Психическое состояние детей с детским церебральным параличом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 16:45, курсовая работа

Описание

Цель исследования: определить наиболее характерные психические и личностные изменения у детей с детским церебральным параличом.
Задачи исследования:
1. Проанализировать литературу по проблеме детского церебрального паралича.
2. Выявить причины возникновения данного нарушения, его формы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПСИХИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ 5
1.1. Медицинский аспект изучения детского церебрального паралича 5
1.2. Особенности эмоционально-личностного развития детей с детским церебральным параличом 9
1.3. Особенности позновательной деятельности у детей с детским церебральным параличом 12
ВЫВОДЫ …………………………………………………………..17
ГЛАВА 2. ПСИХИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ДЕТЕЙ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ 18
2.1. Иппотерапия 18
2.2. Игровая терапия 22
ВЫВОДЫ .....………………………………………………………27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 161.00 Кб (Скачать документ)


БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ И

СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

 

Кафедра социальной работы

 

 

                                                                          

 

 

 

 

 

ПСИХИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ДЕТЕЙ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ

 

          

КУРСОВОЙ ПРОЕКТ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Студентка группы № 872               __________________              (Шарох Ю.П.)

                                                              (подпись)

 

Руководитель:

кандидат медицинских

наук, доцент                            ___________________    (Шиверская Е.В.)

                                                           (подпись)

 

                 

 

 

 

 

 

Минск

2010

 

 ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ              3

 

ГЛАВА 1. ПСИХИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ              5

1.1. Медицинский аспект изучения детского церебрального паралича              5

1.2. Особенности эмоционально-личностного развития детей с детским церебральным параличом              9

1.3. Особенности позновательной деятельности у детей с детским церебральным параличом              12

ВЫВОДЫ              …………………………………………………………..17

 

ГЛАВА 2. ПСИХИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ДЕТЕЙ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ              18

2.1. Иппотерапия              18

2.2. Игровая терапия              22

ВЫВОДЫ              .....………………………………………………………27

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ              29

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ              30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность данной проблемы достаточно высокая как для нашей республики, так и для всего мира в целом. Сегодня в мире насчитывается более 15 миллионов человек, пораженных церебральным параличом. В соответствии с результатами поппуляционно-эпидемиологических исследований, проводившихся в разных странах начиная с начала 40-х годов двадцатого столетия, на каждую тысячу новорожденных приходится от 0,8 до 5,9 случаев заболеваний детского церебрального паралича (далее ДЦП). Вместе с тем, многие специалисты определяют частоту случаев ДЦП в развитых странах между 2 и 3 на 1000 рождений. В Беларуси этот показатель достигает до 3 случаев на 1000 новорожденных. Характерно, что этот показатель на протяжении десятков лет является достаточно стабильным в разных странах. Более того, многие склонны считать, что заболевание в странах с высоким уровнем медицины стало встречаться чаще. Это, по их мнению, объясняется снижением смертности среди недоношенных и новорожденных с низкой массой тела, у которых весьма значителен риск развития ДЦП, перед которым бессильны современные достижения в области акушерства.

Предмет исследования: психические и личностные отклонения у детей с детским церебральным параличом.

Объект исследования: детский церебральный паралич.

Цель исследования: определить наиболее характерные психические и личностные изменения у детей с детским церебральным параличом.

Задачи исследования:

1. Проанализировать литературу по проблеме детского церебрального паралича.

2. Выявить причины возникновения данного нарушения, его формы.

3.Проанализировать психические особенности детей с детским церебральным параличом.

4. Рассмотреть эффективные способы психокоррекции детей с детским церебральным параличом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ПСИХИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ

 

1.1. Медицинский аспект изучения детского церебрального паралича

 

Термин ДЦП обозначает группу двигательных расстройств, возникающих при поражении двигательных систем головного мозга и проявляющихся в недостатке или отсутствии контроля со стороны нервной системы за функциями мышц

При ДЦП имеет место раннее, обычно внутриутробное повреждение или недоразвитие мозга. Причины этих нарушений могут быть разными: это различные хронические заболевания будущей матери, а также перенесенные ею инфекционные, особенно вирусные заболевания, интоксикации, несовместимость матери и плода по резус-фактору или групповой принадлежности и др. Предрасполагающими факторами могут быть недоношенность или переношенность плода.

В некоторых случаях причиной ДЦП может быть акушерский травматизм, а также затяжные роды с обвитием пуповины вокруг шейки плода, что приводит к повреждению нервных клеток голов­ного мозга ребенка в связи с недостатком кислорода. Иногда ДЦП возникает после рождения в результате инфекционных болезней, осложняющихся энцефалитом (воспалением мозгового вещества), после тяжелых ушибов головы. ДЦП, как правило, не является наследственным заболеванием [10, с.13-14].

