Психофизиологические и психологические основы токсикомании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 18:45, курсовая работа

Описание

Цель исследования: выявить психофизиологические и психологические основы токсикомании.
Объект исследования: психофизиологические и психологические особенности.
Предмет исследования: психофизиологические и психологические основы для токсикомании подростков и взрослых.
Гипотеза исследования: строилась на предположении о том, что для токсикомании, есть психофизиологические и психологические основы в виде различных индивидуальных особенностей.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….......2
Глава I. Изучение проблемы токсикомании в психофизиологии и психологии……………………...............................................................................5
1.1 Что такое токсикомания?……..........................................................................5
1.2 Психофизиологические и физиологические основы и последствия токсикомании.…….………………………………………………………......….11
1.3 Психические основы и последствия токсикомании…………………….....20
1.4. Профилактика токсикомании………………………………………………28
Вывод…………………………………………………………………..……..…..32
Заключение……………………………………………………………………….33
Список литературы……………………

Работа состоит из  1 файл

курсач таксикоман.docx

— 65.33 Кб (Скачать документ)

     Огрубление  личности с нивелировкой понятий  добра и зла, а- и антисоциальными  тенденциями, утратой интереса к  учебе и общественно полезному  труду.

     Расторможение ”низших” влечений.

     Психический инфантилизм.

     Имеются симптомы, наиболее характерные для  раннего гебоида (наблюдающегося у  детей 11-13 лет), и в частности , так  называемый “бред семейной ненависти”. Данный симптом проявляется в  некорригируемом негативном отношении  ребенка фактически к любым действиям  родственников в отношении себя [17, 60-62 c.].

     Как показал опыт работы клиники детской  и подростковой наркологии научно-исследовательского института наркологии Минздрава  Российской Федерации, в поле зрения врача психиатра-нарколога чаще всего попадают больные с гебоидным  синдромом, наблюдающимся вне рамок  шизофренического процесса, но обнаруживающие неврологическую микроорганическую  симптоматику. В то же время, обычно нерезко выраженные в преморбидном периоде признаки гебоидного синдрома усиливаются при присоединении  наркотизации. По мнению авторов, при  наркоманиях гебоидный синдром  служит как этиологическим фактором в отношении потребления ПАВ (в  частности, такие проявления упомянутого  симптомокомплекса, как анти- и асоциальность, расторможенность влечений, реже психический  инфантилизм), так и следствием нарастающей  токсической энцефалопатии и  психогенного анормального развития личности наркомана (в понимании К. Биндера). Необходимо отметить, что анти- и асоциальность, расторможенность влечений, отдельные проявления психического инфантилизма как предикторы наркомании могут встречаться нередко вне рамок гебоидного синдрома, как монорасстройства или особенности личности. В частности, анти- и асоциальные тенденции могут наблюдаться в рамках анормального развития личности (в понимании К. Биндера) при формировании “краевой” психопатии (как правило, возбудимого или истеро-возбудимого типа). Эти же личностные особенности могут наблюдаться в рамках “ядерной” психопатии или соответствующей акцентуации личности (в понимании К. Леонгарда), а также при психоорганическом синдроме. Во всех случаях также следует исключить вероятность шизофренического процесса. Клиника упомянутого феномена достаточно хорошо описана многими исследователями, и поэтому в силу необходимости сжатого изложения материала в данном пособии не излагается. Целесообразно подчеркнуть, что в период упадка духовных ценностей, характерного для пореформенной России, частота анти- и асоциальных тенденций и соответственно их роль как этиологических факторов наркомании у несовершеннолетних закономерно возрастает. Граничат с анти- и асоциальными тенденциями детско-подростковые реакции протеста против значимых для личности и переживаемых как негативные явлений повседневной жизни. Такой протест может быть направлен как против неблагоприятной семейной обстановки (например, в случае пьянства отца или матери, низкого материального достатка в семье), так и против объективно существующей в настоящее время общей девальвации духовных ценностей (последнее нередко не осознается и субъективно переживается в виде отрицательных эмоциональных реакций на повседневные явления жизни) [9, 130-139 c.].

     Вопрос  о собственно расторможенности влечений в узком смысле этого термина  вне рамок гебоидного синдрома сложен. При изучении преморбидных особенностей личности несовершеннолетних, больных  наркоманиями, мы выделили две основные группы пациентов с упомянутым феноменом:

     Расторможение влечений у “гедонических” личностей, то есть у пациентов, основным стимулом поведения у которых в преморбидном периоде было получение” гедонических”  переживаний: пищевых, сексуальных  и т.п. К прочим наслаждениям такие  подростки нередко прибавляют себе эффект от потребления наркотиков.

