Психическое состояние детей с детским церебральным параличом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 16:45, курсовая работа

Описание

Цель исследования: определить наиболее характерные психические и личностные изменения у детей с детским церебральным параличом.
Задачи исследования:
1. Проанализировать литературу по проблеме детского церебрального паралича.
2. Выявить причины возникновения данного нарушения, его формы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПСИХИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ 5
1.1. Медицинский аспект изучения детского церебрального паралича 5
1.2. Особенности эмоционально-личностного развития детей с детским церебральным параличом 9
1.3. Особенности позновательной деятельности у детей с детским церебральным параличом 12
ВЫВОДЫ …………………………………………………………..17
ГЛАВА 2. ПСИХИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ДЕТЕЙ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ 18
2.1. Иппотерапия 18
2.2. Игровая терапия 22
ВЫВОДЫ .....………………………………………………………27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 161.00 Кб (Скачать документ)

О лечебных свойствах верховой езды и благоприятном воздействии общения с лошадьми на больных и раненых было замечено еще в глубокой древности во времена Гиппократа. В 1791 году философ Дени Дидро писал, что "среди физических упражнений, обладающих всеми прекрасными качествами, первое место принадлежит верховой езде, с помощью которой можно лечить множество болезней…".

Но только в конце XIX столетия началось научное изучение влияния верховой езды на организм человека и её целенаправленное использование в лечебных целях. За последние 4 десятилетия лечебная верховая езда во многих странах мира получила стремительное развитие и оформилась как метод реабилитации при широком спектре заболеваний. А при ряде нарушений, в первую очередь ДЦП, иппотерапия является уникальным по эффективности средством, аналогов которому зачастую нет.

Крупная лошадь переносит на всадника за минуту около 110 колебательных импульсов: вверх-вниз по длине оси тела (против силы тяжести), вперед-назад по фронтально-поперечной оси тела, из стороны в сторону вокруг сагитально-поперечной оси тела, диагональные движения по диагонали вокруг функциональной точки центра тела. Сложные движения мышц спины лошади, состоящие из множества элементов, оказывают массирующее и разогревающее (температура тела лошади на 1,5 градуса выше, чем у человека) воздействие на мышцы ног всадника и органы малого таза, усиливают кровоток в конечностях. Движения лошади переносятся на сидящего человека, его тазобедренный сустав и пояснично-позвоночный столб, имитируя и стимулируя движения, которые совершает здоровый человек при ходьбе, т.е. при сидении человека на неоседланной лошади свободная езда верхом представляет собою типичную при ходьбе тренировку туловища. Во время движения лошади, для того, чтобы сохранить правильно посадку, всадник вынужден удерживать равновесие, координировать и синхронизировать свои движения. Таким образом, в работу включаются все мышцы тела, а у больного человека и те, которые, не будучи пораженными, обычно находятся в бездействии. Кроме того, верховая езда стимулирует развитие мелкой моторики, способствует формированию сложных точных движений. Этот важнейший эффект иппотерапии не может быть достигнут никакими другими двигательными способами лечения.

Общение с лошадью и верховая езда позволяет снять стресс и минимизировать его последствия, дает нагрузку на все мышцы тела и поддерживает всадника в хорошей форме.

Основные результаты занятий: увеличение подвижности и объема движений, снижение спастичности, улучшение координации движений, улучшение равновесия, улучшение мелкой моторики (работы мышц кистей и пальцев) и возможностей выполнения бытовых процедур; повышение устойчивости к физическим нагрузкам; нормализация мышечного тонуса; увеличение активности, появление уверенности в своих силах, улучшение обучаемости и внимательности; снижение возбудимости и уменьшение страхов, агрессивности, замкнутости, расширение круга общения, научение новым  умениям и навыкам.

Лошадь заставляет работать почти все группы мышц сидящего на ней человека, в том числе и пораженные болезнью мышцы. В результате чего они получают нагрузку, укрепляются, исчезает или укрепляется мышечная атрофия.

