Психодиагностика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 12:24, курсовая работа

Описание

Семья – это древнейший институт человеческого взаимодействия, уникальное явление. Ее уникальность состоит в том, что несколько человек самым тесным образом взаимодействуют в течение длительного времени. Совместная жизнь людей постоянно создает ситуации несовпадения интересов, обусловливает необходимость взаимных уступок и компромиссов. Семейные отношения потенциально наделены высокой конфликтностью, однако именно супружеские отношения потенциально содержат в себе возможность наибольшего эмоционального удовлетворения.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….…..3
I. Теоретическое изучение проблемы взаимосвязи межличностных отношений супругов и субъективной оценки их благополучия…………..…5
1.1. Супружеское благополучие как показатель стабильности семьи………...5
1.2. Исследование межличностных отношений в семье……………………...11
II. Экспериментальное исследование проблемы взаимосвязи межличностных отношений супругов и субъективной оценки их благополучия..…………..18
2.1. Организация, методы и методики исследования………………………….18
2.2. Анализ результатов экспериментального исследования
Заключение………………………………………………………………..……..32
Список литературы…………………..……………………………………..…...34
Приложения………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

готовая психодиагностика.docx

— 113.51 Кб (Скачать документ)

Каждому утверждению соответствуют 3 варианта ответа:

а) верно;

б) трудно сказать;

в) неверно.

Испытуемые  получают следующую инструкцию: «Внимательно читайте каждое утверждение и выбирайте 1 из 3 предлагаемых вариантов ответов. Старайтесь избегать промежуточных ответов типа «трудно сказать», «затрудняюсь ответить» и т. д.

Обработка результатов осуществляется по ключу. Если выбранный испытуемыми вариант  ответа (а, б или в) совпадает с  приведенными в ключе, то начисляются 2 балла; если промежуточный (б) - то 1 балл; за ответ, не совпадающий с приведенными, - 0 баллов.

Далее подсчитывается суммарный балл по всем ответам. Возможный  диапазон тестового балла от 0 до 48 баллов. Высокий балл говорит об удовлетворенности браком.

Вся ось  суммарных баллов теста разбивается  на 7 категорий:

  1. абсолютно неблагополучные – 0-16 баллов;
  2. неблагополучные – 17-22 баллов;
  3. скорее неблагополучные – 23-26 баллов;
  4. переходные – 27-28 баллов;
  5. скорее благополучные – 29-32 баллов;
  6. благополучные – 33-38 баллов;
  7. абсолютно благополучные – 39-48 баллов.

2. Методика  диагностики межличностных отношений Т. Лири (Приложение 2).

Диагностическая цель: Методика предназначена для изучения стиля и структуры межличностных отношений и их особенностей, а также исследования представлений испытуемого о себе, своем идеальном «Я», отношения к самому себе. Методика позволяет выявить зоны конфликтов испытуемого.

Теоретический подход, который лег в основу разработки методики, базируется на представлении о важной роли оценок и мнения значимых для субъекта окружающих, под влиянием которых происходит формирование личности субъекта. В процессе взаимодействия с окружением личность проявляется в стиле межличностного поведения. Реализуя потребность в общении, человек соотносит свое поведение с оценками значимых других.

Основываясь на том, что личность проявляется  в поведении, актуализированном  в процессе взаимодействия с окружающими  Т. Лири выделил 8 общих и 16 более  конкретизированных вариантов межличностного взаимодействия, которые представил в виде круговой психограммы (дискограммы). В основе горизонтальной и вертикальной осей дискограммы лежит два фактора: доминирование — подчинение, дружелюбие — агрессия. Поскольку именно эти факторы определяют общее впечатление о человеке в процессах межличностного восприятия.

Опросник  составлен соответственно выделенным типам межличностного поведения  и представляет собой набор из 128 простых лаконичных характеристик-эпитетов, которые группируются по 16 вопросов в 8 октантах, отражающих различные  психологические профили.

Контингент: методика предназначена для людей старше 18 лет без ограничений по образовательным, социальным и профессиональным признакам.

Инструкция: «Перед вами набор характеристик. Прочтите каждую и отметьте знаком «+» те, которые соответствуют вашему представлению о себе. Будьте внимательны, старайтесь отвечать как можно более точно и правдиво».

При интерпретации  показателей учитываются:

- выраженность  каждого октанта и его интерпретационная  характеристика;

- преобладание  одних показателей над другими,  что дает возможность определения  наиболее выраженного октанта  и соответственного ведущего  типа межличностных отношений;

- с целью  изучения структуры «Я», внутриличностной  гармонии индивида опросник применяется  повторно, но выбираются те утверждения, которые соответствуют образу идеального «Я». После чего проводится анализ и сопоставление оценки испытуемым его актуального и идеального образа «Я».

 

2.2. Анализ результатов экспериментального  исследования

 

Рассмотрим  полученные результаты диагностики.

