Психодиагностика детско-родительских отношений (младший школьный возраст)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 18:47, курсовая работа

Описание

Целью нашего исследования является: проанализировать и сравнить особенности детско-родительских отношений в младшем школьном возрасте.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ 6
1.1. Представления родителей о ребенке и о своей роли в его жизни. 6
1.2. Типы семейных взаимоотношений и их влияние на развитие ребенка. 9
1.3. Проблемы отношений в неполной семье. 18
2. ОСОБЕННОСТИ ДИАГНОСТИКИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 24
2.1. Исследование и диагностика родительско-детских отношений с помощью теста PARI. 24
2.2. Методика «Родительское сочинение» в форме неоконченных предложений. 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 57

Работа состоит из  1 файл

КОНТРdoc.doc

— 484.00 Кб (Скачать документ)

    1 – оптимальный эмоциональный контакт,

    2 – излишняя эмоциональная дистанция с ребенком,

    3 – излишняя концентрация на ребенке.

    Основным  методом изучения особенностей представлений супругов о детско-родительских отношениях в нашем исследовании была выбрана именно методика PARI - «Родительско-детские отношения» Е. С. Шефера и Р.К.Белла, предназначенная для изучения отношения родителей к разным сторонам семейной жизни (семейной роли) (Приложение 1). Эта методика в нашей стране адаптирована Т.В. Нещерет18.

    Методика  позволяет оценить специфику  внутрисемейных отношений, особенности  организации семейной жизни. В семье можно вычленить отдельные аспекты отношений: хозяйственно-бытовые, организация быта семьи (в методике это шкалы 3, 13, 19, 23); межсупружеские, связанные с моральной, эмоциональной поддержкой, организацией досуга, созданием среды для развития личности, собственной и партнера (в методике это шкала 17); отношения, обеспечивающие воспитание детей, "педагогические" (в методике шкалы 5, 11).

    Посмотрев на цифровые данные, можно составить "предварительный портрет" семьи. Очень важна шкала 7 (семейные конфликты). Высокие показатели по этой шкале могут свидетельствовать о конфликтности, переносе семейного конфликта на производственные отношения.

    Высокие оценки по шкале 3 свидетельствуют о  приоритете семейных проблем над  производственными, о вторичности интересов "дела", обратное можно сказать о шкале 13. Для лиц, имеющих высокие оценки по этому признаку, характерна зависимость от семьи, низкая согласованность в распределении хозяйственных функций. О плохо интегрированной семье свидетельствуют высокие оценки по шкалам 17, 19, 23.

    Анализ  отношения к семейной роли поможет  психологу лучше понять специфику  семейных отношений обследуемого, оказать  ему психологическую помощь. Родительско-детские  отношения являются основным предметом  анализа в методике.

    В исследовании участвовало 10 семей, имеющих  детей младшего школьного возраста.

    Школьная  жизнь становится первой ступенью социальной зрелости ребенка. Происходит расширение сферы общения детей, появляются новые значимые люди, формируются  деловые отношения в учебном коллективе. Интенсивно осваиваются новые моральных нормы и правила поведения, формируются нравственные мотивы, развиваются социальные эмоции Появляется тенденция к формированию сознательного и волевого регулирования поведения.

    Теоретический анализ исследований, посвященных проблеме развития и функционирования современной семьи, специфике семейных представлений (внутренней картины семьи), особенностям детско-родительских отношений и возрастным особенностям развития детей, позволил нам выделить проблему собственного экспериментального исследования, связанную с недостаточно разработанной областью исследования родительских установок, а именно их зависимости от конкретных жизненных задач развития, которые в данный возрастной период решают их дети. Нас интересовала степень влияния реальных взаимоотношений с детьми на содержание представлений супругов о детско-родительских отношениях.

