Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 18:47, курсовая работа
Целью нашего исследования является: проанализировать и сравнить особенности детско-родительских отношений в младшем школьном возрасте.
ВВЕДЕНИЕ 2
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ 6
1.1. Представления родителей о ребенке и о своей роли в его жизни. 6
1.2. Типы семейных взаимоотношений и их влияние на развитие ребенка. 9
1.3. Проблемы отношений в неполной семье. 18
2. ОСОБЕННОСТИ ДИАГНОСТИКИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 24
2.1. Исследование и диагностика родительско-детских отношений с помощью теста PARI. 24
2.2. Методика «Родительское сочинение» в форме неоконченных предложений. 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 57
В общем виде категории делятся на следующие блоки:
I. Блок «Образ ребенка»: здоровье, физическое состояние; внешность; эмоциональные особенности; личностные качества; интеллектуальное развитие; тендерная идентификация; саморегуляция (энергетические и деятельностные характеристики); возрастной статус; предпочтения, интересы; отношения с окружающими (со сверстниками, взрослыми); достижения; перспективы, жизненные планы; анамнестические данные. Блок «Образ ребенка» включает в себя идеальный и реальный образы ребенка.
II. Блок «Образ отношений в семье»: особенности позиции во взаимодействии, эмоциональный компонент отношения, совместная деятельность, принятие ребенка, воспитательная позиция (требования, запреты, санкции, контроль), ожидания.
III.
Блок «Я как родитель»:
Дополнительные
сведения может дать количественный
анализ результатов написания
Диапазон шкалы оценок по критерию «принятие–отвержение»: от –3 баллов (явное отвержение) до +3 баллов (максимальное принятие).
-
3 балла приписывается
-
2 балла приписывается
-
1 балл приписывается
0
баллов приписывается
+
1 балл приписывается
+
2 балла приписывается
+
3 балла приписывается
По
результатам суммирования баллов, приписываемых
высказываниям, делаются выводы о характере
отношения родителя к ребенку
и возможных зонах
Выраженность отрицательного полюса говорит о высокой степени отвержения в исследуемой сфере отношений.
Выраженность положительного полюса свидетельствует о том, что в рассматриваемой сфере родитель демонстрирует принятие ребенка.
1.«Открытая»
шкала выявляет общий спектр
проявлений особенностей
Шкала включает в себя три незаконченных предложения:
- Когда я думаю о своем ребенке, то ...
- Скорее всего, он/она ...
- Я всегда замечал(а) ...
2. Шкала «Сравнительная оценка ребенка» позволяет выявить отношение родителя к ребенку в сравнении с другими детьми: особенности социальных оценок и стандартов родителя, восприятие родителем проявлений коммуникативных, личностных качеств ребенка при социальном взаимодействии, особенности оценки соответствия ребенка возрастным нормам развития. Шкала позволяет также выявить степень признания родителем самоценности ребенка.
Шкала включает в себя два незаконченных предложения:
- По сравнению с другими детьми его/ее возраста ...
- Когда мы с ним/ней бываем среди других детей ...
3.
Шкала «Значимые
Шкала включает в себя два незаконченных предложения:
- Самое главное в характере моего ребенка ...
- Мой ребенок силен в ...
4. Шкала «Позитивные особенности ребенка» выявляет принимаемые родителем свойства и качества ребенка. Описываемые качества могут включать в себя физические особенности и внешность ребенка; его знания, умения, навыки или достижения; особенности поведения и деятельности; выполнение требований родителей; интеллектуальные, моральные, волевые, эмоциональные качества ребенка; особенности тендерной идентичности.
Шкала включает в себя два незаконченных предложения:
- Я люблю, когда мой ребенок ...
- Мне нравится в моем ребенке ...
5. Шкала «Идеальные ожидания» выявляет декларируемые или реальные цели и ценности родительского воспитания, восприятие перспектив развития ребенка и отношений с ним, предпочитаемые качества ребенка.
Шкала включает в себя четыре незаконченных предложения:
- Я хотел(а) бы, чтобы ...
- Я всегда мечтала о том, что ...
- Я был(а) бы рад(а), если бы ...
- Мой ребенок достаточно способен, чтобы ...