Результаты, полученные по «Тесту-опроснику удовлетворенности  браком» В.В. Столина, Т.Л. Романовой, Г.П. Бутенко представлены в Приложении 3. На рис. 1 и рис. 2 представлено распределение семей по категориям в зависимости от степени их удовлетворенности браком, отдельно для мужчин и для женщин.

 

Рис. 1. Показатели удовлетворенности браком у мужчин

 

Данные  рис. 1 указывают на то, что в целом  мужчины удовлетворены браком. Об этом говорят процентные показатели: 27% мужчин отнесли свою семью к  категории благополучных, 43% - к категории  скорее благополучных и всего 30% - к категории скорее неблагополучных. Такая категория, как неблагополучная  семья у мужчин не отмечена.

Такие категории  как: абсолютно неблагополучные; переходные; абсолютно благополучные у мужчин не отмечены.

Рис. 2 отражает, что в целом женщины удовлетворены  браком: 14% отнесли свою семью к  категории благополучных, 43% - к категории  скорее благополучных, 33% - к категории  скорее неблагополучных и к категории  неблагополучная семья – 10%. Такие категории как: абсолютно неблагополучные; переходные; абсолютно благополучные у женщин также не представлены.

 

Рис. 2. Показатели распределения семей по категориям в зависимости от удовлетворенности браком женщин

 

Тем не менее, необходимо отметить, что мужчины  имеют средний показатель удовлетворенности  браком немного выше, чем женщины, у которых, возможно, более дифференцированный подход к оценке своего брака. Таким  образом, полученные нами данные говорят  о несколько большей удовлетворенности  браком мужчин, чем женщин. Этот вывод  подтверждают и данные рис. 3.

 

 

Рис. 3. Сравнительный  анализ удовлетворенности браком у  мужчин и женщин (в%)

 

Понятие удовлетворенности браком является интегративным качественным показателем  семейной системы. Поэтому мы ввели  в исследование показатель общей  удовлетворенности браком для супругов, как среднее значение суммарных  баллов мужа и жены.

На рис. 4 представлено распределение семей  по категориям в зависимости от степени  их общей удовлетворенности браком.

Таким образом, в выборке нашего исследования представлено 20% благополучных семей, 60% скорее благополучных  семей, 17% скорее неблагополучных, 3% неблагополучных  семей.

Рис.  4. Показатели распределения семей по категориям в зависимости от общей удовлетворенности браком

 

На наш  взгляд, важно отметить процент совпадения у супругов степени удовлетворенности  браком (табл. 1).

Таблица 1

Проценты  совпадения / несовпадения у супругов степени удовлетворенности браком

 

Процент совпадения у супругов степени  удовлетворенности браком

Процент несовпадения у супругов степени  удовлетворенности браком

30%

70%


 

В результате, в 31,6% супружеских пар разница  между оценкой мужа степени удовлетворенности  браком и жены составила 2 балла. В 10,2% браков эта разница составила 3 балла  и более. Если жена в большинстве  случаев занижала удовлетворенность  браком, то мужья, наоборот, чаще завышали ее.

 

Отметим результаты, полученные по методике диагностики  межличностных отношений Т. Лири. Выделим у супругов наиболее преобладающие типы межличностных отношений (табл. 2).

Таблица 2

Преобладающие типы межличностных отношений у  супругов

 

Супружеские пары

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

1 пара

Муж

+

+

           

Жена

     

+

 

+

   

2 пара

Муж

+

 

+

   

+

   

Жена

+

+

           

3 пара

Муж

           

+

+

Жена

           

+

 

4 пара

Муж

         

+

+

 

Жена

+

+

           

5 пара

Муж

 

+

           

Жена

       

+

     

6 пара

Муж

+

         

+

+

Жена

+

+

           

7 пара

Муж

             

+

Жена

           

+

+

8 пара

Муж

+

 

+

         

Жена

       

+

     

9 пара

Муж

 

+

+

         

Жена

+

+

           

10 пара

Муж

+

 

+

         

Жена

+

+

           

11 пара

Муж

   

+

         

Жена

 

+

           

12 пара

Муж

           

+

+

Жена

     

+

+

     

13 пара

Муж

     

+

 

+

   

Жена

   

+

         

14 пара

Муж

             

+

Жена

         

+

+

 

15 пара

Муж

+

 

+

         

Жена

   

+

 

+

     

Сумма

11

9

8

3

4

5

7

6


 

Примечание: I – властный – лидирующий; II - независимо-доминирующий; III - прямолинейно-агрессивный; IV - недоверчивый — скептический; V - покорно-застенчивый; VI - зависимый — послушный; VII- сотрудничающий — конвенциальный; VIII - ответственно-великодушный.