    Для уточнения некоторых данных, полученных с помощью теста PARI, мы в процессе беседы с супругами выясняли роль каждого супруга в процессе воспитания детей, бывают ли у супругов разногласия по поводу воспитания, чье мнение бывает решающим. Кроме того, мы просили рассказать супругов о своих реальных отношениях с детьми, вспомнить некоторые ситуации общения с детьми.

    Анализ результатов беседы показал, что наиболее активными в воспитании детей признавали себя женщины (с чем их супруги соглашались), в случае разногласия «последнее слово» часто принадлежало жене. Таким образом, в нашем исследовании выступило, что наиболее активны в процессе воспитания детей именно матери, их установки относительно детско-родительских отношений, особенно в молодых семьях, являются доминирующими, именно они являются основными проводниками стиля детско-родительских отношений. Влияние отцов, проявляется в меньшей степени, что, как нам кажется, вызвано их меньшей реальной включенностью в процесс воспитания детей.

    Анализ представлений супругов, выявленных в нашем исследовании, мы проводили в двух направлениях: анализ представлений супругов как семейной пары; анализ представлений супругов о детско-родительских отношениях в зависимости от пола супругов. Прежде всего, проанализируем представления супругов по выделенным в данном тесте факторам – демократичность отношений, наличие гиперопеки, авторитарность в отношениях с детьми (см. табл.1).  

Таблица 1 

      Выраженность  представлений супругов о детско-родительских отношениях, объединенных в различные факторы 

Факторы Демократич-ность Гиперопека Авторитар-ность
Семьи, имеющие младших школьников 5 семей 3 семьи 2 семьи
 

Диаграмма 1

    Отметим, что фактор «демократичность» включает в себя шкалы: «Возможность ребенка  высказаться», «Равенство родителей  и ребенка», «Поощрение активности ребенка», «Товарищеские отношение  между родителями и детьми». В целом можно сказать, что более демократичными показали себя семьи с младшими школьниками – 50% (5 семей).

    Фактор  «Гиперопека» включает в себя следующие  шкалы: «Оберегание ребенка от трудностей», «Зависимость ребенка от матери», «Сверхавторитет родителей», «Подавление агрессивности ребенка», «Подавление сексуальности ребенка», «Навязчивость родителей». По данному фактору мы получили немного показатели – 30% (3 семье), хотя в данном случае наблюдаются различия между взглядами мужчин и женщин.

    По фактору «Авторитарность» во всех семьях, имеющих детей (шкалы: «Подавление воли ребенка», «Супружеские конфликты», «Строгость родителей», «Раздражительность родителей», «Мученичество родителей») вышло 20% (2 семьи).

    Причины изменения взглядов супругов на детско-родительские отношения необходимо искать в особенностях реального взаимодействия родителей с детьми того или иного возраста.

    Итак, в семьях, имеющих детей – младших школьников, показатели по факторам «Демократичность», «Гиперопека» и «Авторитарность» близки к социальному нормативу. Мы видим, что семьи, имеющие детей, показатели авторитарности взглядов родителей младших школьников низкие.

    Родители младших школьников, приобретая достаточный опыт детско-родительского взаимодействия, более реально и осознанно относятся к проблеме подавления воли их детей, применению к ним строгих санкций. С другой стороны, школьная жизнь становится первой ступенью социальной зрелости ребенка.

    Происходит  расширение сферы общения детей, появляются новые авторитеты (учитель), формируются деловые отношения в учебном коллективе. В норме у младших школьников формируется более адекватная самооценка на основе оценивания учителями достигнутых результатов в учении, развивается уверенность в себе, своей компетентности.

    Младшие школьники менее эмоционально возбудимы, они уже в какой-то мере способны владеть своими чувствами. Они добродушны, отзывчивы, любознательны, еще готовы подчиняться указаниям взрослых. Именно в этом возрасте появляется тенденция к формированию сознательного и волевого регулирования поведения19.

