Психодиагностика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 12:24, курсовая работа

Описание

Семья – это древнейший институт человеческого взаимодействия, уникальное явление. Ее уникальность состоит в том, что несколько человек самым тесным образом взаимодействуют в течение длительного времени. Совместная жизнь людей постоянно создает ситуации несовпадения интересов, обусловливает необходимость взаимных уступок и компромиссов. Семейные отношения потенциально наделены высокой конфликтностью, однако именно супружеские отношения потенциально содержат в себе возможность наибольшего эмоционального удовлетворения.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….…..3
I. Теоретическое изучение проблемы взаимосвязи межличностных отношений супругов и субъективной оценки их благополучия…………..…5
1.1. Супружеское благополучие как показатель стабильности семьи………...5
1.2. Исследование межличностных отношений в семье……………………...11
II. Экспериментальное исследование проблемы взаимосвязи межличностных отношений супругов и субъективной оценки их благополучия..…………..18
2.1. Организация, методы и методики исследования………………………….18
2.2. Анализ результатов экспериментального исследования
Заключение………………………………………………………………..……..32
Список литературы…………………..……………………………………..…...34
Приложения………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

готовая психодиагностика.docx

— 113.51 Кб (Скачать документ)

При отсутствии какой-нибудь из этих групп предпосылок  совместимости не происходит оптимальной  адаптации или она происходит медленно, гармония супружеского союза  нарушается.

Итак, проблема семейного благополучия связана  в первую очередь с тем, насколько  психологически совместимыми оказываются  друг с другом члены семьи. Совместимость  как многоуровневый феномен связана  не только с актуальным состоянием и личностными особенностями  супругов, но также и с их опытом прошлой жизни, опытом межличностных  отношений в родительской семье. Наиболее оптимальной является ситуация, когда опыт и усвоенный тип  взаимоотношений супругов носят в целом позитивный характер, сходны или взаимодополнительны, не противоречат общесоциальной системе правил и норм взаимодействия и взаимоотношений.

 

1.2. Исследование межличностных  отношений в семье

 

В отечественной  психологии существует множество мнений по поводу того, какое место занимают межличностные отношения в реальной системе жизнедеятельности людей. Но прежде, выясним, как определяется понятие «межличностные отношения». В «Психологическом словаре» дано такое определение: «Межличностные отношения – субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний людей в ходе совместной деятельности и общения» [18, с. 231].

В настоящее  время в психологии существует довольно большое количество конкретных методик, позволяющих исследовать межличностные  отношения. В.Б. Быстрицкас и Г.Т. Хоментаускас отмечают следующие основания для  систематизации этих методик [18, с. 32]:

- на основании  объекта: диагностика отношений  между группами, внутригрупповых  процессов, диадных отношений  и т.д.;

- на основании  задач, решаемых исследователем: выявления групповой сплоченности, совместимости и т.д.;

- на основании  структурных особенностей используемых  методик: опросники, проективные  методики, социометрия и т.д.;

- на основании  исходной точки отсчета диагностики  межличностных отношений: методики  субъективных предпочтений и  др.

Опираясь  на данный критерий, авторы приводят краткий  обзор следующих групп методик:

1) диагностика межличностных отношений на основе субъективных предпочтений. Традиционная методика этой группы – социометрический тест Дж. Морено, а также ряд его модификаций – например, аутосоциометрические методики. Называя методологические недостатки этой группы, авторы отмечают следующее: «…сознательная оценка вследствие социальных установок, отношения к самому процессу исследования или вследствие влияния процесса психической защиты… может кардинально измениться…»;

2) методики косвенной оценки межличностных отношений. Авторы отмечают, что это самая молодая и малоразработанная категория методических приемов исследования межличностных отношений. В ее основе лежат закономерности влияния эмоционального состояния на невербальное поведение. Среди недостатков – неразработанность и узость даваемой информации;

3) методики наблюдения и экспертной оценки интерпретации. Акцент здесь дается на объективное и обширное описание интеракции, которое впоследствии интерпретируется, исходя из определенных теоретических воззрений. Исследователь здесь имеет дело с многозначным психологическим материалом; его интерпретация более интегративна, более зависима от психологической теории, которой руководствуется исследователь;

4) диагностика индивидуальных свойств, влияющих на межличностные отношения. Созданы тесты и шкалы для измерения таких свойств, как стиль лидерства, авторитарность, совместимость, тревожность, личностные ценности и т.д. Авторы выделяют две наиболее удачные методики этой группы – «Калифорнийский психологический опросник личности (СРI) и методику Т. Лири;

5) методики исследования субъективного отражения межличностных отношений. Большинство этих методик – проективные. Они позволяют получить информацию о субъективном отражении индивидом межличностных отношений, о себе в них, об его ожиданиях и психологическом смысле определенного способа реагирования субъекта. Эти моменты определяются некоторой совокупностью причин: историей отношений в целом, ситуацией, потребностями субъекта, личностными чертами общающихся. Подобные методики, несмотря на то, что они могут дать обширную и глубокую информацию о человеке, отличаются «большим удельным весом» субъективизма в интерпретации данных.