Характерная черта детского церебрального паралича - нарушение психомоторных функций. Двигательные расстройства проявляются в виде параличей, парезов, насильственных движений, нарушений координации движений. Эти симптомы нередко сопровождаются задержкой психоречевого развития, судорожными припадками, нарушениями зрения, слуха, чувствительности и другими патологиями.

Термин детский церебральный паралич (ДЦП) впервые был предложен З.Фрейдом 1893г. Он стал так называть группу заболеваний внутриутробного
и родового происхождения, с двигательными нарушениями церебрального происхождения. З.Фрейдом также была предложена классификация форм ДЦП по пораженным конечностям, которая рассматривала только двигательную сферу: монопарез, парапарез, гемипарез, трипарез, тетрапарез.

Топографический принцип этой классификации форм ДЦП не давал представления о характере психических и речевых расстройств, а также не указывал на характер двигательных нарушений [12, с.10].

В данный момент выделяют несколько форм ДЦП. В зависимости от повреждения определенных систем мозга возникают различные двигательные нарушения.

Двойная гемиплегия — одна из самых тяжелых форм церебрального паралича, при которой руки и ноги поражаются в равной степени или руки больше, чем ноги. Двигательные нарушения можно выявить уже в период новорожденности. Высокий мышечный тонус в руках сочетается с чрезмерной активностью тонических шейных и лабиринтного рефлексов, а также других безусловнорефлекторных реакций. Распределение мышечного тонуса чаще асимметричное, сухожильные рефлексы высокие, но вызываются с трудом из-за резкого повышения мышечного тонуса. Реакции выпрямления и равновесия в тяжелых случаях почти не развиты. Любая попытка движения приводит к содружественным реакциям, проявляющимся нарастанием мышечного тонуса и фиксацией ребенка в патологической позе. Дети с трудом овладевают навыками сидения; стояние и ходьба невозможны. При более легком поражении статические и локомоторные навыки формируются с большим опозданием и значительными патологическими отклонениями. Двигательные расстройства в 35—40% случаев сопровождаются патологией черепных нервов, в 45—60% — судорогами; у 50—75% больных отмечают микроцефалию, у 90% — снижение интеллекта, обусловленное как первичным поражением головного мозга, так и тяжелой обездвиженностью. В большинстве случаев дети с двусторонней гемиплегией необучаемы. Тяжелые двигательные нарушения в руках, сниженная мотивация исключают самообслуживание и простую трудовую деятельность.

Спастическая диплегия — наиболее распространенная форма детского церебрального паралича, при которой в большей степени страдают нижние конечности. Степень поражения рук различна — от выраженных парезов до легкой неловкости движений, выявляемой по мере развития сложной манипулятивной деятельности. При тяжелых формах неврологическая симптоматика выражена с рождения. Быстро нарастает мышечный тонус, активизируются тонические шейные и лабиринтный рефлексы. Патологическая постуральная активность вынуждает ребенка принимать патологические позы, что способствует раннему формированию контрактур и деформаций: кифоза, деформации тазобедренных и коленных суставов, стоп. Сухожильные рефлексы высокие, возрастное формирование реакций выпрямления и равновесия задержано, а развивающиеся функции качественно дефектны. Выражены нарушения двигательного, речевого и психического развития, которые делают невозможным обучение этих детей даже в специальной школе. При легких формах клинические проявления становятся отчетливыми после 4—5 мес., статические и локомоторные навыки формируются с задержкой. В 30—40% случаев выявляется патология черепных нервов, в 20—25% отмечаются эпилептические припадки. Нарушения речи в виде задержки ее развития, псевдобульбарной дизартрии, снижение интеллекта — у 30—40%.

Гемипаретическая форма. В тяжелых случаях уже в первые недели жизни можно отметить ограничение спонтанных движений, при легкой степени симптоматика становится отчетливой к концу первого года жизни, когда ребенок начинает произвольно манипулировать руками. В первые месяцы жизни в пораженных конечностях может быть выражена мышечная гипотония. Дети с гемипарезом позже овладевают двигательными навыками. Повороты со спины на живот они осуществляют только через пораженную сторону. В позе сидя центр тяжести тела ребенка смещен в здоровую сторону. Самостоятельная ходьба активизируется в возрасте от 1,5 до 3 -4 лет. По мере роста ребенка формируется и становится более выраженной патологическая установка конечностей и туловища: рука согнута и приведена к туловищу, отмечаются отведение кисти в локтевую сторону, приведение большого пальца руки; наблюдаются сколиоз, перекос таза. Паретичные конечности отстают в росте. У 30—40% больных отмечаются судорожные приступы. Речевые нарушения (псевдобульбарная или корковая дизартрия, дислалия) выявляются у 35—40%, умственная отсталость (от легкой задержки до грубого интеллектуального дефекта) — примерно у 40% больных. Снижение интеллекта не всегда коррелирует с тяжестью двигательных нарушений.