Езда на лошади позволяет неходячим детям пережить опыт прямохождения. При регулярных занятиях, во-первых, начинают работать и укрепляются мышцы, необходимые для ходьбы, во-вторых, в коре головного мозга формируется стереотип прямохождения. Тело и мозг ребенка готовятся к тому, что бы сделать первый самостоятельный шаг. Научившись балансировать на лошади, ребенок постепенно переносит этот навык в обычную жизнь и более уверенно чувствует себя на земле.

Иппотерапия способствует развитию памяти, внимания, мышления. Необходимость постоянной концентрации внимания при верховой езде, сосредоточенности, максимально возможной собранности и самоорганизации, потребность запоминать и планировать последовательность действий активизирует психические процессы. Еще одна из возможностей, предоставляемых иппотерапией - это возможность практиковаться в социальном взаимодействии. Контакт с лошадью используются для социализации, адаптации [18].

Верховая езда вызывает у всадника, да и у любого человека, просто находящегося рядом с лошадью, много положительных эмоций, ощущений и переживаний. Лечебная верховая езда кардинально повышает самооценку, уверенность в своих силах. Верховая езда способствует максимальной мобилизации волевой деятельности, социализации и формированию более гармоничных отношений человека с миром, помогает находить новые, неординарные решения стоящих перед ним задач. Положительный эмоциональный настрой, отличающий занятия верховой ездой, способствует подъёму активности и улучшения настроения и общего состояния пациентов [15, с.82].

 

 

 

2.2. Игровая терапия

 

Игровая терапия – это метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры. Игра оказывает сильное влияние на развитие личности, способствует созданию близких отношений между участниками игры, помогает снимать напряженность, повышает самооценку, позволяет поверить в себя в различных ситуациях общения, снимая опасность социально значимых последствий [5, с.24].

    Игровую терапию можно описать как опыт, чувства, мысли и желания человека, проецируемые на игрушки и различные материалы, такие как песок, краска и вода. Ребенок выбирает для себя такие игрушки, на которые он может спроецировать свой прежний опыт, примерить желаемые роли и взаимоотношения. Важность символической игры состоит в том, что ребенок исследует свой прошлый опыт с возможностью оставаться на безопасном расстоянии от реальной действительности. Игровая терапия – метод коррекции эмоциональных и поведенческих нарушений у детей, в основу которого положен свойственный ребенку способ взаимодействия с окружающим миром – игра.

  Игра – это произвольная, внутренне мотивированная деятельность, предусматривающая гибкость в решении вопроса о том, как использовать тот или иной предмет. Игра является для ребенка тем же, чем речь является для взрослого. Это средство выражения чувств, исследования отношений и самореализации. Игра представляет собой попытку ребенка организовать свой опыт, свой личный мир. В процессе игры ребенок переживает чувства контроля над ситуацией, даже если реальные обстоятельства этому противоречат.

Игровая деятельность активизирует формирование произвольных психических процессов: произвольного внимания и памяти, способствует развитию умственной деятельности, воображения, знаковых функций речи, совершенствованию двигательной и волевой сфер. Через игру ребенок выражает бессознательные импульсы, влечения, подавляемые фантазии. Спонтанное самовыражение в игре позволяет ребенку освободиться от болезненных внутренних переживаний, связанных с негативным эмоциональным опытом, а включение волевых механизмов, активизация творческого поиска новых, более адекватных способов реагирования в проблемных ситуациях, наряду с более глубоким пониманием своего «я» и своих отношений с другими людьми, способствуют позитивным изменениям на поведенческом уровне.