6. Шкала «Возможные страхи, опасения» выявляет зоны возможной обеспокоенности, тревоги, вины, страха родителя по отношению к ребенку и перспективам его развития. Позволяет выявить степень переживания родителем ответственности за возникающие трудные ситуации в жизни ребенка и возможные фрустрации в детско-родительских отношениях.
Шкала включает в себя три незаконченных предложения:
- Меня беспокоит в нем/ней ...
- Я боюсь, что ...
- Мне бы не хотелось, чтобы ...
7. Шкала «Реальные требования» выявляет особенности воспитательной позиции родителя, ее эффективность и ресурсы, особенности практики воспитательных воздействий родителя на поведение ребенка.
Шкала включает в себя два незаконченных предложения:
- Мне бы хотелось, чтобы мой ребенок больше уделял внимания ...
- Хотелось, чтобы он/она перестал(а) ...
8.
Шкала «Причины трудностей»
Шкала включает в себя три незаконченных предложения:
- Я очень раздражаюсь, когда ...
- Мне не нравится в нем/ней ...
- Думаю, что ему/ей мешает ...
9.
Шкала «Анамнестические данные»
Шкала включает в себя три незаконченных предложения:
- Когда он/она рос(ла) ...
- Когда он/она был(а) маленьким(ой) ...
- Самое трудное, что пережил мой ребенок ...
10. Шкала «Интересы, предпочтения ребенка» позволяет понять особенности предпочитаемых видов деятельности ребенка, выявить сферу интересов ребенка «глазами родителя», особенности принятия Интересов и предпочтений ребенка родителем.
Шкала включает в себя три незаконченных предложения:
- Моего ребенка интересует ...
- Мой ребенок любит ...
- Он/она предпочитает ...
11. Шкала «Ситуация «Мы-взаимодействия» позволяет определить зоны принятия ребенка в значимых для родителя сферах. Шкала включает в себя три незаконченных предложения:
- Мне приятно, когда мы с моим ребенком ...
- Мои ребенок и я ...
- Наши
отношения с ребенком ...
Приложение
3
Протоколы
сочинений родителей
детей
Пример 1. Протокол сочинения мамы Светы Ш.
«Открытая» шкала
1. Когда я думаю о своем ребенке, то ... думаю, как хорошо, что она есть.
11. Скорее всего, он/она ... <- - ->
21. Я всегда замечал(а) ... <- - ->
Сравнительная оценка ребенка
2. По сравнению с другими детьми его/ее возраста ... как все.
12. Когда мы с ним/ней бываем среди других детей ... она лидирует, командует.
Значимые характеристики в оценке ребенка
22. Самое главное в характере моего ребенка ... упрямство, целеустремленность.
23. Мой ребенок силен в ... спорте, есть успехи.
Положительные особенности ребенка
3. Я люблю, когда мой ребенок ... хорошо кушает, не капризничает, занят делом.
13. Мне нравится в моем ребенке ... все: внешность, красота фигуры, серьезность.
Идеальные ожидания
4. Я хотел (а) бы, чтобы ... в жизни у нее было все хорошо.
14. Я всегда мечтал(а) о том, что ... она будет заниматься спортом, и она занимается.
24. Я был(а) бы рад(а), если бы ... все у нее в 1-м классе было хорошо.
26. Мой ребенок достаточно способен, чтобы ... у нее все было хорошо.
Возможные страхи, опасения
5. Меня беспокоит в нем/ней ... иногда капризы.
15. Я боюсь, что ... она будет болеть.
25. Мне бы не хотелось, чтобы ... она капризничала.
Реальные требования
6. Мне бы хотелось, чтобы мой ребенок больше уделял внимания ... чтению.
16. Хотелось, чтобы он/она перестал(а) ... капризничать.
Причины трудностей
7. Я очень раздражаюсь, когда ... она беспричинно ревет.
17. Мне не нравится в нем/ней ... КАПРИЗЫ.
27. Думаю, что ему/ей мешает ... лень.
Анамнестические данные
8. Когда он/она рос(ла) ... <- - ->
18. Когда он/она был(а) маленьким(ой) ... она была, как кукла: красивые голубые глаза, кудрявые волосы.
Информация о работе Психодиагностика детско-родительских отношений (младший школьный возраст)