Психоаналитическая терапия. Теория личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2010 в 19:56, контрольная работа

Описание

Термин «психоанализ» имеет три значения:
. Теория личности и психопатологии
. Метод терапии личностных расстройств
. Метод изучения неосознанных мыслей и чувств индивидуума
Это соединение теории с терапией и оценкой личности связывает все
представления о поведении человека.

Содержание

1. ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ПСИХОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ.3
1.1. Психоанализ: основные концепции и принципы.…………………….…...3
1.2. Топографическая модель уровней сознания……..……………………..….3
1.3. Структура личности……………..………………………………………..….4
1.4.Движущие силы поведения………………………………………………......6
1.5.Развитие личности…………………………….……………………………...7
1.6.Тревога: природа и типы…………………………………………………......8
1.7.Защитные механизмы эго……………………………...……………………..8
2. ТЕОРИЯ ТИПОВ ЛИЧНОСТИ………………………………….………......11
3. ГУММАНИСТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ…………………………14
3.1.Физиологические потребности…………..…………………………………15
3.2.Потребности безопасности и защиты…………………………...………….16
3.3.Потребности принадлежности и любви…………………………..………..16
3.4. Потребности самоуважения………….…………………………………….16
3.5.Потребности самоактуализации………………………………………….…17
3.6.Оценка самоактуализации…………….…………………………………….17
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………20

Работа состоит из  1 файл

Контрольная работа по Интегральной психологии.doc

— 105.00 Кб (Скачать документ)

чтобы  предупреждать  человека  о  надвигающейся  угрозе,  дает  возможность личности в угрожающих ситуациях реагировать адаптивно.

    

 Психоаналитическая  теория выделяет  три типа тревоги  в зависимости  от

того, откуда исходит  угроза.

   

  Реалистическая  тревога. Эмоциональный ответ  на угрозу и/или  понимание

реальных опасностей внешнего мира называется  реалистической  тревогой.  Она выполняет  функцию  самосохранения.  Невротическая  тревога.   Эмоциональный ответ на опасность того, что неприемлемые  импульсы  со  стороны  ид  станут осознанными.    Моральная   тревога.   Возникновение    моральной    тревоги объясняется ответом на угрозу наказания эго со стороны суперэго. 
 
 

1.7.Защитные механизмы эго.

 

Основная функция  тревоги – помогать избегать неприемлемых выявлений  у

себя инстинктивных  импульсов  и  поощрять  удовлетворение  их  в  надлежащей форме и в подходящее время. Защитные механизмы помогают  осуществлению  этой функции. По мнению Фрейда, эго реагирует  на  угрозу  прорыва  импульсов  ид  двумя способами:

     1. Блокированием выражения импульсов  в сознательном поведении

     2.  Искажением  их  до  такой степени,  что начальная интенсивность

        снизилась или отклонилась в  сторону.

Рассмотрим некоторые  основные защитные стратегии.

    

 Вытеснение  или «мотивированное забывание»  представляет  собой  процесс

удаления из сознания мыслей  или чувств,  причиняющих страдания.  Проекция представляет собой  процесс,  посредством  которого  индивидуум  приписывает собственные неприемлемые мысли чувства и поведение другим людям.  Замещение,

в   данном   защитном   механизме   проявление    инстинктивного    импульса

переадресовывается  от  более  угрожающего  объекта  к  менее   угрожающему.

Рационализация  -  другой  способ  справиться  с  фрустацией  и  тревогой  –

исказить реальность. Рационализация имеет отношение  к  ложной  аргументации, благодаря которой иррациональное  поведение  представляется  таким  образом, что  выглядит  вполне  разумным.  Реактивное  образование  -  этот  механизм действует  в  два  этапа:  неприемлемый  импульс  подавляется;  в   сознании

проявляется совсем противоположенный. Для  регрессии  характерен  возврат  к ребяческим, детским моделям поведения. Это способ  смягчения  тревоги  путем возврата  к   раннему  периоду  жизни,  более   безопасному   и   приятному.

