Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 12:24, курсовая работа
Семья – это древнейший институт человеческого взаимодействия, уникальное явление. Ее уникальность состоит в том, что несколько человек самым тесным образом взаимодействуют в течение длительного времени. Совместная жизнь людей постоянно создает ситуации несовпадения интересов, обусловливает необходимость взаимных уступок и компромиссов. Семейные отношения потенциально наделены высокой конфликтностью, однако именно супружеские отношения потенциально содержат в себе возможность наибольшего эмоционального удовлетворения.
Введение……………………………………………………………………….…..3
I. Теоретическое изучение проблемы взаимосвязи межличностных отношений супругов и субъективной оценки их благополучия…………..…5
1.1. Супружеское благополучие как показатель стабильности семьи………...5
1.2. Исследование межличностных отношений в семье……………………...11
II. Экспериментальное исследование проблемы взаимосвязи межличностных отношений супругов и субъективной оценки их благополучия..…………..18
2.1. Организация, методы и методики исследования………………………….18
2.2. Анализ результатов экспериментального исследования
Заключение………………………………………………………………..……..32
Список литературы…………………..……………………………………..…...34
Приложения………………………………………………
а) вы бы многое изменили в характере вашей супруга (вашей супруги);
б) трудно сказать;
в) вы бы не стали ничего менять.
5. Одна из проблем современного брака в том, что все приедается, в том числе и сексуальные отношения:
а) верно;
б) трудно сказать;
в) неверно.
6. Когда вы сравниваете вашу семейную жизнь с семейной жизнью ваших друзей и знакомых, кажется:
а) что вы несчастнее других;
б) трудно сказать;
в) что вы счастливее других.
7. Жизнь без семьи, без близкого человека — слишком дорогая цена за полную самостоятельность:
верно;
трудно сказать;
неверно.
8. Вы считаете, что без вас жизнь вашего супруга (вашей супруги) была бы неполноценной:
а) да, считаю;
б) трудно сказать;
в) нет, не считаю.
9. Большинство людей в какой-то мере обманываются в своих ожиданиях относительно брака:
а) верно;
б) трудно сказать;
в) неверно.
10. Только множество различных обстоятельств мешает подумать вам о разводе:
а) верно;
б) не могу сказать;
в) неверно.
11. Если бы вернулось время, когда вы вступали в брак, то вашим мужем (женой) мог бы стать:
а) кто угодно, только не теперешний супруг (супруга);
б) трудно сказать;
в) возможно, что именно теперешний супруг (супруга).
12. Вы гордитесь, что такой человек, как ваш супруг (супруга), рядом с вами:
а) верно;
б) трудно сказать;
в) неверно.
13. К сожалению, недостатки вашего супруга (супруги) часто перевешивают его достоинства:
а) верно;
б) затрудняюсь сказать;
в) неверно.
14. Основные помехи для счастливой супружеской жизни кроются:
а) скорее всего в характере вашего супруга (супруги);
б) трудно сказать;
в) скорее в вас самих.
15. Чувства, с которыми вы вступали в брак:
а) усилились;
б) трудно сказать;
в) ослабли.
16. Брак притупляет творческие возможности человека:
а) верно;
б) трудно сказать;
в) неверно.
17. Можно сказать, что ваш супруг (супруга) обладает такими достоинствами, которые компенсируют его недостатки:
а) согласен;
б) нечто среднее;
в) не согласен.
18. К сожалению, в вашем браке не все обстоит благополучно с эмоциональной поддержкой друг друга:
а) верно;
б) трудно сказать;
в) неверно.
19. Вам кажется, что ваш супруг (супруга) часто делает глупости, говорит невпопад, неуместно шутит:
а) верно;
б) трудно сказать;
в) неверно.
20. Жизнь в семье, как вам кажется, не зависит от вашей воли:
а) верно;
б) трудно сказать;
в) неверно.
21. Ваши семейные отношения не внесли в жизнь того порядка и организованности, которых вы ожидали:
а) верно;
б) трудно сказать;
в) неверно.
22. Неправ тот, кто считает, что именно в семье человек меньше всего может рассчитывать на уважение:
а) согласен;
б) трудно сказать;
в) не согласен.
23. Как правило, общество вашего супруга (супруги) доставляет вам удовольствие:
а) верно;
б) трудно сказать;
в) неверно.
24. По правде сказать, в вашей супружеской жизни нет и не было ни одного светлого момента:
а) верно;
б) трудно сказать;
в) неверно.
Ключ
1в, 2в, За, 4в, 5в, 6в, 7а, 8а, 9в, 10в, Ив, 12а, 13в, 14в, 15а, 1бв, 17а, 18в, 19в, 20в, 21в, 22а, 23а, 24в.
Приложение 2
Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири
Диагностическая цель: Методика предназначена для изучения стиля и структуры межличностных отношений и их особенностей, а также исследования представлений испытуемого о себе, своем идеальном «Я», отношения к самому себе. Методика позволяет выявить зоны конфликтов испытуемого.