    Усвоение  моральных норм и правил поведения, формирование нравственных мотивов, развитие социальных эмоций (чувства ответственности, доверия к людям, способность  к сопереживанию) делает реально  возможными демократические отношения, без ярко выраженных авторитарных воздействий родителей и их опекающих установок. Лишь в случае неблагоприятного вхождения ребенка в школьную жизнь и выраженной школьной дезадаптации нормативность родительских воспитательных установок исчезает20.

    Итак, сравнительный анализ представлений  родителей, имеющих детей младших  школьников позволяет нам сделать  вывод, что восприятие родителями детско-родительских отношений зависит от тех жизненных  проблем развития, которые в данный возрастной период решают их дети и определяется опытом реального взаимодействия с детьми.

    Еще один аспект анализа результатов  нашего исследования – выявление  особенностей представлений супругов в зависимости от той поло-ролевой  позиции, которую выполняет супруг в семье. Выраженность взглядов супругов по факторам демократичность, гиперопека и авторитарность в зависимости от пола супруга представлены в таблице 2.

Таблица 2

Выраженность  представлений о  детско-родительских отношениях в зависимости  от пола супруга (средние показатели мужчин и женщин) 

Пол Демократич-ность Гиперопека Авторитар-ность
Женщины 5,7 5,9 5,5
Мужчины 5,1 5,5 6,3
 

Диаграмма 2

 

    При сравнении средних показателей  выраженности демократичности у  мужчин и женщин обнаруживается, что  в целом женщины более демократичны по отношению к детям. Взгляды мужчин и женщин различаются в пользу большей способности женщин выслушать ребенка, понять его проблемы. Женщины более чем мужчины поощряют индивидуальность ребенка, способствуют выражению его мыслей и взглядов, поощряют желание высказаться.

    Матери детей младшего школьного возраста проявляют нормативную демократичность. Мужчины менее демократичны в отношениях с детьми, чем женщины, и в целом дают более низкие показатели по сравнению с женщинами на протяжении всей жизни.

    Такие результаты, на наш взгляд, определяются влиянием нормативного поло-ролевого поведения отцов с детьми как  носителей «высшей власти» в  семье, защитой своего авторитета отцами («Слово отца – закон»).

    Средние показатели выраженности гиперопеки у женщин выше, чем у мужчин. Динамика представлений о необходимости опеки у мужчин иная. В общем, мужчины более часто предоставляют детям получать собственный жизненный опыт путем проб и ошибок.

    На  наш взгляд, большая выраженность необходимости опеки во взглядах мужчин, имеющих детей – школьников, связана с изменением статуса «отца» для младших школьников. Как показано в исследованиях многих психологов, изучающих возрастные особенности детей, именно в младшем школьном возрасте, и далее в подростковом наблюдается усиление значимости отца в отношениях с детьми. Об этом свидетельствуют и наши результаты. Мать, взявшая на себя основную заботу о ребенке на начальных этапах его жизни (младенческий, ранний и дошкольный возраст), на данном этапе развития семьи постепенно «сдает свои позиции», т.к. забота о школьнике требует большего участия именно отца (например, помочь решить сложные математические задачи, «разобраться» с обидчиками сына или дочери – подростка). Этим мы и можем объяснить повышение показателей по фактору «опека» у отцов детей школьного возраста.

    По  фактору авторитарность мы получили видимые различия средних показателей  мужчин и женщин, что позволяет  утверждать, что взгляды мужчин на воспитание детей более авторитарны, чем взгляды женщин. Действительно, именно функцией мужчин, прежде всего, является проявление строгости в воспитании, в случае необходимости подавление неблаговидных поступков ребенка. Женщины менее склонны проявлять строгость по отношению к детям, они скорее готовы простить ребенка за проступок, приласкать его, защитить от санкций.

    Мужчины не представляют воспитание детей без  строгости, дисциплины, правил, норм поведения  и беспрекословного их исполнения. Они придерживаются мнения, что дети, воспитанные в строгости, в последствие будут благодарны своим родителям. У мужчин показатели властности взглядов достаточно высоки.

Информация о работе Психодиагностика детско-родительских отношений (младший школьный возраст)