Психоаналитический подход

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 22:30, реферат

Описание

Психологическое познание столь же древне, как сам человек . Он не мог бы существовать, не ориентируясь в мотивах поведения и свойствах характера своих ближних.
В последнее время растет интерес к вопросам человеческого поведения и поискам смысла человеческого существования. Руководители изучают как работать с подчиненными, родители посещают курсы по воспитанию детей, супруги учатся общаться друг с другом и “грамотно ссориться“, преподаватели изучают как помочь справиться с эмоциональным волнением и чувством растерянности своим студентам и учащимся других учебных заведений.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.....................................................................
ГЛАВА 1. Психологическая теория З.Фрейда.
1.1. Структура личности................................................
1.2. Защитные механизмы личности............................

ГЛАВА 2. Аналитическая психология К.Г.Юнга.
2.1. Архетип коллективного бессознательного..............
2.2. Психологические типы личности.............................

ВЫВОД................................................................................

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ................

Работа состоит из  1 файл

Психология.doc

— 124.00 Кб (Скачать документ)

     Происходящее  в этом случае превращение  объект - либидо в нарцистическом либидо, очевидно, влечет за собой отказ от сексуальных  целей, а стало быть, своего рода сублимацию.  Более того, тут возникает вопрос, заслуживающий внимательного рассмотрения, а именно, не есть ли это обычный путь к сублимации, не происходит ли всякая сублимация посредством вмешательства.  “Я“ , которое сперва превращает сексуальный объект - либидо в нарцистическом либидо, с тем, чтобы в дальнейшем поставить, может быть, ему совсем новую, иную цель? 

     Представленная  выше структура личности предоставляет нам прекрасную возможность более детального изучения поведения этой личности.  Работая с любым коллективом, в том числе и с воинским, мы непременно сталкиваемся с отдельными его членами, каждый из которых отдельная, непохожая  на другую личность. 

     Такие,  выделенные Фрейдом понятия, как   сознательное и бессознательное   помогают нам воздействовать  на поведение  личности.  При  умелом использовании  знаний  о бессознательном можно  выявить,  а впоследствии и воздействовать на личность с девиантным поведением.  Это является одной из важнейших  задач в деятельности офицера - воспитателя  воинского коллектива. 

1.2.  Защитные  механизмы  личности. 

     Стремясь  избавиться от неприятных эмоциональных   состояний человек с помощью  “Я“ вырабатывает у себя так  называемые защитные механизмы. 

     1)Отрицание.  Когда реальная действительность  для человека весьма неприятна,  он “закрывает на нее глаза”, прибегает к отрицанию ее существования,  или старается снизить серьезность  возникающей для его “Сверх-Я” угрозы.  Одна из наиболее распространенных форм такого поведения неприятие, отрицание, критики в свой адрес со стороны других людей, утверждение, что то, что критикуется, на самом деле не существует.  В некоторых случаях такое отрицание играет определенную психологическую роль, например, когда человек действительно серьезно болен, но не принимает, отрицает этот факт: Тем самым, он находит в себе силы продолжать бороться за жизнь.  Однако чаще всего отрицание мешает людям жить и работать, поскольку не признавая критики в свой адрес, они не стремятся избавиться от имеющихся недостатков, подвергающихся справедливой критике. 

     2)Подавление.  В отличие от отрицания. которое  большей частью относится к  информации, поступающей извне, подавление относится к блокированию со стороны “Я” внутренних импульсов и угроз, идущих от “Сверх-Я”.  В этом случае неприятные признания самому себе и соответствующие переживания как бы вытесняются из сферы сознания, не влияют на реальное поведение.  Чаще всего подавляются те мысли и желания, которые противоречат принятым самим себе человеком моральным ценностям и нормам.  Известные случаи внешне необъяснимого забывания, не сопровождающиеся выраженными психическими расстройствами, являются примерами активной работы бессознательного механизма подавления.

    3)Рационализация.  Этот способ разумного оправдания  любых поступков и действий, противоречащих  нравственным нормам и вызывающих  беспокойство.  Обращение к рационализации  характерно тем, что оправдание  поступка находится обычно уже после того, как он совершен.  Наиболее типичные приемы рационализации следующие: 

     а)оправдание  своей неспособности что-либо  сделать; 

     б)оправдание  совершенно нежелательного действия, объективно сложившимися обстоятельствами. 

