Психоаналитическое направление Зигмунда Фрейда, Карла Юнга, Альфреда Адлера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 18:18, доклад

Описание

В данной работе излагаются биографии трех личностей.

Содержание

1.Краткая биография З.Фрейда. Его «Теория личности»…………………………………....1
2.Краткая биография К.Юнга, его учение………………………………………………….....8
3.Краткая биография А.Адлера.Его идеи в области «Теории личности»………………….11
4.Заключение…………………………………………………………………………………...13
5.Список литературы…………………………………………………………………………..14

Работа состоит из  1 файл

доклад по психологии.docx

— 39.38 Кб (Скачать документ)

 

Содержание:

1.Краткая биография З.Фрейда. Его «Теория личности»…………………………………....1

2.Краткая биография К.Юнга, его учение………………………………………………….....8

3.Краткая биография А.Адлера.Его  идеи в области «Теории личности»………………….11

4.Заключение…………………………………………………………………………………...13

5.Список литературы…………………………………………………………………………..14

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

 «МАГНИТОГОРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. Г.  И. НОСОВА»

 

Факультет      Экономики и права

Кафедра       Экономики и маркетинга

Специальность    080111 «Маркетинг»

 

 

 

 

Доклад на тему:

«Психоаналитическое направление (З.Фрейд,К.Юнг,А.Адлер»

 

 

 

 

     Студентки  : Попелушко В,

гр.ФГМ 08-2

 

 

 

 

 

 

Магнитогорск 2012

 

1. Зигмунд Фрейд (1856 - 1939) родился в австрийском городке Фрайберге в большой семье торговца шерстью. Несколько позднее семья переехала в Вену, где З.Фрейд прожил почти всю жизнь до 1938 года. Хотя семья была в трудном финансовом положении З.Фрейд, старший из семи детей, сумел получить классическое образование, знал языки, много читал, в том числе Канта, Гегеля, Шопенауэра, Ницше. С детства, по признанию самого Фрейда, его увлекали честолюбивые стремления (быть генералом, министром), но в связи с антисемитизмом в тот период З.Фрейд как еврей имел возможность делать карьеру только в медицине и юриспруденции.

В 1873 г. З. Фрейд поступил в венский университет на медицинский  факультет. В 1881 г. после получения  медицинской степени, работал в  Институте мозга, но вскоре занялся  невропатологической практикой. В 1885г. прошел стажировку у крупного французского невропатолога Ж. Шарко в Париже, который изучал истерию и использовал  гипноз, как метод ее лечения. Лекции и практика Шарко оказали серьезное  влияние на формирование З.Фрейда как  психолога (хотя позднее он отрицал  возможность применения гипноза  в качестве терапевтического метода). В 1886 году З.Фрейд женился на Марте  Бернайс, с которой прожил всю  жизнь. В большой семье З.Фрейда были три сына и три дочери, младшая  из которых Анна продолжила впоследствии дело отца, и стала крупным детским  психоаналитиком. В 80-х гг. З.Фрейд  вместе с известным венским врачом И. Брейером изучал истерию. И.Брейер, в  частности, для лечения этой болезни  использовал метод свободных  рассказов больных о своих  симптомах. Это явилось позднее  одной из отправных идей в формировании психоанализа. В.1895 году И.Брейер и З.Фрейд  в совместной работе «Исследование  истерии» доказывали, что причиной истерии являются подавленные воспоминания о прошлых травматических событиях. Уже в этот период З.Фрейд стал подчеркивать особую роль сексуальности  в возникновении истерии, что  способствовало разрыву отношений  с И.Брейером, не разделявшего убеждения  З.Фрейда. Эти позиции З.Фрейда послужили  также основанием для исключения его из венского медицинского общества в 1896 году. В этом же году умер и отец З.Фрейда. З.Фрейд оказался в научном  одиночестве, во время которого он ежедневно  занимался самоанализом, исследованием  своих сновидений. Этот личный опыт лег в основу, первого крупнейшего  труда З.Фрейда «Толкование сновидений» (1900г.), который принес ему известность. В 1902 году было основано общество «Психологические среды» (переименованное позднее  в Венское психоаналитическое общество – 1908г.), в которое входили последователи  З.Фрейда, в том числе, К.Юнг, А.Адлер, О.Ранк, впоследствии создавшие свои научные психоаналитические школы.

