Психика человека (разбор ситуации из практики)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 14:46, контрольная работа

Описание

деятельности.
Исходя из выше перечисленного, целью данной контрольной работы является: изучить сложную систему, которую представляет собой психика человека и на основе изученного разобрать ситуацию из практики. Где необходимо учесть психику собеседника в профессиональной беседе.
Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:
- дать понятие «психика»;
- выделить и раскрыть в психике человека психические процессы, психические свойства личности и психические состояния;

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
1. Общее понятие психики человека……….…………………………………5
2. Учет психики собеседника в профессиональной беседе (разбор ситуации из практики)……..…………………………………………………………….11
Заключение.……...……………………………………………………………17
Список использованной литературы......…………………………………….18

Работа состоит из  1 файл

ЮП.docx

— 42.97 Кб (Скачать документ)

 

П л а н

 

Введение………………………………………………………………………..3

1. Общее понятие психики человека……….…………………………………5

2. Учет психики собеседника в  профессиональной беседе (разбор  ситуации из практики)……..…………………………………………………………….11

Заключение.……...……………………………………………………………17

Список использованной литературы......…………………………………….18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

      В познании тайн природы и самого человека, в величайших открытиях и изобретениях, в создании шедевров искусства и повседневном труде - во всех видах деятельности человека проявляется его психика.

     На стыке психологии и юридических наук возникла судебная психология, а затем и юридическая психология.

     Психология — наука об общих психических закономерностях взаимодействия человека со средой.

      Психология изучает, каким образом  внешнее воздействие переходит  во внутреннее, психическое отражение  и становится регулятором нашей  деятельности.

     Юридическая психология - прикладная отрасль психологии. Она базируется на общей психологии. Без знания общих закономерностей и механизмов психической деятельности изучение юридической психологии невозможно1.

      Для полного раскрытия актуальности  данной темы рассмотрим понятие  предмета юридической психологии.

     Предметом юридической психологии являются различные явления психики, индивидуально-психологические особенности личности участников правоотношений, вовлеченных в сферу правоприменительной деятельности, социально-психологические закономерности этой деятельности, воздействующей на психику и поведение участвующих в ней людей2.

     Таким образом, понятие психики занимает главное место в данной дисциплине. В сфере правоприменительной деятельности участвуют личности (человек). Каждая личность имеет неповторимое сочетание психологических особенностей – психический склад, это и составляет ее индивидуальность.

      Юристы своего рода психологи,  должны уметь учитывать психический  склад каждого человека, участвующего  в сфере правоприменительной  деятельности.

      Исходя из выше перечисленного, целью данной контрольной работы  является: изучить сложную систему, которую представляет собой психика человека и на основе изученного разобрать ситуацию из практики. Где необходимо учесть психику собеседника в профессиональной беседе.

      Для реализации данной цели  были поставлены следующие задачи:

- дать понятие «психика»;

- выделить  и раскрыть в психике человека  психические процессы, психические  свойства личности и психические  состояния;

- раскрыть  понятие «сознание» как высшую  форму психики человека;

- проанализировать  уровни психической регуляции;

- рассмотреть  и проанализировать, опираясь на  теорию вопроса, коммуникативную  ситуацию из практики.

     

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Общее понятие о психике человека

 

       Психика — функция мозга, заключающаяся в отражении объективной действительности в идеальных образах, на основе которых регулируется жизнедеятельность организма.

      Психология изучает свойство мозга, которое заключается в психическом отражении материальной действительности, в результате которого формируются идеальные образы реальной действительности, необходимые для регуляции взаимодействия организма с окружающей средой.

      Основным понятием психологии является понятие психического образа.

      Психический образ — целостное, интегративное отражение относительно самостоятельной, дискретной части действительности; это информационная модель действительности, используемая высшими животными и человеком для регуляции своей жизнедеятельности.

      Психические образы обеспечивают достижение определенных целей, и их содержание обусловливается этими целями. Наиболее общим свойством психических образов является их адекватность действительности, а всеобщей функцией — регуляция деятельности3.

     Психическое отражение мира человеком связано с его общественной природой, оно опосредуется общественно выработанными знаниями. Психика, как отражательная способность есть и у животных. Но высшей формой психики является сознание человека, которое возникло в процессе общественно-трудовой практики. Сознание неразрывно связано с языком, речью. Благодаря сознанию человек произвольно регулирует свое поведение.

       Сознание не фотографически отражает явления действительности. Оно вскрывает объективные внутренние связи между явлениями.

      Содержанием психики являются идеальные образы объективно существующих явлений. Но эти образы возникают у различных людей своеобразно. Они зависят от прошлого опыта, знаний, потребностей, интересов, психического состояния и т.д. Иначе говоря, психика — это субъективное отражение объективного мира. Однако субъективный характер отражения не означает, что это отражение неправильно; проверка общественно-исторической и личной практикой обеспечивает объективное отражение окружающего мира.

       Итак, психика — это субъективное отражение объективной действительности в идеальных образах, на основе которых регулируется взаимодействие человека с внешней средой.

       Содержание психики включает в себя не только психические образы, но и вне образные компоненты — общие ценностные ориентации личности, смыслы и значения явлений, умственного действия4.

      Психика человека представляет собой весьма сложную систему, состоящую из отдельных подсистем, ее элементы иерархически организованы и очень изменчивы. Основным свойством психики является ее системность, целостность и нерасчлененность. Психика как система обладает определенной организацией. В ней выделяют психические процессы, психические свойства и психические состояния5.