Подробнее рассмотрим методику Т. Лири (Методика диагностики межличностных отношений). Опросник разработан Т. Лири в 1957 г. и представляет собой модифицированный вариант интерпесональной диагностики Т. Лири. Теоретический подход, который лег в основу разработки методики, базируется на представлении о важной роли оценок и мнения значимых для субъекта окружающих, под влиянием которых происходит формирование личности субъекта. В процессе взаимодействия с окружением личность проявляется в стиле межличностного поведения. Реализуя потребность в общении, человек соотносит свое поведение с оценками значимых других.

Основываясь на том, что личность проявляется  в поведении, актуализированном  в процессе взаимодействия с окружающими  Т. Лири выделил 8 общих и 16 более  конкретизированных вариантов межличностного взаимодействия, которые представил в виде круговой психограммы (дискограммы). В основе горизонтальной и вертикальной осей дискограммы лежит два фактора: доминирование — подчинение, дружелюбие — агрессия. Поскольку именно эти факторы определяют общее впечатление о человеке в процессах межличностного восприятия.

Схема Т. Лири основана на предположении, что  чем ближе результаты испытуемого  к центру окружности, тем сильнее  взаимосвязь этих двух переменных. Расстояние полученных показателей  от центра окружности указывает на адаптивность или экстремальность  интерперсонального поведения. Автор  методики выделил следующие варианты межличностного взаимодействия [5, с. 263]:

1. Авторитетный.

Преобладание  данного типа свидетельствует о  том, что человек обладает следующими характеристиками: властный, диктаторский, деспотический характер, всех поучает, дидактический стиль высказываний, не склонен принимать советы других, стремится к лидерству, командованию другими, сильная личность с чертами  деспотизма.

2. Независимый — доминирующий. Характеристики данного типа взаимодействия: стремление быть над всеми, самовлюбленность, расчетливость, заносчивость, хвастливость.

3. Агрессивный. Выраженность этого типа межличностного взаимодействия говорит о том, что человек проявляет чрезмерное упорство, недружелюбие, жесткость, враждебность по отношению к окружающим, несдержанность, вспыльчивость, агрессивность, доходящая до асоциального поведения.

4. Недоверчивый — скептический, данный тип характеризует человека как замкнутого, скрытного, обидчивого, недоверчивого к окружающим, испытывающего трудности в интерперсональных контактах из-за подозрительности и боязни плохого отношения.

5. Покорно-застенчивый тип проявляется в покорности, склонности к самоуничижению, слабовольности, склонности уступать всем и во всем, всегда ставить себя на последнее место и осуждать себя, приписывать себе вину, стремлении найти себе опору в ком-либо более сильном.

6. Зависимый тип говорит о том, что человек очень неуверен в себе, имеет навязчивые страхи, опасения, тревожится по любому поводу, поэтому зависим от других, чужого мнения, сверхконформный.

7. Сотрудничающий тип склонен к сотрудничеству, кооперации, гибкий и компромиссный при решении проблем и в конфликтных ситуациях, стремится быть в согласии с мнением окружающих, сознательно конформный, следует условностям, правилам и принципам «хорошего тона» в отношениях с людьми, инициативный энтузиаст в достижении целей группы, стремится помогать, чувствовать себя в центре внимания, заслужить внимание и любовь, общительный, проявляет теплоту и дружелюбие в отношениях.

8. Человек с альтруистическим типом имеет следующую характеристику: ответственный по отношению к людям, деликатный, мягкий, добрый, эмоциональное отношение к людям проявляет в сострадании, симпатии, заботе, ласке, умеет подбодрить и успокоить окружающих, бескорыстный и отзывчивый.

Наиболее  распространенными факторами, предопределяющими  успех или неудачу в супружестве, являются личные качества супругов и их умение решать всевозможные проблемы, быть в гармонии друг с другом. При отсутствии этих умений нередко возникают конфликтные ситуации как следствия несовместимости каких-либо сил внутри одной личности или между супругами. Важно учитывать и индивидуально-психологические особенности каждого из супругов. Рациональным и комплексным показателем их индивидуальности может служить тип личности: наиболее распространенной причиной супружеских конфликтов, а также разводов является «несходство характеров», несовместимость супругов. У Источником трудностей в семейной жизни могут быть особенности личности одного или обоих супругов. Речь идет о чертах, которые вначале соответствовали норме, но не были вполне адекватными личностным качествам партнера или партнер не находил правильного подхода к общению, был не в состоянии справиться с некоторыми особенностями своей собственно психики.