Опросник разработан Тимоти Лири в 1957 году и представляет собой модифицированный вариант интерпесональной диагностики Т. Лири. Теоретический подход, который лег в основу разработки методики, базируется на представлении о важной роли оценок и мнения значимых для субъекта окружающих, под влиянием которых происходит формирование личности субъекта. В процессе взаимодействия с окружением личность проявляется в стиле межличностного поведения. Реализуя потребность в общении, человек соотносит свое поведение с оценками значимых других.
Основываясь на том, что личность проявляется в поведении, актуализированном в процессе взаимодействия с окружающими Т. Лири выделил 8 общих и 16 более конкретизированных вариантов межличностного взаимодействия, которые представил в виде круговой психограммы (дискограммы). В основе горизонтальной и вертикальной осей дискограммы лежит два фактора: доминирование — подчинение, дружелюбие — агрессия. Поскольку именно эти факторы определяют общее впечатление о человеке в процессах межличностного восприятия.
Схема Т. Лири основана на предположении, что чем ближе результаты испытуемого к центру окружности, тем сильнее взаимосвязь этих двух переменных. Расстояние полученных показателей от центра окружности указывает на адаптивность или экстремальность интерперсонального поведения.
Опросник составлен соответственно выделенным типам межличностного поведения и представляет собой набор из 128 простых лаконичных характеристик-эпитетов, которые группируются по 16 вопросов в 8 октантах, отражающих различные психологические профили. Методика может быть представлена испытуемому списком или на отдельных карточках.
Т. Лири
предлагал использовать методику в
нескольких вариантах: для самооценки
(реальное «Я»), для описания идеального
«Я», для изучения поведения в
оценке окружающих («со стороны»). В
соответствии с этими уровнями меняется
инструкция для ответа. Человеку предлагается
указать те утверждения, которые
соответствуют его
Контингент: методика предназначена для людей старше 18 лет без ограничений по образовательным, социальным и профессиональным признакам.
Инструкция может быть составлена следующим образом: «Перед вами набор характеристик. Прочтите каждую и отметьте знаком «+» те, которые соответствуют вашему представлению о себе. Будьте внимательны, старайтесь отвечать как можно более точно и правдиво».
Текст опросника
Какой вы человек?
Обработка результатов
После того как испытуемый оценит себя, подсчитываются баллы, по каждому из восьми октантов диско-граммы. Каждый плюс оценивается в 1 балл, утверждения, но помеченные знаком, не учитываются (оцениваются в 0 баллов).
Ключ:
1-й октант: вопросы 1-4, 33-36, 65-68, 97-100;
2-й октант: вопросы 5-8, 37-40, 69-72,101-104;
3-й октант: вопросы 9-12, 41-44, 73-76, 105-108;
4-й октант: вопросы 13-16, 45-48
5-й октант: вопросы 17—20, 49—52
6-й октант: вопросы 21—24, 53-56
7-й октант: вопросы 25—28, 57—60
8-й октант: вопросы 29-32, 61—64
Максимальная оценка уровня разделена на четыре степени выраженности отношения:
Адаптивное поведение |
0-4 балла (низкая степень) 5-8 баллов (умеренная степень) |
Экстремальное поведение |
9 -12 баллов (высокая степень) |
Экстремальное поведение (трудности социальной адаптации) |
13-16 баллов (экстремальная степень) |
Полученные
количественные показатели по каждому
из октантов от 0 до 16 переносятся на
дискограмму. На соответствующей номеру
октант-координате, на уровне, соответствующем
полученным баллам, проводятся дуги. Отделенная
дугой внутренняя часть октанта
заштриховывается. После того как
отмечены все полученные при обследовании
результаты и заштрихована внутренняя,
центральная часть круга
Шкала лжи: если на дискограмме нет октантов, заштрихованных выше 4 баллов, то данные сомнительны в плане их достоверности себя откровенно.
Рис. 12. Графический «профиль личности» (пример построения дискограммы)
Затем (после построения дискограммы) по двум специальным формулам определяются показатели по двум основным факторам: доминирование и дружелюбие.
Доминирование: (I — V) + 0,7 х (III + II — IV — VI).
Дружелюбие: (VII — III) + 0,7 х (VIII — II — IV + + VI).
Поскольку показатели определяются по факторам доминирование, дружелюбие, о наличии противоположных тенденций будет свидетельствовать результат с отрицательным знаком.
Интерпретация результатов
В целом интерпретация данных должна ориентироваться на преобладание одних показателей над другими и в меньшей степени — на абсолютные величины. Тем не менее, при интерпретации показателей учитываются:
Первые
четыре типа межличностных отношений
-1, 2, 3 и 4 —характеризуются преобладанием
неконформных тенденций и склонностью
к дезъюктивным (конфликтным) проявлениям
(3, 4), большей независимостью мнения,
упорством в отстаивании
Интерпретация по октантам и их количественным значениям
1. Авторитетный.
0-8 баллов:
Уверенный в себе, упорный, настойчивый,
может быть хорошим
9—12: Доминантный,
энергичный, успешный в делах,
любит давать советы, требует
к себе уважения, может быть
нетерпим к критике, ему
13-16: Властный,
диктаторский, деспотический характер,
всех поучает, дидактический
2. Независимый — доминирующий.
0—8 баллов:
Уверенный, независимый,
9—12: Самодовольный,
нарциссический, с выраженным чувством
собственного достоинства,
13—18: Стремится
быть над всеми,