 В младшем школьном возрасте игра уже не занимает столь важного места, которое характерно для нее в дошкольном возрасте, но все же она имеет немалое значение в психическом развитии младшего школьника. Школьников, в отличие от детей дошкольного возраста, которых больше всего привлекает сам процесс игры, начинает интересовать исход игры, ее результат. Игры школьников в значительно большей степени требуют целенаправленности и волевой регуляции поведения, сложная система общественных взаимоотношений и зависимостей, устанавливающихся в школе, постепенно начинает пронизывать всю жизнь и деятельность детей.   
      Игра не исчезает в младшем школьном возрасте, она приобретает новые формы и новое содержание. Для детей младшего школьного возраста характерны игры с правилами, регулирующие расстановку сил в детском коллективе. Особенно типичны для них игры с распределением на команды, где всегда можно заметить элементы соревнования, борьбы и взаимной поддержки [3, с.114-115].

       Специалисты, работающие с детьми, имеющими проблемы в развитии, психологи, дефектологи, логопеды, психотерапевты и педагоги, уже давно заметили, что ребенку намного проще выражать свои переживания, потребности, мечты в игровом процессе. Основная цель игровой терапии – помочь ребенку выразить свои переживания наиболее приемлемым для него способом – через игру, а также проявить творческую и социальную активность в разрешении сложных жизненных ситуаций, «отыгрываемых» или моделируемых в игровом процессе.   
    Своеобразие социальной ситуации развития детей ДЦП является результатом сложного взаимодействия неблагоприятного органического фона, на который накладываются разнообразные психотравмирующие обстоятельства, приводящие к возникновению двигательной, эмоциональной, коммуникативной, сенсорной депривации. Наиболее значимыми среди проявлений нарушенного развития являются двигательные, речевые и интеллектуальные нарушения.   
      Среди психотравмирующих обстоятельств, способствующих нарушению личностного развития, следует отметить явления госпитализма, психическую травматизацию, связанную с лечебными процедурами, неправильный тип семейного воспитания (чаще по типу гиперопеки); ограничение социальных контактов и трудности взаимоотношений со здоровыми сверстниками, переживание недоброжелательного отношения окружающих [6, с. 49].
   Игротерапия как средство динамического воздействия на разбалансированную личностную, эмоционально-волевую и коммуникативную сферы детей дошкольного и младшего школьного возраста с ограниченными возможностями решает ряд важнейших коррекционных задач. Она позволяет повысить уровень социальной адаптации больного ребенка, подготовить к принятию новой социальной роли – школьника, снизить уровень ситуативной и личностной тревожности, навязчивых страхов (темноты, резких звуков, высоты, передвижения и т.д.), сформировать адекватную самооценку.
    Игротерапия используется как в индивидуальной, так и в групповой форме. Главным критерием предпочтения групповой игротерапии является наличие у ребенка социальной потребности в общении. Групповая игротерапия – это психологический и социальный процесс, в котором дети естественным образом взаимодействуют друг с другом, приобретают новые знания не только о других, но и о себе. Этот метод подразумевает игру как терапевтический процесс и является эффективным средством коррекции функциональных нервно-психических расстройств, психосоматических заболеваний и психопрофилактики. Групповая игротерапия призвана помочь ребенку осознать свое реальное «я», повысить его самооценку и развить потенциальные возможности, отрегулировать внутренние конфликты, страхи, агрессивные тенденции, уменьшить беспокойство и чувство вины [11, с.305-306].

В процессе групповой и индивидуальной игротерапии возможно использование элементов и приемов сказкотерапии, арттерапии, танцевальной терапии, проективного рисунка, содержание которых отвечает развивающим и коррекционным задачам реабилитации. Под коррекционным воздействием понимается «замещение» неэффективного стиля поведения на более продуктивный, снятие нервно-психического напряжения, развитие творческих возможностей, совершенствование взаимоотношений с окружающим миром, эмоциональную поддержку ребенка.
      К.А. Семенова отмечает, что правильно организованные игры способствуют психическому и речевому развитию, приобретению запаса сведений и представлений, овладению различными навыками у детей с церебральными параличами; что именно в игре осваиваются общественные функции и соответствующие нормы поведения, формируется личность ребенка. Социальная адаптация больных детским церебральным параличом зависит не только от становления двигательных, интеллектуальных и речевых функций, но и уровня развития эмоционально-волевой сферы личности. Игра как деятельность представляет собой территорию, где ребенок как здоровый, так и с нарушениями развития, получает возможность свободного беспрепятственного самовыражения, исследования и изучения собственных чувств и переживаний, может освободиться от эмоциональной напряженности и фрустрации.