В 1909 г.З.Фрейд был приглашен  в США, где прочел лекцию по психоанализу, что принесло международное признание  психоаналитическому движению. В  годы первой мировой войны З.Фрейд  работал в госпитале, что расширило  его взгляды на психопатологические  процессы. Сама война, смерть дочери в 1920 году, страх за сыновей, находившихся на фронте, а затем усиление антисемитизма, особенно после прихода к власти нацистов оказали большое воздействие  на воззрение З .Фрейда о природе  человека. В частности, после войны  З.Фрейд разрабатывает учение об универсальном человеческой инстинкте  – стремление к смерти. После  вступления нацистов в Вену в1938 году З.Фрейд эмигрировал в Англию, где умер через год от рака горла, которым страдал с 1923 года.

Наиболее крупные работы З.Фрейда: «Психопатология обыденной  жизни» (1901); «Лекции по введению в  психоанализ» (1920); «По ту сторону  принципа удовольствия» (1920); «Я и Оно» (1923); «Новые лекции по введению в психоанализ» (1933).

Основные идеи.

Прежде чем обратиться к анализу персонологического учения З.Фрейда, отметим общие философские  воззрения основателя психоанализа.

В онтологии, в понимании  мира и природы З.Фрейд стоял  на твердых позициях детерминизма и  естественно научного материализма, который однако носил     выраженный биологизированный и иррационалистический характер. З.Фрейд признавал объективность мира природы, в основе которой находятся материя и энергия, тесно связанные друг с другом. Энергия, как мера движения, придает динамичность материи, природе. По З.Фрейду, в живой природе, возникшей из неживой, действуют два рода сил:

Эрос (сексуальное влечение в природе человека - либидо), под  которым З.Фрейд понимал стремление к половому размножению, а в широком  смысле тенденцию к сохранению жизни, к ее обновлению, «влечение к жизни», то есть тенденцию к созиданию.

Танатос (влечение к смерти) – то есть в общеонтологическом смысле тенденцию к деструкции, разрушению. Данные тенденции вполне реальны  и согласуются с современными представлениями об энтропийных  и негэнтропийных процессах в  природе.

З.Фрейд пишет по этому  поводу: «Если мы примем, как не допускающий  исключения факт, что все живущее  вследствии внутренних причин умирает, возвращается к неорганическому, то мы можем сказать: целью всякой жизни  является смерть, и обратно – неживое было раньше живущего».

В вопросах гносеологии З.Фрейд  занимает четкие материалистические позиции. Он убежден в познаваемости мира, отмечает диалектику абсолютного и  относительного в процессе постижения научной истины.

Согласно теории Фрейда, структура личности складывается из трех основных начал: «Оно» - глубинный  слой бессознательного влечения, сущностное ядро личности, вокруг которого наслаиваются другие элементы. «Оно» руководствуется  только «принципом удовольствия». «Я»  олицетворяет то, что можно назвать  разумом и рассудительностью  в противоположность «Оно», содержащим страсти.