 

Данные  табл. 2 указывают на преобладание у  испытуемых «властного — лидирующего» типа межличностного отношения (I), что характеризует их как людей обладающих оптимистичностью, быстрой реакцией, высокой активностью, выраженной мотивацией достижения, легкостью и быстротой в принятии решений, экстравертированностью. Поступки и высказывания могут опережать их продуманность. Это реагирование по типу «здесь и сейчас», выраженная тенденция к спонтанной самореализации, активное воздействие на окружение, завоевательная позиция, стремление вести за собой и подчинять своей воле других.

Также у  данной выборки выражен «независимо-доминирующий»  тип межличностных отношений (II), который при явном преобладании над другими, сочетается с такими особенностями, как черты самодовольства (или самовлюбленности), дистантность, эгоцентричность, выраженное чувство соперничества, проявляющееся в стремлении занять особую позицию в группе. Стиль мышления творческий. Мнение окружающих воспринимается критически, собственное мнение возводится в ранг догмы или достаточно категорически отстаивается. Эмоциям недостает тепла, поступкам — конформности.

Достаточно  часто у испытуемых встречается  «прямолинейно-агрессивный» тип межличностных  отношений (III), что говорит о том, что такие люди обладают такими характеристиками, как ригидность установок, сочетающаяся с высокой спонтанностью, упорство в достижении целей, практицизм при недостаточной опоре на накопленный опыт, повышенное чувство справедливости, сочетающееся с убежденностью в собственной правоте, легко загорающееся чувство враждебности при противодействии и критике в свой адрес, непосредственность и прямолинейность в высказываниях и поступках, повышенная обидчивость.

Наименее  выражен такой тип межличностных  отношений как — «недоверчивый  — скептический», который проявляется  такими личностными характеристиками, как обособленность, замкнутость, критический  настрой к любым мнениям, кроме  собственного, неудовлетворенность  своей позицией в микрогруппе, подозрительность, сверхчувствительность к критическим  замечаниям в свой адрес, неконформность суждений и поступков, опережающая  враждебность в высказываниях и  поведении, которая оправдывается  априорной уверенностью в людской  недоброте, системное мышление, опирающееся  на конкретный опыт, практичность, реалистичность, склонность к иронии, высокая конфликтность, которая может быть не явной.

Также не выражен «покорно-застенчивый» тип  межличностных отношений, который  преобладает у личностей болезненно-застенчивых, интровертированных, пассивных, весьма щепетильных в вопросах морали и  совести, подчиняемых, неуверенных  в себе, с повышенной склонностью  к рефлексии, с низкой мотивацией достижения, заниженной самооценкой, тревожных, с повышенным чувством ответственности, легко впадающих в состояние грусти, пессимистически оценивающих свои перспективы, аккуратных и исполнительных в работе, избегающих широких контактов и социальных ролей, в которых они могли бы привлечь к себе внимание окружающих, ранимых и впечатлительных, болезненно сосредоточенных на своих недостатках и проблемах.

«Зависимый — послушный» тип межличностных отношений выражен на среднем уровне. Такие люди обнаруживают высокую тревожность, тенденцию к выраженной зависимости мотивационной направленности от складывающихся со значимыми другими лицами отношений, собственного мнения — от мнения окружающих. Потребность в привязанности и теплых отношениях является ведущей. Исполнительность и ответственность в работе создают им хорошую репутацию в коллективе, однако инертность в принятии решений, конформность установок и неуверенность в себе не способствует их продвижению на роль лидера. Повышенная мнительность, чувствительность к невниманию и грубости окружающих, повышенная самокритичность, опасения неуспеха — основа их мотивационной направленности.

«Сотрудничающий — конвенциальный» тип преобладает у 7 испытуемых, которые обладают такими характеристиками, как эмоциональная неустойчивость, высокий уровень тревожности и низкий — агрессивности, зависимость самооценки от мнения значимых других, стремление к причастности групповым веяниям, сотрудничеству. Экзальтация, потребность в излиянии дружелюбия на окружающих, поиски признания в глазах наиболее авторитетных личностей группы. Стремление найти общность с другими. Энтузиазм, восприимчивость к эмоциональному настрою группы. Широкий круг интересов при некоторой поверхности увлечений.

У 6 человек  данной выборки преобладает «ответственно-великодушный» тип межличностного взаимодействия, для которого характерна склонность к идеализации межличностных отношений, выраженная эмоциональная увлеченность, художественный тип восприятия и переработки информации, стиль мышления — целостный, образный. Легкое вживание в разные социальные роли, гибкость в контактах, коммуникабельность, доброжелательность, жертвенность, проявление милосердия, благотворительности. Артистичность. Потребность производить приятное впечатление, нравиться окружающим. Проблема подавленной (или вытесненной) враждебности, вызывающей повышенную напряженность, склонность к психосоматическим заболеваниям, вегетативный дисбаланс как результат блокированности поведенческих реакций.

Информация о работе Психодиагностика