Психоаналитическая терапия. Теория личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2010 в 19:56, контрольная работа

Описание

Термин «психоанализ» имеет три значения:
. Теория личности и психопатологии
. Метод терапии личностных расстройств
. Метод изучения неосознанных мыслей и чувств индивидуума
Это соединение теории с терапией и оценкой личности связывает все
представления о поведении человека.

Содержание

1. ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ПСИХОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ.3
1.1. Психоанализ: основные концепции и принципы.…………………….…...3
1.2. Топографическая модель уровней сознания……..……………………..….3
1.3. Структура личности……………..………………………………………..….4
1.4.Движущие силы поведения………………………………………………......6
1.5.Развитие личности…………………………….……………………………...7
1.6.Тревога: природа и типы…………………………………………………......8
1.7.Защитные механизмы эго……………………………...……………………..8
2. ТЕОРИЯ ТИПОВ ЛИЧНОСТИ………………………………….………......11
3. ГУММАНИСТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ…………………………14
3.1.Физиологические потребности…………..…………………………………15
3.2.Потребности безопасности и защиты…………………………...………….16
3.3.Потребности принадлежности и любви…………………………..………..16
3.4. Потребности самоуважения………….…………………………………….16
3.5.Потребности самоактуализации………………………………………….…17
3.6.Оценка самоактуализации…………….…………………………………….17
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………20

Работа состоит из  1 файл

Контрольная работа по Интегральной психологии.doc

— 105.00 Кб (Скачать документ)

Федеральное агентство по образованию

САРАТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

     по  дисциплине

     «ИНТЕГРАЛЬНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ»

    на  тему: «Психоаналитическая  терапия. Теория личности ».

Студента 2 курса 243 группы  факультета философии и психологии

Багрий  Светланы Анатольевны

 
 
 

                       Проверил  преподаватель: ________________________________

                       Контрольная зарегистрирована в  деканате: «__» ____ 2009 года

                                                                 Подпись секретаря: _________________ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

САРАТОВ

2009

ПЛАН: 

1.  ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ПСИХОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ.3

1.1. Психоанализ: основные концепции и принципы.…………………….…...3

1.2. Топографическая  модель уровней сознания……..……………………..….3

1.3. Структура  личности……………..………………………………………..….4

1.4.Движущие силы  поведения………………………………………………......6

1.5.Развитие личности…………………………….……………………………...7

1.6.Тревога: природа  и типы…………………………………………………......8

1.7.Защитные механизмы эго……………………………...……………………..8 

2.  ТЕОРИЯ ТИПОВ ЛИЧНОСТИ………………………………….………......11 

3.  ГУММАНИСТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ…………………………14

3.1.Физиологические  потребности…………..…………………………………15

3.2.Потребности  безопасности и защиты…………………………...………….16

3.3.Потребности принадлежности и любви…………………………..………..16

3.4. Потребности  самоуважения………….…………………………………….16

3.5.Потребности  самоактуализации………………………………………….…17

3.6.Оценка самоактуализации…………….…………………………………….17 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………20 
 
 
 
 
 
 
 

1. ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ПСИХОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ. 

1.1. Психоанализ: основные концепции и принципы. 

Термин «психоанализ»  имеет три значения:

      . Теория личности и психопатологии

      . Метод терапии личностных расстройств

      . Метод изучения неосознанных мыслей и чувств индивидуума 

Это  соединение  теории  с  терапией  и  оценкой  личности   связывает   все

представления о поведении человека. 

1.2. Топографическая модель уровней сознания.

 

Согласно  этой модели в психической жизни можно выделить  три уровня:

сознание, предсознательное и бессознательное.

  

   Уровень   сознание  состоит  из  ощущений  и  переживаний,  которые   мы

осознаем в  данный момент времени.  Сознание  вмещает  в  себя  только  малый  процент всей информации, хранящейся в мозге, и быстро опускается  в  область предсознательного  и  бессознательного  по  мере  переключения  человека  на другие  сигналы.

    

 Область предсознательного,  область  «доступной  памяти»,  включает  в

себя опыт, не востребованный в данный момент, но который может вернуться в сознание спонтанно или с минимум усилий.

    

Самая глубокая  и  значимая  область  разума  –  бессознательное.  Оно

представляет  собой  хранилище  примитивных  инстинктивных  побуждений  плюс эмоции и воспоминания, которые в результате ряда причин  были  вытеснены из сознания. 

1.3. Структура личности.

 В начале 20-х годов  Фрейд  пересмотрел   свою  концептуальную  модель

психической жизни  и ввел в анатомию  личности  три  основных  структуры:  ид (оно), эго и суперэго. Это было названо структурной моделью  личности,  хотя  сам Фрейд был склонен считать их некими процессами, нежели структурами.

     

Рассмотрим поподробнее  все три структуры. 

 ИД.  «Деление  психики  на  сознательное  и  бессознательное  является

основной предпосылкой  психоанализа,  и  только  оно  дает  ему  возможность понять и приобщить науке часто наблюдающиеся и очень  важные  патологические процессы в душевной жизни» (З.Фрейд «Я и Оно»).

Фрейд  предавал  огромное  значение   этому   делению:   «здесь   начинается

психоаналитическая  теория».

    

 Слово «ИД»  происходит от латинского «ОНО»,  в  теории  Фрейда  означает

примитивные, инстинктивные  и врожденные аспекты  личности,  такие  как  сон, еда, дефекация, копуляция  и  наполняет  наше  поведение  энергией.  Являясь исходной  структурой   психики,   ид   выражает   первичный   принцип   всей человеческой жизни – немедленную разрядку психической энергии,  производимой первичными  биологическими  побуждениями,  сдерживание  которых  приводит к напряжению в личностном функционировании. Эта разрядка и  получила  название

принцип удовольствия.