   Игровое взаимодействие ребенка с ограниченными возможностями с взрослым или со сверстником позволяет моделировать социальные взаимоотношения в доступных ему проявлениях. Например, игра-драматизация способствует коррекции эмоциональной сферы, кукольный театр позволяет примерить на себя другие роли, а распределение ролей моделирует социальный статус внутри группы. Строительные игры позволяют помимо наблюдения за моторными навыками, диагностировать конструктивные и деструктивные намерения. Игровые методики, активизирующие познавательную деятельность- – это творческие игры, конкурсы и турниры.   
   Традиционно коррекционно-психологическое сопровождение обеспечивает создание условий для повышения автономности и социальной активности детей, для развития интеллектуальных процессов, формирования ценностных установок, соответствующих психическим и физическим возможностям ребенка. Базируясь на личностном и системно-ориентированном подходе, психологическая реабилитация представляет собой комплексную систему всесторонней динамической, диагностической и коррекционной помощи [14, с. 103-104].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВЫВОДЫ

 

При ДЦП нарушения движений, связанные с повреждением центральной нервной системы не излечимы, но все же подвержены благоприятному  воздействию терапии.

Одним из наиболее эффективных методов является иппотерапия. Иппотерапия - физиотерапевтическое лечение, основанное на нейрофизиологии, использующее лошадь и верховую езду. Сущность метода заключается в том, что лошадь при движении шагом выступает в роли терапевтического посредника для всадника, передавая двигательные импульсы, аналогичные движению человека при ходьбе. Лошадь передает пациенту от 90 до 110 разнонаправленных двигательных импульсов в минуту. На основе стимуляции реакций, направленных на удержание равновесия, решаются следующие задачи: нормализация мышечного тонуса, координация движений, укрепление мышц, достижение двигательной симметрии. Координация туловища в положении сидя верхом на лошади при ее движении вперед оказывает реабилитационное воздействие на походку пациента. В работу включаются все группы мышц всадника, и размеренный ритм движений оказывает благоприятное воздействие на весь организм.
Все это в целом способствует улучшению общего состояния организма, в т.ч. нормализации мышечного и сосудистого тонуса, укреплению сердечно-сосудистой и дыхательной систем, благотворно влияет на опорно-двигательный аппарат, улучшает осанку и координацию движений, балансировку, инициирует и укрепляет двигательные рефлексы. Упражнения и игры на спине лошади, общение с ней стимулирует желание и умение слушать, дают ребенку возможность осознать полученный опыт, обрести уверенность в себе.

Еще одним эффективным методом является игротерапия. Игротерапия как средство динамического воздействия на разбалансированную личностную, эмоционально-волевую и коммуникативную сферы детей, решает ряд важнейших коррекционных задач. Она позволяет повысить уровень социальной адаптации больного ребенка, снизить уровень ситуативной и личностной тревожности, навязчивых страхов сформировать адекватную самооценку. Правильно организованные игры способствуют психическому и речевому развитию, приобретению запаса сведений и представлений, овладению различными навыками у детей с церебральными параличами; в игре осваиваются общественные функции и соответствующие нормы поведения, формируется личность ребенка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧНИЕ

 

Из всего вышесказанного можно сделать выводы, что ДЦП не является наследственным заболеванием, возникает в результате повреждения или недоразвитие головного мозга. Причины этих нарушений могут быть разными: это различные хронические заболевания будущей матери, а также перенесенные ею инфекционные, особенно вирусные заболевания, интоксикации, несовместимость матери и плода по резус-фактору или групповой принадлежности и др. Предрасполагающими факторами могут быть недоношенность или переношенность плода.

Информация о работе Психическое состояние детей с детским церебральным параличом