     Расторможение влечений у пациентов с преморбидно  имеющим место психоорганическим  синдромом (как правило, резидуального  генеза).

     Среди проявлений психического инфантилизма, умеренно выраженные признаки которого по существу являются нормой у несовершеннолетних (по мнению некоторых исследователей, даже до 30% и более лиц из числа  взрослого населения имеют в  качестве неболезненных личностных особенностей признаки психического инфантилизма, (цит. по Ковалеву В.В., 1979), наиболее часто  в качестве предиктора наркоманий выступали  следующие:

     Потребность в ярких эмоциональных переживаниях.

     Робость и нерешительность (признается как  симптом психического инфантилизма не всеми исследователями).

     У робких и нерешительных детей  и подростков часто наблюдается  психологическая зависимость от более старших и волевых знакомых. В условиях, когда сбыт наркотиков приносит сверхприбыль, несовершеннолетние с выраженными чертами робости  и нерешительности нередко под  давлением знакомых, имеющих выраженные волевые особенности характера  и вовлеченных в сферу наркобизнеса, начинают потребление наркотиков.

     В случае, если гипертрофированные черты  психического инфантилизма, упомянутые выше, сочетаются с явлениями задержки психического развития или “амбулаторными”  формами олигофрении, риск приобщения к систематической наркотизации значительно возрастает.

     Тревожно  – мнительные черты характера, являющиеся основой так называемой психастении, также в случае своей значительной выраженности могут быть предикторами систематической наркотизации. В  данном случае наркотики приобретают  коммуникативную и транквилизирующую (вернее заменяющую ее эйфоризирующую) функции. Чем более выражены тревожно-мнительные черты, тем менее уверенно чувствует  себя ребенок (подросток) среди сверстников, тем более он нуждается в психологической  поддержке. Не получая ее в должной  степени, он нередко прибегает к  “химической” поддержке, которую ему  охотно предоставляют торговцы наркотиками [16, 20 c.].

     Нередко наркомании наблюдаются у подростков с высокими интеллектуальными возможностями, превосходящими зачастую интеллект  большинства сверстников. При этом личность может развиваться в  преморбидном периоде вполне гармонично, отношения в семье и со сверстниками могут быть достаточно благоприятными. Здесь речь идет о случаях, когда  наркомания развивается как будто  на фоне полного психологического и  психиатрического благополучия. По мнению авторов, причиной начала наркотизации в этих случаях нередко служит “информационная недостаточность“ (близкая или тождественная психологическому понятию “сенсорная депривация”). Психологические механизмы начала наркотизации заключаются в том, что окружающие микросоциальные  условия не предоставляют хорошо развитому интеллектуально индивиду достаточных оснований для эмоционального и интеллектуального насыщения. Процесс жизни в этих случаях  воспринимается субъективно индивидом  как “скучный”. Поиски насыщения  эмоциональной сферы и повышения  интеллектуальной нагрузки здесь нередко  провоцируют потребление “интеллектуальных” наркотиков (кокаин) или синтетических  опиоидов. Врач психиатр-нарколог в  подобной ситуации нередко встречается  с “идейными” наркоманами, интеллектуально  воспринимающими наркотики как  высшее благо [11, 114 c.].

     Существенную  роль в приобщении к потреблению  ПАВ нередко играют детско-подростковые реакции подражания. По нашему мнению, в основе этих реакций могут иметь  место различные особенности  личности, большинство из которых  перечислено в настоящем пособии.

     Разумеется, в данном разделе мы перечислили  не все психологические и психиатрические  предикторы наркомании у несовершеннолетних. Данный вопрос до настоящего времени  не является достаточно изученным и  нуждается в дальнейшем исследовании. Однако, по нашему мнению, в настоящем  пособии освещены основные аспекты  вопроса о психологических и  психиатрических причинах приобщения несовершеннолетних к потреблению  наркотиков, которые могут заинтересовать практического врача.

     В заключении данной части работы следует  отметить, что в поле зрения врача  психиатра-нарколога, работающего с  несовершеннолетними больными наркоманиями, относительно редко попадают пациенты, обнаруживающие в преморбидном периоде:

     Идиопатическую (“генуинную”) эпилептическую болезнь  с судорожными стигматами , ранним началом и соответствующими изменениями  личности.

     Бредовые  психозы.

     Галлюцинаторные расстройства.

     Склонность  к систематическому злоупотреблению  алкоголем.

     Формирующиеся паранойяльные черты характера  с гиперсоциальным радикалом.

     Выраженные  проявления “рафинированной” ипохондрии.

     Синдромы  странных увлечений или метафизической интоксикации (в понимании В.В. Ковалева) [12, 45-50 c.]. 