      

Первичные процессы - нелогичная,  иррациональная  форма  человеческих

представлений.  Она  характеризуется  неспособностью  подавлять  импульсы  и    различать реальное и нереальное. 

    

 ЭГО (Лат. «ego» – «я»). Компонент психического аппарата, отвечающий за

принятие решений. Эго, является отделением от  ид,  черпает  от  него  часть

энергии,  для  преобразования  и   реализацию   потребностей   в   социально

приемлемом   контексте,   таким   образом   обеспечивая    безопасность    и

самосохранение  организма. 

 Эго в своих  проявления  руководствуется  принципом  реальности,  цель

которого –  сохранение целостности организма  путем  отсрочки  удовлетворения до  нахождения  возможности  его  разрядки  и/или   соответствующих  условий  внешней среды.

 

СУПЕРЭГО.«Я мог  бы сказать просто, что  особая  инстанция,  которую  я

начинаю различать  в Я,  является  совестью,  но  более  осторожным  было  бы считать эту инстанцию самостоятельной и предположить, что  совесть  является одной из ее функций, а самонаблюдение, необходимое как предпосылка  судебной деятельности совести, является другой ее  функцией.  А  так  как,  признавая самостоятельное существование какой-либо вещи, нужно дать  ей  имя,  я  буду отныне  называть  эту  инстанцию  в  Я   "Сверх-Я"»(Фрейд   З.   Лекции   по психоанализу. Л.№31)

     

Так представлял  Фрейд суперэго.

     

 Будучи   морально-этической   силой   личности,   суперэго   является

следствием продолжительной  зависимости от родителей. Далее  функцию  развития берет социум (школа, сверстники и т.д.). Можно также рассматривать  суперэго как индивидуальное отражение «коллективной совести» социума,  хотя  ценности общества бывают искажены восприятием ребенка.

     

Суперэго подразделяется на две подсистемы: совесть и эго-идеал.

Совесть  приобретается  посредством  родительских  наказаний.  Она  включает способность  к  критической  самооценке,  наличие   моральных   запретов   и возникновение чувства вины у ребенка. Поощрительный аспект супереэго –  эго- идеал. Он формируется из положительных оценок родителей и ведет  индивидуума к установлению у себя высоких стандартов.

Суперэго считается  полностью сформировавшимся, когда  родительский  контроль заменяется на  самоконтроль.  Суперэго  направляет  человека  к  абсолютному совершенству в мыслях, словах и поступках. 

1.4.Движущие силы поведения.

   

Этими силами  Фрейд  считал  инстинкты,  психические  образы  телесных

потребностей, выраженные  в виде  желаний.  Мотивация человека  полностью основана на энергии возбуждения, производимого  телесными  потребностями.  И хотя количество инстинктов неограниченно, Фрейд разделял две  группы:  Жизни и Смерти.

     

Первая группа, под общим названием Эрос, включает  в  себя  все  силы,

служащие  цели  поддержания  жизненно  важных  процессов  и   обеспечивающих размножение вида. Общеизвестно, что Фрейд считал сексуальный инстинкт  одним из ведущих; энергия этого инстинкта получила название  либидо,  или энергия либидо –термин, употребляемый для обозначения энергии  жизненных  инстинктов в целом.

   

 Вторая группа  – инстинкты Смерти или Тонатос  –  лежит  в  основе  всех

проявлений агрессивности, жестокости, убийств и самоубийств. Любой  инстинкт имеет четыре характеристики: источник, цель, объект и стимул.

     

Источник  –  состояние  организма  или  потребность,  вызывающая   это

состояние.

     

Цель инстинкта  всегда состоит в устранении или  редукции возбуждения.

    

 Объект –  означает любого человека, предмет в окружающей  среде  или  в

теле самого индивидуума, обеспечивающего цель инстинкта.

     

 Стимул  представляет  собой  количество  энергии,   необходимой   для

достижения цели, удовлетворения инстинкта. 

                   

1.5.Развитие личности.

 

Одна из предпосылок  психоаналитической  теории  состоит  в  том,  что

человек рождается  с определенным количеством либидо, которая затем  проходит в своем развитии несколько стадий,  именуемых  как  психосексуальные  стадии развития.  Психосексуальное  развитие   –   биологически   детерминированная последовательность, развертывающаяся в неизменном порядке  и  присущая  всем людям, независимо от культурного уровня.

      

Фрейдом  была  предложена  гипотеза  о  четырех  стадиях:   оральной,

анальной, фаллической  и  генитальной.  При  рассмотрении  этих  стадий  надо учитывать еще несколько факторов, введенных Фрейдом.

     

В случае фрустации  психосексуальные  потребности  ребенка  пресекаются

родителями   или   воспитателями,  поэтому    не    находят    оптимального

удовлетворения.   При сверхзаботливости ребенок  не  имеет  возможности  сам управлять своими внутренними функциями.

     

Важными понятиями  в психоаналитической  теории  являются  регрессия  и

фиксация.  Регрессия  -  возврат  в  наиболее  раннюю  стадию  и  проявление

ребяческого поведения,  характерного для этого  периода.  Регрессию  считают особым случаем фиксации – задержкой или остановкой развития на  определенной стадии. 

1.6.Тревога: природа и типы.

     

Пересмотрев  свою  первоначальную  концепцию  природы  тревоги,  Фрейд

постулировал: тревога  является функцией эго, и назначение ее состоит в  том,

Информация о работе Психоаналитическая терапия. Теория личности