«Я» является своеобразным посредником между «Оно» и  внешним миром, включая природное  и социальное окружение и руководствуется  «принципом реальности», который предполагает переключение асоциальных импульсов  в русло социально приемлемого  поведения. «Сверх - Я» - сфера долженствования, совесть, моральная цензура, которая  возникает как посредник между  «Оно» и «Я». Из данной интерпретации  личности вытекает и представление  о природе человека: большую часть  в человеческой психике занимает и играет определяющую роль в поведении  бессознательное. Следовательно, в  данной структуре не сознание управляет  бессознательными порывами, а последние  властвуют над человеком. «Я»  находится как бы в зависимости  от бессознательного «Оно» и от социального  «Сверх - Я», которое, властвует над  ним в образах совести и  бессознательного чувства вины. Таким образом, фрейдистское «Я» находится в конфликтной ситуации с внешним миром, «Оно» и «Сверх - Я», что приводит к драматизации человеческого существования. Психоаналитическая доктрина З.Фрейда может быть понята как попытка решения загадки человеческого «Я». Подобное истолкование психоанализа Фрейда основывается на том, что он стремился найти движущие силы личности и «универсальные механизмы», обусловившие ее поведение в норме и патологии.

С развитием все более  усложняющихся отношений человека все больше приходится подавлять  заложенные в нем животные инстинкты. По Фрейду, подавленные страсти не исчезают полностью – они преобразуются  в различные виды деятельности. Познание (из страсти к подглядыванию), агрессивность (стремление властвовать) и любая  другая деятельность у фрейдистов связаны  с неудовлетворенностью полового чувства. Заболевание (невроз), по Фрейду, возникает  от конфликта между инстинктом и  интеллектом, между человеком и  обществом. Стоит раскрепостить  инстинкты – болезнь исчезает. По Фрейду, в основе поведения человека лежат «разрушительные, антисоциальные, антиинтеллектуальные тенденции и  эти стремления у значительного  количества лиц настолько сильны, что определяют их поведение в  общежитии. Этот психологический факт имеет решающее значение для суждения о человеческой культуре». Он рассматривал психоанализ как универсальную  теорию, способную объяснить не только поведение отдельной личности, но и все общественные явления. Фрейд  считал, что все действия и мысли  человека, в конечном счете, преследуют сексуальную цель, что люди обращаются к общественной деятельности только потому, что они не могут полностью  удовлетворять свое половое влечение, ибо общество подавляет эти естественные стремления человека. В основе деятельности и поведения человека, согласно Фрейду, лежат стихийные сексуальные  влечения. Эти влечения – важнейший  элемент его сущности, его природы. Выясняя сущность «социального», он приходит к выводу, что оно состоит  вовсе не в «благах общества», не в средствах к их добыванию, не в институтах их распределения, а  в принуждении общества направленном против естественных, природных желаний  людей. Это принуждение сосредоточено, главным образом, в принудительном характере труда, в принудительном отказе индивида от удовлетворения биологических влечений.

Социальные формы отчуждения выступают у З.Фрейда как невротическая  реакция на подавление инстинктов. Он пишет: «Для большинства людей  существует граница, за пределами которой  их конституция не может следовать  требованиям культуры… Все те, которые хотят быть лучше, чем  им позволяет их конституция, подвержены неврозам». Невроз индивида и, более  того, невроз всего общества рассматривается  З.Фрейдом в качестве своеобразной формы социально – биологического кризиса. Даже работоспособность З.Фрейд  интерпретирует в русле своей  концепции, ибо по его мысли, работоспособность  отражает определенную меру борьбы человека за его существование. Поскольку  эта борьба усиливается, невротические  реакции человека, в ответ на повышение  требований к его работоспособности  все более обостряются. Труд, по мнению З.Фрейда, есть сублимированная форма  «несексуального» проявления сексуальной энергии.

Социальное в психоаналитическом понимании, выполняет роль лишь внешней  сдерживающей функции по отношению  к естественным биологическим влечениям  и всегда остается чуждым, враждебным для личности.

У З.Фрейда человек рассматривается, как часть природы, но, с другой стороны, в его работах, явно проступает и то, что человек – часть  «культурного» образования, член общества, цивилизации, где действуют иные закономерности, чем в природе  и которые управляют «цивилизованной» частью человека.