 

      1.4 Профилактика токсикомании 

     Профилактика  особенно важна среди подростков и лиц молодого возраста, которые  более подвержены злоупотреблению  различными лекарственными препаратами, часто в сочетании с алкоголем. Потребление «одурманивающих» средств, как правило, носит групповой  характер.

     Ведущее значение в предупреждении токсикомании имеет первичная профилактика. Система  первичной профилактики должна включать активную антиалкогольную и антинаркотическую  пропаганду; выявление среди молодежи, особенно учащихся, лиц со склонностью  к употреблению токсикоманических  веществ, и выделение их в группу повышенного риска; регулярное их обследование и проведение разъяснительных мероприятий.

     Важное  значение имеет выделение групп  повышенного риска, к которым  прежде всего могут быть отнесены подростки с отягощенной наследственностью (хронический алкоголизм, токсико- и  наркомании, психические болезни  у родителей или близких родственников), с признаками патологии характера.

     Следует учитывать, что наиболее часто первичная  наркотизация проходит в виде «экспериментов», отражающих возрастную психологическую  специфику подростков, — активные поиски форм самоутверждения через  «особое», «интересное» Время провождение («необычное», «рискованное», «взрослое» и т. п.). Основными мотивами этих поисков являются также любопытство, подражание (лидерам, группе), подчинение, стремление к нахождению своего места в группе, иногда протест против «норм взрослого поведения». Это происходит обычно при отсутствии подлинных, эмоционально ярко окрашенных интересов, духовных ценностей, навыков в организации досуга, четких позитивных социальных установок. Такие личностные и поведенческие особенности свойственны подросткам, относящимся к группе повышенного риска. Именно среди них могут быть выделены подростки и лица более старшего возраста с определенной готовностью к наркотизации, которую обусловливают низкая устойчивость к психическим «перегрузкам», стрессам, сниженная приспособляемость к новым сложным ситуациям, непереносимость конфликтов; выраженная напряженность, тревожность, неуверенность в себе, низкая самооценка, трудности в сфере общения; импульсивность, в частности со стремлением к получению удовольствия, новых ощущений, приятных и даже неприятных, как можно быстрее и любым путем; психическая и социальная незрелость, недостаточное усвоение общественных норм поведения, постоянная избыточная зависимость от других, подчиняемость, готовность следовать за отрицательными лидерами, в том числе готовность к криминальному поведению [8, 50 c.].

     Профилактика  – общесоциальная задача, решаемая многими службами общества; включает воспитательные, ограничительные мероприятия  и наказание за распространение (приготовление, сбыт, вовлечение несовершеннолетних) наркотических веществ.

     Медицинская профилактика включает санитарное просвещение, контроль за назначением наркотиков и наркотически действующих медикаментов (строгое соблюдение показаний, кратковременность, контроль за дозой, чередование препаратов во избежание привыкания), своевременное  выявление случаев злоупотребления (первичная профилактика), контроль за ремиссией после лечения, предупреждение рецидива (вторичная профилактика).

     На  начальном периоде употребления бывает достаточно изолировать молодого человека от компании, которая подталкивает его к одурманиванию. Но если зависимость  – токсикомания – уже сформировалась, необходимо стационарное лечение. Психиатр-нарколог проведет курс дезинтоксикации, назначит подростку препараты для подавления патологического влечения к веществу и нормализации его психического и физического состояния.

     Полезными будут и занятия с психологом: молодой человек нуждается в  обучении новым способам поведения, ему необходима поддержка в поиске и выборе своего жизненного пути. Также желательно дать подростку информацию о вредных последствиях злоупотребления летучими растворителями. Можно «проиллюстрировать» рассказ показом результатов исследований интеллектуальных функций подобных больных по сравнению со здоровыми сверстниками.

     Но  самым действенным будет нахождение новых интересов и видов деятельности, которые помогут юноше или  девушке обрести статус в среде  ровесников, получить положительные  эмоции и удовлетворить потребность  в самореализации. 

 

      Вывод 

     Подводя итог анализу литературу по проблеме исследования нужно отметить следующее:

     Во-первых, необходимо сказать, что токсикомания – это психическое заболевание, которое вызывает психическое и физическое привыкание у человека. Эйфория вызывается приемом психоактивных летучих веществ, которые пагубно влияют, прежде всего, на целостность мозга и всего организма в целом.

     Во-вторых, возникновение пристрастия к  различного рода токсичным веществам  может происходить по различным  причинам, начиная с индивидуально  психологических и кончая бытовыми условиями проживания человека. Но эта зависимость хорошо диагностируется как окружающими токсикомана людьми, так и специалистами психологами, наркологами, психиатрами и т.д., а это значит, что помощь по возвращению человека в нормальное состояние произойдет быстрее.

Информация о работе Психофизиологические и психологические основы токсикомании