     4)  Формирование реакции.  Иногда  люди могут скрывать от самих  себя мотив собственного поведения  за счет его подавления через  особо выраженный и сознательно  поддерживаемый мотив противоположного  типа.  К примеру, бессознательная  неприязнь к военнослужащему может выражаться в нарочитом внимании к нему.  Такая тенденция и получила название “формирование реакции”. 

     5)Проекция.  Все люди имеют нежелательные  свойства и черты личности, которые  они неохотно признают, а чаще  совсем не признают.  Механизм проекции проявляет свое действие в том, что собственные отрицательные качества человек бессознательно приписывает другому лицу, причем, как правило, в преувеличенном виде. 

     6)Интеллектуализация.  Это своеобразная попытка уйти  из эмоционально угрожающей ситуации путем не как бы отстраненного обсуждения в абстрактных, интеллектуализированных терминах. 

     7)Замещение.  Оно выражается в частичном,  косвенном удовлетворении неприемлемого  мотива каким-либо нравственно  допустимым способом. 

     Если  эти и другие защитные механизмы не сбрасывают, то неудовлетворенные импульсы, исходящие из “Оно”, дают о себе знать в закодированной, символической форме, например, в сновидении, описках, обмолвках, шутках, странностях поведения человека, вплоть до появления патологических отклонений. 

     Теория  личности З.Фрейда и концепция  неофрейдистов  неоднократно  подверглись критике  и в  нашей и в зарубежной литературе.  Эта критика касалась крайней  биологизации человека, отождествления  мотивов его социального поведения  с биологическими потребностями  животных и принижения роли сознания в управлении его действиями. 

     Но  несомненно изложенная выше информация  о защитных механизмах личности  представляет огромный интерес  для нас.  Например взять такой  момент, как адаптация  личности к воинской среде и вытекающей от сюда вопрос о формировании воинского  коллектива.  Ведь непременно на этих этапах определенная часть коллектива будет “ставить” свои защитные механизмы.  У одних они будут  слабо выражаться, но будут и ярко выраженные случаи отрицания, подавления или например рационализации.  Именно в этот момент особо важную роль для офицера-воспитателя играет умение проследить за тем, чтоб эти  защитные механизмы не обратились негативной направленностью, как по отношению  к самой личности, так и по отношению  к окружающим.

  

ГЛАВА 2.  АНАЛИТИЧЕСКАЯ  ПСИХОЛОГИЯ К.Г.ЮНГА

  

2.1.  Архетип  коллективного  бессознательного.  

     Как  известно, глубинная психология  есть общее название для обозначения   психологических явлений, выдвигающих   среди прочего идею о независимости   психики от сознания и стремления  обосновать фактическое существование  этой независимой от сознания психики  и выявить ее содержание.  Условно  глубинную психологию разделяют  на классическую и современную. 

     Классическая  глубинная психология представлена  уже выше описанной концепцией  Зигмунда Фрейда, а так же концепциями Альфреда и Карла Юнга - соответственно психоанализом, индивидуальной психологией и аналитической  психологией. 

     Аналитическая  психология - одна из школ глубинной   психологии, базирующаяся на понятиях  и открытиях человеческой психики, сделанных швейцарским психологом Карлом Густавом Юнгом. 

     Исследовательская  карьера Юнга началась в клинике   для душевнобольных в Буфгхельцле,  неподалеку от Цюриха, в то  время  Юнг находился под  сильным  влиянием Пьера Жане  и Зигмунда Фрейда.  Изучение в тот период шизофрении как раз привело Юнга к созданию иного, чем у Фрейда, более широкого взгляда на природу психической  энергии.  Фрейд полагал, что шизофрения на ряду с другими психическими расстройствами развивалась из-за подавления сексуальности  и перемещения эротического интереса с объектов внешнего мира во внутренний мир больного. 

     Юнг  же считал, что контакт с внешним   миром поддерживаемая и иными   способами, помимо сексуального, а потерю контакта с реальностью,  характерную  для шизофрении, нельзя связывать  лишь с сексуальным перемещением.  Так что принципиальной линией размежевания З.Фрейда и К.Юнга является толкование “либидо”, или психической энергии. 

     Теория  либидо Юнга тесно связанна  с такими понятиями, как прогрессия и регрессия, а так же законом противоположностей (Прогрессия - движение вперед, регрессия - возвращение в прежнее состояние, к более ранней стадии развития). 

     Юнг  определяет прогрессию как ежедневный  успех процесса психологической   адаптации.  Соответственно адаптация  осуществляется в два этапа: 

     1)Получение   установки; 

     2)Завершение  адаптации средствами установки. 

