциональные, активационные, тонические или
тензионные — в соответствии с тем какой именно параметр является ведущим,
определяющим остальные параметры. Таким параметром или такой характеристикой
может быть эмоциональная - доминирование той или иной эмоции. Может
выступать на передний план активационная характеристика - уровень мотивации,
полное включение в ситуацию, поглощенность происходящим или, наоборот,
отчужденность, отгораживание от жизненных событий.
Тот или иной тонус организма, энергетические ресурсы также могут
обусловливать многие другие параметры психических состояний, являясь
определяющим. Тонус, в свою очередь, зависит от здоровья субъекта,
биологических ритмов, характера деятельности, ее продолжительности, от
некоторых условий среды.
Наконец, в любой момент времени человеку свойственно то или иное напряжение.
Оно может быть обусловлено внутренними факторами: повышенными требованиями к
своему поведению или
в ответственной ситуации и т. п. Но может быть вызвано и многими внешними
факторами: неблагоприятные условия деятельности, соперничество, трудные
условия существования.
Поскольку состояние — многомерное явление, то любое состояние может быть
описано широким спектром параметров. Анализ различных описаний показывает,
что отдельные характеристики состояния используются особенно часто. Такие
характеристики могут быть оценены как основные.
К таковым можно отнести
· эмоциональные (эти характеристики иногда называют модальностными,
понимая под модальностью качественное своеобразие: тревога, наслаждение,
созерцание);
· активационные (отражающие интенсивность психических процессов);
· тонические (отражающие тонус, ресурс сил индивида);
· тензионные (отражающие степень напряжения);
· временные (отражающие продолжительность, устойчивость состояний);
· полярность состояний, другими словами, знак описываемого состояния
(благоприятное, положительное
или неблагоприятное,
Обратимся к более подробному рассмотрению
перечисленных характеристик
1.2.2. Активация и тонус.
Понятие активации широко используется в нейрофизиологии, где оно обозначает
уровень функционирования центральной нервной системы, мозга. На психологическом
уровне рассмотрения повышенная активация проявляется в ясности
сознания, скорости действий, движений и психомоторных реакций, энергичном
поведении, в желании находить решения, в стремлении изменять ситуацию в
желаемую сторону и
активации обусловлен силой актуализированных потребностей и мотивов,
оптимистическим отношением к жизненной ситуации, верой в свои возможности. В
шкале активации на одном полюсе: возбуждение, подъем, повышение интенсивности
психических процессов, темпа действий и движений, а на другом — торможение,
спад, снижение интенсивности и темпа.
В физиологии термин тонус (лат. tonus происходит от греч.
tonos — напряжение) обозначает постоянную активность нервных центров,
некоторых тканей и органов, обеспечивающую готовность к действию. Тонус, как и
активация, — стержневая характеристика состояния. Поэтому необходимо
рассматривать его психологические аспекты. К ним неоднократно обращались
различные исследователи. Так например, Ю. Е. Сосновикова
[9] включает общий тонус в число основных структурных компонентов
психического состояния.
На психологическом уровне состояния тонус имеет несколько иную трактовку.
Тонус ощущается как наличие или отсутствие энергии, большой или малый ресурс
сил, возможность продвигаться к поставленным целям, активно реагировать на
возникающие трудности и преодолевать их. Для повышенного тонуса свойственна
повышенная готовность к работе (в том числе длительной), субъективные
ощущения внутренней собранности. Пониженному тонусу свойственна низкая
работоспособность, усталость, несобранность, вялость, инертность, склонность
проявлять астенические реакции на возникающие трудности.
Напряжение является одной из важнейших характеристик состояния. Ее целесообразно
называть «тензионная» (от англ. tension — напряжение). Введение
нового термина по мнению Л.В. Куликова позволяет в описаниях отделить
соответствующий параметр состояния от вида состояния. Тензионная характеристика
присуща любым состояниям - не только тем состояниям, в названии которых
фигурирует термин «напряжение». В осуществлении любого поведения и деятельности
в той или иной мере требуется волевое регулирование. Его роль - в преодолении
конкурирующих ценностных ориентации, мотивов, целей, эмоционального притяжения
к различным объектам. Без освобождения приоритетных побудителей и сдерживания
остальных поведенческая активность невозможна. Чем больше конкурирующих
побудителей, чем ближе они по силе к ведущей ценностной ориентации, мотиву,
цели, эмоциональному притяжению, тем больше нагрузка на волевую регуляцию, тем
выше напряжение и все связанные с ним проявления сниженного настроения.
В шкале напряжения на одном полюсе: раскрепощенность, раскованность,
расслабление, внутренний комфорт, непринужденность в действиях и поведении, а
на другом - закрепощенность, зажатость, внутренний дискомфорт, вынужденность
поведения, переживания несвободы.
Обратим внимание на существенное различие между активационными и тензионными
характеристиками. Если активация
детерминирована потребностно-
сферой личности, то напряжение —
актуальными особенностями
волевой сфер. В связи с многоаспектностью и особой сложностью феномена
напряжения его необходимо рассмотреть подробнее.
1.2.3 Напряжение.
Напряжение (англ, tension) в словаре психологии Дж. Древера определено
как чувство натяжения, напряжения, общее ощущение нарушения равновесия и
готовности изменить поведение при встрече с каким-либо угрожающим ситуативным
фактором. В. И. Медведев и А. М. Парачев[10]
в контексте инженерной психологии определяют напряжение как величину усилия,
направленного на выполнение профессиональных функций. Они выделяют несколько
видов напряжения в соответствии с теми психическими функциями, которые
преимущественно вовлечены в деятельность: физическое, сенсорное,
интеллектуальное, эмоциональное, напряжение ожидания, монотонии и политонии
(вызываемое необходимостью частого переключения внимания).
Что касается определения «эмоциональное» напряжение, то оно в данном плане не
добавляет какой-либо точности. При любом виде напряжения (физическом,
сенсорно-перцептивном, мыслительном) с его повышением возрастает и сила
эмоциональных реакций, глубина переживаний. Напряжение достаточно выраженное,
но одновременно «безэмоциональное» — трудно себе представить. В сфере чувств
и эмоций интегрированно отражено все происходящее в организме, внутри
личности и в ее связях с миром.
Можно ли найти «собственно
интенсивные переживания и ощущения напряжения вызываются внешними или
внутренними (мотивационными, ролевыми...) конфликтами, повышенной нагрузкой,
дефицитом времени, помехами и барьерами, монотонней или депривацией