Сублимация -  механизм защиты, дает возможность  человеку в  целях  адаптации изменить  свои  импульсы  таким  образом,  что  их   можно   было   выражать посредством социально приемлемых мыслей и  действий.  Отрицание  включается, как защитный механизм, когда человек отказывается  признать,  что  произошло неприятное событие.    Итак, мы рассмотрели механизмы защиты  психики  перед лицом внешней и внутренней угрозы. Из вышесказанного  видно,  что  все  они, кроме  сублимации,  в  процессе   использования   искажают   картины   наших потребностей, в результате наше эго теряет энергию и гибкость. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. ТЕОРИЯ ТИПОВ ЛИЧНОСТИ. 

В основе диспозиционального направления психологии личности лежат  две

общие идеи. Первая заключается в том,  что  люди  обладают  широким  набором предрасположенностей реагировать определённым образом в различных  ситуациях (то  есть  черт  личности).  То   есть   люди   демонстрируют   определённое постоянство в поступках, мыслях и эмоциях. Вторая основная  идея  связана  с тем обстоятельством, что нет двух людей, в точности похожих друг на друга. 

2.1.  Личность,  по  Олпорту,  есть   динамическая   организация   тех

психофизических систем в индивиде, которые определяют характерные  для  него поведение и мышление, детерминируют его уникальное приспособление к среде. 

 С точки зрения теории Олпорта, можно  определить  черту  личности  как

предрасположенность  вести  себя  сходным  образом   в   широком   диапазоне ситуаций. 

 Олпорт различал индивидуальные и  общие  черты.  При  этом  собственно

чертой  Олпорт  называл  лишь  общие черты,  а индивидуальные   –   личной диспозицией или морфогенной чертой. Реальное  различие  между  ними  в  том, личные диспозиции,  в  отличии  от  черты,  определяются  как  принадлежащие индивиду. Используя понятие об общих чертах, можно, по Олпорту,  осуществить сравнительное  изучение  одной  и  той  же  черты,  выраженной  у  различных индивидов или групп индивидов.  Олпорт  считал,  что  хотя  черты  и  личные  диспозиции реально существуют в человеке, они непосредственно не  наблюдаемы и должны быть выведены из поведения. 

Олпорт предположил, что есть некий  принцип,  организующий  установки,

мотивы, оценки и склонности  в  единое  целое.  Для  этого  он  ввёл  термин

“проприум”. Проприум – позитивное, творческое, стремящееся  к росту  свойство человеческой природы, оно охватывает все  аспекты  личности,  способствующие формированию чувства внутреннего единства.  Олпорт  выделил  семь  различных аспектов, участвующих в развитии проприума: ощущение своего  тела;  ощущение самоидентичности; чувство  самоуважения;  расширение  самости;  образ  себя; рациональное управление самим собой; наконец, проприативное стремление. 

Олпорт никогда  не практиковал  в  психотерапии  и  поэтому  отказывался

верить в  то,  что  зрелые  и  незрелые  люди  имеют  много  общего.  Олпорт

длительное  время  работал  над  созданием  адекватного   описания   “зрелой

личности”,   заключив,   в   итоге   что   психологически   зрелый   человек

руководствуется шестью чертами: 

1) зрелый человек  имеет широкие границы “Я”; 

2) зрелый человек  способен к тёплым, сердечным  социальным отношениям; 

3)  зрелый   человек   демонстрирует   эмоциональную   неозабоченность   и

    самоприятие; 

4)  зрелый  человек  демонстрирует   реалистичное   восприятие,   опыт   и

    притязания; 

5) зрелый человек   демонстрирует  способность   к  самопознанию  и  чувство

    юмора; 

6) зрелый человек  обладает цельной жизненной философией. 
 

  2.2. Следующий представитель диспозиционального направления – Рэймонд Кеттел. Подход Кеттела основан на использовании точных эмпирических  методов исследования. Согласно  Кеттелу,  личность  –  это  то,  что  позволяет  нам предсказать поведение человека в данной  ситуации.  Р. Кеттел  рассматривает личность как сложную и дифференцированную структуру черт, где  мотивация  по преимуществу зависит от субсистемы так называемых динамических  черт.  Черта – наиболее важное  у  Кеттела  понятие.  Центральным  для  Кеттела  является различение  между  поверхностными  и  исходными  чертами.   Кеттел   считает  исходные черты более важными, чем поверхностные.  Динамические  черты  можно

разделить на три  группы: аттитьюд, эрг и чувство. 