Гиперкинетическая форма (в раннем возрасте — дистоническая) наряду с парезами рук и ног характеризуется гиперкинезами — атетозом, хореоатетозом, торсионной дистонией. Гиперкинезы обычно появляются к концу первого года жизни и с возрастом становятся более выраженными. Спустя 2—3 мес. после рождения на фоне мышечной гипотонии при движениях, а также при эмоциональных реакциях, громком звуке могут возникать приступы повышения мышечного тонуса (перемежающиеся мышечные спазмы или дистонические атаки), иногда в форме внезапного разгибания всего тела, запрокидывания головы. Гиперкинезы и мышечная дистония дестабилизируют позу и препятствуют развитию произвольных движений, которые дискоординированы, скачкообразные, размашистые. В 30—45% наблюдений выявляют снижение слуха, в 60—70% — псевдобульбарные расстройства; у 10—15% больных наблюдаются судороги. Речь нарушена по типу экстрапирамидной дизартрии. Психическое развитие страдает меньше, чем при других формах церебральных параличей, однако тяжелые двигательные и речевые нарушения значительно затрудняют возрастное развитие, обучение и социальную адаптацию ребенка.

Атонически-астатическая форма (в раннем возрасте — гипотоническая) проявляется невозможностью удерживать вертикальную позу; при этом контроль положения головы, функции сидения, стояния и ходьбы практически не развиваются или формируются очень медленно. Наблюдается выраженная задержка психического и речевого развития. Становление функциональных возможностей ребенка происходит крайне медленно: дети начинают удерживать позу сидя в 1,5—2 года, устойчиво сидеть — в 4—6 лет, стоять и ходить — после 7—9 лет (а иногда и позже). У 87—90% детей отмечаются выраженное снижение интеллекта, недоразвитие речи с элементами мозжечковой дизартрии, у 40—50% — судороги. Патология черепных нервов проявляется атрофией зрительных нервов, косоглазием, нистагмом [13, с.29-31].

У большинства детей наблюдаются смешанные формы детского церебрального паралича, т. е. сочетание различных двигательных расстройств [2, с.30].

Церебральному параличу могут сопутствовать и другие проблемы, такие как нарушение зрения, слуха, речи, возможно, трудности в обучении, необычное поведение. Интеллектуальное развитие таких детей может быть очень разным: от нормального до замедленного. Бывают случаи, когда ребенок в своем развитии отстает от хронологического возраста или когда он в чем-то отстает, а в чем-то обгоняет сверстников.

Например, уровень развития 4-летнего малыша может соответствовать возрасту двух  лет, а другой ребенок нормально справляется со всеми навыками, требующими хорошо развитой крупной моторики, но испытывает трудности с тонкой моторикой и речью.

Разумеется, не все перечисленные трудности встречаются у каждого ребенка [15, с. 24].

 

1.2.Особенности эмоционально-личностного развития детей с церебральными параличами

Для детей с ДЦП характерны специфические отклонения в психическом развитии. Механизм этих нарушений сложен и определяется как временем, так и степенью, и локализацией мозгового поражения [8, с.22].

Особенности личности ребенка с аномалиями в развитии, в том числе ДЦП, связана, в первую очередь, с условиями ее формирования, которые значительно отличаются от условий развития нормального ребенка.

Для большинства детей с ДЦП характерна задержка психического развития по типу так называемого психического инфантилизма. Под психическим инфантилизмом понимается незрелость эмоционально-волевой сферы личности ребенка. Это объясняется замедленным формированием высших структур мозга (лобные отделы головного мозга), связанных с волевой деятельностью. Интеллект ребенка может соответствовать возрастным нормам, при этом эмоциональная сфера остается несформированной.

Наиболее часто наблюдается диспропорциональный вариант развития личности. Это проявляется в том, что достаточное интеллектуальное развитие сочетается с отсутствием уверенности в себе, самостоятельности, повышенной внушаемостью. Личностная незрелость проявляется в эгоцентризме, наивности суждений, слабой ориентированности в бытовых и практических вопросах жизни. Причем с возрастом эта диссоциация обычно увеличивается. У ребенка легко формируются иждивенческие установки, неспособность и нежелание к самостоятельной практической деятельности; так, ребенок даже с сохранной ручной деятельностью долго не осваивает навыки самообслуживания [7, с.68].

При психическом инфантилизме отмечаются следующие особенности поведения: в своих действиях дети руководствуются в первую очередь эмоцией удовольствия, они эгоцентричны, не способны продуктивно работать в коллективе, соотносить свои желания с интересами окружающих, во всем их поведении присутствует элемент "детскости". Признаки незрелости эмоционально-волевой сферы могут сохраняться и в старшем школьном возрасте. Они будут проявляться в повышенном интересе к игровой деятельности, высокой внушаемости, неспособности к волевому усилию над собой. Такое поведение часто сопровождается эмоциональной нестабильностью, двигательной расторможенностью, быстрой утомляемостью [1, с.87].

Информация о работе Психическое состояние детей с детским церебральным параличом