Одним из важных моментов теории Фрейда является признание им эгоизма  сущностью человеческой природы  и главным принципом человеческих отношений.

Эгоистический характер человека проявляется в стремлении к удовольствию, что же касается «принципа реальности», который побуждает человека отказываться от целого ряда своих желаний, считаться  с требованиями, интересами других людей, заниматься общественной деятельностью, то Фрейд не видит в этом отрицания  эгоизма, поскольку эти общественные побуждения вызваны стремлением, по его мнению, самосохранения, то есть тем же эгоистическим интересом  «… Сами социальные влечения развились  в особые комплексы благодаря  слиянию эгоистических и эротических  компонентов.» Эгоизм Фрейд связывает  с природой человека и даже стремление человека удовлетворять свои обычные, нормальные потребности, в пище, одежде, крове, половой любви, по его мнению является эгоизмом. Для него эгоизм интересов, воспитанных определенным строем и естественное стремление человека к удовлетворению своих необходимых  потребностей – явления одного и  того же порядка, то есть выражение  эгоизма, которого никогда не изжить. В любом обществе, в любых условиях, суть отношений между людьми оставляет  вражда, отчужденность и справедливость.

Итак, по З.Фрейду, в каждом из нас идет борьба между «принципом удовольствия», то есть стремлением  удовлетворить свои влечения, и «принципом реальности», то есть невозможностью или  трудностью их удовлетворения вследствие сопротивления социальной среды (моральные  запреты, социальные нормы и т.д.) – культуры. Поэтому происходит подавление и вытеснение этих импульсов, влечений из сознания в сферу бессознательного.

Однако подавленные и  вытесненные эти влечения ищут как  бы окольные выходы, что проявляется  в неврозах, истерии, психозах, а  также в сновидениях, обмолвках, описках, оговорках и т.д.

По З.Фрейду, можно и  без гипноза обнаружить скрытую  «динамическую травму», и доводить ее до сознания больного, выявляя тем  самым причины болезни. Средством  для этого является толкование сновидения. Суть метода толкования сновидений заключается  в следующем: поскольку сновидения представляют то, что человек большей  частью тайно и неведомо для него желает, поэтому надо раскрыть во внешних  образах сновидений их внутреннее скрытое  содержание. Это содержание включает впечатления предыдущего дня, а  также забытые детские впечатления. Сущность сновидений, по З.Фрейду, это  в основном эротические эмоции и  побуждения, подавленные или вытесненные  в детстве. Эротические сны, образы сновидений принимают искаженную символическую  картину. З.Фрейд писал: «Чем более мы занимаемся разъяснением сновидений, тем охотнее мы признаем, что большая часть сновидений взрослых людей имеет дело с сексуальным материалом и выражает эротические желания».

Эротические желания заложены в человеке с детства. У ребенка  эти побуждения проходят несколько этапов:

I этап. Аутоэротизм и нарцизм  – половые побуждения направлены  на собственное  тело (аутоэротизм – объект полового влечения еще не определен; нарцизм – объект определен, им становиться само тело ребенка).

II этап. Эротические побуждения  раздваиваются: у мальчиков эротический  импульс направлен на мать (при  этом отец воспринимается как  нежелательный соперник и к нему бессознательное враждебное чувство); у девочек на отца. В подкреплении этой идеи Фрейд ссылается на древнегреческое сказание об Эдипе (поэтически обработанное в трагедии Софокла), который сам того не зная в силу сложившихся обстоятельств убивает своего отца и женится на своей матери («Эдипов комплекс»). Также толкуется Фрейдом и трагедия Гамлета: Гамлет лишь потому не хочет и не может отомстить убийце своего отца, что он (убийца) лишь выполнил его же, Гамлета, желание – убить своего отца.

Прослеживая особенности  психосексуального развития в детстве  и юности Фрейд выделяет следующие стадии:

Информация о работе Психоаналитическое направление Зигмунда Фрейда, Карла Юнга, Альфреда Адлера