Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 14:46, контрольная работа
деятельности.
Исходя из выше перечисленного, целью данной контрольной работы является: изучить сложную систему, которую представляет собой психика человека и на основе изученного разобрать ситуацию из практики. Где необходимо учесть психику собеседника в профессиональной беседе.
Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:
- дать понятие «психика»;
- выделить и раскрыть в психике человека психические процессы, психические свойства личности и психические состояния;
Введение………………………………………………………………………..3
1. Общее понятие психики человека……….…………………………………5
2. Учет психики собеседника в профессиональной беседе (разбор ситуации из практики)……..…………………………………………………………….11
Заключение.……...……………………………………………………………17
Список использованной литературы......…………………………………….18
3) сознательные, волевые действия (эти действия являются ведущими во взаимодействии человека со средой)7.
(разбор ситуации из практики)
В ходе профессионального психологического отбора лиц на службу в правоохранительные органы, абитуриентов в некоторые юридические учебные заведения, в процессе расследования преступлений, в ходе рассмотрения уголовных дел, гражданско-правовых споров в суде, не только психологи, но и юристы в своей практической деятельности широко используют такой метод, как беседа.
Профессиональная деятельность юристов в значительной своей части протекает в условиях общения, которое нередко составляет основное содержание их деятельности, становится особым видом труда — профессиональным общением8.
Итак, ситуация, являющаяся профессиональной беседой – допрос потерпевшего.
Допрос в ходе предварительного следствия является наиболее распространенным видом процессуального общения9. С социально-психологической стороны допрос — довольно динамичная разновидность профессионального общения, протекающего в особом режиме, характеризующемся целым рядом психологических особенностей, обусловленных процессуальным порядком его проведения, а также теми
правовыми последствиями,
которые связаны с его
Рассматриваемая мной
Для того чтобы потерпевший
во время допроса (
Рассмотрим на примере из практики, как и в каких действия следователь учитывает психику потерпевшего при допросе.
Потерпевшего следователь допрашивал в рабочем кабинете, поскольку официальная обстановка побуждает к осознанию серьезности предстоящего допроса, способствует установлению деловой атмосферы. Следователь определил время явки потерпевшего на допрос. Это было время, близкое ко времени совершения преступления, так как физическое и психическое состояние потерпевшего позволяло произвести допрос. Следователь поступил так, потому, что показания, полученные сразу же после совершенного преступления, бывают более полными и достоверными, так как в них еще не привнесены посторонние детали и запечатленные его памятью образы (представления) не подвергались забыванию или корректировке под воздействием информации, полученной в результате обсуждения деталей преступления с родными, близкими, знакомыми
Допрос потерпевшего включает три стадии:
- подготовительную;
- свободный рассказ;
- ответы на вопросы.
Изучение индивидуально-психологических особенностей свидетеля началось с первых же контактов с ним, предваряющих собственно допрос, и продолжалось на всем протяжении следственного действия.
На подготовительной стадии следователь получил дополнительные сведения о психологических характеристиках потерпевшего. Выяснил его анкетные данные, уточнил сведения о личности потерпевшего, завязал с ним беседу на отвлеченные темы. С одной стороны, это помогло следователю уточнить свое предварительное мнение о допрашиваемом, составить более полное представление о психологических характеристиках его личности. С другой стороны, беседа способствует снятию у потерпевшего внутреннего напряжения, неизбежно возникающего при контакте с представителем правоохранительных органов.
В ходе беседы следователь установил психологический контакт с допрашиваемым. Он избрал тактически правильную форму предупреждения потерпевшего об уголовной ответственности за отказ или уклонение от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний. Данная форма заключалась в том, следователь разъяснил допрашиваемому, что оснований сомневаться в его искренности нет, но необходимо выполнить предписание закона. Тональность речи следователя соответствовала коммуникативной ситуации допроса. Общение с потерпевшими ставило перед следователем задачу снять у них состояние избыточной психической напряженности, отвлечь, насколько это возможно, от переживаний, попытаться успокоить, переключить внимание на другие, личностно более важные обстоятельства.