  2.3. В завершение  темы  рассмотрю подход  ещё одного  представителя

диспозиционального  направления  –  Ганса  Айзенка. Теория  типов личности Айзенка  основывается  на  факторном  анализе.  Его   иерархическая   модель структуры личности  включает  типы,  черты  личности,  привычные  реакции  и специфические реакции. Типы представляют собой множества,  в  которых  между двумя экстремальными точками располагаются характеристики индивидов.  Айзенк подчёркивает, что большинство людей не подпадает под крайние  категории.  По

Айзенку, в основе структуры личности лежат два  главных  типа  (суперчерты):

интроверсия –  экстраверсия и стабильность  –  нейротизм.  Рассмотрены  явные особенности поведения, являющимися результатом комбинаций этих  двух  типов.

Также рассматривается  третья суперчерта: психотизм –  сила суперэго При  этом Айзенк придаёт большое значение генетическому фактору. Им  было  разработано несколько вопросников для оценки трёх основных суперчерт. 

3.  ГУММАНИСТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ. 

Гуманистическая  психология  представляет  собой  альтернативу   двум

наиболее важным течениям в психологии - психоанализу и бихевиоризму.  Своими корнями  она  уходит  в  экзистенциальную   философию,   которая   отвергает положение,   что   человек   является    продуктом    либо    наследственных (генетических) факторов , либо влияния окружающей  среды (особенно  раннего влияния), экзистенциалисты подчеркивают идею  о том,  что в конце концов каждый из нас ответственен за то, кто мы и чем становимся.

         

 Следовательно,  гуманистическая психология  в   качестве  основной

модели принимает  ответственного человека,  свободно делающего выбор среди предоставляемых возможностей. Основная концепция этого   направления  -  это концепция  становления.  Человек  никогда  на  бывает  статичен,  он  всегда находится в процессе становления.

     

Другой  взгляд  можно  охарактеризовать  как  феноменологический   или

«здесь и сейчас». В основе этого направления лежит  реальность  субъективная, или личная, но не объективная, т.е.  подчеркивается  значение  субъективного опыта как основного феномена в изучении и понимании человека.  Теоретические построения  и  внешнее  поведение  являются  вторичными   по   отношению   к непосредственному опыту  и  его  уникальному  значению  для  того,  кто  его переживает.

     

Основное место  в его концепции занимает  вопрос  о  мотивации.  Маслоу

говорил, что люди мотивированы для поиска личных  целей,  и  это  делает  их жизнь значительной  и  осмысленной.  Он  описывал  человека,  как  «желающее существо», который редко достигает состояния полного удовлетворения.  Полное отсутствие желаний и потребностей, если  оно  существует,  в  лучшем  случае недолговечно. Если  одна  потребность  удовлетворена,  другая  всплывает  на поверхность и направляет внимание и усилие человека.

     

Маслоу предположил, что все потребности врожденные.

     

Он  сделал  предположение,  что средний человек удовлетворяет свои

потребности примерно так:

  • физиологические - 85%,
  • безопасность и защита - 70%,
  • любовь и принадлежность - 50%,
  • самоуважение - 40%,
  • самоактуализация - 10%.

     

Если потребности  более  низкого  уровня  перестанут  удовлетворяться,

человек вернется на данный уровень и останется  там, пока эти потребности  не будут в достаточной мере удовлетворены.

     

Теперь рассмотрим иерархию потребностей по Маслоу более  подробно: 

3.1.Физиологические потребности. 

 Физиологические  потребности  непосредственно   касаются  биологического

выживания человека и  должны  быть  удовлетворены  на  каком-то  минимальном уровне  прежде,  чем  любые  потребности  более   высокого   уровня   станут актуальными, т.е. человек, которому не удается удовлетворить эти основные потребности,  достаточно  долго  не  будет  заинтересован  в   потребностях, занимающих высшие уровни иерархии, поскольку  она  очень  быстро  становится настолько доминирующей, что все другие потребности исчезают или отходят на задний план.

3.2.Потребности безопасности и защиты.

      

Сюда  включены  следующие  потребности:  потребности  в  организации,

стабильности, в  законе и порядке, в предсказуемости  событий и в  свободе  от таких угрожающих  сил,  как болезнь,  страх и хаос.  Таким образом,  эти потребности отражают заинтересованность в долговременном выживании. 

Информация о работе Психоаналитическая терапия. Теория личности