В супружестве  оба партнера пытаются приспособить свои отношения к внутренним схемам-ожиданиям. Под влиянием влюбленности человек  некоторое время может проявлять  «уступчивость» или, вернее, «близорукость», частично отказываясь от реализации своей программы ради партнера, желая  приспособиться к нему. Обычно это  вызывает внутреннее противоречие, поэтому  появляется стремление вернуться на запрограммированный путь. Социальное наследование личностных свойств и поведенческих шаблонов определяет и сходство супружеских отношений, которые также наследуются, поэтому мы часто повторяем не только выбор партнера, но и многие ошибки и проблемы родителей. Два важнейших измерения родительских взаимоотношений во многом определяют успешность брака ребенка. Первым важным измерением является доминирование в семье (кто из родителей «командовал», а кто подчинялся), вторым - общее благополучие (уравновешенность и взаимопринятие) взаимоотношений. Сравнение отношений в благополучных и конфликтных супружеских парах показывает, что на уравновешенность отношений существенное влияние оказывают благоприятная модель брака родителей, хорошее отношение отца к матери, счастливое детство. Уравновешенные супруги были спокойными в детстве, их редко наказывали, чаще ласкали.

 

Выводы:

Теоретический анализ проблемы взаимосвязи межличностных отношений супругов и субъективной оценки их благополучия показал следующее:

Проблема  семейного благополучия связана  в первую очередь с тем, насколько  психологически совместимыми оказываются  друг с другом члены семьи. Совместимость  как многоуровневый феномен связана  не только с актуальным состоянием и личностными особенностями  супругов, но также и с их опытом прошлой жизни, опытом межличностных отношений в родительской семье. Наиболее оптимальной является ситуация, когда опыт и усвоенный тип взаимоотношений супругов носят в целом позитивный характер, сходны или взаимодополнительны, не противоречат общесоциальной системе правил и норм взаимодействия и взаимоотношений.

Наиболее  распространенными факторами, предопределяющими  успех или неудачу в супружестве, являются личные качества супругов и их умение решать всевозможные проблемы, быть в гармонии друг с другом.

 

 

II. Экспериментальное исследование проблемы взаимосвязи межличностных отношений супругов и субъективной оценки их благополучия

 

2.1. Организация, методы и методики  исследования

 

Эмпирическое  исследование проводилось с ноября 2006 по февраль 2007 года. Базой для  проведения исследования послужило  лечебное учреждение «МЛПУ Унинская ЦРБ» п. Уни. Данные были получены на выборке из 15 супружеских пар (30 человек). Возраст супругов составил от 29 до 35 лет.

Цель  исследования – изучить особенности  взаимосвязи межличностных отношений  супругов и субъективной оценки их благополучия.

Предмет: межличностные отношения супругов и субъективная оценка их благополучия.

Объект: супруги в количестве 30 человек (10 семейных пар).

Гипотеза: взаимосвязь межличностных отношений супругов и субъективной оценки их благополучия имеет свои особенности: супруги с преобладанием «властного — лидирующего», «прямолинейно-агрессивного» типов межличностных отношений не удовлетворены браком, супруги с преобладанием «сотрудничающего — конвенциального» типа межличностных отношений в целом удовлетворены браком.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1. Изучить особенности  межличностных отношений супругов.

2. Выявить степень  благополучия супружеских отношений.

3. Определить  особенности взаимосвязи межличностных  отношений супругов и субъективной  оценки их благополучия.

В экспериментальном  исследовании использовались следующие  методы: психологическое тестирование; качественный и количественный анализ полученных данных.

В исследовании использовался Тест-опросник удовлетворенности  браком В.В. Столина, Т.Л. Романовой, Г.П. Бутенко; Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири.

Приведем  краткое описание методики:

1. Тест-опросник удовлетворенности браком В.В. Столина, Т.Л. Романовой, Г.П. Бутенко (Приложение 1). Цель: выявить степень удовлетворенности - неудовлетворенности браком, а также степени согласования - рассогласования удовлетворенности браком у той или иной социальной группы.

Опросник  представляет собой одномерную шкалу, состоящую из 24 утверждений, относящихся  к различным сферам: восприятию себя и партнера, мнения, оценки, установки и т. д.

Информация о работе Психодиагностика