Стадия свободного рассказа началась с предложения допрашиваемому рассказать все, что ему известно об обстоятельствах расследуемого преступления. Во время свободного рассказа потерпевшего следователь не перебивать его, даже если он говорит слишком пространно. Это побудило допрашиваемого сообщить факты, о которых он и не собирался рассказывать. При допросе не давалась оценку показаниям, а тем более не выражалось недовольство, ибо это могло привести к тому, что потерпевший замкнется. В дальнейшем полученные сведения были детализированы. В установлении психологического контакта с потерпевшими особенно велика роль эмпатического слушания, которому соответствовало поведение следователя в момент допроса (сдержанное, внимательное выражение лица, заинтересованность при постановке вопросов и т.п.).
Потерпевшему допросом причиняется физический, моральный или имущественный ущерб, что накладывает эмоциональный отпечаток на его восприятие происходящего.
Причинами неполноты показаний были:
а) ошибки восприятия, запоминания и воспроизведения информации. Потерпевший, подвергшийся преступному нападению, длительное время испытывал состояние психической напряженности, которое искажающим образом воздействовало на процессы восприятия, памяти, мышления, что, в свою очередь, отрицательно влияло на полноту и достоверность его показаний Психофизическое состояние потерпевшего, пережившего нервное потрясение в связи с преступлением, служит причиной того, что в его показаниях могут быть преувеличение опасности пережитого посягательства, пробелы в описании события преступления; непоследовательность изложения и др.;
в) негативное психологическое состояние во время допроса. Чувство стыда, состояние психической подавленности (стресса), переживаемые потерпевшей. Несомненно, учитывались следователем при выборе форм обращения, при формулировании вопросов, особенно интимного характера. Следователем учитывалось и того, что сама ситуация допроса, актуализирующая в сознании потерпевшего обстоятельства совершенного преступления, в значительной мере обостряет его и без того сильные переживания.
Устранение противоречивости и неполноты показаний, вызванных ошибками восприятия, запоминания и актуализации воспринятого, требовало от следователя понимания процесса формирования показаний и действия мешающих факторов, а также использования тактических приемов для оказания допрашиваемому помощи в припоминании фактов, интересующих следствие.
Процесс формирования показаний потерпевшего состоит из восприятия, запоминания и воспроизведения на допросе обстоятельств расследуемого преступления. Восприятие представляет собой процесс отражения в человеческом сознании события преступления или его отдельных деталей на основе зрительных и слуховых, реже обонятельных, осязательных и вкусовых ощущений. Запоминание еще более сложный процесс образования в памяти свидетеля образов (представлений), связанных с воспринятыми фактами. Воспроизведение состоит в том, что свидетель на допросе, оживляя в своей памяти образы (представления), запечатлевшиеся в результате восприятия и запоминания, сообщает соответствующие сведения следователю.
Показания потерпевшего формируются под влиянием различных факторов. Их нельзя учесть заранее, однако из основных и наиболее часто встречающихся одни связаны с индивидуальными свойствами самого потерпевшего, другие с внешними условиями и обстоятельствами, в которых происходило восприятие, сохранение в памяти и воспроизведение.
Следователь учел:
Более полные и точные показания потерпевший дал на повторном допросе, поскольку снова и снова возвращался в мыслях к событию преступления, припоминая его отдельные детали. Поэтому после первого допроса потерпевшему было разъяснено, что если он вспомнит какие-либо обстоятельства, связанные с преступлением, то об этом следует немедленно сообщить следователю11.
Заключение
Понимание закономерностей психики человека позволяет эффективно организовать деятельность людей и взаимоотношений между ними.
Психологические познания необходимы юристу не только для решения отдельных частных юридических проблем.12.
В юридической психологии описывается психология обыска, аспекты выемки, допроса (потерпевшего, подозреваемого, обвиняемого, свидетеля, несовершеннолетнего), проверки показаний на месте, следственного эксперимента. В результате всех этих действий следователь должен учитывать психику людей, участвующих в данных ситуациях, для того чтобы качественно выполнять работу. Следователь своего рода психолог.
Контрольная работа состоит из двух глав.
В первой главе описывается
общее понятие психике
Вторая глава – это
Таким образом, задачи поставленные в контрольной работе решены, а значит цель достигнута.
Список использованной литературы:
1 Еникеев М. И. Основы общей и юридической психологии. – М., 2006. с. 4
2 Романов В. В. Юридическая психология: Учебник. – М.: Юристъ, 1998. – с. 8.
Информация о работе Психика человека (разбор ситуации из практики)