     В  процессе регрессии несовместимые   и отвергнутые пережитки повседневной  жизни, всякого рода предосудительные  животные проявления выходят на поверхность.  Регрессия - вовсе не обязательный ретроградный шаг в жизни субъекта, а скорее необходимая фаза его дальнейшего  развития. 

     Юнг  предложил достаточно обширную  и  впечатляющую систему взглядов  на природу  человеческой психики.  Его труды  включают глубоко разработанную  теорию структуры и динамики психическо-сознательного  и бессознательного, обстоятельную  теорию психических типов и, что  еще важнее, детальное описание универсальных  и психических образов, берущих  свое начало в глубинных пластах  бессознательной психики.  Юнг  называл эти изначальные образы архетипами коллективного бессознательного. 

     Понятие  архетипов коллективного бессознательного  придает аналитической психологии  дополнительное измерение по  сравнению  с другими школами психологии и психотерапии, связывая ее учение со всей историей эволюции человеческой психики во всех ее культурных проявлениях.  Аналитическую психологию следует  отличать от физиологической экспериментальной  психологии, стремящихся свести целостные  психические явления к их составным  элементам, равно как и от поведенческой  психологии, интерес которой сосредоточен на поведении субъекта как совокупности реакций организма на стимулы  внешней Среды.  Задача аналитической  психологии - раскрыть психический  мир человека как естественное целое  явление, не ограничивается лишь терапией неврозов или изучением его интеллекта или патологических особенностей.  Вместе с тем, как неоднократно подчеркивал  сам Юнг, аналитическая психология есть практическая дисциплина в том  смысле, что наряду с познанием  целостной природы психики она  оказывается и техникой психического развития, применимой к обычным людям, является вспомогательным средством  в области медицинской и педагогической, религиозной и культурной деятельности. 

     Юнг  разработал свою психотерапевтическую  теорию, метод и технику.  Центральным   понятием его психотерапии является  “индивидуация”.  Оно используется  Юнгом в несколько ином значении, нежели в средневековой теологии.  Речь идет о движении от фрагментарности к целостности души, о переходе от “Я“, центра сознания, к “Самости” как центру всей психической системы.  Такое движение начинается, как правило, во второй половине жизни.

 

 

  

2.2.  Психологические   типы личности.  

     Юнг  считал исследование психики  наукой будущего.  Для него  актуальная проблема человечества  заключалась не столько  в  угрозе перенаселения или атомной   катастрофе, сколько в опасности   психической эпидемии.  Таким   образом, в судьбе человечества  решающим фактором оказывается сам человек, его психика.  Для Юнга этот “решающий  фактор” сфокусирован в бессознательной  психике, являющейся реальной угрозой; “мир висит на тонкой нити и эта  нить - психика человека”. 

     Идея  психической энергии, саморегуляции, компенсации тесно связана в  аналитической психологии с классификацией “психологических типов”.  Различаются  несколько таких типов.  Они  относятся к врожденной разнице  в темпераменте, интегральном сочетании  устойчивых психодинамических свойств, проявляющихся в деятельности, которые заставляют индивидов воспринимать и реагировать специфическим образом.  Прежде всего следует различать два устойчивых типа: экстраверт и интроверт. 

     Экстраверт  характеризуется врожденной тенденцией  направлять свою психическую энергию, или либидо, вовне, связывая носителя энергии с внешним миром.  Данный тип естественно и спонтанно  проявляет интерес и уделяет  внимание объекту - другим людям, предметам, внешним манерам и благоустройству.  Экстраверт ощущает себя наилучшим  образом - что называется “в своей  тарелке”, - когда имеет дело с  внешней средой, взаимодействует  с другими людьми.  И делается беспокойным и даже больным, оказываясь в одиночестве, монотонной однообразной среде.  Поддерживая слабую связь с субъективным внутренним миром, экстраверт будет остерегаться встречи с ним, будет стремиться недооценить, умалить и даже опорочить любые субъективные запросы как эгоистические. 

     Интроверт  же характеризуется тенденцией  своего либидо устремляться вовнутрь, непременно связывая психическую энергию со своим внутренним миром мысли, фантазии или чувства.  Такой тип уделяет  значительный интерес и внимание субъекту, а именно его внутренним реакциям и образам.  Наиболее успешно  интроверт взаимодействует сам  с собой и в то время, когда  он освобожден от обязанности приспосабливаться  к внешним обстоятельствам.  Интроверт  свою собственную компанию, свой “тесный  мирок” и немедленно замыкается в  больших группах. 

Информация о работе Психоаналитический подход