      Психический процесс — это акт психической деятельности, имеющим свой объект отражения и свою регуляционную функцию.

      Психическое отражение — это формирование образа тех условий, в которых осуществляется данная деятельность. Психические процессы — это ориентировочно-регулирующие компоненты деятельности.

      Психические процессы подразделяются на:

- познавательные (ощущение, восприятие, мышление, память и воображение);

-   эмоциональные;

-   волевые.

       Вся психическая деятельность человека — это совокупность познавательных, волевых и эмоциональных процессов.

      Психическое состояние — это временное своеобразие психической деятельности, определяемое ее содержанием и отношением человека к этому содержанию.

      Психические состояния могут быть кратковременными, ситуативными и устойчивыми, личностными.

      Все психические состояния подразделяются на четыре вида:

- мотивационные (желания, стремления, интересы, влечения, страсти);

- эмоциональные (эмоциональный тон ощущений, эмоциональный отклик на явления действительности, настроение, конфликтные эмоциональные состояния — стресс, аффект, фрустрация, тревога, радость, печаль);

- волевые состояния — инициативности, целеустремленности, решительности, настойчивости (их классификация связана со структурой сложного волевого действия);

- состояния разных уровней организованности сознания (они проявляются в различных уровнях внимательности).

       Психические свойства личности — типичные для данного человека особенности его психики.

       К психическим свойствам личности относятся:

1) темперамент; 

2) направленность;

3) способности;

4) характер.

       Психические процессы, состояния и свойства человека — это единое проявление его психики.

       Все формы психических явлений взаимосвязаны между собой и переходят одна в другую. Например, такой сложный психический процесс, как мышление, в зависимости от объекта и условий может вызвать состояние усталости и пассивности или возбуждения и активности. Если человеку в процессе его деятельности (например, студенту) приходится систематически изучать новый материал и решать задачи, то различные психические состояния, связанные с процессом мышления, обобщаются и становятся устойчивым психическим свойством его личности, выражающемся в мыслительных способностях. Человек с развитым мышлением может мобилизовать внимание, активизировать память, преодолеть усталость.

      Во всех формах психических явлений выступают в неразрывном единстве ум, чувства и воля человека вместе с его потребностями. Даже в таком относительно простом психическом процессе, как ощущение, могут иметь место осознание и оценка предмета, воздействующего на соответствующий орган, переживание, вызванное раздражением, и регуляция практических действий. С еще большей очевидностью выступает единство человеческой психики в более сложных формах се проявления.

       Психика присуща человеку и животным. Однако психика человека, как высшая форма психики, обозначается еще и понятием "сознание". Но понятие психики шире, чем понятие сознания, так как психика включает в себя сферу подсознания и надсознания ("Сверх-Я")6.

       Основной признак психики человека состоит в том, что кроме наследственных и лично приобретенных форм поведения человек владеет принципиально новым, важнейшим средством ориентировки в окружающей действительности — знаниями, которые представляют собой концентрированный опыт человечества, передаваемый посредством речи. "Сознание" буквально и означает "совокупность знаний".

        Психика человека формируется и постоянно обогащается в условиях социального окружения, в процессе усвоения социального, общественного опыта.

        Одной из особенностей психики человека является ее обусловленность общественным сознанием.

        К общественному сознанию относятся наука, мораль и право, идеология, искусство, религия. Изменения в производстве, в общественных отношениях, отражаясь в сознании людей, приводят к изменениям в содержании общественного сознания.

        Существенной особенностью сознания человека является самосознание. Осознавая предметы своей деятельности и свои отношения к другим людям, человек начинает осознавать самого себя, выделять себя, свое Я из окружающего мира.

        Итак, психика человека, его сознание — это система его психической саморегуляции, основанная на социально сформированных категориях и ценностных ориентациях.

        Сознание человека как высшая форма развития психики имеет следующие существенные особенности:

  1. Категориальность — отражение мира сквозь призму общечеловеческих знаний и позиций, отражение мира на базе концептуальной схемы.
  2. Отражение существенных, наиболее значимых в данной ситуации взаимосвязей. Осознание целей деятельности, предвосхищение их в системе общечеловеческих понятий и представлений.
  3. Обусловленность индивидуального сознания общественными формами сознания.
  4. Самосознание — концептуальная модель собственной личности и построение взаимодействий с действительностью на этой основе.

      Все существенные стороны сознания функционируют посредством речи.

      Поведение человека определяется не только его сознанием. Психическая самоорганизация индивида, его адаптация к внешней среде осуществляется тремя относительно автономными уровнями психической регуляции:

1) эволюционно  сформированным бессознательно-инстинктивным  уровнем; 

2) подсознательно-субъективным  эмоционально-импульсным уровнем; 

3) сознательными,  произвольными, логико-семантическими  программами.                                           

        В поведении социализированной личности доминируют произвольные, ценностно категоризированные программы. Два других, низших уровня саморегуляции в его поведении выполняют фоновую роль. В экстремальных же условиях и в условиях десоциализации индивида эти низшие уровни саморегуляции могут перейти в автономный режим функционирования.

      Наличие в психике человека указанных уровней регуляции обусловливает относительную самостоятельность следующих разновидностей человеческих реакций и действий:

1) бессознательно-инстинктивные,  врожденные реакции (реакция страха, испуга, избежание физически опасных ситуаций);

2) привычно-автоматизированные  подсознательные действия (умения, навыки, привычки, интуиция);

Информация о работе Психика человека (разбор ситуации из практики)